24.Неразумные люди думают обо Мне, что из непроявленного состояния Я достиг проявленное, не зная Моей Высшей природы, Нетленной, Вечной.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих логически предшествует основной мысли, которую стремится донести Бог людям в ст.25-26, выражающих Высоту и Недосягаемость Бога, на что фактически направлена и вся Глава, как и вся Бхагавад-Гита. Но здесь следует понять, что «неразумность», опять же, лишь оттеняет различающиеся ступени духовного развития и ее нельзя поставить в вину тем, кто сегодня мыслит приведенным здесь образом (ибо и такое мышление – уже ступень, поскольку многие не думают никак), ибо мышление имеет свойство развиваться и в мгновение, неведомо развившись, даже под влиянием малых причин переходить на более высокую ступень. К тому же, где те религиозные люди, которые вообще мыслят о Боге иначе, нежели предлагают Святые писания (мыслят хотя бы так, как приведено в стихе), пытаясь идти далее и увидеть не только качества Бога, но и Его Природу, а также Его многочисленные энергии, а также высказать свое, пусть и не правильное, мнение о теле Бога? Их очень и очень немного. Как развивается Бог? Какова природа происхождения Бога? В чем суть Жизни Бога? Зачем живые существа нужны Богу? От кого Бог зависим? Сколько Богов и существует ли Божественная иерархия? Все это не только не рассматривается, но и есть табу всех религий, которое осмеливается нарушить лишь философ-материалист или верующий неофит, который еще не боится навлечь на себя гнев духовных лидеров или учителей и пытается на все смотреть глазами духовного первооткрывателя, не глазами совершенных знаний, но через призму своего бесстрашия перед Богом и своего невежества. Но – посмотреть. На самом деле Бог такого смельчака не осудит и не сочтет его любопытство греховным, ибо Сам дал ему то, что он готов взять в соответствии со своей ступенью и качествами и через что посмотреть в сторону Бога. Невозможно любому начинающему йогу сразу и бесповоротно приблизиться к Богу безошибочно и без сомнений, без корявых вопросов к Богу и без личных интерпретаций, далеких от совершенных знаний. Но надо знать и то, что, дав вопрос в сердце, Бог дает и беспокойства и бесчисленные поиски и сомнения. Нет лучшего двигателя вперед, чем ошибка мышления. Без нее не будет возбужден ум, не будет сопротивления со стороны знающих истину, которые своим путем, но посеют зерно этой истины в ошибающемся и вопрошающем своими ошибками у Самого Бога, не будет импульс к самому поиску, не будет и процесса постижения Истины. Ища и Находя ответ на свой вопрос, ошибающийся и ищущий столько с ног своих собьет материальных гирь, столько внесет в свое сознание ума и разума, столько раз самоуглубится и проштудирует Святые Писания, что этого с лихвой хватит, чтобы ответить на этот и все другие вопросы, как духовного, так и материального порядка, порою не дожидаясь, когда духовный наставник выскажет свое мнение, которое не всегда может убедить и удовлетворить. Познать же Высшую природу Бога, Нетленную и Прекраснейшую иным не удается даже в конце земного пути. Это не постигается только в результате изучения совершенных духовных знаний. В эту Суть невозможно погрузиться умом на основании только знаний, но только в процессе очень и очень долгого пути преданного служения, включая праведные деяния, когда человек не глазами, не ушами, не умом, а всей своей сущностью проникает в Личность Бога, не умея больше мыслить, видеть, слышать ничто, что не связано с Богом, но предавшись Богу в каждом мгновении своей жизни, как Высочайшему из всех живых существ, изначальной Высшей и неоспоримой Причине, как Самому Справедливому и Милостливому Высшему Отцу, постоянно думая о Боге, жертвуя Богу, посвящая Богу свои аскезы, все свои деяния, видя все в Боге и Бога в каждом, постигая качества Бога и развивая их в себе, сливаясь с Богом и уповая на Бога во всем, видя в нем смысл жизни и конечную цель. Не начавшему такой путь Величие Бога не увидеть. Бог не откроет Себя тому, кто не прошел через ошибки и неразумность, кто ими не породил вопросы и не приложил усилия в поисках Бога, как Высшей Истины, кто не преодолел иллюзорные энергии Бога, идя осознанным, Богом указанным путем.
25. Скрытый Своей иллюзорной энергией, Я не проявляюсь каждому, но эти глупые (невежественные) люди не знают Меня, Нерожденного, Извечного.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь вновь слаборелигиозных и нерелигиозных людей, не ведающих о работе иллюзорных энергий Бога, почитающих за все себя, видящих себя как единственную причину, Бог называет «глупыми». Вообще, это те ступени человеческого развития, которые еще не позволяют людям из-за (пока) не приобретенных качеств и духовных знаний увидеть вещи, как они есть на самом деле. Даже у продвинутого преданного есть соблазн посчитать таких незнающих людей за глупцов, поскольку достаточно очевидна разница в понимании и поведении людей, стоящей на высокой и низкой религиозных ступенях, а также верующих и неверующих. Но следует всегда помнить, что не идущий религиозным путем и не обладающий совершенными духовными знаниями человек действует и мыслит, выбирает и решает в свою меру, пусть еще ограниченную, но максимально ему доступную и позволенную Самим Богом. К тому же, этот путь и это понимание Бог дает человеку изнутри из его же багажа, как заработанное самим человеком и принимающим все, включая свое мышление и понимание, за себя самого. Именно, добытое, как свое, убеждение человек может воспринимать, как нравственное, истинное, реально-возможное и соответствующее опыту и уровню сознания. То, что высоко-стоящий преданный назовет материальной привязанностью, от которой следует избавляться, для материалиста будут, поддерживаемые в нем Самим Богом, как лучшие и почитаемые качества: патриотизм, любовь к родителям, детям, супругу, привязанность к труду и желание лучших плодов своего труда, национальная гордость, верность избранному пути, борьба за счастье и справедливость. Там, где преданный устранится и будет полагаться на Бога, там материалист, пусть и под влиянием иллюзорной энергии, но возьмет все на себя, если надо, даст ответ, где надо, извлечет урок и научит других. Как можно их понимание назвать глупым? Оно исчерпывающее, соответствует условиям условного материального мира, адекватное, соответствующее каждому на его ступени, непременно развивается. Поэтому разумный преданный поймет смысл, который вкладывает Бог в слово «глупые». Здесь, безусловно, имеется ввиду другое значение этого санскритского слова – «незнающие», те, что на своей ступени, что никак не ставится в упрек, как нельзя упрекнуть малыша в незнании, скажем, законов физики. Все в свое время. Если же в суждении других религиозный человек видит истинно глупость, то для этого существует проповедь, как донесение все просветляющего Слова Божьего в нужной форме, как и другие средства религиозного наставления и просвещения, никогда при этом не забывая, что Один Бог знает умственные возможности человека, и материальный человек тоже ведется Богом и может проявить умственные способности и понятливость, значительно превышающие понимание самого так называемого духовного учителя. Того же, кто обвиняет других в глупости, можно самого обвинить в невысокой религиозной нравственности, в высокомерии, в присутствии элемента агрессивности и недоброжелания, а также в непонимании качеств Бога, а значит, далеким от Божественных качеств. Весь материальный мир пронизан иллюзорными энергиями Бога. Через них Бог развивает, ведет, они же сами себя рассеивают, давая духовное прозрение через земные серьезные игры и роли. И об этом было сказано ранее. Предназначение иллюзорной энергии, влияние которой проявляется, как глупость, весьма серьезное - развивать до лучших материальных качеств и переводить именно с этих рельсов живое существо на осознанное развитие духовных качеств через религиозный путь, преданное служение и другие непременные атрибуты, как аскетизм, жертвоприношение, добродетель, отрешенность и т.д., что и есть истинный путь к осознанию Бога, его Величия через путь совершенных духовных знаний и слияния с Богом в процессе развития Божественных качеств. Но такие люди уже не задерживаются надолго в материальном мире, но, исполнив свое высшее предназначение, покидают пределы этой материальной вселенной. Поэтому их на Земле немного, единицы. Другие же идут своим путем, и нет ни одного человека, который бы не побывал на ступенях незнания, не прослыл «глупцом» или «неразумным», будучи под влиянием иллюзорной энергии Бога, не видя самого Бога, а потому все беря на себя, за все неизменно отвечая и так развиваясь до того уровня, когда Сам Бог эту пелену незнания Божественным путем и через преданное служение в свой час снимет бесповоротно.
26.Я знаю все, что происходило в глубоком прошлом, что происходит теперь, о, Арджуна, также будущее всех живых существ. Меня же знает не каждый.
КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог Говорит о Своей Великой Славе и Непостижимости. На первый взгляд любой человек на уровне подсознания, верующий и неверующий, несомненно связывает с Богом всегда и во всем Его извечные качества, неотъемлемые от Личности Бога, такие, как Милосердие, Любовь, Справедливость. Однако, мало кто идет умом далее, чтобы вникнуть вглубь этих и других качеств Всевышнего, осознать влияние их на процесс творения, тем более на каждое живое существо. Многие согласны с тем, что провозглашают все религии, но не могут увязать качества Бога конкретно с самим собой и проявлением их в своем бытии, как и в бытии хотя бы близких людей. Несовершенные знания не позволяют оперировать этими известными качествами Бога, не входя в противоречия в своем неразвитом и невежественном мышлении, тем более через них объяснить все и все, тем самым находя в себе силы и основания во всем укрываться именно в Боге, а не в материальном окружении. Однако, из бесчисленного множества Божественных качеств, прославляемых Ведами и духовными учителями, Бог обращает внимание всего человечества на одно из неотъемлемых Своих качеств. Это – знание прошлого, настоящего и будущего всего созданного, всех и каждого. Это скрупулезное, подробнейшее знание есть результат высочайшего труда Бога в творении над каждым, ибо Бог не только создает в непрерывном процессе творения, но и ведет все созданное, включая все живые существа, по Своему Божественному и неукоснительному Плану Развития через все формы жизни, через все тела, через видимое и невидимое, осознанное и неосознанное существование, определяя, если речь идет о человеке, нации, семьи, сообщества, отношения, связи, границы, личные судьбы, рождения, смерти, войны, ресурсы, источники потребления, творя истории и исторические культурные ценности, передавая потомкам, сохраняя нужное в памяти живых существ, приоткрывая прошлое, приоткрывая будущее, давая цель и смысл настоящему, все взаимосвязывая в единое работающее целое, и Сам непосредственно через всех и каждого во всем участвуя и ведя через тех или иных подготовленных Богом лидеров к цели, имеющей и Божественный, и человеческий результат. Если говорить о конкретных живых существах, то Бог ведет, учитывая все связи, все долги в прошлом, обуславливая все процессы в данном рождении и непременно планируя на несколько сотен рождений наперед, а потому абсолютно все зная и учитывая, т.е. все предстоящие теперь и далее, встречи, все результаты, все достижения и приобретения, все ошибки, все уроки, все долги и пр., подготавливая каждого уже теперь и теперь воздавая долги за прошлое, как и отдавая и понуждая отдавать. Хорошо зная это присутствие Бога в каждой Судьбе, Личную Руку Бога в каждом, каждое мгновение, высокорелигиозный человек начинает во всем доверяться Богу, не сопротивляясь, не гневаясь, не злословя, не завидуя, но уповая на Бога, принимая все, как от Воздающего Отца, а потому идет по пути претерпевания и служения Богу-Отцу, всецело доверяя Его Справедливости и Милости и трудясь над собой, чтобы быть достойным по качествам этой извечной связи и во внутреннем диалоге. Но никогда не оставляющий Свое творение Бог, вечно присутствующий во всем и в каждом и ведущий помгновенно, тем не менее, долго и очень долго не осознается живым существом, полагающим во всем причиной себя, понимающим, что само себе дает мысль и само движет своим телом, само причина своих желаний и устремлений, само преодолевает, достигает и вкушает плоды. До определенной ступени развития такое понимание дает и поддерживает Бог, и это считается помогающим в развитии и приобретении опыта, качеств и убеждений. Но на более высоких ступенях знание ведущей и направляющей и всезнающей Руки Бога необходимо, причем знание необходимо не косвенное, а абсолютное, высокорелигиозное и авторитетное. Такие люди начинают видеть вещи такими, как они есть на самом деле, видят самого Бога, как Личность и как Личности начинают ему служить, переходя за грань умственного понимания к конкретным отношениям с Богом и в соответствии с наставлениями Святых Писаний, т.е. входят в реальный связующий процесс, называемый йогой, и только идя по ступеням практики йоги и духовно совершенствуясь, они обретают те качества и ту заслугу перед Богом, которые позволяют Богу снять пелену с их глаз и увидеть проявление Бога и в самом человеке и вне, укрепиться в Мнении Бога в себе и далее нести это знание и веру всем, кто идет следом, может быть на ступень или две ниже. Другие же остаются в неведении, ибо у каждого свой час, когда Бог приоткроет ему дверь к Себе. Прошлое, настоящее и будущее всех и каждого Бог строит так, что все, так или иначе, не смотря на различие судеб и опыта, самих дорог с разных сторон, но неизменно приближаются к Отцу, и другого пути, другого направления движения нет и не может быть.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих логически предшествует основной мысли, которую стремится донести Бог людям в ст.25-26, выражающих Высоту и Недосягаемость Бога, на что фактически направлена и вся Глава, как и вся Бхагавад-Гита. Но здесь следует понять, что «неразумность», опять же, лишь оттеняет различающиеся ступени духовного развития и ее нельзя поставить в вину тем, кто сегодня мыслит приведенным здесь образом (ибо и такое мышление – уже ступень, поскольку многие не думают никак), ибо мышление имеет свойство развиваться и в мгновение, неведомо развившись, даже под влиянием малых причин переходить на более высокую ступень. К тому же, где те религиозные люди, которые вообще мыслят о Боге иначе, нежели предлагают Святые писания (мыслят хотя бы так, как приведено в стихе), пытаясь идти далее и увидеть не только качества Бога, но и Его Природу, а также Его многочисленные энергии, а также высказать свое, пусть и не правильное, мнение о теле Бога? Их очень и очень немного. Как развивается Бог? Какова природа происхождения Бога? В чем суть Жизни Бога? Зачем живые существа нужны Богу? От кого Бог зависим? Сколько Богов и существует ли Божественная иерархия? Все это не только не рассматривается, но и есть табу всех религий, которое осмеливается нарушить лишь философ-материалист или верующий неофит, который еще не боится навлечь на себя гнев духовных лидеров или учителей и пытается на все смотреть глазами духовного первооткрывателя, не глазами совершенных знаний, но через призму своего бесстрашия перед Богом и своего невежества. Но – посмотреть. На самом деле Бог такого смельчака не осудит и не сочтет его любопытство греховным, ибо Сам дал ему то, что он готов взять в соответствии со своей ступенью и качествами и через что посмотреть в сторону Бога. Невозможно любому начинающему йогу сразу и бесповоротно приблизиться к Богу безошибочно и без сомнений, без корявых вопросов к Богу и без личных интерпретаций, далеких от совершенных знаний. Но надо знать и то, что, дав вопрос в сердце, Бог дает и беспокойства и бесчисленные поиски и сомнения. Нет лучшего двигателя вперед, чем ошибка мышления. Без нее не будет возбужден ум, не будет сопротивления со стороны знающих истину, которые своим путем, но посеют зерно этой истины в ошибающемся и вопрошающем своими ошибками у Самого Бога, не будет импульс к самому поиску, не будет и процесса постижения Истины. Ища и Находя ответ на свой вопрос, ошибающийся и ищущий столько с ног своих собьет материальных гирь, столько внесет в свое сознание ума и разума, столько раз самоуглубится и проштудирует Святые Писания, что этого с лихвой хватит, чтобы ответить на этот и все другие вопросы, как духовного, так и материального порядка, порою не дожидаясь, когда духовный наставник выскажет свое мнение, которое не всегда может убедить и удовлетворить. Познать же Высшую природу Бога, Нетленную и Прекраснейшую иным не удается даже в конце земного пути. Это не постигается только в результате изучения совершенных духовных знаний. В эту Суть невозможно погрузиться умом на основании только знаний, но только в процессе очень и очень долгого пути преданного служения, включая праведные деяния, когда человек не глазами, не ушами, не умом, а всей своей сущностью проникает в Личность Бога, не умея больше мыслить, видеть, слышать ничто, что не связано с Богом, но предавшись Богу в каждом мгновении своей жизни, как Высочайшему из всех живых существ, изначальной Высшей и неоспоримой Причине, как Самому Справедливому и Милостливому Высшему Отцу, постоянно думая о Боге, жертвуя Богу, посвящая Богу свои аскезы, все свои деяния, видя все в Боге и Бога в каждом, постигая качества Бога и развивая их в себе, сливаясь с Богом и уповая на Бога во всем, видя в нем смысл жизни и конечную цель. Не начавшему такой путь Величие Бога не увидеть. Бог не откроет Себя тому, кто не прошел через ошибки и неразумность, кто ими не породил вопросы и не приложил усилия в поисках Бога, как Высшей Истины, кто не преодолел иллюзорные энергии Бога, идя осознанным, Богом указанным путем.
25. Скрытый Своей иллюзорной энергией, Я не проявляюсь каждому, но эти глупые (невежественные) люди не знают Меня, Нерожденного, Извечного.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь вновь слаборелигиозных и нерелигиозных людей, не ведающих о работе иллюзорных энергий Бога, почитающих за все себя, видящих себя как единственную причину, Бог называет «глупыми». Вообще, это те ступени человеческого развития, которые еще не позволяют людям из-за (пока) не приобретенных качеств и духовных знаний увидеть вещи, как они есть на самом деле. Даже у продвинутого преданного есть соблазн посчитать таких незнающих людей за глупцов, поскольку достаточно очевидна разница в понимании и поведении людей, стоящей на высокой и низкой религиозных ступенях, а также верующих и неверующих. Но следует всегда помнить, что не идущий религиозным путем и не обладающий совершенными духовными знаниями человек действует и мыслит, выбирает и решает в свою меру, пусть еще ограниченную, но максимально ему доступную и позволенную Самим Богом. К тому же, этот путь и это понимание Бог дает человеку изнутри из его же багажа, как заработанное самим человеком и принимающим все, включая свое мышление и понимание, за себя самого. Именно, добытое, как свое, убеждение человек может воспринимать, как нравственное, истинное, реально-возможное и соответствующее опыту и уровню сознания. То, что высоко-стоящий преданный назовет материальной привязанностью, от которой следует избавляться, для материалиста будут, поддерживаемые в нем Самим Богом, как лучшие и почитаемые качества: патриотизм, любовь к родителям, детям, супругу, привязанность к труду и желание лучших плодов своего труда, национальная гордость, верность избранному пути, борьба за счастье и справедливость. Там, где преданный устранится и будет полагаться на Бога, там материалист, пусть и под влиянием иллюзорной энергии, но возьмет все на себя, если надо, даст ответ, где надо, извлечет урок и научит других. Как можно их понимание назвать глупым? Оно исчерпывающее, соответствует условиям условного материального мира, адекватное, соответствующее каждому на его ступени, непременно развивается. Поэтому разумный преданный поймет смысл, который вкладывает Бог в слово «глупые». Здесь, безусловно, имеется ввиду другое значение этого санскритского слова – «незнающие», те, что на своей ступени, что никак не ставится в упрек, как нельзя упрекнуть малыша в незнании, скажем, законов физики. Все в свое время. Если же в суждении других религиозный человек видит истинно глупость, то для этого существует проповедь, как донесение все просветляющего Слова Божьего в нужной форме, как и другие средства религиозного наставления и просвещения, никогда при этом не забывая, что Один Бог знает умственные возможности человека, и материальный человек тоже ведется Богом и может проявить умственные способности и понятливость, значительно превышающие понимание самого так называемого духовного учителя. Того же, кто обвиняет других в глупости, можно самого обвинить в невысокой религиозной нравственности, в высокомерии, в присутствии элемента агрессивности и недоброжелания, а также в непонимании качеств Бога, а значит, далеким от Божественных качеств. Весь материальный мир пронизан иллюзорными энергиями Бога. Через них Бог развивает, ведет, они же сами себя рассеивают, давая духовное прозрение через земные серьезные игры и роли. И об этом было сказано ранее. Предназначение иллюзорной энергии, влияние которой проявляется, как глупость, весьма серьезное - развивать до лучших материальных качеств и переводить именно с этих рельсов живое существо на осознанное развитие духовных качеств через религиозный путь, преданное служение и другие непременные атрибуты, как аскетизм, жертвоприношение, добродетель, отрешенность и т.д., что и есть истинный путь к осознанию Бога, его Величия через путь совершенных духовных знаний и слияния с Богом в процессе развития Божественных качеств. Но такие люди уже не задерживаются надолго в материальном мире, но, исполнив свое высшее предназначение, покидают пределы этой материальной вселенной. Поэтому их на Земле немного, единицы. Другие же идут своим путем, и нет ни одного человека, который бы не побывал на ступенях незнания, не прослыл «глупцом» или «неразумным», будучи под влиянием иллюзорной энергии Бога, не видя самого Бога, а потому все беря на себя, за все неизменно отвечая и так развиваясь до того уровня, когда Сам Бог эту пелену незнания Божественным путем и через преданное служение в свой час снимет бесповоротно.
26.Я знаю все, что происходило в глубоком прошлом, что происходит теперь, о, Арджуна, также будущее всех живых существ. Меня же знает не каждый.
КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог Говорит о Своей Великой Славе и Непостижимости. На первый взгляд любой человек на уровне подсознания, верующий и неверующий, несомненно связывает с Богом всегда и во всем Его извечные качества, неотъемлемые от Личности Бога, такие, как Милосердие, Любовь, Справедливость. Однако, мало кто идет умом далее, чтобы вникнуть вглубь этих и других качеств Всевышнего, осознать влияние их на процесс творения, тем более на каждое живое существо. Многие согласны с тем, что провозглашают все религии, но не могут увязать качества Бога конкретно с самим собой и проявлением их в своем бытии, как и в бытии хотя бы близких людей. Несовершенные знания не позволяют оперировать этими известными качествами Бога, не входя в противоречия в своем неразвитом и невежественном мышлении, тем более через них объяснить все и все, тем самым находя в себе силы и основания во всем укрываться именно в Боге, а не в материальном окружении. Однако, из бесчисленного множества Божественных качеств, прославляемых Ведами и духовными учителями, Бог обращает внимание всего человечества на одно из неотъемлемых Своих качеств. Это – знание прошлого, настоящего и будущего всего созданного, всех и каждого. Это скрупулезное, подробнейшее знание есть результат высочайшего труда Бога в творении над каждым, ибо Бог не только создает в непрерывном процессе творения, но и ведет все созданное, включая все живые существа, по Своему Божественному и неукоснительному Плану Развития через все формы жизни, через все тела, через видимое и невидимое, осознанное и неосознанное существование, определяя, если речь идет о человеке, нации, семьи, сообщества, отношения, связи, границы, личные судьбы, рождения, смерти, войны, ресурсы, источники потребления, творя истории и исторические культурные ценности, передавая потомкам, сохраняя нужное в памяти живых существ, приоткрывая прошлое, приоткрывая будущее, давая цель и смысл настоящему, все взаимосвязывая в единое работающее целое, и Сам непосредственно через всех и каждого во всем участвуя и ведя через тех или иных подготовленных Богом лидеров к цели, имеющей и Божественный, и человеческий результат. Если говорить о конкретных живых существах, то Бог ведет, учитывая все связи, все долги в прошлом, обуславливая все процессы в данном рождении и непременно планируя на несколько сотен рождений наперед, а потому абсолютно все зная и учитывая, т.е. все предстоящие теперь и далее, встречи, все результаты, все достижения и приобретения, все ошибки, все уроки, все долги и пр., подготавливая каждого уже теперь и теперь воздавая долги за прошлое, как и отдавая и понуждая отдавать. Хорошо зная это присутствие Бога в каждой Судьбе, Личную Руку Бога в каждом, каждое мгновение, высокорелигиозный человек начинает во всем доверяться Богу, не сопротивляясь, не гневаясь, не злословя, не завидуя, но уповая на Бога, принимая все, как от Воздающего Отца, а потому идет по пути претерпевания и служения Богу-Отцу, всецело доверяя Его Справедливости и Милости и трудясь над собой, чтобы быть достойным по качествам этой извечной связи и во внутреннем диалоге. Но никогда не оставляющий Свое творение Бог, вечно присутствующий во всем и в каждом и ведущий помгновенно, тем не менее, долго и очень долго не осознается живым существом, полагающим во всем причиной себя, понимающим, что само себе дает мысль и само движет своим телом, само причина своих желаний и устремлений, само преодолевает, достигает и вкушает плоды. До определенной ступени развития такое понимание дает и поддерживает Бог, и это считается помогающим в развитии и приобретении опыта, качеств и убеждений. Но на более высоких ступенях знание ведущей и направляющей и всезнающей Руки Бога необходимо, причем знание необходимо не косвенное, а абсолютное, высокорелигиозное и авторитетное. Такие люди начинают видеть вещи такими, как они есть на самом деле, видят самого Бога, как Личность и как Личности начинают ему служить, переходя за грань умственного понимания к конкретным отношениям с Богом и в соответствии с наставлениями Святых Писаний, т.е. входят в реальный связующий процесс, называемый йогой, и только идя по ступеням практики йоги и духовно совершенствуясь, они обретают те качества и ту заслугу перед Богом, которые позволяют Богу снять пелену с их глаз и увидеть проявление Бога и в самом человеке и вне, укрепиться в Мнении Бога в себе и далее нести это знание и веру всем, кто идет следом, может быть на ступень или две ниже. Другие же остаются в неведении, ибо у каждого свой час, когда Бог приоткроет ему дверь к Себе. Прошлое, настоящее и будущее всех и каждого Бог строит так, что все, так или иначе, не смотря на различие судеб и опыта, самих дорог с разных сторон, но неизменно приближаются к Отцу, и другого пути, другого направления движения нет и не может быть.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.24-26