Вы начинаете искать в себе то, что живёт независимо от тела и обстоятельств жизни, что не является результатом общепринятых идей, усвоенных вами, языка, на котором вы говорите, обычаев страны или века, в котором вы живёте.
Вы должны найти в глубине себя нечто, что несёт в себе ощущение бесконечной широты, универсальности и вечного бытия. Тогда вы рассредоточиваетесь, расширяетесь и начинаете жить во всём, в каждом живом существе; все барьеры, отделяющие людей друг от друга, исчезают. Вы мыслите их мыслями, вибрируете в их ощущениях, вы живёте жизнью всего существующего на свете. Всё, что раньше казалось неподвижным и неживым, внезапно оживает, наполняется жизнью, камни двигаются, растения чувствуют и страдают, животные выражают себя, хотя и бессловесно, но выразительно и внятно; всё одухотворено чудесной силой сознания без времени и без предела. И это только одна из многих сторон психической реализации. Есть много других аспектов, что объединяются в едином усилии и высвобождают вас из узких рамок вашего эгоизма, стен вашей внешней личности, ничтожности ваших реакций и бессилия вашей воли.
Но, как я уже говорила, дорога, что ведёт к этой реализации, долгая и непростая, и на пути вы встретитесь с испытаниями и трудностями лицом к лицу, что потребует твёрдости духа и упорного противостояния им. Путь к психическому можно сравнить с трудным проходом через первозданный лес, в поиске неизвестной земли, на пути к великому открытию. Великое открытие это - Психическое бытиё, и оно потребует, по меньшей мере, столько же выдержки и упорства, как и открытие новых континентов. Несколько советов могут пригодится тому, кто решил предпринять этот нелёгкий поиск.
Первым и самым важным является то, что разум не в состоянии судить о вещах духовной природы. Все, кто писали о йогической дисциплине, подчеркивали это; однако только немногие воплощают это в действие; тем не менее, чтобы продвинуться вперёд в йоге, совершенно необходимо оставить все ментальные мнения и реакции.
Оставьте все ваши поиски комфортабельной жизни, самоудовлетворения, удовольствий или счастья. Вы должны быть одержимы стремлением к прогрессу, пылая как факел, и воспринимать всё, что происходит с вами, как помощь вашему продвижению в йоге, совершая таковое не медля.
Старайтесь всё делать с удовольствием, но никогда не делайте ничего ради одного удовольствия.
Никогда не нервничайте, не возбуждайтесь и не беспокойтесь. Сохраняйте совершенное спокойствие и невозмутимость в любых обстоятельствах. Однако, будьте всегда бдительны по отношению к собственному прогрессу в йоге, внимательно выясняйте всё то, что необходимо ещё сделать и делайте всё необходимое, не теряя времени.
Никогда не судите о событиях материального мира поверхностно. Они всегда являются неловкой попыткой выразить нечто иное, скрытую истину, неуловимую для вашего внешнего восприятия.
Никогда ни на кого не жалуйтесь, но если вы в состоянии изменить то в человеке, что является причиной его действий, измените его без жалоб. Чем бы вы не занимались, никогда не теряйте из виду цель, поставленную вами перед собой. На пути к великому открытию нет ничего мелкого или незначительного, но всё становится одинаково важным и может приблизить или отдалить успех дела. Так что, перед едой сконцентрируйтесь на несколько секунд с желанием в сердце, чтобы пища дала вашему телу плоть, что поможет ему быть материальной основой ваших усилий, и силу для настойчивого и упрямого преследования цели.
Перед тем, как ложиться спать, сконцентрируйтесь на несколько секунд и пожелайте, чтобы сон восстановил вашу утомленную нервную систему, принёс мозгу покой и тишину, так, чтобы проснувшись, вы могли с новой энергией продолжать ваше продвижение на пути к великому открытию.
Перед тем, как действовать, сконцентрируйтесь и волевым усилием пожелайте, чтобы то, что вы собираетесь сделать, помогло вам и не помешало вашей цели.
Когда вы хотите что-то сказать, перед тем, как слова слетают с ваших губ, сконцентрируйтесь на мгновение, чтобы проверить слова, которые вы собираетесь произнести и позволить только тем из них, которые являются абсолютно необходимыми, быть сказанными, скажите только те слова, которые не могут повредить вашему продвижению на пути к великому открытию.
Никогда не забывайте смысл и цель вашего существования.
Воля совершить великое открытие всегда должна присутствовать в вас, парить над вами, над всеми вашими действиями и вашей природой, как огромная птица Света, довлеющая над всеми вашими усилиями.
И вот, под давлением упорных и безустанных усилий ваших, внутренняя дверь внезапно распахнётся и вы окажетесь в сияющем великолепии, познаете собственное бессмертие, конкретное знание, что вы всегда были и будете, что вы живёте вечно, что только внешняя оболочка исчезает, которая по отношению к вашей истинной природе является чем-то вроде одежды, что выбрасывается прочь, когда изнашивается. Тогда вы наконец-то выпрямитесь, освобождённые от всех цепей, и вместо того, чтобы продвигаться, преодолевая все трудности, под бременем всех обстоятельств, с которыми вы вынуждены были мириться, страдая и преодолевая их, чтобы не быть раздавленным ими, вы можете идти с высоко поднятой головой, просто и прямо, зная о своём предназначении, хозяин своей жизни.
И всё-таки, это освобождение от порабощения плоти, от всех личных привязанностей всё ещё не является верховным воплощением. За психической трансформацией следует дальнейшее развитие сознания, прежде чем вы достигнете вершины. И даже это развитие является постепенным и прогрессивным до тех пор, пока оно не откроет двери в будущее. То, что следует за психической трансформацией, является объектом духовного образования.
Но прежде, чем мы перейдем к духовному образованию, мы должны объяснить различие между психическим образованием и духовным. Нам необходимо сделать это различие, ибо психическое и духовное образование обычно объединяются одним термином «йогическая дисциплина», хотя цели, которые они преследуют, совершенно различны: ибо цель психического образования – это психическая трансформация, самая высокая духовная реализация, возможная на земле, в то время, как целью духовного образования является уход от всякого земного проявления, даже от всей вселенной и возвращение в непроявленное.
Так что, можно сказать, что психическая жизнь – это бессмертная жизнь, бесконечное время, бескрайнее пространство, постоянный прогресс и совершенствование и непрерывность существования во вселенной многообразных форм. Духовное сознание, с другой стороны, означает жить в бесконечности и вечности, быть спроецированным вне всего творения, за пределами времени и пространства. Для того, чтобы стать сознательным о своём психическом существе и жить психической жизнью, вы должны быть полностью лишены эгоизма; но для того, чтобы жить духовной жизнью, в вас должно отсутствовать само эго.
И здесь, в духовном образовании, цель, которую вы ставите перед собой, должна быть сформулирована в терминах разума, которые, в зависимости от вашего окружения, прежней жизни и предпочтений вашего темперамента, будут различаться между собой. Те, кто выросли в религиозном окружении, назовут её Богом, и их духовное усилие будет направлено к отождествлению с трансцендентным Богом вне всех форм, в противоположность имманентному Богу, обитающему в каждой форме. Другие назовут его Абсолютом, Верховным Источником, иные – Нирваной; в то время как те, которые видят мир нереальной иллюзией, назовут его Единственной Реальностью, а те, кто считают всё проявление ложным, скажут, что Он является Единственной Истиной. И каждое из этих выражений выражает только один из элементов истины, но все они несовершенны и говорят только об одном аспекте духовной Реальности.
И здесь, однако, ментальная формулировка не имеет большой важности, и как только вы прошли через промежуточные стадии, тот опыт, который вы получаете, является одним и тем же. В любом случае, самым эффективным началом, самым стремительным методом является полная самоотдача. Кроме того, не существует радости более совершенной, чем радость полной самоотдачи тому, что является вершиной вашего восприятия духа: для некоторых – это понятие Бога, для других – воплощение Совершенства. Если самоотдача совершается с пылом и настойчивостью, приходит время, когда вы идете за пределы первоначальной идеи и получаете опыт, который превосходит любое описание, но который, тем не менее, всегда один и тот же по своим результатам. И так как ваша самоотдача становится всё более совершенной и интегральной, она сопровождается стремлением к тождеству, совершенным слиянием с Тем, чему вы отдаёте себя, и постепенно, это стремление преодолевает все различия, всё сопротивление и все препятствия, особенно, если стремление сопровождает интенсивная и спонтанная любовь, ибо тогда ничто не может стоять на пути её победоносного восхождения.
Существует значительная различие между этим отождествлением и отождествлением с психическим сознанием. Последнее может стать всё более и более длительным и, в определенных случаях, оно становится постоянным и никогда не покидает того, кто реализовал это состояние, какой бы не была его внешняя деятельность. Иными словами, отождествление не происходит более только во время медитации и концентрации, но оно ощущается каждое мгновение земного существования, во время сна, также, как и в состоянии бодрствования.
С другой стороны, освобождение от всех видов формы и отождествление с тем, что находится за пределами форм, не может длиться постоянно, ибо это автоматически означало бы полное растворение материальной формы. Некоторые традиции говорят, что такое растворение происходит неизбежно в течении двадцати дней с момента полного отождествления. И, тем не менее, это совсем не должно быть так; даже если опыт длится совсем недолго, он производит такое изменение в сознании, которое никогда не исчезает и имеет огромные последствия во всех состояниях всего существа, во внутренних, также как и во внешних. К тому же, как только отождествление было реализовано, оно может повторяться по воле того, у кого произошла реализация, в том случае, если вы знаете, как поместить себя в те же самые условия.
Это слияние с тем, что находится вне формы, является тем верховным освобождением, в поиске которого всегда находились те, кто хотел уйти от существования, которое не представляло для них никакой ценности. Не удивительно, что они не удовлетворены миром и его настоящим состоянием. Но то освобождение, которое оставляет мир в его прежнем состоянии, ни в коей мере не изменяет условия жизни, от которой страдают другие, и не может удовлетворить тех, которые отказываются получать наслаждение от духовной жизни, когда они только немногие, которые обладают этой возможностью, те, кто мечтают о мире, достойном того великолепия, которое лежит скрытое позади его очевидного хаоса и свойственного ему страдания. Они мечтают о том, чтобы поделиться с другими теми чудесами, которые они открыли в своём внутреннем мире. Тем более, что средства, с помощью которых они это сделали, находятся в их распоряжении теперь, когда они достигли вершины своего восхождения.
На рубежах формы и за её пределами пробуждается новая сила, сила сознания, которая ещё не проявила себя, но которая своим проявлением сможет изменить ход событий и дать рождение новому миру. Ибо истинное решение проблемы страдания, неведения и смерти, это не индивидуальный уход от земных несчастий с помощью само-аннигиляции в непроявленное, и не проблематичный коллективный побег от универсального страдания интегральным и окончательным возвращением творения к своему творцу, таким образом, излечивая вселенную её уничтожением, но трансформацией, полным преображением материи, которая происходит логическим развитием восходящего продвижения Природы в её стремлении к прогрессу и совершенству с помощью создания нового вида, который будет по отношению к человеку являться тем же, чем человек является для животного, и этот вид проявит на земле новую силу, новое сознание и новую власть. И таким образом, начнется новый вид обучения, которое будет называться супраментальным образованием; оно сможет с помощью своей всемогущей деятельности работать не только над сознанием индивидуальных существ, но также изменять саму субстанцию из которой они состоят и само окружение, в котором они живут.
В противоположность с теми видами образования, о которых мы говорили ранее, которые следуют от низшего сознания вверх с помощью восходящего движения различных частей сознания, супраментальное образование будет следовать сверху вниз, его влияние будет распространяться от одного состояния сознания до другого, до тех пор, пока оно, в конце концов, не дойдет до физического. Эта последняя трансформация произойдет, по-видимому, только тогда, когда внутренние состояния сознания будут в значительной степени преобразованы. Поэтому, совершенно необоснованно пытаться увидеть присутствие супраментального, основываясь на физических видимостях. Ибо они изменятся в последнюю очередь, и супраментальная сила может работать в индивидуальном сознании задолго до того, как что-либо проявится в его телесной жизни.
В итоге, мы можем сказать, что результатом супраментального образования будет не последовательное формирование человеческой природы и развитие его тайных возможностей, но в трансформации самой природы, преображении сознания во всей его цельности, новое восхождение видов за пределы человека к сверхчеловеку, которое, в конце концов, приведёт к появлению божественной расы на земле.
Мать
CWM, Vol.12 “On Education”
p.33-38
Но, как я уже говорила, дорога, что ведёт к этой реализации, долгая и непростая, и на пути вы встретитесь с испытаниями и трудностями лицом к лицу, что потребует твёрдости духа и упорного противостояния им. Путь к психическому можно сравнить с трудным проходом через первозданный лес, в поиске неизвестной земли, на пути к великому открытию. Великое открытие это - Психическое бытиё, и оно потребует, по меньшей мере, столько же выдержки и упорства, как и открытие новых континентов. Несколько советов могут пригодится тому, кто решил предпринять этот нелёгкий поиск.
Первым и самым важным является то, что разум не в состоянии судить о вещах духовной природы. Все, кто писали о йогической дисциплине, подчеркивали это; однако только немногие воплощают это в действие; тем не менее, чтобы продвинуться вперёд в йоге, совершенно необходимо оставить все ментальные мнения и реакции.
Оставьте все ваши поиски комфортабельной жизни, самоудовлетворения, удовольствий или счастья. Вы должны быть одержимы стремлением к прогрессу, пылая как факел, и воспринимать всё, что происходит с вами, как помощь вашему продвижению в йоге, совершая таковое не медля.
Старайтесь всё делать с удовольствием, но никогда не делайте ничего ради одного удовольствия.
Никогда не нервничайте, не возбуждайтесь и не беспокойтесь. Сохраняйте совершенное спокойствие и невозмутимость в любых обстоятельствах. Однако, будьте всегда бдительны по отношению к собственному прогрессу в йоге, внимательно выясняйте всё то, что необходимо ещё сделать и делайте всё необходимое, не теряя времени.
Никогда не судите о событиях материального мира поверхностно. Они всегда являются неловкой попыткой выразить нечто иное, скрытую истину, неуловимую для вашего внешнего восприятия.
Никогда ни на кого не жалуйтесь, но если вы в состоянии изменить то в человеке, что является причиной его действий, измените его без жалоб. Чем бы вы не занимались, никогда не теряйте из виду цель, поставленную вами перед собой. На пути к великому открытию нет ничего мелкого или незначительного, но всё становится одинаково важным и может приблизить или отдалить успех дела. Так что, перед едой сконцентрируйтесь на несколько секунд с желанием в сердце, чтобы пища дала вашему телу плоть, что поможет ему быть материальной основой ваших усилий, и силу для настойчивого и упрямого преследования цели.
Перед тем, как ложиться спать, сконцентрируйтесь на несколько секунд и пожелайте, чтобы сон восстановил вашу утомленную нервную систему, принёс мозгу покой и тишину, так, чтобы проснувшись, вы могли с новой энергией продолжать ваше продвижение на пути к великому открытию.
Перед тем, как действовать, сконцентрируйтесь и волевым усилием пожелайте, чтобы то, что вы собираетесь сделать, помогло вам и не помешало вашей цели.
Когда вы хотите что-то сказать, перед тем, как слова слетают с ваших губ, сконцентрируйтесь на мгновение, чтобы проверить слова, которые вы собираетесь произнести и позволить только тем из них, которые являются абсолютно необходимыми, быть сказанными, скажите только те слова, которые не могут повредить вашему продвижению на пути к великому открытию.
Никогда не забывайте смысл и цель вашего существования.
Воля совершить великое открытие всегда должна присутствовать в вас, парить над вами, над всеми вашими действиями и вашей природой, как огромная птица Света, довлеющая над всеми вашими усилиями.
И вот, под давлением упорных и безустанных усилий ваших, внутренняя дверь внезапно распахнётся и вы окажетесь в сияющем великолепии, познаете собственное бессмертие, конкретное знание, что вы всегда были и будете, что вы живёте вечно, что только внешняя оболочка исчезает, которая по отношению к вашей истинной природе является чем-то вроде одежды, что выбрасывается прочь, когда изнашивается. Тогда вы наконец-то выпрямитесь, освобождённые от всех цепей, и вместо того, чтобы продвигаться, преодолевая все трудности, под бременем всех обстоятельств, с которыми вы вынуждены были мириться, страдая и преодолевая их, чтобы не быть раздавленным ими, вы можете идти с высоко поднятой головой, просто и прямо, зная о своём предназначении, хозяин своей жизни.
И всё-таки, это освобождение от порабощения плоти, от всех личных привязанностей всё ещё не является верховным воплощением. За психической трансформацией следует дальнейшее развитие сознания, прежде чем вы достигнете вершины. И даже это развитие является постепенным и прогрессивным до тех пор, пока оно не откроет двери в будущее. То, что следует за психической трансформацией, является объектом духовного образования.
Но прежде, чем мы перейдем к духовному образованию, мы должны объяснить различие между психическим образованием и духовным. Нам необходимо сделать это различие, ибо психическое и духовное образование обычно объединяются одним термином «йогическая дисциплина», хотя цели, которые они преследуют, совершенно различны: ибо цель психического образования – это психическая трансформация, самая высокая духовная реализация, возможная на земле, в то время, как целью духовного образования является уход от всякого земного проявления, даже от всей вселенной и возвращение в непроявленное.
Так что, можно сказать, что психическая жизнь – это бессмертная жизнь, бесконечное время, бескрайнее пространство, постоянный прогресс и совершенствование и непрерывность существования во вселенной многообразных форм. Духовное сознание, с другой стороны, означает жить в бесконечности и вечности, быть спроецированным вне всего творения, за пределами времени и пространства. Для того, чтобы стать сознательным о своём психическом существе и жить психической жизнью, вы должны быть полностью лишены эгоизма; но для того, чтобы жить духовной жизнью, в вас должно отсутствовать само эго.
И здесь, в духовном образовании, цель, которую вы ставите перед собой, должна быть сформулирована в терминах разума, которые, в зависимости от вашего окружения, прежней жизни и предпочтений вашего темперамента, будут различаться между собой. Те, кто выросли в религиозном окружении, назовут её Богом, и их духовное усилие будет направлено к отождествлению с трансцендентным Богом вне всех форм, в противоположность имманентному Богу, обитающему в каждой форме. Другие назовут его Абсолютом, Верховным Источником, иные – Нирваной; в то время как те, которые видят мир нереальной иллюзией, назовут его Единственной Реальностью, а те, кто считают всё проявление ложным, скажут, что Он является Единственной Истиной. И каждое из этих выражений выражает только один из элементов истины, но все они несовершенны и говорят только об одном аспекте духовной Реальности.
И здесь, однако, ментальная формулировка не имеет большой важности, и как только вы прошли через промежуточные стадии, тот опыт, который вы получаете, является одним и тем же. В любом случае, самым эффективным началом, самым стремительным методом является полная самоотдача. Кроме того, не существует радости более совершенной, чем радость полной самоотдачи тому, что является вершиной вашего восприятия духа: для некоторых – это понятие Бога, для других – воплощение Совершенства. Если самоотдача совершается с пылом и настойчивостью, приходит время, когда вы идете за пределы первоначальной идеи и получаете опыт, который превосходит любое описание, но который, тем не менее, всегда один и тот же по своим результатам. И так как ваша самоотдача становится всё более совершенной и интегральной, она сопровождается стремлением к тождеству, совершенным слиянием с Тем, чему вы отдаёте себя, и постепенно, это стремление преодолевает все различия, всё сопротивление и все препятствия, особенно, если стремление сопровождает интенсивная и спонтанная любовь, ибо тогда ничто не может стоять на пути её победоносного восхождения.
Существует значительная различие между этим отождествлением и отождествлением с психическим сознанием. Последнее может стать всё более и более длительным и, в определенных случаях, оно становится постоянным и никогда не покидает того, кто реализовал это состояние, какой бы не была его внешняя деятельность. Иными словами, отождествление не происходит более только во время медитации и концентрации, но оно ощущается каждое мгновение земного существования, во время сна, также, как и в состоянии бодрствования.
С другой стороны, освобождение от всех видов формы и отождествление с тем, что находится за пределами форм, не может длиться постоянно, ибо это автоматически означало бы полное растворение материальной формы. Некоторые традиции говорят, что такое растворение происходит неизбежно в течении двадцати дней с момента полного отождествления. И, тем не менее, это совсем не должно быть так; даже если опыт длится совсем недолго, он производит такое изменение в сознании, которое никогда не исчезает и имеет огромные последствия во всех состояниях всего существа, во внутренних, также как и во внешних. К тому же, как только отождествление было реализовано, оно может повторяться по воле того, у кого произошла реализация, в том случае, если вы знаете, как поместить себя в те же самые условия.
Это слияние с тем, что находится вне формы, является тем верховным освобождением, в поиске которого всегда находились те, кто хотел уйти от существования, которое не представляло для них никакой ценности. Не удивительно, что они не удовлетворены миром и его настоящим состоянием. Но то освобождение, которое оставляет мир в его прежнем состоянии, ни в коей мере не изменяет условия жизни, от которой страдают другие, и не может удовлетворить тех, которые отказываются получать наслаждение от духовной жизни, когда они только немногие, которые обладают этой возможностью, те, кто мечтают о мире, достойном того великолепия, которое лежит скрытое позади его очевидного хаоса и свойственного ему страдания. Они мечтают о том, чтобы поделиться с другими теми чудесами, которые они открыли в своём внутреннем мире. Тем более, что средства, с помощью которых они это сделали, находятся в их распоряжении теперь, когда они достигли вершины своего восхождения.
На рубежах формы и за её пределами пробуждается новая сила, сила сознания, которая ещё не проявила себя, но которая своим проявлением сможет изменить ход событий и дать рождение новому миру. Ибо истинное решение проблемы страдания, неведения и смерти, это не индивидуальный уход от земных несчастий с помощью само-аннигиляции в непроявленное, и не проблематичный коллективный побег от универсального страдания интегральным и окончательным возвращением творения к своему творцу, таким образом, излечивая вселенную её уничтожением, но трансформацией, полным преображением материи, которая происходит логическим развитием восходящего продвижения Природы в её стремлении к прогрессу и совершенству с помощью создания нового вида, который будет по отношению к человеку являться тем же, чем человек является для животного, и этот вид проявит на земле новую силу, новое сознание и новую власть. И таким образом, начнется новый вид обучения, которое будет называться супраментальным образованием; оно сможет с помощью своей всемогущей деятельности работать не только над сознанием индивидуальных существ, но также изменять саму субстанцию из которой они состоят и само окружение, в котором они живут.
В противоположность с теми видами образования, о которых мы говорили ранее, которые следуют от низшего сознания вверх с помощью восходящего движения различных частей сознания, супраментальное образование будет следовать сверху вниз, его влияние будет распространяться от одного состояния сознания до другого, до тех пор, пока оно, в конце концов, не дойдет до физического. Эта последняя трансформация произойдет, по-видимому, только тогда, когда внутренние состояния сознания будут в значительной степени преобразованы. Поэтому, совершенно необоснованно пытаться увидеть присутствие супраментального, основываясь на физических видимостях. Ибо они изменятся в последнюю очередь, и супраментальная сила может работать в индивидуальном сознании задолго до того, как что-либо проявится в его телесной жизни.
В итоге, мы можем сказать, что результатом супраментального образования будет не последовательное формирование человеческой природы и развитие его тайных возможностей, но в трансформации самой природы, преображении сознания во всей его цельности, новое восхождение видов за пределы человека к сверхчеловеку, которое, в конце концов, приведёт к появлению божественной расы на земле.
Мать
CWM, Vol.12 “On Education”
p.33-38
Обсуждения Психическое и духовное образование