Намереваясь описывать нравы первых христиан, мы, во-первых, остановимся на тех из них, кто слышал учение от самих апостолов и находился под их руководством в Иерусалимской Церкви, которую Иисус Христос собственными руками заложил на камне веры***.
Вот, как Священное Писание описывает настроение и жизнь этих первенствующих христиан:
"Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа... У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного в чем кто имел нужду... Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин" (Деян. 2:42-47; 4:32-35; 5:12-14).
Здесь христианам приписываются: учение, молитва, причащение Святых Тайн, единомыслие, общительность, почтение к людям, слава и любовь со стороны народа. Церковь Иерусалимская состояла из мужчин и женщин разного возраста и звания и в краткое время стала очень многочисленной. Известно, что 3000 душ обратилось при первой проповеди апостола Петра и 5000 - при второй; не раз упоминается, что число верующих возрастало изо дня в день; а св. Иаков удостоверяет, что таких было несколько десятков тысяч (Деян. 21:20). Большая часть из них вела брачную жизнь, и жили они отдельно друг от друга, ибо представляются преломляющими по домам хлеб (Деян. 2:46), т.е. благословляющими и разделяющими между собой Святое Причастие. При всём том жили они на общем иждивении, обращая всё своё имущество в деньги, которые апостолы, а впоследствии семь диаконов, раздавали каждому, смотря по его нуждам, с таким благоразумием, что между ними вовсе не было бедных.
Итак, вот разительный пример того равенства в стяжаниях и той общительности, в которых древние законодатели и философы полагали вернейшее средство сделать людей счастливыми, хотя и не могли привести их в исполнение. Все они ясно видели, что для образования совершенного общества надлежало изгнать из него частную выгоду, препятствующую духу любви; но их усилия оставались без успеха. Для сего нужна была благодать Иисуса Христа, которая одна может претворить сердца и исправить поврежденное естество человека.
Главною причиною общности между Иерусалимскими христианами была любовь, делавшая их братьями и сестрами и соединявшая всех в единое семейство, где все дети пользуются одними благами под надзором отца, который, питая ко всем равную любовь, не допускает, чтобы они терпели нужду. Они всегда имели пред глазами заповедь о взаимной любви, которую Иисус Христос внушал им столько раз, особенно в навечерии Своего страдания, когда Он даже определил, что по этой-то любви можно будет распознавать Его учеников (Иоан. 13:35). Ученики стремились исполнить заповедь Спасителя об отречении от всякой собственности не только в расположении сердца, но и на самом деле, следуя совету: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мате. 19:21). Ибо гораздо легче не привязываться к тому, от чего мы решительно уже отказались, нежели к тому, чем ещё обладаем. Притом же им известно было предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима и самое время для сего Им назначенное, а именно - прежде, нежели "прейдет род сей" (Мате. 24:34). Посему они ничего не хотели иметь, чтобы их привязывало к сему несчастному городу и к земле, которая должна была обратиться в пустыню.
Таким образом, в первой Иерусалимской Церкви мы видим чрезвычайный пример, достойный подражания, и средство обращения ко Христу всех неверных. Весьма вероятно, что каждый из христиан Иерусалимских занимался каким-нибудь рукоделием по примеру Иисуса Христа и апостолов, ибо кроме того, что это служило надежным средством для пополнения издержек, это давало всем хороший пример трудолюбия.
Сказано, что верующие пребывали в учении апостолов, т.е. постоянно занимались наукою спасения, то слушая апостолов, которые беседовали с ними всенародно и наедине и сообщали всё слышанное ими от Господа, или читая Св. Писание и объясняя в нём одни места другими. Сказано, что они пребывали в молитве и каждый день ходили в храм для собрания в притворе Соломоновом и для единодушного там молитвословия. Пример свв. Петра и Иоанна, шедших в храм на молитву в 9-м часу (Деян. 3:1), заставляет думать, что они тогда соблюдали те же часы молитв, какие Церковь соблюдает доныне. Вообще внешне они жили подобно Иудеям, исполняя все обряды, законы и принося даже жертвы (Деян. 21:26), что продолжалось ими до падения храма, и сие-то на языке отцов означало "с честью погрести синагогу."
После молитвы, Писание отмечает преломление хлеба, под коим здесь разумеется Евхаристия. Таинство сие совершалось не в храме, где христиане среди иудеев не имели свободы, а в частных домах, в присутствии одних верных, и завершалось, подобно жертвам мира, пиршеством, которое долгое время сохранялось между христианами под именем агапы, означающим любовь. Сказано, что они принимали пищу с веселием в простоте сердца. Подлинно все верующие в то время были настоящие дети по своему смирению, невинности и безкорыстию. Оставляя блага и мирские надежды, они отдаляли от себя причину житейских забот и печалей и занимались, единственно, ожиданием Царствия Христова, которое почитали весьма близким. Если мы не можем без удивления читать краткое повествование, оставленное нам Писанием об этой первенствующей Церкви, то нет ничего удивительного, что она находилась в такой любви и почтении у тех, кто был её очевидцем. Она существовала в Иерусалиме почти 40 лет под присмотром апостолов и, преимущественно, св. Иакова, её епископа, до того времени, пока верные, видя приближающуюся казнь этого несчастного города сообразно с предсказаниями Спасителя (Мате. 24:15), не отделились от неверных Иудеев и не удалились в небольшой город Пеллу, где и пробыли благополучно всё время осады Иерусалима (Евсевий Кесарийский, "История Церкви"; Епифаний, "Против ересей").
Впрочем, окончательный, как выражались отцы, "развод" Церкви Христовой с Иудейской последовал вслед уже за окончательным разорением Иерусалима, случившемся при императоре Адриане, ибо до того времени, как видно из истории, Иерусалимская Церковь имела епископов обрезанных и родом Иудеев (Евсевий, "История..."; Северин Сульпий); это обстоятельство позволяет думать, что и большая часть их паствы состояла также из Иудеев и соблюдала законные обряды. Но со времени падения Иерусалима мы не примечаем там более христиан "иудействующих," посколку иудеям запрещено было жить в новом городе Елии, выстроенном на месте Иерусалима (Евсевий, "История..."). Те же из них, которые, выйдя из Иерусалима, продолжали держаться иудаизма, уже почитаемы были еретиками.
"Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа... У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного в чем кто имел нужду... Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин" (Деян. 2:42-47; 4:32-35; 5:12-14).
Здесь христианам приписываются: учение, молитва, причащение Святых Тайн, единомыслие, общительность, почтение к людям, слава и любовь со стороны народа. Церковь Иерусалимская состояла из мужчин и женщин разного возраста и звания и в краткое время стала очень многочисленной. Известно, что 3000 душ обратилось при первой проповеди апостола Петра и 5000 - при второй; не раз упоминается, что число верующих возрастало изо дня в день; а св. Иаков удостоверяет, что таких было несколько десятков тысяч (Деян. 21:20). Большая часть из них вела брачную жизнь, и жили они отдельно друг от друга, ибо представляются преломляющими по домам хлеб (Деян. 2:46), т.е. благословляющими и разделяющими между собой Святое Причастие. При всём том жили они на общем иждивении, обращая всё своё имущество в деньги, которые апостолы, а впоследствии семь диаконов, раздавали каждому, смотря по его нуждам, с таким благоразумием, что между ними вовсе не было бедных.
Итак, вот разительный пример того равенства в стяжаниях и той общительности, в которых древние законодатели и философы полагали вернейшее средство сделать людей счастливыми, хотя и не могли привести их в исполнение. Все они ясно видели, что для образования совершенного общества надлежало изгнать из него частную выгоду, препятствующую духу любви; но их усилия оставались без успеха. Для сего нужна была благодать Иисуса Христа, которая одна может претворить сердца и исправить поврежденное естество человека.
Главною причиною общности между Иерусалимскими христианами была любовь, делавшая их братьями и сестрами и соединявшая всех в единое семейство, где все дети пользуются одними благами под надзором отца, который, питая ко всем равную любовь, не допускает, чтобы они терпели нужду. Они всегда имели пред глазами заповедь о взаимной любви, которую Иисус Христос внушал им столько раз, особенно в навечерии Своего страдания, когда Он даже определил, что по этой-то любви можно будет распознавать Его учеников (Иоан. 13:35). Ученики стремились исполнить заповедь Спасителя об отречении от всякой собственности не только в расположении сердца, но и на самом деле, следуя совету: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мате. 19:21). Ибо гораздо легче не привязываться к тому, от чего мы решительно уже отказались, нежели к тому, чем ещё обладаем. Притом же им известно было предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима и самое время для сего Им назначенное, а именно - прежде, нежели "прейдет род сей" (Мате. 24:34). Посему они ничего не хотели иметь, чтобы их привязывало к сему несчастному городу и к земле, которая должна была обратиться в пустыню.
Таким образом, в первой Иерусалимской Церкви мы видим чрезвычайный пример, достойный подражания, и средство обращения ко Христу всех неверных. Весьма вероятно, что каждый из христиан Иерусалимских занимался каким-нибудь рукоделием по примеру Иисуса Христа и апостолов, ибо кроме того, что это служило надежным средством для пополнения издержек, это давало всем хороший пример трудолюбия.
Сказано, что верующие пребывали в учении апостолов, т.е. постоянно занимались наукою спасения, то слушая апостолов, которые беседовали с ними всенародно и наедине и сообщали всё слышанное ими от Господа, или читая Св. Писание и объясняя в нём одни места другими. Сказано, что они пребывали в молитве и каждый день ходили в храм для собрания в притворе Соломоновом и для единодушного там молитвословия. Пример свв. Петра и Иоанна, шедших в храм на молитву в 9-м часу (Деян. 3:1), заставляет думать, что они тогда соблюдали те же часы молитв, какие Церковь соблюдает доныне. Вообще внешне они жили подобно Иудеям, исполняя все обряды, законы и принося даже жертвы (Деян. 21:26), что продолжалось ими до падения храма, и сие-то на языке отцов означало "с честью погрести синагогу."
После молитвы, Писание отмечает преломление хлеба, под коим здесь разумеется Евхаристия. Таинство сие совершалось не в храме, где христиане среди иудеев не имели свободы, а в частных домах, в присутствии одних верных, и завершалось, подобно жертвам мира, пиршеством, которое долгое время сохранялось между христианами под именем агапы, означающим любовь. Сказано, что они принимали пищу с веселием в простоте сердца. Подлинно все верующие в то время были настоящие дети по своему смирению, невинности и безкорыстию. Оставляя блага и мирские надежды, они отдаляли от себя причину житейских забот и печалей и занимались, единственно, ожиданием Царствия Христова, которое почитали весьма близким. Если мы не можем без удивления читать краткое повествование, оставленное нам Писанием об этой первенствующей Церкви, то нет ничего удивительного, что она находилась в такой любви и почтении у тех, кто был её очевидцем. Она существовала в Иерусалиме почти 40 лет под присмотром апостолов и, преимущественно, св. Иакова, её епископа, до того времени, пока верные, видя приближающуюся казнь этого несчастного города сообразно с предсказаниями Спасителя (Мате. 24:15), не отделились от неверных Иудеев и не удалились в небольшой город Пеллу, где и пробыли благополучно всё время осады Иерусалима (Евсевий Кесарийский, "История Церкви"; Епифаний, "Против ересей").
Впрочем, окончательный, как выражались отцы, "развод" Церкви Христовой с Иудейской последовал вслед уже за окончательным разорением Иерусалима, случившемся при императоре Адриане, ибо до того времени, как видно из истории, Иерусалимская Церковь имела епископов обрезанных и родом Иудеев (Евсевий, "История..."; Северин Сульпий); это обстоятельство позволяет думать, что и большая часть их паствы состояла также из Иудеев и соблюдала законные обряды. Но со времени падения Иерусалима мы не примечаем там более христиан "иудействующих," посколку иудеям запрещено было жить в новом городе Елии, выстроенном на месте Иерусалима (Евсевий, "История..."). Те же из них, которые, выйдя из Иерусалима, продолжали держаться иудаизма, уже почитаемы были еретиками.
Обсуждения Про древнюю Иерусалимскую Православную Церковь