В третье воскресенье Великого поста на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Животворящий Крест Господень для поклонения верующим. Это торжественное действие совершается Церковью в середине Великого поста как напоминание о страданиях и смерти Иисуса Христа, чтобы воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Поэтому третье воскресенье и последующая неделя Великого поста называются "крестопоклонными". В 2010 году третье воскресенье Великого поста приходится на 7 марта.
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда перед началом Божественной Литургии вносится обратно в алтарь.
По толкованию Церкви, Св. Крест подобен дереву, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Св. Крест сравнивается с сеннолиственным деревом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, идущие в обетованную землю.
Начало традиции выноса креста было положено в древние времена у первых христиан. Об этом свидетельствуют сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в VII веке.
Во многих храмах во время Великого поста в расписании богослужений появляется для многих незнакомое слово Пассия. В переводе с латинского слово "пассия" означает "страдание". Так называются особые службы, совершаемые в Великий пост, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Иисуса Христа. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Пассия бывает четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа, вспоминаются события в Гефсиманском саду, на Голгофе. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию - проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда перед началом Божественной Литургии вносится обратно в алтарь.
По толкованию Церкви, Св. Крест подобен дереву, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Св. Крест сравнивается с сеннолиственным деревом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, идущие в обетованную землю.
Начало традиции выноса креста было положено в древние времена у первых христиан. Об этом свидетельствуют сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в VII веке.
Во многих храмах во время Великого поста в расписании богослужений появляется для многих незнакомое слово Пассия. В переводе с латинского слово "пассия" означает "страдание". Так называются особые службы, совершаемые в Великий пост, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Иисуса Христа. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Пассия бывает четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа, вспоминаются события в Гефсиманском саду, на Голгофе. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию - проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.