Чувство юмора является одним из важнейших качеств, необходимых тем, кто решил заняться духовным развитием. В этой статье мы попробуем разобраться, какие бонусы даёт ищущему чувство юмора. А также на наглядном примере покажем, к чему может привести отсутствие этого качества у людей, которые серьёзно увлечены духовностью.
Одно из самых удачных разъяснений о том что такое чувство юмора даёт Трунгпа Чогьям Ринпоче в своей книге «Преодоление духовного материализма». Юмор там представлен как умение рассмотреть ситуацию с разных сторон, не зацикливаясь на ней. Чогьям Трунгпа прямо указывает на то, что духовный человек неминуемо угодит в ловушку духовного материализма, если не станет относиться к духовности с юмором.
Для того чтобы понять, что Ринпоче прав, не нужно ехать далеко на восток и проводить годы в одном из дзенских монастырей. Наблюдательному человеку для этого не нужна даже вышеупомянутая книга. Просто взгляните на мать, которая со всей серьёзностью любит своего сына. Как правило, сын в данном случае окутывается божественным ореолом, муж отодвигается на второй план, а любой выпад в сторону любимого чада вызывает истерику, переходящую в агрессию. Подобным образом работает и ум духовного человека, нашедшего для себя в учении Будды, Христа, Кришны, Магомета, или любого другого гуру, непогрешимую Истину.
Стоит кому-то негативно высказаться по поводу любимого «божества» - и вот уже кулаки сжались, а на лице правоверного наблюдается оскал звериной ярости. Более продвинутые послушники и жрецы не так остро реагируют на критику собственного учения, предпочитая рукоприкладству словесные перепалки и высказываясь в духе: «Ты ещё пожалеешь о своих словах!». Обычно карателем в данном случае служит эгрегор, который должен осуществить месть на невидимом простому взору кармическом или энергетическом уровне. Однако подобный подход к спорам стал характерен для жрецов, когда церковь лишилась физической силы. Пару сотен лет назад еретик ответил бы за свои слова, что называется, «не отходя от кассы».
Кроме очевидного повода для агрессии, серьезность влечет за собой тяжесть мышления. Человек, который серьёзно относится к тому, что происходит в мире, будет находить сотни поводов для волнения в личной и общественной жизни, но никогда не начнет продвижение к внутренней тишине. Серьезное отношение к своему положению в обществе, тому как оценивают тебя другие люди, и что думают те, кто тебе небезразличен, становится поводом для целого массива личных драм, постоянно приковывающих внимание человека к внутреннему диалогу. Точно так же работает серьёзное отношение к бизнесу, работе, играм и любому роду мыслительной или физической деятельности, которые выдумало человечество.
В то же время человек, осознавший, что Ошо был прав, говоря о мире как об одной большой шутке, не становится идиотом, который как мужик из анекдота «всё время теперь в этой каске ходит и улыбается». Напротив, люди, которые могут посмеяться над любой из сторон своей жизни, максимально проникаются текущим моментом, понимая, что всё вокруг – игра, но не переставая играть в неё изо дня в день. Однако у человека, которому присуще чувство юмора, нет поводов для постоянного беспокойства, являющегося причиной умственного и физического напряжения.
Просто подумайте, что в вашей жизни не является поводом для смеха, и вы поймёте, в какие ловушки ума угодили. Чем строже отношение, тем сильнее сжался капкан. Разрушить стены ловушки может только смех, который украла у нас социальная система. Нечто подобное аллегорически описано в романе «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса. Там мальчик по имени Тим очень скоро понимает, что никакие богатства социума не могут заменить ему того звонкого и заразительного смеха, которым он встречал каждый новый день. Нам с вами, дорогие друзья, легче, ведь у нас смех никто не крал, мы сами отказались от этого средства встречи жизненных неурядиц, став адептами беспокойства и напряжения.
Для того чтобы понять, что Ринпоче прав, не нужно ехать далеко на восток и проводить годы в одном из дзенских монастырей. Наблюдательному человеку для этого не нужна даже вышеупомянутая книга. Просто взгляните на мать, которая со всей серьёзностью любит своего сына. Как правило, сын в данном случае окутывается божественным ореолом, муж отодвигается на второй план, а любой выпад в сторону любимого чада вызывает истерику, переходящую в агрессию. Подобным образом работает и ум духовного человека, нашедшего для себя в учении Будды, Христа, Кришны, Магомета, или любого другого гуру, непогрешимую Истину.
Стоит кому-то негативно высказаться по поводу любимого «божества» - и вот уже кулаки сжались, а на лице правоверного наблюдается оскал звериной ярости. Более продвинутые послушники и жрецы не так остро реагируют на критику собственного учения, предпочитая рукоприкладству словесные перепалки и высказываясь в духе: «Ты ещё пожалеешь о своих словах!». Обычно карателем в данном случае служит эгрегор, который должен осуществить месть на невидимом простому взору кармическом или энергетическом уровне. Однако подобный подход к спорам стал характерен для жрецов, когда церковь лишилась физической силы. Пару сотен лет назад еретик ответил бы за свои слова, что называется, «не отходя от кассы».
Кроме очевидного повода для агрессии, серьезность влечет за собой тяжесть мышления. Человек, который серьёзно относится к тому, что происходит в мире, будет находить сотни поводов для волнения в личной и общественной жизни, но никогда не начнет продвижение к внутренней тишине. Серьезное отношение к своему положению в обществе, тому как оценивают тебя другие люди, и что думают те, кто тебе небезразличен, становится поводом для целого массива личных драм, постоянно приковывающих внимание человека к внутреннему диалогу. Точно так же работает серьёзное отношение к бизнесу, работе, играм и любому роду мыслительной или физической деятельности, которые выдумало человечество.
В то же время человек, осознавший, что Ошо был прав, говоря о мире как об одной большой шутке, не становится идиотом, который как мужик из анекдота «всё время теперь в этой каске ходит и улыбается». Напротив, люди, которые могут посмеяться над любой из сторон своей жизни, максимально проникаются текущим моментом, понимая, что всё вокруг – игра, но не переставая играть в неё изо дня в день. Однако у человека, которому присуще чувство юмора, нет поводов для постоянного беспокойства, являющегося причиной умственного и физического напряжения.
Просто подумайте, что в вашей жизни не является поводом для смеха, и вы поймёте, в какие ловушки ума угодили. Чем строже отношение, тем сильнее сжался капкан. Разрушить стены ловушки может только смех, который украла у нас социальная система. Нечто подобное аллегорически описано в романе «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса. Там мальчик по имени Тим очень скоро понимает, что никакие богатства социума не могут заменить ему того звонкого и заразительного смеха, которым он встречал каждый новый день. Нам с вами, дорогие друзья, легче, ведь у нас смех никто не крал, мы сами отказались от этого средства встречи жизненных неурядиц, став адептами беспокойства и напряжения.
Обсуждения Развитие и юмор