Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.12-16

12. Также все эти состояния существования в гунне добродетели, страсти и невежества, ты это должен знать, непременно исходят от Меня. Они – во Мне, но Я – не в них.

КОММЕНТАРИЙ.
Любое разделение людей достаточно условно. Это своего рода механизм управления Бога Своим творением, необходимый в процессе развития живых существ. Люди разделены по национальным принадлежностям, по территории, по году, по месяцу рождения, по религиозной принадлежности, по социальному положению и т.д. Такие разделения – не результат желания или заинтересованности или крайней необходимости самих людей, но Воля и План Бога, своеобразный Божественный порядок в человеческом обществе, Воля Бога на каждого, чтобы каждый знал свое положение в достаточно сложной структуре всех взаимосвязей и взаимозависимостей в человеческом мире. Некоторые люди достаточно разумны и видят особенности тех, кто входит в одну группу, как и формы проявления себя людей входящих в разные группы, но должны согласиться, что само разделение привнесено свыше только Богом, и это должно лишь констатировать. Человеку невозможно абсолютно увидеть, что стоит за такими подразделениями, хотя он может скрупулезно в свою меру изучать особенности входящих в них людей или направленности всей группы в целом. Но точно знать, для чего Бог разделил людей, что из этого следует, человек, будучи ограниченным в совершенных духовных знаниях и уровне мышления, не может. Он лишь может отметить, что все разделения очень условны, не имеют четких границ, и Волею Бога в течение жизни человек может выходить за пределы этих границ, входя в новые группы и отношения. Человеку, мыслящему категориями одной жизни, достаточно сложно увидеть, что каждый от жизни к жизни становится членом то одних, то других подразделений, меняя религиозную принадлежность, пол, характер и качества, привязанности, место, месяц и год рождения, устремления и пр., оставляя некоторые свои качества, которые уже свое отработали и далее не способствуют развитию человека, как личности. и приобретая новые. Все такие подразделения, созданные Богом, имеют фактически одну цель – развитие живого существа, привнося в него извне, вводя в колею строго определенных отношение и так давая ему о себе самом те представления, которые позволяют ему максимально выражать себя, как и вести себя, сотрудничая с Богом в своем развитии, помогая Богу воспитывать себя, закреплять в себе качества, которые Планировал Бог на данную жизнь с данными связями и отношениями, и так поднимая по духовным ступеням осознанно и неосознанно каждого. Так человек рождается то в большой стране, то в малой, то принадлежа к великой нации, то к народностям, принимая по взглядам и убеждениям то сторону одних партий, то других, выражая интересы то слабых, то сильных мира сего, рождаясь то в год лошади, то в год мыши, то в месяце, скажем, девы, то скорпиона и т.д., и так пополняя свой духовный багаж через многие и многие материальные рождения и опыты, заимствованные и развитые в разных группах, к которым он принадлежал. Но ведет человека и знает, что ему не достает, только Бог. Помимо этих перечисленных здесь разделений, как и не перечисленных, существуют разделения, о которых знают только истинные слуги Бога. Здесь имеются ввиду ступени духовного развития людей на пути к Богу.

Сам Бог, как цель человека, средства постижения Бога – это само Развитие, это путь к совершенству, в который вовлечены все энергии Бога. Энергии Бога – все живое и неживое (с точки зрения материальных людей, ибо с точки зрения истинно религиозной неживой материи не существует), видимое и невидимое, подвижное и неподвижное. Путь духовного развития – это лестница с бесчисленным числом ступеней, и каждое живое существо занимает на этой лестнице свою ступень и непрерывно, изо дня в день с Богом прилагает все усилия, чтобы подняться выше. Этим движением всех и каждого управляет только Бог, зная все предыдущие ступени каждого, а также предстоящие. Но для йогов, начинающих видеть глазами совершенных духовных знаний, для понимания общего положения всех живых существ на всей лестнице подъема, Бог дает знание о разделении живых существ, более-менее отражающих суть индивидуального прогресса в этом направлении. Таких разделений – три, в зависимости от тех материальных и духовных качеств, которые уже достиг человек. Также надо сказать, что каждое живое существо непременно должно побывать на каждой ступени этого восхождения, начиная с низшей. К первому разделению из трех (гунны невежества, гунны страсти и гунны благости) относятся множество ступеней, которые объединяются одним названием – невежество. И здесь есть своя высшая и низшая ступень (в зависимости от степени влияния на человека других гунн). К этому подразделению относятся живые существа, обладающие низшими человеческими качествами и легко попадают под влияние иллюзорной энергии Бога, называемой гуной невежества. Аналогично, живое существо в своем развитии преодолевшее влияние гунны невежества, переходит в следующее разделение, где попадает под влияние иллюзорной энергии Бога – гунны страсти, поскольку обладает соответствующими качествами, характерными для людей гунны страсти. Здесь также имеется множество ступеней, поэтому и в гунне страсти люди рознятся по своему интеллекту, качествам, привязанности, но есть и то, что их объединяет – привязанность к плодам своей деятельности, устремленность к славе, власти, почестям, многочисленные желания и устремленность к наслаждениям и удовлетворению своих чувств. В большей или меньшей степени, но перечисленные качества свойственны всем в гунне страсти. Также те, кто обладает благостными качествами, попадают под влияние иллюзорной энергии, называемой гуной благости. Здесь также имеются свои многочисленные ступени. Человеку сложно определить, преимущественно под влиянием какой гунны природы он находится, но в Ведах описаны качества людей, по которым можно ориентироваться человеку и относительно себя и относительно других. Однако всегда надо понимать, что истинную ступень каждого, под влиянием какой гунны материальной природы человек находится, знает только Сам Бог. Сам Бог от жизни к жизни, развивая качества человека, неизменно поднимает его вверх, помогая преодолевать влияние низших гунн природы, слуг иллюзорной энергии Бога. Через материальный опыт и религиозный путь человек постепенно учится видеть вещи так, как они есть на самом деле и таким образом шаг за шагом ослабляет цепи иллюзий и поднимается на ту ступень духовного развития, где влияние гунн прекращается. Выйти за пределы влияния гунн материальной природы есть высшее достижение йога, это на самом деле есть прекращение круговорота сансары. Понимание о гуннах природы помогает йогу как бы со стороны увидеть процесс развития всех и каждого, управляемый Богом через многочисленные Божественные энергии. Понятно, что этот механизм развития живых существ создан Богом во имя Своего творения и Сам Бог – вне этого процесса, к нему не принадлежит и не находится под влиянием своих собственных энергий, называемых гуннами природы, о чем и утверждает данный стих.

13. Вся эта вселенная, введенная в заблуждение этими состояниями существования, определяемыми тремя гуннами материальной природы, не знает Меня, возвышающегося над этими гуннами, Нетленного.

КОММЕНТАРИЙ.
Прежде всего следует понять, что материальный мир во всей своей совокупности, как бы ни было развито человечество, какого бы подъема не достигла та или иная цивилизация, все же есть извечный мир исправления, мир ошибок, мир постижения, мир развития, мир греховных качеств и деяний, который никогда, будучи материальным, не может достичь абсолютного совершенства, никогда и ни на какой отдельно взятой, но материальной планете самые развитые живые существа не могут во всей своей совокупности преодолеть свои качества, которые есть устремленность к наслаждениям, богатству, славе, почести, ибо это изначальные столпы материального мира. На этом материальный мир стоит, так создан, так он работает, сам в себе средствами Бога развивает живые существа, но никогда не способен полностью вырваться из невежества, пристрастий, ложного эго. Изначально порочный, этот материальный мир, что есть любая планета любого уровня, вселенная, все вселенные в совокупности, не может доподлинно в лице каждого разумного живого существа знать стоящего за всем Бога, ибо Бог постигается отдельными личностями, индивидуальными путями, уникальными средствами, постепенно, людьми, подготовленными по качествам, которые в необходимую меру познав Бога, покидают этот материальный мир, ибо таких людей уже не держит материальная планета, поскольку привнесла в них через колесо сансары те качества, к которым уже материальному миру добавить нечего. Остаются всегда в абсолютном большинстве те, кому еще идти и идти, постигая шаг за шагом Бога… Но материальный мир развивается и идет к Богу только через материальные игры, в основе которых лежат иллюзорные энергии Бога. Вовлеченные в эти исправляющие и назидающие игры люди, не могут видеть во всей полноте и во всей своей совокупности стоящего за всем Бога, ибо иллюзорная энергия имеет свойство давать понимание личностной причины, абсолютно личного выбора и усилий. И только немногим удается вырваться из-под влияния такого проявления двойственности материального мира. Остальные же идут следом, достигая шаг за шагом те качества, которые и позволят Богу дать им совершенные духовные знания, через призму которых человек начинает видеть вещи такими, как они есть, как и Высшую Причину, Самого Бога.

Надо понимать, что иллюзорная энергия Бога, охватывающая и пронизывающая весь материальный мир, очень могущественна. Из этого стиха следует, что иллюзорная энергия Бога в виде трех гунн материальной природы работает и завораживает живые существа, а точнее вовлекает их в жизнедеятельность, не только на планете Земля, но и на любой планете этой вселенной, где есть жизнь, а значит и за пределами этой вселенной, ибо присутствие и развитие живых существ ни на каком планетарном уровне не прекращается. Но как эта иллюзорная энергия работает и вводит в иллюзию живые существа посредством этих трех основных видов энергии, называемых гуной невежества, гуной страсти и гуной благости? Надо понять, что и само живое существо изначально есть энергия Бога, отделенная, но неотделимая от Него, вечная частица Бога, конечное назначение которой – служение Богу. Но процесс достижения Бога есть процесс развития живого существа от невидимых форм, простейших и неподвижных до животных и человека. Процесс развития предполагает достижение в итоге Божественных качеств (приобретение Божественных качеств в человеческую меру). Божественные качества должны быть таковыми, чтобы живое существо в них могло выжить и чувствовать себя достаточно удовлетворительно, а этому способствует непривязанность, аскетизм, жертвенность, добродетель, терпение, смирение, чистота помыслов, непретендование. Только так, не препятствуя себе и не препятствуя другим, живое существо выходит на дорогу Вечности, служа Богу в этом духовном пути. Обладая Божественными качествами, проявляя негневливость, неприхотливость, абсолютную религиозность, бесстрашие, контролируя мыслительный процесс, управляя чувствами и желаниями; человек на самом деле, погружаясь в себя, достигает Бога, своего конечного предназначения. Эти качества развиваются только в материальном мире, когда человек проигрывает те или иные роли в материальных играх, называемых Судьбой, планируемые Богом, управляемые Его многочисленными энергиями, называемыми гуной невежества, гуной страсти и гуной благости, и так извлекает в материальном пути необходимые качества из ошибок и наказаний и в последствии отказываясь от греховного выбора, как от неблагоприятного и противоречащего наработанным убеждениям. Но для игр и серьезного результата требуется полное осознание себя, как действующей и предпринимающей личности, что Бог дает через ложное эго, что позволяет живому существу принимать свое тело, ум и разум за себя, абсолютно доверять им и до поры идти у них на поводу, защищая через них свои интересы, заблуждаться, преодолевать и так начинать избирать и закреплять. Но для этого необходимы многочисленные роли, ситуации, стечения обстоятельств, где человек себя соответственно чувствует в реальном том или ином положении, накладывающем на него нужное восприятие и адекватное поведение в условном материальном мире. Так человек чувствует себя матерью, отцом, ребенком, пассажиром, ученым, рабочим, врачом, учителем… вступает в определенные отношения и развивается, исходя из качеств, которыми на данный момент обладает и которые соответствуют той гунне природы, которая оказывает на него преимущественное влияние. На находящегося в гунне невежества человека внешняя иллюзорная энергия в соответствии со склонностями и качествами человека оказывает влияние, направляющее на оскорбления, драку, скандалы, нецензурную брань. Человек, находящийся под влиянием преимущественно гунны страсти, находясь в то же время в том же месте при том же стечении обстоятельств, будет испытывать влияние только энергии гунны страсти материальной природы и отзовется на нее своими качествами, соответствующими этой гунне. Он будет корректен, стараться разрешить ситуацию миром, будет устремлен к логическому объяснению, мирному урегулированию, может проявить гнев, пристрастие, но без грубости и унижения других. Человек, находящийся под влиянием преимущественно гунны благости, будет в подобной ситуации испытывать влияние иллюзорной энергии Бога, относящейся к гунне благости. Он непременно будет религиозно-терпелив, абсолютно сдержан, постарается объяснить через религиозные знания, помочь, утихомирить, не ответит на оскорбления, проявит смирение и будет уповать на Бога, однако и надеясь на Божественное вознаграждение за свои качества. Каждый находится под влиянием своей гунны природы, соответствующим его личным качествам, каждый по-своему, будучи под влиянием иллюзорной энергии Бога, реагирует и каждый, непременно извлекая свои Уроки, поднимается выше. Но из всех людей только знающий Истину йог, достигший успеха, может повести себя так, что о нем можно сказать, что иллюзорная энергия Бога над ним не властна, а значит и все три гунны материальной природы, ибо он будет беспристрастен, ровен, независим от обстоятельств, бесстрашен, миролюбив и полностью во всем полагаться на Бога, не прося у Бога защиту, не ожидая вознаграждений, но делая все, что ему подскажет Бог в сердце. Это высшее достижение йога, и Бог убедительно советовал Арджуне подняться над гуннами материальной природы, стать йогом. В какую бы ситуацию такой продвинутый человек не попал, он внутренне остается абсолютно спокоен, невозмутим, неучастлив, что бы не делал или говорил. Никто не может вывести его из себя, поколебать его внутренний покой, никто не застанет врасплох, что бы не произошло, он не обидчив, не изменит тон голоса, или мимику лица; его голос не знает волнение. Руки никогда не жестикулируют, взгляд беспристрастен, не выражает гнева или милосердия. Он немногословен, не осудит, не станет поучать или наставлять, грозить или требовать, упрекать, обижаться, злословить… Изначальное видение Бога в каждом дает ему искреннюю доброту, в каждом создании он видит работу Бога, видит, что хочет сказать ему Бог через другого и внимает любому человеку, на какой бы ступени и под влиянием какой бы гунны он не находился. В каждом он видит Волю Бога, проявление Бога и абсолютно хорошо знает, что сказать и как себя повести, не видя ни в чем для себя неожиданности. Проигрывая все отведенные Богом роли, достигая духовные качества, даже не каждый религиозный человек может видеть, помнить, что за всем стоит Бог. И такое поведение и понимание тоже необходимо для того, чтобы человек на определенной ступени своего духовного развития осознал себя выбирающим, решающим, берущим на себя ответственность за свои качества и поступки, самостоятельно выходящим из ситуаций, полагая, что свободен в выборе, проявляет активность, преодолевая естественным путем и тем самым ценил свои труды и закреплял осознанно лучшие качества. Но когда человек все знает и видит вещи, как они есть, он становится неподвластным иллюзорной энергии Бога на Земле, становится менее заинтересованным в материальной жизни, более отрешенным от внешних объектов и земные средства уже не могут в полной мере, как отработавшие себя, участвовать в его развитии. Поэтому он автоматически переходит на другой уровень, т.е. на духовный план вне этой материальной вселенной, где нет материальных тел, где присутствуют только духовные отношения, как и наслаждения, как и связи, включая общение с Богом, где также у Бога есть другие средства, другие иллюзорные энергии для развития живого существа, ибо развитие живого существа не имеет конца.

14.Очень трудно преодолеть эту Мою, несомненно, Божественную иллюзорную энергию, состоящую из трех гунн материальной природы, но те, кто предаются Мне, несомненно, преодолевают эту Мою иллюзорную энергию.

КОММЕНТАРИЙ.
Вообще, что значит преодолеть иллюзорную энергию Бога? Если религиозно неграмотному, неподготовленному человеку перечислить, что это ему дает, то не каждому понравятся последствия. Поэтому к преодолению иллюзорной энергии Бога человек идет все свои жизни, сначала неосознанно и далее осознанно, входя в это состояние по сути отрешенности и независимости постепенно, врастая в него, обретая необходимые качества и желая этого. Непременно, осознанный путь - это путь религиозный, это совершенные знания Вед, это долгая практика йоги, это благотворительная деятельность, это преданное служение Богу. Не каждому по плечу не сам процесс преодоления иллюзорной энергии, а вообще то, что означает выход из влияния иллюзорной энергии. Для материального человека это есть нарушение всех столь необходимых условностей жизни, другое восприятие, другое поведение, другие взаимоотношения, другие ценности и цели. Каким можно представить себе свое Бытие, если человек не привлекается классикой, не преклонится пред талантом, не увидит разницы между бедным и богатым, не отличит друга от врага, не видит родственные связи, не отличает красивое от безобразного, добро от зла, все качества всех принимает одинаково, помогая, не участвует, равен к истории, политике, партиям, безразличен к мистике, техническому прогрессу, к знанию и невежеству других и т.д. На самом деле это есть состояние отрешенности, непривязанности, состояние погружения в себя, это видение всего глазами совершенных духовных знаний, это абсолютное видение во всем Плана и Воли Бога, видение Его, как Причины всех причин, Творцом, управляющим Своим творением, неизменно ведущим всех и каждого по ступеням духовного совершенства. Но такое видение – не дар Бога, а результат долгого процесса сотрудничества Бога и человека, осознанно идущего по пути духовного развития, который не возможен без преданного служения, которое, опять же, имеет свои духовные ступени.

Самая высшая духовная ступень предполагает предание себя Верховной Божественной Личности. Это завершающие ступени, где человек, находясь под влиянием гунны благости, начинает выходить и за ее пределы, т.о. преодолев влияние материальной иллюзорной энергии Бога во всех трех ее проявлениях. Что означает «предаться Богу»? Для предавшегося это состояние охватывает все стороны земного Бытия. Предаться – значит увидеть Волю Бога во всем, что бы то ни было, не протестовать, не молить, считая без колебаний, что все Бог делает, как благоприятное, так и неблагоприятное, только во благо живому существу. Поэтому, предавшийся Богу не посмотрит на оскорбления, но скажет: так хочет Бог. Не посмотрит на почести, но скажет: я к этому не причастен, но это – План Бога. Любые неблагоприятные события, стечение обстоятельств его не смутит, не прогневит ум, не вызовет зависть, не повлечет упрек, не заставит искать виноватых. Если сгорит его дом, он не ввергнется в печаль, но знает, что, отобрав здесь, Бог даст то, что считается лучшим, увидит во всем отдачу своих долгов и этим увидит только Милость Бога и будет всегда рассчитывать на Его поддержку, не зная другой руки. Такой человек во всех своих земных делах будет видеть свой долг, служение Богу и Волю Бога, не привязываясь, не претендуя, не идя на поводу чувств, будучи беспристрастным, без желаний и материальных целей, но посвящая свою жизнь только Богу. Предавший себя Богу, видящий во всем Бога человек не сможет на все смотреть через призму человеческих отношений и причин, составляющих суть материальных отношений, не сможет входить в человеческие игры и роли, требующие проявление материальных качеств таких, как гнев, зависть, осуждение, планирование, восхваление, преклонение и пр.. Этому не смогут способствовать и развитые духовные качества такого человека, которые, приближая к Богу, позволяют знать Мнение Бога в себе, этим сливаться с Богом и поступать так, как хочет Бог, не играя, не выигрывая, не приобретая, не зная славы и поражений, не выбирая, не настаивая, не устремляясь к материальным целям, но только развивая себя духовно, сотрудничая с Богом. Такой человек не будет введен в заблуждение никакой иллюзорной энергией Бога, не соблазнится ею, не прислушается к всеобещающему уму или не проявит интерес, не будет отстаивать ничью сторону, не увидит ни в ком ни врага, ни друга, не преклонится пред добродетелью не осудит корыстного, но увидит во всем без доли сомнения только Руку Бога, и тем будет считаться вне человеческих материальных отношений, которые сохраняются под влиянием любой гунны материальной природы. Он будет вне зависимости от общества будучи в обществе, вне семьи, будучи членом своей семьи, вне нации, имея национальность, вне зависимости от своего пола, положения, достатка и будет осознавать себя лишь духовной сущностью, отделенной неотделимой частицей Бога, видящей только в Боге Истинного Отца и не умеющей мыслить иначе, как только в Боге, на Бога во всем полагаться и следуя только Слову Бога. Т.е. предавшийся Богу человек уже достиг всех совершенных знаний, духовных пониманий, божественных качеств, которые позволяют выйти за пределы влияния иллюзорных энергий Бога, которые ослепляют, обещают, ведут, используя более низкие, неразвитые качества человека, всегда готовые откликнуться на иллюзорные миражи. На самом деле, иллюзорную энергию Бога очень трудно преодолеть, но трудно не физически, не умственно, а по времени, ибо этот путь преодоления всегда присутствует для каждого, но этот путь долог, включает в себя многие и многие жизни, осознанное и неосознанное понимание ведомого Богом живого существа. По этому пути преодоления Бог ведет каждого сам, от самых простых форм жизни до уровня человека, шаг за шагом через многочисленные уроки, преодоления, страдания, извлечения опыта приоткрывая Истину, которая снимает пелену с глаз и человек, постепенно освобождаясь от иллюзорной энергии, начинает видеть вещи так, как они есть на самом деле. Другого пути преодоления влияния иллюзорных энергий Бога нет.

15. Мне не предаются злодеи, глупцы, низшие из людей, чье знание украдено иллюзорной энергией, предпочитающие демоническое состояние существования.

КОММЕНТАРИЙ.
Как уже было сказано, предание Богу – высочайшая ступень йога, но, а остальных людей, согласно данному стиху, Бог называет злодеями, глупцами, низшими из людей. Надо понимать, что Бог дает эти совершенные знания не только Арджуне, но всем, кто уже готов начать путь йога или в начале духовного пути. Эти люди еще достаточно несовершенны, поэтому Бог выбирает тот путь привлечения к йоге, к самому связующему процессу, который может быть приемлем человеком еще пристрастным, судящем и вникающем через осуждения, контраст, на фоне других людей и других событий через сравнение и выбор. Тем более такой человек, чтобы начать духовный путь, путь йога, должен увидеть в самом начале свое преимущественное отличие от других, что может придать ему силы, уверенность, основание, а также решительность в начале этого пути. И такие средства действенны и помогают. Поэтому Бог всех остальных называет злодеями, глупцами, низшими по качествам, тем создавая фон и направляя усилия начинающего йога в противоположную сторону, делая ум человека разборчивым и отделяющим себя от других и в том, что благоприятно и неблагоприятно в этом направлении. Однако, такая грань весьма условна и создана для слабых и неразумных, начинающих йогов, неутвердившихся в совершенных знаниях и готовых понимать, что Сам Бог может быть пристрастен. Для такого йога предписан Богом еще долгий путь, чтобы осознать, что Бог так людей в Себе не делит, не имеет к ним Своего Личного отношения, не сравнивает между собой, но не видит между ними разницы. Бог – Отец всех живых существ и в равной степени любит и ведет, и вкладывает Свои Божественные Силы в каждого. И каждый стоит на своей ступени, и каждый поднимается только вверх и также тот, кто назван злодеем и глупцом и низшим из людей, и нет ни одного достигшего успеха йога, который не побывал бы на каждой из этих ступеней в свое время. Только Бог Сам определяет, когда ведомое Им живое существо достигло тех качеств, которые позволяют ему предаться Богу. Причем в этом на самом деле нет заслуг живого существа, но только Бога и, строго говоря, непредание себя Богу никогда не вменяется Богом живому существу в вину, но сотрудничество с Богом, как проявление духовной зрелости и обладания высшими совершенными духовными знаниями, необходимо, как и конкретные усилия, как физические, так и духовные. Но и это непременно направляемо только Богом. Можно ли сказать, что знания материальных людей, непредавшихся Богу, украдено иллюзорной энергией Бога? Для слабо мыслящего йога, не углубляющегося, не утвердившегося в совершенных знаниях это высказывание лишь несет информацию о том, что эти люди, т.е. злодей и пр. низшие из людей, во-первых, находятся под влиянием иллюзорной энергии и, во-вторых, из-за этого, как следствие, лишены истинных знаний. И такое понимание лучше, чем никакое в начале духовного пути. И оно способствует развитию йога и определенному направлению ума, что есть стартовая площадка для более глубокого понимания. На самом деле все обстоит несколько иначе. Никого из всех перечисленных людей, нельзя обвинить в слабости перед иллюзорной энергией Бога, ибо в ней проявляется Сила и Воля Бога, каждому, в своей мере и в своем направлении и ничего ей противопоставить невозможно, ибо эта энергия – Божественная Необходимость, Сама Рука Бога. Более того, эта иллюзорная энергия имеет предназначение не только вводить в иллюзию, но и выводить из нее и постепенно и в итоге давая своими путями эти самые знания, по сути не покрывая или заглушая их, а развивая. Она ввергает человека в серьезные земные игры, дает роли, заставляет проигрывать эти роли, проявлять эти качества, констатировать в себе эти качества, далее, корректировать через Уроки, выносить, как следствия, новые убеждения, расширять и углублять ум, разум, понимание и начинать на основе полученного опыта и качеств видеть вещи правильно, ослабляя иллюзорные цепи. Поэтому все эти люди, даже полностью погружаясь в иллюзию, непременно через это и постигают знания духовные, осознанно и неосознанно, и каждый, ведомый Богом, приближается через религию к тому уровню, где преданное служение Богу становится для человека необходимостью, его сутью, его смыслом жизни. А это автоматически предполагает постепенное предание себя Богу, поскольку другого пути у осознавшего себя и свое предназначение живого существа просто нет. Но, а пока указанные идущие находятся на более слабых ступенях, Бог называет этих людей, констатируя их качества, а также для контраста, как имеющих демоническую природу. Как правило, пока человек нерелигиозен или ограничивается ритуалами, пока не постигает совершенные знания Вед и не руководствуются Словом Бога, пока не видит Бога везде и в каждом, пока привязан к плодам своей деятельности, он слаб и не слышит Бога в себе и исходит из качеств, которые вынес из животного мира, проявляя гнев, жадность, насилие, несправедливость и т.д. Эти ступени развития никому не удается миновать. Нельзя развить ни одно из духовных качеств, не вкусив плоды демонических, ибо одно произрастает из другого в долгой череде рождений и управляем этот процесс только Богом. Поэтому такие люди еще в долгом пути; делая первые религиозные шаги, человек постепенно в малом учится доверять Богу и укрываться в Боге. Поэтому следует по-доброму относиться к любому человеку, не считая себя выше, больше достигшем или преуспевшем или больше заслужившим перед Лицом Бога.

16. О, Арджуна, Мне служат четыре типа благочестивых людей: бедствующие, любознательные, желающие материальных благ и знающие Истину, о, Бхаратаршабха.

КОММЕНТАРИЙ.
Бог перечислил в этом стихе благочестивых людей, служащих непосредственно Богу Кришне, разбив их на четыре разделения, в каждом из которых наиболее проявлены характерные особенности этих людей, которые могли послужить основной причиной, чтобы человек устремился к Богу. На самом деле эти причины наиболее часто встречаются как наиболее характерные, которые устремляют человека на религиозный путь. Но благочестие является основным и необходимым качеством для всех, которое говорит о готовности души служить Богу, о приобретении ею подходящих качеств, таких, как милосердие, справедливость, доброта, чистота помыслов и т.д. Таким людям Бог дает через их индивидуальный путь, такой, как путь бедствий, путь многочисленных страданий или путь, направленный на осмысление сути Бытия, имея любознательный и ищущий ум или путь, ставящий целью достижение плодов своей деятельности и богатства, или путь, направленный на достижение совершенных духовных знаний в результате изучения Вед, желание идти духовным путем, путем поклонения Верховной Божественной Личности и служение Ей. Следует понимать, что эти четыре направления, пусть и являются основными, не исчерпывают все причины и пути, ведущие к Богу. К Богу лицом могут повернуть и другие факторы, такие, как мистические способности свои и других неожиданное и быстрое выздоровление родных, неожиданная помощь в опасной ситуации, проповеди преданных, разговор с духовным учителем, религиозные устремления родственников, других людей и т.д. На самом деле нет абсолютных атеистов, ибо Бог в каждом. Религия – изначальная Суть каждого живого существа и в каждой новой жизни живого существа пробуждается Богом своим путем, в свое время. От жизни к жизни человек идет к Богу, буквально врастая в религиозные принципы, хотя порою их принимает за свою совесть, уровень нравственности, убеждения, необходимые в человеческом обществе. В каждой новой жизни – свое русло для пробуждения человека в религии. В одной жизни человек обращается к Богу по причине своих многочисленных бед и страданий, в другой – из-за бедности, в третьей – всей душой верит, что только Сам Бог ему поможет разбогатеть. И такую веру Бог поощряет, как и веру больного в Милосердие Бога. К Богу также человек начинает идти, когда приобрел, развил свой ум, пытаясь во все вникнуть, понять, объяснить уже не довольствуясь только материальными знаниями, но становясь на рельсы философско-религиозных суждений, пытаясь также понять смысл бытия, предназначение души, а также осознать вопросы, связанные со смертью и бессмертием. Несомненно, в одной из жизней человек идет и таким путем, вершиной которого может стать в следующем рождении путь постижения духовных знаний, как носителей Высшей Истины, которые непременно приводят в этом или в следующем воплощении на путь служения Богу. Все здесь перечисленные пути – пути для всех и для каждого, и каждый от жизни к жизни приближается к Богу с новой стороны, новым путем, достигая новые качества и откладывая их в свой духовный и нетленный багаж. Когда же опыт материальной жизни уже не мал и багаж полон, человек начинает раздвигать горизонты для своего дальнейшего развития, привлекаясь в основном совершенными духовными знаниями. Эти духовные пополнения дают возможность Богу наиболее активно оперировать этими знаниями в человеке и направлять его ум в необходимость практической духовной деятельности, ведущей уже за пределы только знаний. Поэтому, из всех те люди, которые освещены светом знаний, становятся на необратимый религиозный путь, путь преданного служения Богу. Другие же еще будут и в этой жизни и в следующей идти, ведомые Богом, пока не отдалятся материальные причины и не останется из всех лишь одна причина, один путь к Богу, в котором не будет доминировать ни бедственное положение, ни материальная любознательность, ни стремление к богатству, но совершенные духовные знания. О таких людях Бог Говорит в следующем стихе.
×

По теме Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.12-16

Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.1-4

1.Шри Бхагаван Сказал. О, Партха, услышь о том, как, имея привязанный ко Мне ум...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.24-26

24.Неразумные люди думают обо Мне, что из непроявленного состояния Я достиг...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава7. Знание Абсолюта. Стих.17-23

17.Из них, пребывающие в полном знании, постоянно занятые только в преданном...
Религия

Бхагавад-Гита всм. Глава 7. Знание Абсолюта.Стих.5-8

5.Это Моя низшая природа, но кроме нее, знай, существует другая, высшая Моя...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Сти.27-30

27.О, Бхарата, ненависть порождается из многочисленных желаний, которые...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 4. Божественное знание. Стих.1-3

1.Шри-Бхагаван Сказал. Эту науку йоги Я, Нетленный, поведал богу Сонца Вивасвану...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека