7.Тот, кто победил ум и достиг умиротворения, приблизился к Верховному Брахману в холоде и в жару, в счастье и в страдании, а также в чести и в бесчестии.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих говорит о том йоге, который уже достиг успех на пути к духовному совершенству. Согласно предыдущим стихам и комментариям этой главы, достигший успеха йог обладает такими качествами: не укрывается в плодах своей работы, исполняет любую работу, как долг, сжигает объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума, непременно исполняет обязанности, находится в состоянии отрешенности, погружен в себя, не занят удовлетворением чувств, не зависим от кармической деятельности, не привлекается всем, что предлагает ему для удовлетворения чувств его эпоха через технический прогресс и непременно осознанно, зная, Кто за всем стоит, устремлен поднимать себя через ум, легко контролирует ум, чувства и желания и не враждебен ко всем живым существам. Данный стих утверждает, что такой йог, обладающий такими качествами, как следствие победы над своим умом, приблизился по своим качествам к качествам Самого Бога в нем, к качествам Верховного Брахмана, Он же Парам Атма. Речь идет о качествах йога, который, как Сам Бог, равен к холоду и жаре и пр. Именно победа над умом открывает йогу многие и многие духовные двери, помогает в свою меру взрастить Божественные качества, привносит, как следствие, мир и удовлетворение. «Приблизится к Верховному Брахману в холоде и жаре, в чести и бесчестии…» -так в Ведах образно дается понимание о независимости от двойственности материального мира и иллюзорных энергий Бога, хотя и буквальное понимание тоже имеет место. Т.е. йог неизменен в счастье и страдании, также в чести и бесчестии, в потере и приобретении, при достижении благоприятного и неблагоприятного. Однако, абсолютное приближение к качествам Бога невозможно, как и невозможно быть абсолютно неуязвимым теми же холодом и жарой, честью и бесчестием…
Надо знать, что йог, тем более достигший успеха, несомненно, в Боге приравнивается к праведникам. Так возможно ли для него бесчестие? Да. Бог изыскивает всегда пути такие, чтобы йог испытал на себе все чувства, вновь и вновь возвращает на путь выбора и предпочтений, по-разному, но вовлекает в те или иные материальные отношения, а с ними и игры, где приходится проявлять себя так, как человек и не ожидает, и не всегда это нравственно, не всегда это отрешенно, не всегда это праведно. Это надо понимать. Т.е. достигший успеха йог достигает отрешенность такого высокого уровня, что легко преодолевает двойственность материального мира, а следовательно и влияние трех гун материальной природы. Однако, достигнув столь высокие качества и так соединяясь с Верховным Брахманом, йог всегда должен понимать, что такое достижение весьма условно, как и качества его относительно совершенны и приближенны к качествам Бога, ибо нет предела на пути к духовному совершенству. Но относительно многих и многих других можно сказать, что он достиг качеств, достаточных для освобождения. Йог также должен понимать и то, что каких бы результатов он не достиг, он все же пред Богом ДОСТАТОЧНО несовершенен, и БОГ всегда может показать ему воочию, что достичь абсолютных качеств Верховной Божественной Личности и тем на самом деле слиться с Богом по качествам невероятно. Но есть тот уровень, та ступень развитая йога, которая считается вполне достаточной, чтобы оставить этот материальный мир и продолжить свое духовное развитие и приобретение качеств в мире духовном. При этом следует отметить, что эта высокая ступень у каждого йога своя, но вполне допустимая. Также надо знать, что победить ум на самом деле невозможно и обрести высшее спокойствие невероятно. Ум всегда будет вести живое существо и в этом, и в следующем мире и является средством соединения с Богом, а также самим общением с Богом, как и будет всегда вводить в заблуждения и тем способствовать развитию живого существа. Спокойствие же на духовном плане относительно трансцендентно и не проявляется в бездействии души и чрезмерном отречении. И на духовном плане есть свой труд, свои пристрастия, своя борьба и свои успехи, переживания, свой гнев, неприязни, слава и поражения, как и свой Быт. Но все это управляемо и направляемо Богом на высшее преданное служение.
8.Душа, удовлетворенная приобретенным и реализованным знанием, расположенная в Верховном Брахмане, победившая чувства, есть, сказано, реализованный йог, неизменный при виде камня, гальки и золота.
КОММЕНТАРИЙ.
Даже когда речь идет о йоге, достигшем успеха, о котором можно сказать, что он соединен с Верховным Брахманом или по качествам приблизился к Высшей Душе, Парам Атме, и в этом случае существует, и об этом говорилось, разный уровень успеха и достижения Божественных качеств. В ст.8 и ранее Бог описывает необходимые качества любого, достигшего успех йога. Во-первых, йог должен обладать совершенными духовными знаниями. Во-вторых, он должен практически применять эти знания, как в практике йоги, так и в бытии. В-третьих, он должен достичь в себе полное удовлет¬ворение и мир. В-четвертых, он должен постоянно пребывать в духовном состоянии, т.е. он должен неизменно быть связан с Богом в себе, всех видеть в Боге и Бога - в каждом. В-пятых, этот человек должен победить свои чувства, ум, разум и желания. Но, обладая всеми этими качествами, такой ЙОГ может быть охарактеризован, как неизменный к гальке, камню и золоту, т.е. может быть дана такая общая оценка его степени отрешенности, определяющая уровень йога. Но такой йог, имея такую заключительную оценку и не более, выдержит не все испытания и не проявит еще высшую отрешенность, которая возможна на Земле. И есть то испытание, когда сердце йога может дрогнуть, а ум стать обеспокоенным, а желания повести за собой. 0 более высокой ступени йоги или о еще большей ступени отрешенности в материальном мире Бог говорит в следующем стихе
9.Но еще более реализован тот йог, чей разум неизменен к доброжелателям, благодетелям, врагам, к сохраняющим нейтралитет, к посредникам, к завистливым, родственникам, а также к праведникам и грешникам.
КОММЕНТАРИЙ.
Как уже было сказано ранее, даже достигшие успех йоги стоят на разных ступенях духовного развития относительно друг друга. В основном эти ступени определяются уровнем отречения, который зависит от того, относи¬тельно чего ум йога становится неизменным и непоколебимым. В предыдущем стихе неизменность ума рассматривается относительно гальки, камня и золота. Это та ступень йога, где он достаточно невозмутим по отношению к внешним материальным объектам чувств. Такого йога не затронут матери¬альные (неодушевленные или животные) объекты, не внесут в него печаль или радость, его ум не станет выгадывать или планировать, мыслить о приобретениях или потерях. Он не задумается, если у него поизносилась одежда или скудная еда, он не позавидует другому, не впадет в депрессию из-за материальных неудач или чужих мнений. Такой йог не привлечется плодами своего труда, не станет на них рассчитывать или с ними связывать надежды, но всецело будет погружен в Бога, не мечтая о славе, признании, богатстве, власти и почете. Можно долго перечислять качества такого йога, чье лицо не изменится, если у него на глазах сгорит его имущество, в душе ничего не шелохнется, если он найдет слиток золота, он может легко пройти мимо, ни на что не претендуя, во всем видя Волю Бога или искушения, не связывая себя ничем, хорошо видя оковы материального мира. Но как бы высоко не стоял такой йог, в каком бы великом отречении он не находился, но если он определен так, как сказано в конце второй строки стиха 8 гл.6, то и его ступень не самая высокая. Наиболее отрешенным, а потому достигшим еще большего успеха, считается йог, качества которого определены в данном стихе. Гораздо сложнее сохранять отрешенность к реальным окружающим людям, чем к неодушевленным предметам или животным, и всем, что связано лично с собой. Как можно быть или оставаться неизменным умом, уравновешенным в себе, испытывать в себе невозмутимость и мир, когда другой тебя предал, избил, унизил? Когда избили твоих детей? Когда причинили твоей семье непоправимое страдание, называемое горем? Или, как, не дрогнув, по Воле Бога поднять руку на самых близких? И как относиться к нейтральным? Не заняли ли они выгодную позицию, желая угодить и тем, и этим с целью личного покоя, когда хорошо видны правые и виновные? Разве такое поведение, такая отрешенность не кажется нечистым, и разве они не требуют осуждения? Как не возмутиться против них? Как посмотреть на насильника своей жены, сестры, ребенка? Как можно здесь быть невозмутимым? Как не дрогнуть сердцу, когда измываются над старцем, больным, инвалидом, ребенком? Как посмотреть на авантюриста, лжесвидетеля, заговорщиков, приспособленцев, лживых и изворотливых, делающих все себе в угоду и за счет жизни, здоровья и благополучия других? Разве может дух не встрепенуться, рука не подняться в защиту, ум гневно не осудить, а рот не сказать? Но высшая отрешенность существует, как и высшая невозмутимость. Но это прежде всего абсолютная внутренняя негневливость, полная невозмутимость, ясность ума и неизменное видение во всем только Руки и Воли Самого Бога, ставящего в те или иные условия и требующего свои действия.
Невозмутимость и в таких выше описанных примерах очень дорого стоит и требует очень долгой практики и максимального утверждения в совершенных знаниях. Столь высоко стоящий йог, оказавшийся в месте, где творится бесчинство или происходят военные действия против людей, непременно должен действовать согласно своей дхарме, не изменяя религиозным принципам и в защиту слабых, ибо любое его действие всегда должно быть направлено во благо живых существ. Т.е. отрешенность, внутренняя неизменность ни есть бездействие, но деятельность в Боге, с Богом, не противореча Планам Бога, со знанием Мнения Бога, без оскорблений и упреков к Богу, без личной заинтересованности, что бы то ни было, выполняя абсолютно желание Бога, все посвящающая Богу, и это распространяется как на гальку, камень и золото, так и в отношении всех людей. Такой высоко стоящий йог в любой ситуации в любой момент неизменно помнит, что все происходит только по Плану Бога, по Воле Бога, имеет Божественные причины и следствия, все в конечном итоге направлено на развитие живых существ и им во благо, а потому - Свято. Он также понимает, что какие бы родственные отношения ни связывали людей, но каждый идет только своим путем и получает последствия только своей предыдущей деятельности, все условно, все по Плану Бога вовлекаются в материальные игры, и что сегодняшний враг мог быть ему сыном в прошлой жизни, а друг в этой жизни в следующей может стать врагом. Он также знает, что все связи условны, временны, непродолжительны, определены БОГОМ и только Богом разрываются. Каждый на данный период занимает только то место, которое ему отвал Бог согласно его качествам и карме: посредник исполняет свою роль, нейтральный - свою, а друзья и враги, как и родственники – свою. Также йог знает, что каждый находится на своей ступени, как материального, так и духовного развития, и действует только в соответствии со своим пониманием и качествами по Воле Бога, и все непременно развивает, и никто не сможет ни с чьей помощью оказаться на более высокой ступени нравственности и морали, как и духовного совершенства, пока не побывает на всех, даже самых низших ступенях, своего развития. Также йог знает, что Бог наказывает человека, возвращает ему последствия греховной деятельности прошлых рождений руками чаще всего греховных людей, идущих на поводу гнева, зависти и вожделений. Зная все это постоянно и практически используя, укрепившись в этих знаниях, йог, втянутый внешне в человеческие отношения, видит этот путь, как путь, указанный Богом, и исполняет свою дхарму своими божественными качествами так, что превращает свою деятельность в акарму, т.е. в бездействие, неучастие при фактическом участии с неизменным умом и духовным, ничем не потревоженным внутренним миром. Он проявляет такие качества, как терпение, твердость, немногословие, милосердие, справедливость, посвящает свою деятельность Богу, зная, что и он сам - оружие Бога в воспитании других. Такой йог решителен, спокоен, негневлив, нераздражителен, немстителен и выполнит все, что необходимо, не вознеся одного, не понося другого, не осуждая, не отстраняясь, не благодаря благодетеля, не возвышаясь над завистниками и грешными, а также не склоняясь перед благочестивыми праведниками, но только перед Богом. Но чтобы достичь такой отрешенности, непременно необходимо долго и решительно трудиться над собой, идя путем, который человеку кажется наиболее приемлемым в его положении. Один из путей - карма-йога, требующий от человека большой и неизменной сосредоточенности в себе,постоянный и незыблемый контроль ума и чувств в любой деятельности, посвященной Богу, как жертвоприношение.
Однако, параллельно с карма-йогой или отдельно от нее можно заниматься чисто медитационным процессом, который дает СВОИ плоды в плане развития отрешенности и в постижении Самого Бога. Об этом пути Бог говорит ниже.
10.Йог должен постоянно исполнять практику йоги, вовлекая ум, тело и душу, будучи расположенным в уединенном месте, один, контролируя деятельность ума, ни в чем не ища убежища, свободный от чувства собственничества.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог объясняет начало медитационной йоги или дхйана-йоги. Здесь следует обратить внимание на то, что человек, выбравший медитационную йогу, как путь духовного развития, должен заниматься ею постоянно. Т.е. он должен располагать временем ежедневно и не менее двух часов в день. Он непременно должен быть религиозен, принадлежать к определенной религиозной конфессии, поклоняться и служить только Самому Богу-Отцу. Также идущий этим путем йог должен изучать Веды, заниматься благотворительностью, быть аскетичным, осознанно развивать Божественные качества, быть твердым и решительным в этом пути, контролировать ум и чувства и, как было неоднократно сказано, очищать свое существование. Также он должен ставить перед собой духовную цель, в частности контролировать ум и чувства и так, развивая отрешенность, соединяться в себе с Верховным Брахманом, достигая в себе истинный мир. Ум йога не должен быть мистически настроенным и устремляться к приобретению сверхчеловеческих способностей. Такие вещи Бог дает Сам по Своему Плану и не всем, и это не характеризует ступень йога, но особенность его пути и наличие качеств на данный период его развития. Также практика йоги не должна быть показной, обговариваемой с другими, и не следует хвастать или провозглашать свои успехи или внутренне рассчитывать на это. Также не следует практиковать йогу ради уважения и славы или из любопытства, не имея духовных знаний и устремлений. К началу занятия йогой человек должен быть подготовлен духовным наставником, лицом глубокорелигиозным, не отягощенным мирскими заботами и вожделениями или видящим в наставничестве источник дохода. Йог должен быть направляем чистым в лице Бога человеком, служащим и поклоняющимся Богу, смиренным, достигшим успех в йоге. Только в этом случае Бог даст йогу желание заниматься медитационной йогой и будет давать все необходимое и благоприятное для успеха в этом направлении. Хорошо, когда медитационная йога связана с карма-йогой. Такая связь непременно обеспечит успех и даст немалое удовлетворение. Согласно стиху, в дхйана-йогу человек должен вовлекаться всей своей сущностью, "атманам", т.е. телом, душой и умом. Человек как бы всеми чувствами, будучи в материальном мире, учится отключаться от него, тело замирает в нужной позе, чувства перестают отвлекаться на любое внешнее воздействие, духовная сущность через ум углубляется в совершенные духовные знания, мобилизуется для самопогружения, устремляет свой взор внутрь себя. Тело как бы цепенеет и замирает. Связующий процесс с БОГОМ начинается в тишине, отрешенности и с непременным элементом наслаждения. Высоко развитый такой практикой йог достигает своего высшего уровня, когда продолжает заниматься медитацией и после отведенных часов. В состоянии самопогружения он может уже находиться и, будучи в людном месте, в движении, сидя, стоя, исполняя ту или иную работу, общаясь с другими, даже материальными людьми; его сознание неотступно связано с Богом, он всегда пребывает в Боге, говорит с Ним, знает Его Мнение в себе, все Божественные энергии в себе и наслаждается этой связью непрерывно, не находя более никакой другой земной альтернативы.
Такой йог, даже побеспокоенный другими, не выходит из этого состояния, но внешне неотличим от других. Однако и он время от времени может уеди¬няться и наслаждаться этим связующим процессом в безлюдном месте, полностью отдаваясь единению со Всевышним. Контроль ума чаще всего присущ йогу, который только на пути к успеху. Но когда аскетизм и праведность становятся естественной потребностью человека, его сутью и единственным способом существования, необходимость в контроле ума ослабевает и уходит на нет, поскольку в мире ничего не остается такого, что могло бы привлечь духовную сущность. В таком случае Бог, даже напоминая умом об объектах чувственных наслаждений, как бы не настаивает и через память устраняет их, как не востребованные, что уже стало чуждым и непривлекательным навсегда или в большей части. Чаще всего такой ступени достигает тот йог, который направляет свою повседневную жизнь только во благо всем живым существам Божественными средствами, видя и в этом служение Богу. Такой, избавившийся от эгоизма человек, аскетичный, религиозный, знающий всегда себя перед Богом, перестает мыслить так, чтоб возникла потребность его искушать или соблазнять в большой мере. Также такой человек не должен ни в чем искать и находить себе убежище, кроме Бога. Это очень серьезное требование, поскольку оно граничит с отказом от любых материальных и даже духовных надежд. Это непросто любому живому существу принять, поскольку все живые существа от жизни к жизни живут только надеждами, находя в них успокоение и смысл. Другой образ мышления как бы забирает у живого существа основную опору или, как говорят, почву из-под ног. Как работать, если не рассчитывать на вознаграждение, что без сомнения связано с поддержанием тела? Как растить ребенка, не связывая с ним своей надежды и будущую старость? Как идти путем знаний, не мысля об их применении? Как болеть, не рассчитывая на выздоровление? и т.д. В материальном мире такой образ мышления невероятен и такой призыв осуждаем. Но в духовном плане внутреннее видение и понимание йога, основывающегося на совершенных духовных знаниях, другое. Зная всему причиной Бога, видя во всем Руку Бога, как Господина всех живых существ, воздающего каждому, йог вручает себя Богу, в Нем Одном видя убежище, видит себя ведомым и направляемым не в соответствии со своими собственными желаниями, но по Плану Бога с учетом кармических реакций, качеств человека, его ступени. Так понимающий йог из личной жизни и опыта много раз мог убедиться, что Бог всегда помогает, Сам ведет, и как бы и в чем бы человек не планировал, все получается только так, как задумал Творец. Также данный стих указывает на то, что йог ничем не должен владеть. Имеется ввиду любое дорогостоящее и недорогостоящее движимое и недвижимое имущество. Сознание ничем не должно быть обременено и ни от чего, и ни от кого не должно зависеть. Материальные вещи и отношения, связанные с материальными благами, имеют природу влиять на человека, требуя от него определенный образ мышления. Вещи, как материальные блага, данные человеку Богом, должны быть охраняемы, надлежаще быть использованными, их надо ремонтировать, поддерживать их работоспособность, привлекательный вид.
Для этого нужно вовлекаться в материальные отношения, иметь лишние средства, учиться ими пользоваться, иногда применять, заменяя ими руки и ноги и т.д.. Все это нарушает главные принципы аскетизма, вовлекает в новые связи, делает человека по необходимости многословным и поневоле привязывает к плодам своей и чужой работы, поскольку любая собственность требует и средств на содержание. У йога, непременно, должно быть реальное чувство независимости, несвязанности ничем, неозабоченности материальным. В противном случае отбоя не будет от беспокойных и навязчивых мыслей, которые никак не проконтролируешь и не уймешь, если налицо предмет беспокойства. И во время йоги Бог найдет, чем обеспокоить такого йога, как бы он не контролировал свой ум. Сама жизнь будет требовать, а ум - напоминать, не заботясь о практике йоги. Жилье потребует ремонта, забор - покраски, животное - еды, машина - новые колеса... Йогу, как и любому человеку, позволительно и надо мыслить о том, что неустранимо: детях, родственниках, о себе и своих делах, проблемах. Но если к этому добавить мысли владельца… Естественные мысли о близких Бог поможет убрать или придержать всегда, но другие лишь будут мешать в связующем процессе до тех пор, пока человек сам не устранит их источник, реальные материальные объекты, называемые собственностью. Это требование Бога к йогу следует считать одним из основных и без выполнения его достичь даже малый успех в практике йоги невозможно.
.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих говорит о том йоге, который уже достиг успех на пути к духовному совершенству. Согласно предыдущим стихам и комментариям этой главы, достигший успеха йог обладает такими качествами: не укрывается в плодах своей работы, исполняет любую работу, как долг, сжигает объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума, непременно исполняет обязанности, находится в состоянии отрешенности, погружен в себя, не занят удовлетворением чувств, не зависим от кармической деятельности, не привлекается всем, что предлагает ему для удовлетворения чувств его эпоха через технический прогресс и непременно осознанно, зная, Кто за всем стоит, устремлен поднимать себя через ум, легко контролирует ум, чувства и желания и не враждебен ко всем живым существам. Данный стих утверждает, что такой йог, обладающий такими качествами, как следствие победы над своим умом, приблизился по своим качествам к качествам Самого Бога в нем, к качествам Верховного Брахмана, Он же Парам Атма. Речь идет о качествах йога, который, как Сам Бог, равен к холоду и жаре и пр. Именно победа над умом открывает йогу многие и многие духовные двери, помогает в свою меру взрастить Божественные качества, привносит, как следствие, мир и удовлетворение. «Приблизится к Верховному Брахману в холоде и жаре, в чести и бесчестии…» -так в Ведах образно дается понимание о независимости от двойственности материального мира и иллюзорных энергий Бога, хотя и буквальное понимание тоже имеет место. Т.е. йог неизменен в счастье и страдании, также в чести и бесчестии, в потере и приобретении, при достижении благоприятного и неблагоприятного. Однако, абсолютное приближение к качествам Бога невозможно, как и невозможно быть абсолютно неуязвимым теми же холодом и жарой, честью и бесчестием…
Надо знать, что йог, тем более достигший успеха, несомненно, в Боге приравнивается к праведникам. Так возможно ли для него бесчестие? Да. Бог изыскивает всегда пути такие, чтобы йог испытал на себе все чувства, вновь и вновь возвращает на путь выбора и предпочтений, по-разному, но вовлекает в те или иные материальные отношения, а с ними и игры, где приходится проявлять себя так, как человек и не ожидает, и не всегда это нравственно, не всегда это отрешенно, не всегда это праведно. Это надо понимать. Т.е. достигший успеха йог достигает отрешенность такого высокого уровня, что легко преодолевает двойственность материального мира, а следовательно и влияние трех гун материальной природы. Однако, достигнув столь высокие качества и так соединяясь с Верховным Брахманом, йог всегда должен понимать, что такое достижение весьма условно, как и качества его относительно совершенны и приближенны к качествам Бога, ибо нет предела на пути к духовному совершенству. Но относительно многих и многих других можно сказать, что он достиг качеств, достаточных для освобождения. Йог также должен понимать и то, что каких бы результатов он не достиг, он все же пред Богом ДОСТАТОЧНО несовершенен, и БОГ всегда может показать ему воочию, что достичь абсолютных качеств Верховной Божественной Личности и тем на самом деле слиться с Богом по качествам невероятно. Но есть тот уровень, та ступень развитая йога, которая считается вполне достаточной, чтобы оставить этот материальный мир и продолжить свое духовное развитие и приобретение качеств в мире духовном. При этом следует отметить, что эта высокая ступень у каждого йога своя, но вполне допустимая. Также надо знать, что победить ум на самом деле невозможно и обрести высшее спокойствие невероятно. Ум всегда будет вести живое существо и в этом, и в следующем мире и является средством соединения с Богом, а также самим общением с Богом, как и будет всегда вводить в заблуждения и тем способствовать развитию живого существа. Спокойствие же на духовном плане относительно трансцендентно и не проявляется в бездействии души и чрезмерном отречении. И на духовном плане есть свой труд, свои пристрастия, своя борьба и свои успехи, переживания, свой гнев, неприязни, слава и поражения, как и свой Быт. Но все это управляемо и направляемо Богом на высшее преданное служение.
8.Душа, удовлетворенная приобретенным и реализованным знанием, расположенная в Верховном Брахмане, победившая чувства, есть, сказано, реализованный йог, неизменный при виде камня, гальки и золота.
КОММЕНТАРИЙ.
Даже когда речь идет о йоге, достигшем успеха, о котором можно сказать, что он соединен с Верховным Брахманом или по качествам приблизился к Высшей Душе, Парам Атме, и в этом случае существует, и об этом говорилось, разный уровень успеха и достижения Божественных качеств. В ст.8 и ранее Бог описывает необходимые качества любого, достигшего успех йога. Во-первых, йог должен обладать совершенными духовными знаниями. Во-вторых, он должен практически применять эти знания, как в практике йоги, так и в бытии. В-третьих, он должен достичь в себе полное удовлет¬ворение и мир. В-четвертых, он должен постоянно пребывать в духовном состоянии, т.е. он должен неизменно быть связан с Богом в себе, всех видеть в Боге и Бога - в каждом. В-пятых, этот человек должен победить свои чувства, ум, разум и желания. Но, обладая всеми этими качествами, такой ЙОГ может быть охарактеризован, как неизменный к гальке, камню и золоту, т.е. может быть дана такая общая оценка его степени отрешенности, определяющая уровень йога. Но такой йог, имея такую заключительную оценку и не более, выдержит не все испытания и не проявит еще высшую отрешенность, которая возможна на Земле. И есть то испытание, когда сердце йога может дрогнуть, а ум стать обеспокоенным, а желания повести за собой. 0 более высокой ступени йоги или о еще большей ступени отрешенности в материальном мире Бог говорит в следующем стихе
9.Но еще более реализован тот йог, чей разум неизменен к доброжелателям, благодетелям, врагам, к сохраняющим нейтралитет, к посредникам, к завистливым, родственникам, а также к праведникам и грешникам.
КОММЕНТАРИЙ.
Как уже было сказано ранее, даже достигшие успех йоги стоят на разных ступенях духовного развития относительно друг друга. В основном эти ступени определяются уровнем отречения, который зависит от того, относи¬тельно чего ум йога становится неизменным и непоколебимым. В предыдущем стихе неизменность ума рассматривается относительно гальки, камня и золота. Это та ступень йога, где он достаточно невозмутим по отношению к внешним материальным объектам чувств. Такого йога не затронут матери¬альные (неодушевленные или животные) объекты, не внесут в него печаль или радость, его ум не станет выгадывать или планировать, мыслить о приобретениях или потерях. Он не задумается, если у него поизносилась одежда или скудная еда, он не позавидует другому, не впадет в депрессию из-за материальных неудач или чужих мнений. Такой йог не привлечется плодами своего труда, не станет на них рассчитывать или с ними связывать надежды, но всецело будет погружен в Бога, не мечтая о славе, признании, богатстве, власти и почете. Можно долго перечислять качества такого йога, чье лицо не изменится, если у него на глазах сгорит его имущество, в душе ничего не шелохнется, если он найдет слиток золота, он может легко пройти мимо, ни на что не претендуя, во всем видя Волю Бога или искушения, не связывая себя ничем, хорошо видя оковы материального мира. Но как бы высоко не стоял такой йог, в каком бы великом отречении он не находился, но если он определен так, как сказано в конце второй строки стиха 8 гл.6, то и его ступень не самая высокая. Наиболее отрешенным, а потому достигшим еще большего успеха, считается йог, качества которого определены в данном стихе. Гораздо сложнее сохранять отрешенность к реальным окружающим людям, чем к неодушевленным предметам или животным, и всем, что связано лично с собой. Как можно быть или оставаться неизменным умом, уравновешенным в себе, испытывать в себе невозмутимость и мир, когда другой тебя предал, избил, унизил? Когда избили твоих детей? Когда причинили твоей семье непоправимое страдание, называемое горем? Или, как, не дрогнув, по Воле Бога поднять руку на самых близких? И как относиться к нейтральным? Не заняли ли они выгодную позицию, желая угодить и тем, и этим с целью личного покоя, когда хорошо видны правые и виновные? Разве такое поведение, такая отрешенность не кажется нечистым, и разве они не требуют осуждения? Как не возмутиться против них? Как посмотреть на насильника своей жены, сестры, ребенка? Как можно здесь быть невозмутимым? Как не дрогнуть сердцу, когда измываются над старцем, больным, инвалидом, ребенком? Как посмотреть на авантюриста, лжесвидетеля, заговорщиков, приспособленцев, лживых и изворотливых, делающих все себе в угоду и за счет жизни, здоровья и благополучия других? Разве может дух не встрепенуться, рука не подняться в защиту, ум гневно не осудить, а рот не сказать? Но высшая отрешенность существует, как и высшая невозмутимость. Но это прежде всего абсолютная внутренняя негневливость, полная невозмутимость, ясность ума и неизменное видение во всем только Руки и Воли Самого Бога, ставящего в те или иные условия и требующего свои действия.
Невозмутимость и в таких выше описанных примерах очень дорого стоит и требует очень долгой практики и максимального утверждения в совершенных знаниях. Столь высоко стоящий йог, оказавшийся в месте, где творится бесчинство или происходят военные действия против людей, непременно должен действовать согласно своей дхарме, не изменяя религиозным принципам и в защиту слабых, ибо любое его действие всегда должно быть направлено во благо живых существ. Т.е. отрешенность, внутренняя неизменность ни есть бездействие, но деятельность в Боге, с Богом, не противореча Планам Бога, со знанием Мнения Бога, без оскорблений и упреков к Богу, без личной заинтересованности, что бы то ни было, выполняя абсолютно желание Бога, все посвящающая Богу, и это распространяется как на гальку, камень и золото, так и в отношении всех людей. Такой высоко стоящий йог в любой ситуации в любой момент неизменно помнит, что все происходит только по Плану Бога, по Воле Бога, имеет Божественные причины и следствия, все в конечном итоге направлено на развитие живых существ и им во благо, а потому - Свято. Он также понимает, что какие бы родственные отношения ни связывали людей, но каждый идет только своим путем и получает последствия только своей предыдущей деятельности, все условно, все по Плану Бога вовлекаются в материальные игры, и что сегодняшний враг мог быть ему сыном в прошлой жизни, а друг в этой жизни в следующей может стать врагом. Он также знает, что все связи условны, временны, непродолжительны, определены БОГОМ и только Богом разрываются. Каждый на данный период занимает только то место, которое ему отвал Бог согласно его качествам и карме: посредник исполняет свою роль, нейтральный - свою, а друзья и враги, как и родственники – свою. Также йог знает, что каждый находится на своей ступени, как материального, так и духовного развития, и действует только в соответствии со своим пониманием и качествами по Воле Бога, и все непременно развивает, и никто не сможет ни с чьей помощью оказаться на более высокой ступени нравственности и морали, как и духовного совершенства, пока не побывает на всех, даже самых низших ступенях, своего развития. Также йог знает, что Бог наказывает человека, возвращает ему последствия греховной деятельности прошлых рождений руками чаще всего греховных людей, идущих на поводу гнева, зависти и вожделений. Зная все это постоянно и практически используя, укрепившись в этих знаниях, йог, втянутый внешне в человеческие отношения, видит этот путь, как путь, указанный Богом, и исполняет свою дхарму своими божественными качествами так, что превращает свою деятельность в акарму, т.е. в бездействие, неучастие при фактическом участии с неизменным умом и духовным, ничем не потревоженным внутренним миром. Он проявляет такие качества, как терпение, твердость, немногословие, милосердие, справедливость, посвящает свою деятельность Богу, зная, что и он сам - оружие Бога в воспитании других. Такой йог решителен, спокоен, негневлив, нераздражителен, немстителен и выполнит все, что необходимо, не вознеся одного, не понося другого, не осуждая, не отстраняясь, не благодаря благодетеля, не возвышаясь над завистниками и грешными, а также не склоняясь перед благочестивыми праведниками, но только перед Богом. Но чтобы достичь такой отрешенности, непременно необходимо долго и решительно трудиться над собой, идя путем, который человеку кажется наиболее приемлемым в его положении. Один из путей - карма-йога, требующий от человека большой и неизменной сосредоточенности в себе,постоянный и незыблемый контроль ума и чувств в любой деятельности, посвященной Богу, как жертвоприношение.
Однако, параллельно с карма-йогой или отдельно от нее можно заниматься чисто медитационным процессом, который дает СВОИ плоды в плане развития отрешенности и в постижении Самого Бога. Об этом пути Бог говорит ниже.
10.Йог должен постоянно исполнять практику йоги, вовлекая ум, тело и душу, будучи расположенным в уединенном месте, один, контролируя деятельность ума, ни в чем не ища убежища, свободный от чувства собственничества.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог объясняет начало медитационной йоги или дхйана-йоги. Здесь следует обратить внимание на то, что человек, выбравший медитационную йогу, как путь духовного развития, должен заниматься ею постоянно. Т.е. он должен располагать временем ежедневно и не менее двух часов в день. Он непременно должен быть религиозен, принадлежать к определенной религиозной конфессии, поклоняться и служить только Самому Богу-Отцу. Также идущий этим путем йог должен изучать Веды, заниматься благотворительностью, быть аскетичным, осознанно развивать Божественные качества, быть твердым и решительным в этом пути, контролировать ум и чувства и, как было неоднократно сказано, очищать свое существование. Также он должен ставить перед собой духовную цель, в частности контролировать ум и чувства и так, развивая отрешенность, соединяться в себе с Верховным Брахманом, достигая в себе истинный мир. Ум йога не должен быть мистически настроенным и устремляться к приобретению сверхчеловеческих способностей. Такие вещи Бог дает Сам по Своему Плану и не всем, и это не характеризует ступень йога, но особенность его пути и наличие качеств на данный период его развития. Также практика йоги не должна быть показной, обговариваемой с другими, и не следует хвастать или провозглашать свои успехи или внутренне рассчитывать на это. Также не следует практиковать йогу ради уважения и славы или из любопытства, не имея духовных знаний и устремлений. К началу занятия йогой человек должен быть подготовлен духовным наставником, лицом глубокорелигиозным, не отягощенным мирскими заботами и вожделениями или видящим в наставничестве источник дохода. Йог должен быть направляем чистым в лице Бога человеком, служащим и поклоняющимся Богу, смиренным, достигшим успех в йоге. Только в этом случае Бог даст йогу желание заниматься медитационной йогой и будет давать все необходимое и благоприятное для успеха в этом направлении. Хорошо, когда медитационная йога связана с карма-йогой. Такая связь непременно обеспечит успех и даст немалое удовлетворение. Согласно стиху, в дхйана-йогу человек должен вовлекаться всей своей сущностью, "атманам", т.е. телом, душой и умом. Человек как бы всеми чувствами, будучи в материальном мире, учится отключаться от него, тело замирает в нужной позе, чувства перестают отвлекаться на любое внешнее воздействие, духовная сущность через ум углубляется в совершенные духовные знания, мобилизуется для самопогружения, устремляет свой взор внутрь себя. Тело как бы цепенеет и замирает. Связующий процесс с БОГОМ начинается в тишине, отрешенности и с непременным элементом наслаждения. Высоко развитый такой практикой йог достигает своего высшего уровня, когда продолжает заниматься медитацией и после отведенных часов. В состоянии самопогружения он может уже находиться и, будучи в людном месте, в движении, сидя, стоя, исполняя ту или иную работу, общаясь с другими, даже материальными людьми; его сознание неотступно связано с Богом, он всегда пребывает в Боге, говорит с Ним, знает Его Мнение в себе, все Божественные энергии в себе и наслаждается этой связью непрерывно, не находя более никакой другой земной альтернативы.
Такой йог, даже побеспокоенный другими, не выходит из этого состояния, но внешне неотличим от других. Однако и он время от времени может уеди¬няться и наслаждаться этим связующим процессом в безлюдном месте, полностью отдаваясь единению со Всевышним. Контроль ума чаще всего присущ йогу, который только на пути к успеху. Но когда аскетизм и праведность становятся естественной потребностью человека, его сутью и единственным способом существования, необходимость в контроле ума ослабевает и уходит на нет, поскольку в мире ничего не остается такого, что могло бы привлечь духовную сущность. В таком случае Бог, даже напоминая умом об объектах чувственных наслаждений, как бы не настаивает и через память устраняет их, как не востребованные, что уже стало чуждым и непривлекательным навсегда или в большей части. Чаще всего такой ступени достигает тот йог, который направляет свою повседневную жизнь только во благо всем живым существам Божественными средствами, видя и в этом служение Богу. Такой, избавившийся от эгоизма человек, аскетичный, религиозный, знающий всегда себя перед Богом, перестает мыслить так, чтоб возникла потребность его искушать или соблазнять в большой мере. Также такой человек не должен ни в чем искать и находить себе убежище, кроме Бога. Это очень серьезное требование, поскольку оно граничит с отказом от любых материальных и даже духовных надежд. Это непросто любому живому существу принять, поскольку все живые существа от жизни к жизни живут только надеждами, находя в них успокоение и смысл. Другой образ мышления как бы забирает у живого существа основную опору или, как говорят, почву из-под ног. Как работать, если не рассчитывать на вознаграждение, что без сомнения связано с поддержанием тела? Как растить ребенка, не связывая с ним своей надежды и будущую старость? Как идти путем знаний, не мысля об их применении? Как болеть, не рассчитывая на выздоровление? и т.д. В материальном мире такой образ мышления невероятен и такой призыв осуждаем. Но в духовном плане внутреннее видение и понимание йога, основывающегося на совершенных духовных знаниях, другое. Зная всему причиной Бога, видя во всем Руку Бога, как Господина всех живых существ, воздающего каждому, йог вручает себя Богу, в Нем Одном видя убежище, видит себя ведомым и направляемым не в соответствии со своими собственными желаниями, но по Плану Бога с учетом кармических реакций, качеств человека, его ступени. Так понимающий йог из личной жизни и опыта много раз мог убедиться, что Бог всегда помогает, Сам ведет, и как бы и в чем бы человек не планировал, все получается только так, как задумал Творец. Также данный стих указывает на то, что йог ничем не должен владеть. Имеется ввиду любое дорогостоящее и недорогостоящее движимое и недвижимое имущество. Сознание ничем не должно быть обременено и ни от чего, и ни от кого не должно зависеть. Материальные вещи и отношения, связанные с материальными благами, имеют природу влиять на человека, требуя от него определенный образ мышления. Вещи, как материальные блага, данные человеку Богом, должны быть охраняемы, надлежаще быть использованными, их надо ремонтировать, поддерживать их работоспособность, привлекательный вид.
Для этого нужно вовлекаться в материальные отношения, иметь лишние средства, учиться ими пользоваться, иногда применять, заменяя ими руки и ноги и т.д.. Все это нарушает главные принципы аскетизма, вовлекает в новые связи, делает человека по необходимости многословным и поневоле привязывает к плодам своей и чужой работы, поскольку любая собственность требует и средств на содержание. У йога, непременно, должно быть реальное чувство независимости, несвязанности ничем, неозабоченности материальным. В противном случае отбоя не будет от беспокойных и навязчивых мыслей, которые никак не проконтролируешь и не уймешь, если налицо предмет беспокойства. И во время йоги Бог найдет, чем обеспокоить такого йога, как бы он не контролировал свой ум. Сама жизнь будет требовать, а ум - напоминать, не заботясь о практике йоги. Жилье потребует ремонта, забор - покраски, животное - еды, машина - новые колеса... Йогу, как и любому человеку, позволительно и надо мыслить о том, что неустранимо: детях, родственниках, о себе и своих делах, проблемах. Но если к этому добавить мысли владельца… Естественные мысли о близких Бог поможет убрать или придержать всегда, но другие лишь будут мешать в связующем процессе до тех пор, пока человек сам не устранит их источник, реальные материальные объекты, называемые собственностью. Это требование Бога к йогу следует считать одним из основных и без выполнения его достичь даже малый успех в практике йоги невозможно.
.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 6. Дхйана-йога. Стих.7-10