Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы посвятил его в таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон - первым, а сам царь - вторым надзирателем.
Предание это, лишенное какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную "Песнь Петру Великому" Державина; оно показывает только, что наши масоны сознательно или бессознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную деятельность Петра, "которая была в России таким же нововведением в смысле цивилизации, каким масоны должны были считать и свое братство ".
Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник , гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером "для всей России". Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континент, из Англии, но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса (Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство было лишь модой, притом сравнительно весьма мало распространенной, "игрушкой для праздных умов", по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки указывают нам на возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению первого в России цельного общественного мировоззрения.
*Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем - так называемые елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период времени, главным образом, первых трех степенях "иоанновского" или "символического" масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Здесь русские
МАСОНЫ работали над приведением "дикаго камня" (символ греховного человека) в "совершенную кубическую форму" (очищение от пороков), приобретали широкие сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных течений западно-европейской скептической мысли.
Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит известному И. П. Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают создателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной и чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в 1750 г., но до поры до времени, как и все, не видел в ордене ничего серьезного и вскоре увлекся модным "душепагубным чтением" безбожных писателей - "ансиклопедистов".
ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) - вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.
Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) - трудно указать другого писателя, произведения которого так полно отражали бы масонские идеи.
Николай Васильевич Репнин (1734-1801) - вступил в одну из лож масонства.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) - вначале отнесся к масонской организации чрезвычайно недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям.
Семен Иванович Гамалея (1743-1822) - отдавшись масонской деятельности, активно участвовал в просветительской работе Новиковского кружка.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) - первое прикосновение к таинствам ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в ложе "К трем ключам".
Александр Борисович Куракин (1752-1818) - блестящий аристократ и человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой деталью.
Павел I (1754-1801) - принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - вступил в ложу "Златой венец".
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - Лопухин возлагает на него большие надежды.
Александр I (1777-1825) - его царствование принесло русскому масонству повторный расцвет.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) - близко знал многих членов тайных обществ.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - "4 мая я был принят в масоны".
Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник , гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером "для всей России". Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континент, из Англии, но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса (Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство было лишь модой, притом сравнительно весьма мало распространенной, "игрушкой для праздных умов", по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки указывают нам на возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению первого в России цельного общественного мировоззрения.
*Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем - так называемые елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период времени, главным образом, первых трех степенях "иоанновского" или "символического" масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Здесь русские
МАСОНЫ работали над приведением "дикаго камня" (символ греховного человека) в "совершенную кубическую форму" (очищение от пороков), приобретали широкие сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных течений западно-европейской скептической мысли.
Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит известному И. П. Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают создателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной и чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в 1750 г., но до поры до времени, как и все, не видел в ордене ничего серьезного и вскоре увлекся модным "душепагубным чтением" безбожных писателей - "ансиклопедистов".
ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) - вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.
Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) - трудно указать другого писателя, произведения которого так полно отражали бы масонские идеи.
Николай Васильевич Репнин (1734-1801) - вступил в одну из лож масонства.
Николай Иванович Новиков (1744-1818) - вначале отнесся к масонской организации чрезвычайно недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям.
Семен Иванович Гамалея (1743-1822) - отдавшись масонской деятельности, активно участвовал в просветительской работе Новиковского кружка.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) - первое прикосновение к таинствам ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в ложе "К трем ключам".
Александр Борисович Куракин (1752-1818) - блестящий аристократ и человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой деталью.
Павел I (1754-1801) - принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - вступил в ложу "Златой венец".
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - Лопухин возлагает на него большие надежды.
Александр I (1777-1825) - его царствование принесло русскому масонству повторный расцвет.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) - близко знал многих членов тайных обществ.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - "4 мая я был принят в масоны".
Обсуждения Русское масонство