На Руси заговор часто называют шептанием или наговором. Обычно его не поют и не читают, а шепчут. Заговоры могут быть построены в форме просьбы или угрозы.
Русские заговоры — при этих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка на краю села, седая и косматая старушка варит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот...
Русские заговоры — при этих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка на краю села, седая и косматая старушка варит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот...
Возникают и с детства знакомые литературные образы. Тут и пушкинские "Через леса, через моря колдун несет богатыря...", и блоковские "ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях”, и “девушка на злого друга под снегом точит лезвие”, и “мутный взор колдуна". От романтизма до символизма в русской литературе, искусстве в целом, в массовом лубке колдун и знахарь, ведун и ворожея — таинственное, всесильное и опасное начало, очень редко —доброе.
Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная “от надсады", прилипчивая бородавка или болезненный чирей и многое другое — на каждую из этих "обиходных" болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства, будь то травы и снадобья или действия и манипуляции и почти обязательно — чудодейственные “слова", то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелых случаях — например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой. Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство "править” и "ладить” детей и взрослых.
Профессионализм большинства деревенских повитух с древних времен способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха всегда зорко замечала и умело выправляла физические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка или чересчур короткий носик. Как всякая знаковая система, заговорный жанр связан с рядом правил, известных только посвященным. По мнению самих знахарей, несоблюдение традиционных условий уничтожает силу совершаемого или делает невозможным проведение обряда. Целители, которых называют бабками-знахарками, являются хранителями основ древнейших традиционных правил и запретов. Знахарские методы, применяемые в разных уголках земли, часто очень схожи между собой. Самые старые бабки-знахарки, как правило, “необразованные люди", не имея больших медицинских знаний, тем не менее добиваются хороших результатов при лечении, а значит, пользуются у людей доверием и большим спросом.
Кодекс целительницы
Во многом это происходит благодаря умелому использованию духовных сил, которые применяются в знахарской практике. Знахарки делятся своей духовной энергией с больным и оказывают ему помощь добровольно и бескорыстно. Они безоговорочно верят в то, что можно вылечить страждущего, как бы плох он ни был. Знахарке нельзя хвалиться тем, что она исцеляет, иначе тот, чьим здоровьем она похвалилась, заболеет снова. Также ей нельзя рассказывать о том. как она исцеляет, с помощью чего, и передавать заговоры. Считается, что, рассказав, знахарка отдает часть своей силы и после этого уже не сможет помогать людям.
Также существует еще несколько традиций. Знахарка не должна носить черную одежду в дни, когда лечит людей и животных. Также в эти дни она сама должна быть здоровой. Если же целительница недомогает, то лечение переносится. Знахарки не подают людям руку при приветствии, потому что берегут свои пальцы. Считается, что через рукопожатие они отдают свою силу. Если знахарка поранила палец, то она его не лечит, а ждет, когда рана заживет сама. В это время она также не исцеляет больных. За лечение знахарка принимает подарки, преподнесенные в знак благодарности, а не назначает плату, потому что ее цель — спасение и помощь.
В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическими предположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества. Несомненна сила внушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямое отношение к самим "словам", то есть заговорам, вернее, к их произношению.
Во многих заговорах присутствует диалог с разными силами, способными помочь в достижении желаемого результата. “Из печи — дымом, из избы — жаром, на улице — щепой, окладным бревном, из бревна в темный лес. — Что куришь? — Полуночну, беспокойну, прикосы, исполохи, раздоры. — Курь пуще, курь сильнее, чтобы сроду не бывало, рабу Божьему спокою давало”. При углубленном анализе русских заговоров можно заметить особый ритм заговорной речи. Прежде всего он выражается в обилии перечислений и многочисленных повторениях — как в самом тексте, так и в рекомендациях к его произнесению (“читать трижды") и действиям — трижды сплюнуть и т. п. Все эти моменты воздействуют на пациента, они усиливают значимость произносимого, придают исцелению статус неотвратимости.
Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная “от надсады", прилипчивая бородавка или болезненный чирей и многое другое — на каждую из этих "обиходных" болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства, будь то травы и снадобья или действия и манипуляции и почти обязательно — чудодейственные “слова", то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелых случаях — например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой. Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство "править” и "ладить” детей и взрослых.
Профессионализм большинства деревенских повитух с древних времен способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха всегда зорко замечала и умело выправляла физические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка или чересчур короткий носик. Как всякая знаковая система, заговорный жанр связан с рядом правил, известных только посвященным. По мнению самих знахарей, несоблюдение традиционных условий уничтожает силу совершаемого или делает невозможным проведение обряда. Целители, которых называют бабками-знахарками, являются хранителями основ древнейших традиционных правил и запретов. Знахарские методы, применяемые в разных уголках земли, часто очень схожи между собой. Самые старые бабки-знахарки, как правило, “необразованные люди", не имея больших медицинских знаний, тем не менее добиваются хороших результатов при лечении, а значит, пользуются у людей доверием и большим спросом.
Кодекс целительницы
Во многом это происходит благодаря умелому использованию духовных сил, которые применяются в знахарской практике. Знахарки делятся своей духовной энергией с больным и оказывают ему помощь добровольно и бескорыстно. Они безоговорочно верят в то, что можно вылечить страждущего, как бы плох он ни был. Знахарке нельзя хвалиться тем, что она исцеляет, иначе тот, чьим здоровьем она похвалилась, заболеет снова. Также ей нельзя рассказывать о том. как она исцеляет, с помощью чего, и передавать заговоры. Считается, что, рассказав, знахарка отдает часть своей силы и после этого уже не сможет помогать людям.
Также существует еще несколько традиций. Знахарка не должна носить черную одежду в дни, когда лечит людей и животных. Также в эти дни она сама должна быть здоровой. Если же целительница недомогает, то лечение переносится. Знахарки не подают людям руку при приветствии, потому что берегут свои пальцы. Считается, что через рукопожатие они отдают свою силу. Если знахарка поранила палец, то она его не лечит, а ждет, когда рана заживет сама. В это время она также не исцеляет больных. За лечение знахарка принимает подарки, преподнесенные в знак благодарности, а не назначает плату, потому что ее цель — спасение и помощь.
В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическими предположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества. Несомненна сила внушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямое отношение к самим "словам", то есть заговорам, вернее, к их произношению.
Во многих заговорах присутствует диалог с разными силами, способными помочь в достижении желаемого результата. “Из печи — дымом, из избы — жаром, на улице — щепой, окладным бревном, из бревна в темный лес. — Что куришь? — Полуночну, беспокойну, прикосы, исполохи, раздоры. — Курь пуще, курь сильнее, чтобы сроду не бывало, рабу Божьему спокою давало”. При углубленном анализе русских заговоров можно заметить особый ритм заговорной речи. Прежде всего он выражается в обилии перечислений и многочисленных повторениях — как в самом тексте, так и в рекомендациях к его произнесению (“читать трижды") и действиям — трижды сплюнуть и т. п. Все эти моменты воздействуют на пациента, они усиливают значимость произносимого, придают исцелению статус неотвратимости.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Русские народные заговоры