Самый известный геолог и бард страны рассказал, была ли вообще на свете эта потерянная страна и где искать ее следы.
В последнее время россияне вновь заинтересовались загадками древних цивилизаций. Научно-популярные передачи на ТВ бьют все рекорды, а о местонахождении легендарной Атлантиды спорят даже школьники.
В последнее время россияне вновь заинтересовались загадками древних цивилизаций. Научно-популярные передачи на ТВ бьют все рекорды, а о местонахождении легендарной Атлантиды спорят даже школьники.
Ученые из разных стран не перестают поставлять все новые и новые гипотезы на суд общественности. Мы решили расставить все точки над «i» и узнать у самого известного геолога и барда страны Александра ГОРОДНИЦКОГО, а была ли вообще на свете эта потерянная страна, и если была, то где искать ее следы.
О Боге
- Вы, ученый с мировым именем, и вдруг в своих работах говорите о таком факторе влияния на человеческую цивилизацию, как «промысел Божий» и «Божье наказание». Вы это всерьез?
- Вообще я стараюсь развеять популярный миф о всемогуществе современной науки. Полагая себя всемогущими хозяевами Земли, мы слишком много на себя берем. Есть масса вещей в природе, которые без привлечения понятия «промысел Божий» просто необъяснимы. Мир, каким он дан нам Богом, невероятно прекрасен, и главная задача человека не в том, чтобы его освоить, а чтобы сохранить и не изгадить. Я заведую лабораторией магнитных исследований океана, и последние семь лет мы работаем по так называемому «Балтийскому проекту». В 1947 г. союзники, избавляясь от химического оружия Третьего рейха, затопили в Балтийском море 800 тысяч тонн бомб и снарядов с ипритом, поражающим глаза, кожу, легкие. Сейчас металлическая оболочка разъедена водой, и иприт растворяется, губя рыбу и морскую флору. А мы едим эту рыбу.
- В передаче «Библейские катастрофы и современная геология» вы утверждаете, что описанные в Библии события происходили в действительности...
- Я с позиций современной геологической науки подчеркивал историческую реальность гибели Содома и Гоморры, Мирового потопа, цунами, утопившего войско фараона, десяти казней египетских и т. д. В своих построениях я опираюсь на теорию тектоники литосферных плит. Например, в описании гибели Содома и Гоморры практически документально показаны процессы рифтогенеза в Мертвом море, сопровождавшиеся огромными выбросами сероводорода и моментально воспламенившегося метана, образованием соляных куполов. Чем внимательней мы будем изучать библейские тексты, тем больше неожиданных открытий они преподнесут.
Бог находится вне наших зрительных представлений. Это высочайшая форма материи и организации мирового разума. Не признавать значения этой субстанции нельзя.
В наше время классическая теория эволюции видов нуждается в серьезном пересмотре. Эволюция учила о медленных, постепенных изменениях в развитии каких-либо явлений природы. А развитие часто происходило скачкообразно.
Мне кажется, более внимательно следует исследовать влияние глобальных катастроф на развитие жизни на Земле, тем более что аналогичные катастрофы нас еще ждут.
- Тоже как Божья кара?
- Сейчас у нас есть свидетельства того, что в истории Земли существовали глобальные катастрофы, которые раньше отрицались. Причины катастроф могут быть разные, в том числе и кара Божья. Глобальные катастрофы время от времени уничтожали все живое на Земле и человеческие цивилизации в частности.
Сегодня наука бессильна пока объяснить две главные загадки: появление жизни на Земле и возникновение землетрясений.
Атлантида была!
- А что появилось сначала - интерес к Атлантиде или ваша песня о ней?
- Сначала песня. В 1970-м у нас в геофизическом отряде на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» проводился конкурс на лучшую песню об Атлантиде. Я тоже участвовал. Мы тогда как раз находились между Азорскими и Канарскими островами, примерно там, где Платон «поместил» Атлантиду.
А серьезный интерес к Атлантиде появился в связи с находками на вершине подводной горы Ампер в 1984 г. Наша экспедиция изучала большую цепь подводных вулканов, протянувшихся от Гибралтарского пролива до Азорских островов, вдоль зоны гигантских трещин. По этой цепи проходит граница между двумя литосферными плитами - Африканской и Евроазиатской. Самые большие горы в ней - Ампер и Жозефин.
- Ученые называют самые разные места, где Атлантида могла бы находиться. Например, вовсе не в Атлантике, а в Эгейском море...
- Да, действительно, неподалеку от Крита существовал в древности некий остров. Жак Ив Кусто обнаружил там под водой обломки древних судов и большое количество старинных предметов. Археологи и морские геологи считают, что этот древний город мог погибнуть в результате чудовищного извержения вулкана около 1500 г. до нашей эры.
А у Платона ясно сказано, что Атлантида располагалась в Атлантическом океане!
- А мог ли Платон выдумать Атлантиду?
- Легенды во многом и основываются на реальных вещах. Данные, полученные нашими экспедициями, не противоречат предположению о гибели огромной цепи островов между Гибралтарским проливом и Азорским архипелагом. Первые шаги в глубину, сделанные в наших экспедициях, позволили найти геологическое объяснение гибели этого архипелага именно там, где помещал Атлантиду Платон.
Исследования показали, что подводные горы Ампер и Жозефин были когда-то островами. Значит, они находились когда-то на поверхности. А если были острова, то на них могли жить люди.
- Мифы об Атлантиде говорят, что это было высокоразвитое общество или другая ветвь цивилизации....
- Я не считаю, что атланты по развитию превосходили общество ХХ века или что это были инопланетяне. Не думаю, что они были особо «продвинутыми» в технике и в искусстве...
- А для чего вам нужно было найти Атлантиду?
- Меня интересовала реальность гибели Атлантиды с позиций современной геологической науки. Мне посчастливилось в открытом океане обнаружить загадочные сооружения, поразительно напоминающие развалины древнего города. И удалось на основе изучения гор Северной Атлантики создать геологическую модель гибели Атлантиды именно там, где указал Платон. То есть «по ту сторону Геркулесовых столбов». Эта научно корректная модель и является основой моей веры в существование Атлантиды.
- Загадка Атлантиды разгадана? Есть ли еще какие-либо светила мировой науки в этой области, которые разделяют ваше мнение? И что мечтаете доказать лично вы?
- Мировых светил в этой области вообще нет. Для того чтобы стать таковым, нужно неопровержимо доказать подлинность своих находок и теорий. Для этого необходимо большое количество фактов. А мне хотелось, никому ничего не доказывая, проверить свою версию.
Если у историков и археологов нет ответа на вопрос об Атлантиде, то геология и океанология способны дать ответ. Я утверждаю, что такой архипелаг был между Азорскими островами и Гибралтарским проливом. Только нужно выяснить, был ли это большой архипелаг или же микроконтинент, который опустился затем в океан. Поэтому следы Атлантиды могут быть обнаружены именно на подводных горах. И нужна новая экспедиция для полного подтверждения.
«На Севере мои песни считались народными»
- Вы ученый с мировым именем. Но для множества людей Александр Городницкий в первую очередь поэт, классик авторской песни. Вы продолжаете писать?
- Пока пишется, нужно использовать возможность. Пока что, слава Богу, получается. Буквально на днях написал пару песен. Я думаю, что наука хотя вещь и очень важная, но человеческая индивидуальность реализуется не в ней, а в искусстве. Если б не было Ома, Энштейна, то эти законы открыли бы другие. А вот если бы не было Лермонтова, Рахманинова, никто не написал бы ни драму «Маскарад», ни кантату «Весна». Что-то в науке устаревает, а вот живопись, музыка и поэзия не устаревают никогда.
- Вы довольно рано стали писать и стихи, и песни...
- Стихи пишу с 14 лет, а с 20 стал сочинять мелодии на свои стихи. Побудительным мотивом была потребность общения с моими товарищами в трудных условиях, когда пурга, нечего есть и не пишут из дома. До этого мы пели безымянные геологические песни и песни, рожденные на печальных просторах ГУЛАГа. Фольклор этот я люблю и считаю великой формой песенного творчества России, отражающей несчастную нашу историю. Это так называемые «блатные» песенки. Исполняя свои песни, я не признавался товарищам в авторстве - как-то неудобно было. А через четыре года на Крайнем Севере мои песни «Снег», «На материк» и другие уже считались народными.
Булат Окуджава сказал мне незадолго до смерти: «Авторская песня появилась на московских кухнях и там же умерла, оставив несколько имен». Но я-то не москвич. Для меня песенной «кухней» были тундра, тайга, болота и лесоповалы, где загибались наши работяги.
У Ахматовой спросили, тяжело ли писать стихи, на что Анна Андреевна ответила: «А чего ж тяжелого, если диктуют?» Когда я пишу стихи вообще, то это тяжело и иногда неприятно перечитывать, но в те минуты, когда появляется что-то настоящее, есть точное ощущение, что это не я, что я просто антенна. Поэт и художник вообще - это Божья антенна, и поэтому он должен думать, КАК пишет, ЗАЧЕМ пишет и ЧТО значит написанное.
Личное дело
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич - поэт, геолог, океанолог, профессор геофизики, доктор геолого-минералогических наук, профессор МГУ, академик Российской академии естественных наук, президент Ассоциации российских бардов.
Родился 20 марта 1933 г. в Ленинграде. Первооткрыватель Игарского медно-рудного поля, первым рассчитал мощность океанической литосферы. Один из ведущих ученых в области геофизики и геологии океанического дна, автор более 270 научных работ.
Песни пишет с 1953 г. Автор 20 книг (стихи и проза). Самые известные песни: «Атланты», «Над Канадой», «Аэропорты XIX века», «Снег», «Чистые пруды».
О Боге
- Вы, ученый с мировым именем, и вдруг в своих работах говорите о таком факторе влияния на человеческую цивилизацию, как «промысел Божий» и «Божье наказание». Вы это всерьез?
- Вообще я стараюсь развеять популярный миф о всемогуществе современной науки. Полагая себя всемогущими хозяевами Земли, мы слишком много на себя берем. Есть масса вещей в природе, которые без привлечения понятия «промысел Божий» просто необъяснимы. Мир, каким он дан нам Богом, невероятно прекрасен, и главная задача человека не в том, чтобы его освоить, а чтобы сохранить и не изгадить. Я заведую лабораторией магнитных исследований океана, и последние семь лет мы работаем по так называемому «Балтийскому проекту». В 1947 г. союзники, избавляясь от химического оружия Третьего рейха, затопили в Балтийском море 800 тысяч тонн бомб и снарядов с ипритом, поражающим глаза, кожу, легкие. Сейчас металлическая оболочка разъедена водой, и иприт растворяется, губя рыбу и морскую флору. А мы едим эту рыбу.
- В передаче «Библейские катастрофы и современная геология» вы утверждаете, что описанные в Библии события происходили в действительности...
- Я с позиций современной геологической науки подчеркивал историческую реальность гибели Содома и Гоморры, Мирового потопа, цунами, утопившего войско фараона, десяти казней египетских и т. д. В своих построениях я опираюсь на теорию тектоники литосферных плит. Например, в описании гибели Содома и Гоморры практически документально показаны процессы рифтогенеза в Мертвом море, сопровождавшиеся огромными выбросами сероводорода и моментально воспламенившегося метана, образованием соляных куполов. Чем внимательней мы будем изучать библейские тексты, тем больше неожиданных открытий они преподнесут.
Бог находится вне наших зрительных представлений. Это высочайшая форма материи и организации мирового разума. Не признавать значения этой субстанции нельзя.
В наше время классическая теория эволюции видов нуждается в серьезном пересмотре. Эволюция учила о медленных, постепенных изменениях в развитии каких-либо явлений природы. А развитие часто происходило скачкообразно.
Мне кажется, более внимательно следует исследовать влияние глобальных катастроф на развитие жизни на Земле, тем более что аналогичные катастрофы нас еще ждут.
- Тоже как Божья кара?
- Сейчас у нас есть свидетельства того, что в истории Земли существовали глобальные катастрофы, которые раньше отрицались. Причины катастроф могут быть разные, в том числе и кара Божья. Глобальные катастрофы время от времени уничтожали все живое на Земле и человеческие цивилизации в частности.
Сегодня наука бессильна пока объяснить две главные загадки: появление жизни на Земле и возникновение землетрясений.
Атлантида была!
- А что появилось сначала - интерес к Атлантиде или ваша песня о ней?
- Сначала песня. В 1970-м у нас в геофизическом отряде на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» проводился конкурс на лучшую песню об Атлантиде. Я тоже участвовал. Мы тогда как раз находились между Азорскими и Канарскими островами, примерно там, где Платон «поместил» Атлантиду.
А серьезный интерес к Атлантиде появился в связи с находками на вершине подводной горы Ампер в 1984 г. Наша экспедиция изучала большую цепь подводных вулканов, протянувшихся от Гибралтарского пролива до Азорских островов, вдоль зоны гигантских трещин. По этой цепи проходит граница между двумя литосферными плитами - Африканской и Евроазиатской. Самые большие горы в ней - Ампер и Жозефин.
- Ученые называют самые разные места, где Атлантида могла бы находиться. Например, вовсе не в Атлантике, а в Эгейском море...
- Да, действительно, неподалеку от Крита существовал в древности некий остров. Жак Ив Кусто обнаружил там под водой обломки древних судов и большое количество старинных предметов. Археологи и морские геологи считают, что этот древний город мог погибнуть в результате чудовищного извержения вулкана около 1500 г. до нашей эры.
А у Платона ясно сказано, что Атлантида располагалась в Атлантическом океане!
- А мог ли Платон выдумать Атлантиду?
- Легенды во многом и основываются на реальных вещах. Данные, полученные нашими экспедициями, не противоречат предположению о гибели огромной цепи островов между Гибралтарским проливом и Азорским архипелагом. Первые шаги в глубину, сделанные в наших экспедициях, позволили найти геологическое объяснение гибели этого архипелага именно там, где помещал Атлантиду Платон.
Исследования показали, что подводные горы Ампер и Жозефин были когда-то островами. Значит, они находились когда-то на поверхности. А если были острова, то на них могли жить люди.
- Мифы об Атлантиде говорят, что это было высокоразвитое общество или другая ветвь цивилизации....
- Я не считаю, что атланты по развитию превосходили общество ХХ века или что это были инопланетяне. Не думаю, что они были особо «продвинутыми» в технике и в искусстве...
- А для чего вам нужно было найти Атлантиду?
- Меня интересовала реальность гибели Атлантиды с позиций современной геологической науки. Мне посчастливилось в открытом океане обнаружить загадочные сооружения, поразительно напоминающие развалины древнего города. И удалось на основе изучения гор Северной Атлантики создать геологическую модель гибели Атлантиды именно там, где указал Платон. То есть «по ту сторону Геркулесовых столбов». Эта научно корректная модель и является основой моей веры в существование Атлантиды.
- Загадка Атлантиды разгадана? Есть ли еще какие-либо светила мировой науки в этой области, которые разделяют ваше мнение? И что мечтаете доказать лично вы?
- Мировых светил в этой области вообще нет. Для того чтобы стать таковым, нужно неопровержимо доказать подлинность своих находок и теорий. Для этого необходимо большое количество фактов. А мне хотелось, никому ничего не доказывая, проверить свою версию.
Если у историков и археологов нет ответа на вопрос об Атлантиде, то геология и океанология способны дать ответ. Я утверждаю, что такой архипелаг был между Азорскими островами и Гибралтарским проливом. Только нужно выяснить, был ли это большой архипелаг или же микроконтинент, который опустился затем в океан. Поэтому следы Атлантиды могут быть обнаружены именно на подводных горах. И нужна новая экспедиция для полного подтверждения.
«На Севере мои песни считались народными»
- Вы ученый с мировым именем. Но для множества людей Александр Городницкий в первую очередь поэт, классик авторской песни. Вы продолжаете писать?
- Пока пишется, нужно использовать возможность. Пока что, слава Богу, получается. Буквально на днях написал пару песен. Я думаю, что наука хотя вещь и очень важная, но человеческая индивидуальность реализуется не в ней, а в искусстве. Если б не было Ома, Энштейна, то эти законы открыли бы другие. А вот если бы не было Лермонтова, Рахманинова, никто не написал бы ни драму «Маскарад», ни кантату «Весна». Что-то в науке устаревает, а вот живопись, музыка и поэзия не устаревают никогда.
- Вы довольно рано стали писать и стихи, и песни...
- Стихи пишу с 14 лет, а с 20 стал сочинять мелодии на свои стихи. Побудительным мотивом была потребность общения с моими товарищами в трудных условиях, когда пурга, нечего есть и не пишут из дома. До этого мы пели безымянные геологические песни и песни, рожденные на печальных просторах ГУЛАГа. Фольклор этот я люблю и считаю великой формой песенного творчества России, отражающей несчастную нашу историю. Это так называемые «блатные» песенки. Исполняя свои песни, я не признавался товарищам в авторстве - как-то неудобно было. А через четыре года на Крайнем Севере мои песни «Снег», «На материк» и другие уже считались народными.
Булат Окуджава сказал мне незадолго до смерти: «Авторская песня появилась на московских кухнях и там же умерла, оставив несколько имен». Но я-то не москвич. Для меня песенной «кухней» были тундра, тайга, болота и лесоповалы, где загибались наши работяги.
У Ахматовой спросили, тяжело ли писать стихи, на что Анна Андреевна ответила: «А чего ж тяжелого, если диктуют?» Когда я пишу стихи вообще, то это тяжело и иногда неприятно перечитывать, но в те минуты, когда появляется что-то настоящее, есть точное ощущение, что это не я, что я просто антенна. Поэт и художник вообще - это Божья антенна, и поэтому он должен думать, КАК пишет, ЗАЧЕМ пишет и ЧТО значит написанное.
Личное дело
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич - поэт, геолог, океанолог, профессор геофизики, доктор геолого-минералогических наук, профессор МГУ, академик Российской академии естественных наук, президент Ассоциации российских бардов.
Родился 20 марта 1933 г. в Ленинграде. Первооткрыватель Игарского медно-рудного поля, первым рассчитал мощность океанической литосферы. Один из ведущих ученых в области геофизики и геологии океанического дна, автор более 270 научных работ.
Песни пишет с 1953 г. Автор 20 книг (стихи и проза). Самые известные песни: «Атланты», «Над Канадой», «Аэропорты XIX века», «Снег», «Чистые пруды».
Обсуждения О существовании Атлантиды и Божьей каре