Иногда глубинное желание человека находится прямо на поверхности его личности, так, что его может видеть каждый, - в то время, как сам человек убежден, что оно настолько спрятано, что он сам едва его осознает. Из таких печальных абсурдностей состоят человеческие трагедии.
![Великий пост 2012 Великий пост 2012](http://i.sunhome.ru/religion/34/velikii-post-2012.l.jpg)
Или мы строим финансовые империи, или позорно капитулируем перед зависимостями, и это весьма детский способ бегства от обеих наших сущностей - истинного "я" и ложного "я" - от любого из наших "я".
Пытаясь справиться с этим, мы не должны недооценивать то, как глубоки человеческие страдания, и как широко они распространены.
"Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк 5, 31-32)
Любая утрата подлинности в нас порождает упадок души, и его симптомы мы должны распознать самостоятельно, будь то страх, гнев, печаль или ложное желание. Мы можем винить окружающих в том, что они спекулируют на нашем чувстве вины, но точно также нас ослабляет и каждое наше ощущение стыда или поражения, удерживаемые внутри.
Чем скорее мы вытащим все это на свет, тем лучше, и медитация начинает действовать таким образом с первого же дня. Только начиная смотреть на вещи проще, мы действительно видим, что Бог - не внешний судья и каратель, но врачеватель и друг.
Метафоры могут иметь свои изъяны, но они приобретают реальность в нашем личном опыте. Только в открытии нового внутреннего континента любви человеческий стыд и страх тают в своей собственной ничтожности.
ПЯТНИЦА ПОСЛЕ ПЕПЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (24 ФЕВРАЛЯ)
Девятилетний мальчик, с нетерпением ожидающий возможности рассказать, что он пробежал "марафон" в рекордное время. Девяностолетняя женщина, смотрящая на тех, кого любит, уже не имея сил участвовать в их жизни или отвечать на общение, закрывает глаза в изнеможении. Диапазон состояний человеческого сознания настолько же широк, насколько разнообразны культуры и обычаи, существующие во всем мире. Сегодня мы можем жаждать нового опыта и достижений, а завтра мы уже абсолютно безразличны ко всему.
Пост необходим тогда, когда жених отсутствует, а не когда он с нами, говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии. Но опять же, противоположности встречаются в одной точке.
Мы хотим получить все, но равным образом мы хотим и все утратить, чтобы стать необремененными и свободными. Подобное противоречие причиняет нам масссу страданий и вводит в замешательство, до тех пор, пока мы не осознаем эти противоположности сторонами одной медали. В сущности они являются одним и тем же желанием - или скорее потребностью, более глубинной, чем что-либо из того, что мы привыкли называть желаниями. Удовлетворяя эту потребность, мы покидаем орбиту желаний и разочарований. Тут нет ничего от эгоистической, холодной отстраненности - это тест на подлинность любви за гранью привязанности.
Обучение медитации начинается с вопроса, как медитировать. Это поразительно просто, и кривая обучения приходит к согласию с этой простотой. Это нечто большее, нежели саморазвитие или самопознание. Простота проецирует нас за рамки этих ограниченных форм знания и озаряя жизнь, превращает ее в паломничество. Наш путь - это не самоанализ, а самотрансценденция, в которой, как сказал Джон Мейн, необходимо мужество, позволяющее оторвать внимание от себя, оставив зацикленность на собственных достижениях.
Пост и медитация развивают это мужество, подобно марафону, начинающемуся с первой мили.
ЧЕТВЕРГ ПОСЛЕ ПЕПЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (23 ФЕВРАЛЯ)
Отсчет дней. Дети занимаются этим в ожидании какого-то события. Заключенные - снося лишение свободы. Также поступают и духовные паломники - по-детски, и потому, что влюблены в свободу.
Начался отсчет Великого Поста. Это искусственное средство - оно кажется нам более естественным, в силу своей древности - позволяющее ощутить большую ясность относительно времени и относительно вечности, которая не менее самого времени присутствует здесь и сейчас. Это можно назвать "вкусом вечности" - время, пронизанное ярким осознанием сакрального в обыденном. Обыденному, повседневному уму необходимо время для того, чтобы ощутить динамику перемен, которую неуклонно порождает медитация в глубинах нашего существа.
Именно поэтому не так уж важно, чувствуем мы что-либо или не чувствуем во время нашей духовной практики. Иногда мы видим ее значение и преисполняемся энтузиазма. Иногда она может показаться глупой растратой времени. Но глубинное, ясное сознание, чистое сердце открывает нам всю правду.
Какую бы Великопостную практику вы бы не избрали, она, как и медитация, не требует от вас перфекционизма или обязательного достижения успеха. Давайте уберем все это из нашего уравнения с первого же дня. Мы все порой терпим поражение. Каждый начинает, останавливается и затем начинает вновь. Все, что имеет значение, - это верность, возвращение. Верность учит нас дисциплине. Дисциплина освобождает нас от эго и выводит нас за грань себя самих в абсолютное сознание, абсолютную чистоту, и, в результате, абсолютную любовь.
ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА (22 ФЕВРАЛЯ)
"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры" (Мф 6, 16)
Пост является возможностью протестировать нашу аутентичность. Очень легко незаметно и постепенно удаляться от истины, все больше погружаясь в собственное воображение и низводя практику до ролевой игры, совершаемой с той целью, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих. И каким облегчением должен стать возврат к нашему истинному "я", к принятию себя даже тогда, когда мы находим в себе ошибочность, неверие и прочие несовершенства. Нам не стоит оправдываться, нужно просто быть честными.
В этой проверке реальности нам может помочь специальный инструмент - та практика, которую мы принимаем на весь период поста. И в этом вопросе мы обращаемся к традиционным видам духовной практики - к молитве, благотворительности и аскетическому самоограничению.
Желая охватить все основы мы начинаем с молитвы. Стараемся укрепить дисциплину двух ежедневных медитаций. Обновляем наши духовные обязательства и выравниваем собственное к ним отношение. Добавляем в свой распорядок ежедневное чтение Писания. Помним о милостыне для тех, кто в ней нуждается - не только в материальном смысле, но и в эквиваленте нашего времени, внимания и добрых дел. Затем самоограничение - отпускаем все то, что в глубине души ощутили чрезмерным, иллюзорным или несбаллансированным.
Если вся наша практика осуществляется исходя из правильных мотиваций и в верном направлении, есть ли повод для мрачности? Все, что составляет корректную духовную практику, направлено на то, чтобы сделать пост временем, исполненным улыбок.
Великий Пост - время очищения и прояснения духовных смыслов, выявления тех наших привычек или моделей поведения, которые могут стать причиной их загрязнения. Средством для этого являются упражнения, за которые мы беремся в этот период года. Это время - не для самобичевания и самоподавления.
Человеческая психика слишком хрупка для этого - особенно сегодня. Но когда друг собирается с силами, чтобы сказать вам то, что вам не хотелось бы услышать, указать вам на ваши проступки, нечестность и вину, разве вы (в конце концов) не начинаете чувствовать благодарность за проявление любви и заботы о вас? Это не осуждение, а "раскаяние", необходимое для ускорения нашего духовного путешествия. Раскаяние не подразумевает чувства вины, которое является растратой нашего времени и духа. Раскаиваться - значит быть честным, проницательным и достаточно храбрым, чтобы сменить направление.
Перед сменой направления лучше всего сделать паузу. Пост - это период, когда мы прежде всего уделяем больше времени, чем обычно думаем, что можем себе позволить, механике нашей духовной жизни. Мы должны не сдаваться, а продолжать действовать, в той или иной мере. Иногда мы можем найти хороший баланс между двумя крайностями: меньше времени смотреть телевизор, чтобы больше читать; раньше ложиться спать - и раньше вставать, чтобы медитировать; слушать новости только один раз в день, но чаще совершать молитву по Бревиарию; питаться с меньшей жадностью, но с большей пользой; вести более здоровый образ жизни и коммуникаций.
Конечно, благие намерения намного более устойчивы, когда они реальны. Перед сменой направления лучше постепенно замедлить движение, иначе вы просто можете войти в штопор. Цель великопостной дисциплины - обратить вспять процесс отторжения нашей истинной сути, происходящий явно или скрыто, и высвободить опыт познания обращенной к нам любви, позволить этому опыту возрастать и охватывать нас. Это знание (каким бы образом оно не приходило к нам) в сущности и является "познанием Бога". Всякий момент смены действия - это момент покоя, поэтому - "Остановитесь и познайте, что Я - Бог" (Пс. 45, 11)
О.ЛОРЕНС ФРИМЕН OSB "ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2012"
Пытаясь справиться с этим, мы не должны недооценивать то, как глубоки человеческие страдания, и как широко они распространены.
"Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк 5, 31-32)
Любая утрата подлинности в нас порождает упадок души, и его симптомы мы должны распознать самостоятельно, будь то страх, гнев, печаль или ложное желание. Мы можем винить окружающих в том, что они спекулируют на нашем чувстве вины, но точно также нас ослабляет и каждое наше ощущение стыда или поражения, удерживаемые внутри.
Чем скорее мы вытащим все это на свет, тем лучше, и медитация начинает действовать таким образом с первого же дня. Только начиная смотреть на вещи проще, мы действительно видим, что Бог - не внешний судья и каратель, но врачеватель и друг.
Метафоры могут иметь свои изъяны, но они приобретают реальность в нашем личном опыте. Только в открытии нового внутреннего континента любви человеческий стыд и страх тают в своей собственной ничтожности.
ПЯТНИЦА ПОСЛЕ ПЕПЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (24 ФЕВРАЛЯ)
Девятилетний мальчик, с нетерпением ожидающий возможности рассказать, что он пробежал "марафон" в рекордное время. Девяностолетняя женщина, смотрящая на тех, кого любит, уже не имея сил участвовать в их жизни или отвечать на общение, закрывает глаза в изнеможении. Диапазон состояний человеческого сознания настолько же широк, насколько разнообразны культуры и обычаи, существующие во всем мире. Сегодня мы можем жаждать нового опыта и достижений, а завтра мы уже абсолютно безразличны ко всему.
Пост необходим тогда, когда жених отсутствует, а не когда он с нами, говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии. Но опять же, противоположности встречаются в одной точке.
Мы хотим получить все, но равным образом мы хотим и все утратить, чтобы стать необремененными и свободными. Подобное противоречие причиняет нам масссу страданий и вводит в замешательство, до тех пор, пока мы не осознаем эти противоположности сторонами одной медали. В сущности они являются одним и тем же желанием - или скорее потребностью, более глубинной, чем что-либо из того, что мы привыкли называть желаниями. Удовлетворяя эту потребность, мы покидаем орбиту желаний и разочарований. Тут нет ничего от эгоистической, холодной отстраненности - это тест на подлинность любви за гранью привязанности.
Обучение медитации начинается с вопроса, как медитировать. Это поразительно просто, и кривая обучения приходит к согласию с этой простотой. Это нечто большее, нежели саморазвитие или самопознание. Простота проецирует нас за рамки этих ограниченных форм знания и озаряя жизнь, превращает ее в паломничество. Наш путь - это не самоанализ, а самотрансценденция, в которой, как сказал Джон Мейн, необходимо мужество, позволяющее оторвать внимание от себя, оставив зацикленность на собственных достижениях.
Пост и медитация развивают это мужество, подобно марафону, начинающемуся с первой мили.
ЧЕТВЕРГ ПОСЛЕ ПЕПЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (23 ФЕВРАЛЯ)
Отсчет дней. Дети занимаются этим в ожидании какого-то события. Заключенные - снося лишение свободы. Также поступают и духовные паломники - по-детски, и потому, что влюблены в свободу.
Начался отсчет Великого Поста. Это искусственное средство - оно кажется нам более естественным, в силу своей древности - позволяющее ощутить большую ясность относительно времени и относительно вечности, которая не менее самого времени присутствует здесь и сейчас. Это можно назвать "вкусом вечности" - время, пронизанное ярким осознанием сакрального в обыденном. Обыденному, повседневному уму необходимо время для того, чтобы ощутить динамику перемен, которую неуклонно порождает медитация в глубинах нашего существа.
Именно поэтому не так уж важно, чувствуем мы что-либо или не чувствуем во время нашей духовной практики. Иногда мы видим ее значение и преисполняемся энтузиазма. Иногда она может показаться глупой растратой времени. Но глубинное, ясное сознание, чистое сердце открывает нам всю правду.
Какую бы Великопостную практику вы бы не избрали, она, как и медитация, не требует от вас перфекционизма или обязательного достижения успеха. Давайте уберем все это из нашего уравнения с первого же дня. Мы все порой терпим поражение. Каждый начинает, останавливается и затем начинает вновь. Все, что имеет значение, - это верность, возвращение. Верность учит нас дисциплине. Дисциплина освобождает нас от эго и выводит нас за грань себя самих в абсолютное сознание, абсолютную чистоту, и, в результате, абсолютную любовь.
ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА (22 ФЕВРАЛЯ)
"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры" (Мф 6, 16)
Пост является возможностью протестировать нашу аутентичность. Очень легко незаметно и постепенно удаляться от истины, все больше погружаясь в собственное воображение и низводя практику до ролевой игры, совершаемой с той целью, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих. И каким облегчением должен стать возврат к нашему истинному "я", к принятию себя даже тогда, когда мы находим в себе ошибочность, неверие и прочие несовершенства. Нам не стоит оправдываться, нужно просто быть честными.
В этой проверке реальности нам может помочь специальный инструмент - та практика, которую мы принимаем на весь период поста. И в этом вопросе мы обращаемся к традиционным видам духовной практики - к молитве, благотворительности и аскетическому самоограничению.
Желая охватить все основы мы начинаем с молитвы. Стараемся укрепить дисциплину двух ежедневных медитаций. Обновляем наши духовные обязательства и выравниваем собственное к ним отношение. Добавляем в свой распорядок ежедневное чтение Писания. Помним о милостыне для тех, кто в ней нуждается - не только в материальном смысле, но и в эквиваленте нашего времени, внимания и добрых дел. Затем самоограничение - отпускаем все то, что в глубине души ощутили чрезмерным, иллюзорным или несбаллансированным.
Если вся наша практика осуществляется исходя из правильных мотиваций и в верном направлении, есть ли повод для мрачности? Все, что составляет корректную духовную практику, направлено на то, чтобы сделать пост временем, исполненным улыбок.
Великий Пост - время очищения и прояснения духовных смыслов, выявления тех наших привычек или моделей поведения, которые могут стать причиной их загрязнения. Средством для этого являются упражнения, за которые мы беремся в этот период года. Это время - не для самобичевания и самоподавления.
Человеческая психика слишком хрупка для этого - особенно сегодня. Но когда друг собирается с силами, чтобы сказать вам то, что вам не хотелось бы услышать, указать вам на ваши проступки, нечестность и вину, разве вы (в конце концов) не начинаете чувствовать благодарность за проявление любви и заботы о вас? Это не осуждение, а "раскаяние", необходимое для ускорения нашего духовного путешествия. Раскаяние не подразумевает чувства вины, которое является растратой нашего времени и духа. Раскаиваться - значит быть честным, проницательным и достаточно храбрым, чтобы сменить направление.
Перед сменой направления лучше всего сделать паузу. Пост - это период, когда мы прежде всего уделяем больше времени, чем обычно думаем, что можем себе позволить, механике нашей духовной жизни. Мы должны не сдаваться, а продолжать действовать, в той или иной мере. Иногда мы можем найти хороший баланс между двумя крайностями: меньше времени смотреть телевизор, чтобы больше читать; раньше ложиться спать - и раньше вставать, чтобы медитировать; слушать новости только один раз в день, но чаще совершать молитву по Бревиарию; питаться с меньшей жадностью, но с большей пользой; вести более здоровый образ жизни и коммуникаций.
Конечно, благие намерения намного более устойчивы, когда они реальны. Перед сменой направления лучше постепенно замедлить движение, иначе вы просто можете войти в штопор. Цель великопостной дисциплины - обратить вспять процесс отторжения нашей истинной сути, происходящий явно или скрыто, и высвободить опыт познания обращенной к нам любви, позволить этому опыту возрастать и охватывать нас. Это знание (каким бы образом оно не приходило к нам) в сущности и является "познанием Бога". Всякий момент смены действия - это момент покоя, поэтому - "Остановитесь и познайте, что Я - Бог" (Пс. 45, 11)
О.ЛОРЕНС ФРИМЕН OSB "ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2012"
Обсуждения Великий пост 2012