34.Это знание постарайся постичь, обращаясь к духовному учителю, смиренно вопрошая и служа ему. Они посвятят тебя в знание, ученые, видящие Истину.
КОММЕНТАРИЙ.
В материальном мире существует немало путей постижения духовных знаний, ибо и сами знания, причисляемые к духовным, достаточно многообразны. На самом деле все знания, прямо и косвенно ведущие к Богу, как и ведущие осознанно и неосознанно, считаются Богом знаниями духовными или абсолютными во всей своей совокупности, так и порознь. Можно также говорить о ступенях самих знаний, о приоритетах в них, о их взаимосвязи, взаимообусловленности и конечной цели, которая в общей цепи, ведущей к Богу, решает вопросы материальные, как и частично духовные, как и духовные. Таким образом, все направления знаний, как и их суть, даны на Землю Самим Богом, имеют развивающую основу, расширяют сознание живого существа, делают его восприимчивым к знаниям все более сложного порядка, усиливают мыслительный процесс, как и углубляют и расширяют, как и выводят за границы всего, что лежит на поверхности, делают живое существо более подвижным и любопытным к делам Бога (не будучи также в понимании, что это - дела Бога), бесстрашным в своих умственных лабиринтах. Исследовав, «излазив вдоль и поперек» весь материальный мир за многие рождения, практикуясь во всех телах, во всех формах жизни, извлекая из всего ценой своего собственного тела и чувств постоянные знания всех уровней, исследовав все законы Бога, распространяющиеся на материальный мир, испытав их действия, создавая технический прогресс, используя их в своих целях и нуждах, распространяя плоды цивилизации среди других и тем поднимая идущих следом, живые существа волею Бога, по сути, постоянно пребывают в знаниях, питаются ими,
Развиваются ими, совершенствуются, открывают новые горизонты и устремляются к ним, преисполняются любопытством во всех направлениях, не зная, что их всех и каждого по Своему замыслу ведет Бог, что достигая материальное, самоуверенные и как бы самодостаточные, все решают только духовные проблемы, ибо своей активностью и привязанностью, как и пристрастием, они открывают врата тому дню, когда все эти духовные заготовки в виде качеств и развитого ума не смогут более уместиться в то, что предлагает мир материальный, ибо и он для живого существа начинает себя исчерпывать, повторяясь в своем многообразии и более не решая и не объясняя на истинно духовном или высоком уровне, к которому сам же живое существо волею Бога и подвел. Для каждого живого существа в итоге всех его материальных скитаний, наступает пресыщение материальным опытом и материальными знаниями (которые, как сказано, по сути, являются духовными, ибо служат Божественной цели до определенного момента, но считаются знаниями духовными более низкой ступени) и возникает потребность в знаниях более высокого порядка, выходящими за пределы материального бытия и материальных отношений и потребностей, ибо духовной сущности никуда не уйти от своей изначальной природы, всегда тяготеющей к чисто духовному бытию, общению, качествам и к Самому Богу-Отцу. В этом случае живое существо, готовое для совершенных духовных знаний, как и к пути религиозному, начинает привлекаться знаниями о потустороннем, религиями, устремляться к изучению святых писаний. Наступает период, когда человеку необходим учитель, тот, кто направит в нужную калею духовные поиски человека, кто поможет из всех путей избрать лучший путь, лучшую духовную практику, кто владеет этими знаниями на достаточно высоком уровне, кто сможет ответить на любой вопрос, кто обладает совершенными качествами и может служить примером, кто хорошо владеет духовной речью, кто направит в духовной практике, кто все видит глазами совершенных знаний и кому можно в этом пути довериться, ибо он есть слуга Бога.
Духовный учитель – это связующее звено между верующим и Самим Богом. Как будущего духовного учителя, Бог ведет человека не одну жизнь, непременно через долгий опыт материального существования, через самые разные направления и уровни религий и религиозных знаний, давая испытать влияние и извлечь необходимый опыт в результате воздействия всех гунн материальной природы. Духовный учитель должен быть наставником любого, кто бы ни избрал его таковым, направляемый изнутри Богом, не разделяя людей по их положению в обществе, независимо также от принадлежности к той или иной религиозной конфессии. Истинный духовный учитель должен, обладая совершенными знаниями, зная Волю Бога в принципе, найти для каждого ответ на любой задаваемый вопрос, каждому дать лучшие духовные наставления, уметь видеть ступень каждого, как и возможности каждого, как и не требовать переступать духовные ступени, если человек еще не готов для более высокого духовного мышления, практики, как и не быть притязательным к его качествам, давая только рекомендации и объясняя Волю Бога, как и доверяясь Богу относительно каждого. Идя впереди, духовный учитель должен уметь говорить с обратившимся к нему на его языке, не демонстрировать свою значимость и высоту, быть избирательным в средствах, быть доступным и простым в общении, быть мудрым в советах и компетентным в духовных знаниях максимально, как и убедительным, как и глубоко религиозным. Также духовный учитель должен обладать высоко-духовными Божественными качествами, такими, как справедливость, милосердие, беспристрастность, непривязанность, любовь, равное отношение к любому, должен быть чист мыслью, идти по пути очищения своего существования, отличаться смирением, простотой, контролировать свой ум и разум, как и желания, как и чувства, будучи всегда в связующем огненном процессе. Он должен быть не только носителем высочайших духовных знаний всех уровней, но и абсолютно разумным относительно материального мира, не противопоставляя его преданным и преданному служению, но видя в нем колыбель каждого, дающую каждому Рукой Бога изначальное направление, как духовные азы, которые и призваны Богом вести и выводить на более высокий духовный уровень.
В предыдущих рождениях такой человек идет путем многих и многих, постигая, ведомый Богом, Истину изнутри, проходя через все возможные вожделения, удовлетворения чувств, разного рода желания и устремления, кармические последствия, привязанности, богатство, бедность, материальные высшие знания и материальное невежество, проходя через бесчисленное число греховных деяний, через извлечения уроков, наказания, через власть, славу, подъемы и падения, чувство счастья и разочарования, через приобретения и потери, изгнания, мытарства, друзей и врагов, поддержку и предательство, через многословность и замкнутость, через все проявления двойственности материального мира, через все три вида страданий, через религиозность и безверие, через заключение в тюрьмы и отшельничество, познавая и гнев, и зависть, и страх, и крайнюю нищету, и болезни, и сумасшествие… Ничто человеческое не чуждо в прошлом тому, кто становится в итоге знающим жизнь и кто способен донести Истину до любого, находя свое единственное прибежище в Боге. Надо хорошо понимать, что духовных учителей, как и святых, как и пророков, как и Брахманов, Бог не спускает с духовных планет, но ведет земными путями, земными средствами развивает и воспитывает, и этот путь не очень отличается от совокупного пути других, и становится духовным поводырем только потому, что многих опередил на многие жизни. Но всем пройти, всем достичь. И каждому в пути Бог даст того, кто путь на Земле в теле начал раньше и потому (только потому) преуспел. И идущие ныне не могут знать, кому и как придется послужить Богу на Земле, но то, что послужить придется – непременно. Не сомневаясь можно сказать, что духовный учитель потому и обрел прозрение, что в совокупности всех деяний за все рождения был греховней всех грешников, ибо прошел через все искушения, через все выборы, через все уроки и наказания, через все опыты и Волею Бога исчерпав все пристрастия и осознав свое положение, как и конечное предназначение, постигнув в свое время суть совершенных знаний, стал праведнее всех праведников. Другого пути для обретения высшего понимания, чтобы усвоить Совершенные духовные знания и практически применять их, у Бога нет. Однако, даже идя таким всеохватывающим путем, опередив по числу рождений многих, как и по опыту и по духовным усилиям, духовный учитель все же человек, и как человек ограничен в свою меру, в результате чего и его опыта и духовных знаний, как и понимания, может не хватить на всех, ибо это прерогатива Бога. Он может, трактуя разные стороны жизни, не всегда удовлетворить чувства преданных и давать им исчерпывающие ответы во всех отношениях. Более того, следует знать, что многие преданные по некоторым вопросам могут и превосходить духовного учителя, согласно их личному опыту и пути в прошлом, и, смиренно задавая вопросы, не всегда могут быть внутренне согласны с теми или иными разъяснениями духовных наставников. Это возможно и имеет место очень часто или потому, что бхакта или не дорос или перерос обсуждаемое видение и понимание. В этом случае следует исходить только из того, кого Бог поставил учителем и кого учеником на данный момент и соответственно проявлять себя так, как это признается всеми религиозными людьми, ибо это и есть Воля Бога для несогласных. Только Один Бог знает истинную ступень каждого и кому и что пойдет на пользу, и во что должно вылиться несогласие с духовным учителем. Но лучший путь, открывающий врата духовных знаний, это, несомненно, путь смирения, где человек не стремится козырнуть своими духовными успехами, но выслушивает любое наставление от духовного учителя, как и любое объяснение, о чем и сказано в данном стихе, и разумно увидит в сказанном свой путь, как и увидит сами духовные совершенные знания, как Слово Бога, обращенное к нему лично из уст учителя. Служение духовному учителю также возможно, но идущий так непременно должен посвящать все только Богу, и не иначе. Не следует духовного учителя культивировать, обожествлять, приписывать ему абсолютную Божественность, но видеть в нем слугу Бога и не более.
Есть ли явные недостатки у духовного учителя? На самом деле бывают, что отражается и в изложении совершенных духовных знаний, и в поведении, и в личном общении. Поэтому каждый преданный выбирает того духовного учителя, который по многим составляющим ему наиболее подходит, насколько может это для себя определить. Однако часто из-за невозможности частых и близких контактов человек руководствуется Божественными энергиями, изнутри направляющими его, и Божественными подсказками со стороны ума, дающими возможность однозначного выбора того, кто изначально и был предназначен Богом в качестве духовного учителя с учетом духовной ступени, уровня ума, качеств, кармической предопределенности каждого в этой связи. Каждый преданный также должен хорошо понимать, что, задавая вопросы духовному учителю, он на самом деле задает вопросы через него Самому Богу. Ступень преданного, любого религиозного человека, может быть еще не настолько высокой, чтобы он мог в себе непосредственно знать Мнение Бога. Бог же исходит из высоты духовного понимания духовного учителя, его возможностей изложения и убеждения, заостряет при объяснении вопроса его внимание на основном, главном, очень существенном для вопрошающего, что порою может не выглядеть, как прямой ответ на вопрос, но есть то, что для преданного камень преткновения, игнорируется им неоднократно, но без чего он не будет Благословлен Богом и не продвинется ни в совершенных знаниях, ни в духовном опыте и понимании, не получит духовную память, не разовьет духовное мышление, но будет топтаться на месте. Даже духовный учитель не может знать, почему он посмотрел на этот вопрос, именно это настойчиво советует, здесь углубляется, ибо и он ведом Богом и выполняет относительно каждого Волю Бога, все знающего о каждом изначально. Также вопрос в преданном готовит Сам Бог, и побуждает задавать вопросы Сам Бог (подобно тому, как побуждал изнутри задавать вопросы Арджуну). Иногда это целый ряд вопросов, которые как бы висят над верующим, не дают ему сделать правильный выбор, правильно что-то понять и разобраться, а также последовать. Знаний человека недостаточно, или они еще не утвердились, или события не благоприятствуют. Такого преданного Бог направляет к тому, кто назван его духовным учителем, к мнению кого человек больше доверяет и кто может ответить исчерпывающе или однозначно, таким образом решив проблему внутреннего духовного застоя и неопределенности. Как было сказано, Бог также исходит из жизненного опыта духовного учителя, объема и понимания им совершенных духовных знаний, из степени доброты в нем, что помогает всегда терпеливо и многословно объяснять человеку непростые духовные истины, или разъяснять Сами Веды, или материальную жизнь и вопросы с ней связанные и давать любые советы. Бхакта должен быть всегда в внутреннем понимании, что духовный учитель поставлен таковым Самим Богом, а потому непременно с ним следует говорить с великим почтением, смирением, внимать всему, что сказано, ибо слово учителя ценно и дорого стоит. Следует к сказанному относиться как к тому, что есть реальное руководство к действию, и, имея свое мнение, быть разумным и полагаться на Бога всегда. Хорошо всегда помнить, что Бог изнутри побудил задать вопрос и сосредоточиться на ответе, как бы прост, или сложен он не показался. Абсолютное же игнорирование слов духовного учителя говорит о незрелости преданного, о его слабых духовных качествах или же о его все же высокой ступени. Однако, лучше всего себя видеть ниже низшего, ибо это реальный путь вперед.
Но если человек чувствует высоту своей ступени, то он может избрать своим духовным наставником, Высшим Учителем Самого Бога в себе и следовать Его Мнению в себе и смотреть, что из этого получится и всегда помнить, что этот эксперимент удается единицам, ибо и Сам Бог, приходивший на Землю, не нарушал религиозные устои и принимал духовных учителей и следовал их наставлениям и как Бог Шри Кришна, и как Бог Шри Чайтанья Махапрабху.
Очень многие преданные полагают, что внутри себя можно вести диалог со своим духовным учителем, находящимся на этот момент на значительном расстоянии от преданного. Это заблуждение. Это – приписывание мистических качеств тому, кто фактически ими не обладает. Это также свидетельствует о тяготении человека к мистике и нечистом преданном служении. Надо понять, что внутри каждого есть, присутствует неизменно только Сам Бог, как высшая душа, и сама джива. Ни духовный учитель, никакие другие сущности, духи, полубоги не имеют доступа в святая святых – в тело человека, а тем более через него управлять человеком или даже наставлять его. Человеческий дух – это дело тонкое и может быть управляемым только Тем, Кто создал, Кто по духу родствен, Кто, управляя, имеет только Божественную цель, Кто совершенен и не навредит, Кто полон совершенных знаний и этими знаниями, охватывающими все творение воедино, и руководствуется. Дух человека – изначальная работа и прерогатива Создателя. Никто более не может здесь сотрудничать с Богом или мешать Богу делать свое дело, по сути уникальное и не повторимое.
В следующем стихе Бог объяснит Арджуне суть и неприходящую ценность совершенных духовных знаний.
35.О, сын Панду, постигнув это знание, ты никогда больше не будешь в той иллюзии, в которой пребываешь теперь. Через это знание ты увидишь, что все живые существа находятся в Высшей Душе, т.е. во Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Постижение совершенных духовных знаний возможно разными путями, определенными и описанными Самим Богом, важными в своей совокупности, но для каждого человека избираемыми в своей последовательности, строго индивидуально, в зависимости от его настоящего пути, приобретенных качеств к данному моменту, в зависимости от окружения и возможностей человека.
Начать надо с того, что духовная сущность, в каком бы теле она не была, развивается Богом непрерывно, развивается именно в духовном направлении, как бы мы не называли ее путь материальным, а знания иллюзорными. Но пока живое существо, начиная с малейших, идет к Богу неосознанно, его знания в материальном мире, как и опыт, считаются материальными, ибо только так проводится грань в сознании человека между знаниями, полученными религиозным путем и знаниями, которые дает бытие материльное, хотя для Бога такого различия не существует. Высоко стоящий преданный должен хорошо понимать, что, как бы и через какие знания не выражался труд Бога над человеком, труд Бога изначально деятельность духовная, направляющая к Богу человека (как и любое другое живое существо) явными и неявными путями, через его осознанность и неосознанность и является той деятельностью, которая порождает в итоге только духовные плоды, что есть приобретение живым существом знаний, которые по большому счету (даже в животном мире) считаются духовными, поскольку и для слабых уровней мышления являются азами, отделяющими понятия Добра от Зла и т.д. Это следует знать и учитывать, придерживаясь общепризнанного понимания о материальных и духовных знаниях.
Таким образом, многие важные знания Бог дает человеку через материальный мир, по сути, дает элементы совершенных знаний, не требуя от него ничего, разве что прожить свою жизнь, имея свои цели и планы, свой уровень мышления, предлагая ему новые задачи, как и преодоления, как и выбор, как и последствия греховной деятельности в этой жизни и предыдущих воплощений. Слепо, преследуя иллюзорные цели, имея меркантильный ум и материальные привязанности, человек автоматически вовлекается в игры своего уровня и неизменно, устремляясь к одному, достигает другое, своей жизнью решая поставленную перед ним Богом задачу развития и приобретения элементов совершенных знаний и так наполняет свой багаж, становясь духовнее и подготавливаясь к пути осознанному через религию и соответствующие указания Святых писаний.
Таким образом, человек, ведомый изначально Богом в материальном мире, постигает от жизни к жизни совершенные знания через практический опыт, через материальные знания, через знания, которые дают религиозные конфессии, через святые писания разных религиозных направлений, отличных на ранних этапах от Ведических знаний, также получают знания через примеры и проповеди религиозных и нерелигиозных лидеров, вождей, также через духовных наставников, также вследствие технического прогресса, также вследствие собственного мистического склада ума, оккультную литературу, занятие материальными йогами, преследующими целью развитие тела или внутренних сверспособностей. Также знания постигаются через материальные науки, свою и чужую творческую деятельность, все виды прогресса общества, через путешествия, опыты, преподавания, общения с другими… не счесть путей постижения на Земле элементов как и основ совершенных знаний. Преданный должен, имея духовный ум, видя Бога везде и Его деяния, мыслить широко, ибо отсюда и любовь к творению Бога, и к людям, всегда находящимся в процессе постижения духовных знаний, каким бы родом деятельности они не занимались и как бы себя и свои устремления не осознавали. Именно благодаря такому видению, можно себя не возвеличить, но увидеть, что и животные умны и мудры, и люди всех профессий, в любом социальном положении достаточно развиты и их ошибки временны, ибо Бог с каждым трудится индивидуально и достаточно скрупулезно и никто, но Бог знает, кто разумней, кто выше по качествам – или преданный или неверующий на данный момент человек. Именно постигнутые знания направляют ум человека на разумные вопросы относительно своего бытия, как и относительно смысла жизни, ставят вопросы о страданиях и счастье. Также, идя путем материальных (они же в своей мере духовные) знаний, человек, независимо от того, хочет он или нет, но начинает все более осознанно тяготеть, понуждаемый изнутри энергиями Бога и Божественной мыслью, к совершенству тела и духа и, будучи извечной частицей Бога, начинает испытывать тягу к более сильным, духовным энергиям Бога, превышающим материальные чувства, начиная понимать духовные переживания, как воистину наслаждающие, единственно удовлетворяющие, требующие более сильную духовную подпитку, сами совершенные духовные Знания высокого порядка, как непосредственное Слово Бога и чувствуя возможность единения с Богом через единственные врата – личные качества, такие, как милосердие, терпение, смирение, справедливость, трудолюбие, бесстрашие, непривязанность, ответственность, сосредоточенность на Боге в себе, миролюбие, выносливость, негневливость… Тяга к такому проявлению личного совершенства неизменно дается Богом тому, кто уже готов, кто в этом направлении и старается, и кому без совершенных знаний, но высочайшего порядка не обойтись и где знания материального порядка свое привнесли в должной мере и теперь бессильны что либо добавить или разъяснить, как и развить, как и привлечь, как и насладить.
Пока человек не занят в преданном служении, он подобен драгоценному, но все же неотшлифованному камню. Но засверкать всеми своими гранями он может лишь начав осознанный духовный путь, путь преданного служения Всевышнему, руслом которого являются совершенные знания Вед. И, непременно, Бхагавад-Гита, в которой сосредоточенна Высшая духовная мудрость, Как Слово и Высшее Наставление Бога, выше которой на Земле нет. Именно совершенные духовные знания должны стать абсолютной опорой человека, его основой мышления и деяний, его фундаментом, также призмой, через которую он должен начать пропускать весь свой прошлый, настоящий, а также будущий опыт, знания, качества, мышление, как и любую деятельность. Совершенные духовные знания, как и материальные, имеют разные пути к человеку: через слушание проповедей продвинутых преданных, духовных учителей, брахманов, также в результате систематического изучения Вед, также в результате постоянного общения с преданными Бога, также в результате практикования бхакти-йоги, карма-йоги, дхьяна-йоги или других йог в связующем огненном процессе, также знания постигаются изнутри сокровенным образом, как следствие аскез и жертвоприношений, а также постоянного очищения своего существования и открываются только Милостью Бога тому, кто старателен и непременно посещает храм, вкушает прасад, как и жертвует на нужды храма своим трудом и собственностью. Все в совокупности есть путь обретения совершенных знаний, есть путь косвенно помогающий этому процессу через усиление духовной памяти, понимания, улучшения духовной речи. Акценты в этом пути для идущего, как и приоритеты расставляет в каждом Сам Бог, исходя из всех возможностей преданного, его личных усилий и качеств, как и возможностей, как и духовной ступени на каждый данный период., а также с учетом всех кармических предпосылок. Что это дает преданному? Прежде всего, как сказано в этом стихе, освобождение от Иллюзорной энергии Бога. Иллюзорная энергия Бога, присутствующая в материальном мире, выражается в действии трех гунн материальной природы, которые в свою очередь являются причиной двойственности материального мира. Совершенные духовные знания дают понятие о том, что надо победить и над чем возвыситься и какими средствами, как и указывают, с чего следует начинать. А начинать надо прежде всего с развития непривязанности и укрепления в этом направлении через постоянную практику контроля ума и чувств, как и желаний через деятельность, саму работу, при условии исполнения этой работы, как жертвоприношение Богу. Таким образом, следует через карма-йогу (преимущественно) развивать состояние непривязанности к результату любого труда, исполнять труд, как долг, видя в своем действии бездействие в плане понимания, Кто истинный исполнитель и Кому все принадлежит. Именно такое следование совершенным духовным знаниям развивает состояние отреченности, влечет неизменность ума в успехе и поражении, в приобретении и потере, при достижении благоприятного и неблагоприятного. Далее, укрепляясь в этом направлении, человек достигает независимости от двойственности материального мира, а за этим следует и независимость от гунн материальной природы, что фактически есть освобождение от Иллюзорной энергии Бога.
Но этот процесс освобождения не прост и не легок и требует немало времени и усилий человека. Но утвердившись в совершенных знаниях, человек делает этот путь необратимым, также, вручая себя Богу, человек достигает результаты при всей осознанности почти автоматически, ибо Бог Милостью Своей начинает давать духовное видение, необходимые условия, всякого рода поддержку, духовное постоянно углубляющееся видение, само желание и устремленность, как и советы изнутри, как и лучшее общение.
Совершенные знания сильны тем, что человек все начинает видеть в связи только в Богом, связывая все с Его Неизменным Присутствием и Планом, с Его Милостью, все объясняя Высшей Волей, идущей каждому во благо.
Еще до практики йоги человек начинает постепенно понимать на уровне интуиции и частичных совершенных знаний, что все живые существа так или иначе, но зависимы от Бога, видимы Богом, пребывают в Боге, все видимое и невидимое находится в Теле Бога, что Сам Бог Собою все пронизывает, во всем неизменно и Лично присутствует, как Высший Дух, как Высшая Божественная Личность, изначальная, Неизменная. Даже внешне убежденные атеисты находятся в состоянии ожидания проявления Бога, ибо Бог на всех уровнях развития держит человека в предчувствии Своего присутствия, заставляя явно и неявно, и признанием и отрицанием, но искать Себя, направляя мысль в каждую точку пространства этой вселенной, как и выводя за пределы этой вселенной. И только лишь совершенные знания, постоянная практика йоги успокаивают, вселяют мир и дают вкусить истинное счастье, ибо живое существо наконец припадает реально к Своему Изначальному Источнику, начинает реально знать Бога в своей жизни и оторваться от этого Высшего откровения уже невероятно и никто из верующих себе этого после материальных мытарств не пожелает ни за что.
Совершенные знания – это прежде всего знания о Боге и пути к Нему, основа всех основ, религия верующих, реальные шаги к Отцу, неизмеримое удовлетворение. Без совершенных знаний невозможно приблизиться к Отцу, увидеть Его качества, возлюбить Его. Иное видение Бога ограничивает сознание верующего, мешает его духовному видению, как и духовному развитию. Но и без Воли на то Бога он не сделает и шага вперед, ибо Бог каждого приближает к Себе в свой срок, как и в свой срок направляет по пути совершенных знаний. Но каждому есть путь, через который придется познать, что нет точки в пространстве, Где бы его не видел Бог, где бы Бог не присутствовал Лично, что нет ничего, что бы не было в Теле Бога. Нет ни одного мгновения в прошлом, настоящем, будущем, где бы не присутствовал Бог, где бы ни творил в соответствии со Своим Божественным Планом, куда бы не проникал Мыслью и Волей, где бы не создавал, поддерживал и в свое время уничтожал.
И, конечно, разговаривая с Арджуной, Бог подчеркивает, что везде, во всем вокруг Арджуны Он присутствует Лично, и Он же в Арджуне, и Он же Сам перед Арджуной в теле человека. Эти совершенные знания многого стоят, и не каждый, даже услышав о том, осознает. Ибо в сердце их человек получает только в результате долгой духовной практики, самого чистого преданного служения. Но вначале необходимо услышать, вначале путь прокладывают только совершенные знания…
КОММЕНТАРИЙ.
В материальном мире существует немало путей постижения духовных знаний, ибо и сами знания, причисляемые к духовным, достаточно многообразны. На самом деле все знания, прямо и косвенно ведущие к Богу, как и ведущие осознанно и неосознанно, считаются Богом знаниями духовными или абсолютными во всей своей совокупности, так и порознь. Можно также говорить о ступенях самих знаний, о приоритетах в них, о их взаимосвязи, взаимообусловленности и конечной цели, которая в общей цепи, ведущей к Богу, решает вопросы материальные, как и частично духовные, как и духовные. Таким образом, все направления знаний, как и их суть, даны на Землю Самим Богом, имеют развивающую основу, расширяют сознание живого существа, делают его восприимчивым к знаниям все более сложного порядка, усиливают мыслительный процесс, как и углубляют и расширяют, как и выводят за границы всего, что лежит на поверхности, делают живое существо более подвижным и любопытным к делам Бога (не будучи также в понимании, что это - дела Бога), бесстрашным в своих умственных лабиринтах. Исследовав, «излазив вдоль и поперек» весь материальный мир за многие рождения, практикуясь во всех телах, во всех формах жизни, извлекая из всего ценой своего собственного тела и чувств постоянные знания всех уровней, исследовав все законы Бога, распространяющиеся на материальный мир, испытав их действия, создавая технический прогресс, используя их в своих целях и нуждах, распространяя плоды цивилизации среди других и тем поднимая идущих следом, живые существа волею Бога, по сути, постоянно пребывают в знаниях, питаются ими,
Развиваются ими, совершенствуются, открывают новые горизонты и устремляются к ним, преисполняются любопытством во всех направлениях, не зная, что их всех и каждого по Своему замыслу ведет Бог, что достигая материальное, самоуверенные и как бы самодостаточные, все решают только духовные проблемы, ибо своей активностью и привязанностью, как и пристрастием, они открывают врата тому дню, когда все эти духовные заготовки в виде качеств и развитого ума не смогут более уместиться в то, что предлагает мир материальный, ибо и он для живого существа начинает себя исчерпывать, повторяясь в своем многообразии и более не решая и не объясняя на истинно духовном или высоком уровне, к которому сам же живое существо волею Бога и подвел. Для каждого живого существа в итоге всех его материальных скитаний, наступает пресыщение материальным опытом и материальными знаниями (которые, как сказано, по сути, являются духовными, ибо служат Божественной цели до определенного момента, но считаются знаниями духовными более низкой ступени) и возникает потребность в знаниях более высокого порядка, выходящими за пределы материального бытия и материальных отношений и потребностей, ибо духовной сущности никуда не уйти от своей изначальной природы, всегда тяготеющей к чисто духовному бытию, общению, качествам и к Самому Богу-Отцу. В этом случае живое существо, готовое для совершенных духовных знаний, как и к пути религиозному, начинает привлекаться знаниями о потустороннем, религиями, устремляться к изучению святых писаний. Наступает период, когда человеку необходим учитель, тот, кто направит в нужную калею духовные поиски человека, кто поможет из всех путей избрать лучший путь, лучшую духовную практику, кто владеет этими знаниями на достаточно высоком уровне, кто сможет ответить на любой вопрос, кто обладает совершенными качествами и может служить примером, кто хорошо владеет духовной речью, кто направит в духовной практике, кто все видит глазами совершенных знаний и кому можно в этом пути довериться, ибо он есть слуга Бога.
Духовный учитель – это связующее звено между верующим и Самим Богом. Как будущего духовного учителя, Бог ведет человека не одну жизнь, непременно через долгий опыт материального существования, через самые разные направления и уровни религий и религиозных знаний, давая испытать влияние и извлечь необходимый опыт в результате воздействия всех гунн материальной природы. Духовный учитель должен быть наставником любого, кто бы ни избрал его таковым, направляемый изнутри Богом, не разделяя людей по их положению в обществе, независимо также от принадлежности к той или иной религиозной конфессии. Истинный духовный учитель должен, обладая совершенными знаниями, зная Волю Бога в принципе, найти для каждого ответ на любой задаваемый вопрос, каждому дать лучшие духовные наставления, уметь видеть ступень каждого, как и возможности каждого, как и не требовать переступать духовные ступени, если человек еще не готов для более высокого духовного мышления, практики, как и не быть притязательным к его качествам, давая только рекомендации и объясняя Волю Бога, как и доверяясь Богу относительно каждого. Идя впереди, духовный учитель должен уметь говорить с обратившимся к нему на его языке, не демонстрировать свою значимость и высоту, быть избирательным в средствах, быть доступным и простым в общении, быть мудрым в советах и компетентным в духовных знаниях максимально, как и убедительным, как и глубоко религиозным. Также духовный учитель должен обладать высоко-духовными Божественными качествами, такими, как справедливость, милосердие, беспристрастность, непривязанность, любовь, равное отношение к любому, должен быть чист мыслью, идти по пути очищения своего существования, отличаться смирением, простотой, контролировать свой ум и разум, как и желания, как и чувства, будучи всегда в связующем огненном процессе. Он должен быть не только носителем высочайших духовных знаний всех уровней, но и абсолютно разумным относительно материального мира, не противопоставляя его преданным и преданному служению, но видя в нем колыбель каждого, дающую каждому Рукой Бога изначальное направление, как духовные азы, которые и призваны Богом вести и выводить на более высокий духовный уровень.
В предыдущих рождениях такой человек идет путем многих и многих, постигая, ведомый Богом, Истину изнутри, проходя через все возможные вожделения, удовлетворения чувств, разного рода желания и устремления, кармические последствия, привязанности, богатство, бедность, материальные высшие знания и материальное невежество, проходя через бесчисленное число греховных деяний, через извлечения уроков, наказания, через власть, славу, подъемы и падения, чувство счастья и разочарования, через приобретения и потери, изгнания, мытарства, друзей и врагов, поддержку и предательство, через многословность и замкнутость, через все проявления двойственности материального мира, через все три вида страданий, через религиозность и безверие, через заключение в тюрьмы и отшельничество, познавая и гнев, и зависть, и страх, и крайнюю нищету, и болезни, и сумасшествие… Ничто человеческое не чуждо в прошлом тому, кто становится в итоге знающим жизнь и кто способен донести Истину до любого, находя свое единственное прибежище в Боге. Надо хорошо понимать, что духовных учителей, как и святых, как и пророков, как и Брахманов, Бог не спускает с духовных планет, но ведет земными путями, земными средствами развивает и воспитывает, и этот путь не очень отличается от совокупного пути других, и становится духовным поводырем только потому, что многих опередил на многие жизни. Но всем пройти, всем достичь. И каждому в пути Бог даст того, кто путь на Земле в теле начал раньше и потому (только потому) преуспел. И идущие ныне не могут знать, кому и как придется послужить Богу на Земле, но то, что послужить придется – непременно. Не сомневаясь можно сказать, что духовный учитель потому и обрел прозрение, что в совокупности всех деяний за все рождения был греховней всех грешников, ибо прошел через все искушения, через все выборы, через все уроки и наказания, через все опыты и Волею Бога исчерпав все пристрастия и осознав свое положение, как и конечное предназначение, постигнув в свое время суть совершенных знаний, стал праведнее всех праведников. Другого пути для обретения высшего понимания, чтобы усвоить Совершенные духовные знания и практически применять их, у Бога нет. Однако, даже идя таким всеохватывающим путем, опередив по числу рождений многих, как и по опыту и по духовным усилиям, духовный учитель все же человек, и как человек ограничен в свою меру, в результате чего и его опыта и духовных знаний, как и понимания, может не хватить на всех, ибо это прерогатива Бога. Он может, трактуя разные стороны жизни, не всегда удовлетворить чувства преданных и давать им исчерпывающие ответы во всех отношениях. Более того, следует знать, что многие преданные по некоторым вопросам могут и превосходить духовного учителя, согласно их личному опыту и пути в прошлом, и, смиренно задавая вопросы, не всегда могут быть внутренне согласны с теми или иными разъяснениями духовных наставников. Это возможно и имеет место очень часто или потому, что бхакта или не дорос или перерос обсуждаемое видение и понимание. В этом случае следует исходить только из того, кого Бог поставил учителем и кого учеником на данный момент и соответственно проявлять себя так, как это признается всеми религиозными людьми, ибо это и есть Воля Бога для несогласных. Только Один Бог знает истинную ступень каждого и кому и что пойдет на пользу, и во что должно вылиться несогласие с духовным учителем. Но лучший путь, открывающий врата духовных знаний, это, несомненно, путь смирения, где человек не стремится козырнуть своими духовными успехами, но выслушивает любое наставление от духовного учителя, как и любое объяснение, о чем и сказано в данном стихе, и разумно увидит в сказанном свой путь, как и увидит сами духовные совершенные знания, как Слово Бога, обращенное к нему лично из уст учителя. Служение духовному учителю также возможно, но идущий так непременно должен посвящать все только Богу, и не иначе. Не следует духовного учителя культивировать, обожествлять, приписывать ему абсолютную Божественность, но видеть в нем слугу Бога и не более.
Есть ли явные недостатки у духовного учителя? На самом деле бывают, что отражается и в изложении совершенных духовных знаний, и в поведении, и в личном общении. Поэтому каждый преданный выбирает того духовного учителя, который по многим составляющим ему наиболее подходит, насколько может это для себя определить. Однако часто из-за невозможности частых и близких контактов человек руководствуется Божественными энергиями, изнутри направляющими его, и Божественными подсказками со стороны ума, дающими возможность однозначного выбора того, кто изначально и был предназначен Богом в качестве духовного учителя с учетом духовной ступени, уровня ума, качеств, кармической предопределенности каждого в этой связи. Каждый преданный также должен хорошо понимать, что, задавая вопросы духовному учителю, он на самом деле задает вопросы через него Самому Богу. Ступень преданного, любого религиозного человека, может быть еще не настолько высокой, чтобы он мог в себе непосредственно знать Мнение Бога. Бог же исходит из высоты духовного понимания духовного учителя, его возможностей изложения и убеждения, заостряет при объяснении вопроса его внимание на основном, главном, очень существенном для вопрошающего, что порою может не выглядеть, как прямой ответ на вопрос, но есть то, что для преданного камень преткновения, игнорируется им неоднократно, но без чего он не будет Благословлен Богом и не продвинется ни в совершенных знаниях, ни в духовном опыте и понимании, не получит духовную память, не разовьет духовное мышление, но будет топтаться на месте. Даже духовный учитель не может знать, почему он посмотрел на этот вопрос, именно это настойчиво советует, здесь углубляется, ибо и он ведом Богом и выполняет относительно каждого Волю Бога, все знающего о каждом изначально. Также вопрос в преданном готовит Сам Бог, и побуждает задавать вопросы Сам Бог (подобно тому, как побуждал изнутри задавать вопросы Арджуну). Иногда это целый ряд вопросов, которые как бы висят над верующим, не дают ему сделать правильный выбор, правильно что-то понять и разобраться, а также последовать. Знаний человека недостаточно, или они еще не утвердились, или события не благоприятствуют. Такого преданного Бог направляет к тому, кто назван его духовным учителем, к мнению кого человек больше доверяет и кто может ответить исчерпывающе или однозначно, таким образом решив проблему внутреннего духовного застоя и неопределенности. Как было сказано, Бог также исходит из жизненного опыта духовного учителя, объема и понимания им совершенных духовных знаний, из степени доброты в нем, что помогает всегда терпеливо и многословно объяснять человеку непростые духовные истины, или разъяснять Сами Веды, или материальную жизнь и вопросы с ней связанные и давать любые советы. Бхакта должен быть всегда в внутреннем понимании, что духовный учитель поставлен таковым Самим Богом, а потому непременно с ним следует говорить с великим почтением, смирением, внимать всему, что сказано, ибо слово учителя ценно и дорого стоит. Следует к сказанному относиться как к тому, что есть реальное руководство к действию, и, имея свое мнение, быть разумным и полагаться на Бога всегда. Хорошо всегда помнить, что Бог изнутри побудил задать вопрос и сосредоточиться на ответе, как бы прост, или сложен он не показался. Абсолютное же игнорирование слов духовного учителя говорит о незрелости преданного, о его слабых духовных качествах или же о его все же высокой ступени. Однако, лучше всего себя видеть ниже низшего, ибо это реальный путь вперед.
Но если человек чувствует высоту своей ступени, то он может избрать своим духовным наставником, Высшим Учителем Самого Бога в себе и следовать Его Мнению в себе и смотреть, что из этого получится и всегда помнить, что этот эксперимент удается единицам, ибо и Сам Бог, приходивший на Землю, не нарушал религиозные устои и принимал духовных учителей и следовал их наставлениям и как Бог Шри Кришна, и как Бог Шри Чайтанья Махапрабху.
Очень многие преданные полагают, что внутри себя можно вести диалог со своим духовным учителем, находящимся на этот момент на значительном расстоянии от преданного. Это заблуждение. Это – приписывание мистических качеств тому, кто фактически ими не обладает. Это также свидетельствует о тяготении человека к мистике и нечистом преданном служении. Надо понять, что внутри каждого есть, присутствует неизменно только Сам Бог, как высшая душа, и сама джива. Ни духовный учитель, никакие другие сущности, духи, полубоги не имеют доступа в святая святых – в тело человека, а тем более через него управлять человеком или даже наставлять его. Человеческий дух – это дело тонкое и может быть управляемым только Тем, Кто создал, Кто по духу родствен, Кто, управляя, имеет только Божественную цель, Кто совершенен и не навредит, Кто полон совершенных знаний и этими знаниями, охватывающими все творение воедино, и руководствуется. Дух человека – изначальная работа и прерогатива Создателя. Никто более не может здесь сотрудничать с Богом или мешать Богу делать свое дело, по сути уникальное и не повторимое.
В следующем стихе Бог объяснит Арджуне суть и неприходящую ценность совершенных духовных знаний.
35.О, сын Панду, постигнув это знание, ты никогда больше не будешь в той иллюзии, в которой пребываешь теперь. Через это знание ты увидишь, что все живые существа находятся в Высшей Душе, т.е. во Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Постижение совершенных духовных знаний возможно разными путями, определенными и описанными Самим Богом, важными в своей совокупности, но для каждого человека избираемыми в своей последовательности, строго индивидуально, в зависимости от его настоящего пути, приобретенных качеств к данному моменту, в зависимости от окружения и возможностей человека.
Начать надо с того, что духовная сущность, в каком бы теле она не была, развивается Богом непрерывно, развивается именно в духовном направлении, как бы мы не называли ее путь материальным, а знания иллюзорными. Но пока живое существо, начиная с малейших, идет к Богу неосознанно, его знания в материальном мире, как и опыт, считаются материальными, ибо только так проводится грань в сознании человека между знаниями, полученными религиозным путем и знаниями, которые дает бытие материльное, хотя для Бога такого различия не существует. Высоко стоящий преданный должен хорошо понимать, что, как бы и через какие знания не выражался труд Бога над человеком, труд Бога изначально деятельность духовная, направляющая к Богу человека (как и любое другое живое существо) явными и неявными путями, через его осознанность и неосознанность и является той деятельностью, которая порождает в итоге только духовные плоды, что есть приобретение живым существом знаний, которые по большому счету (даже в животном мире) считаются духовными, поскольку и для слабых уровней мышления являются азами, отделяющими понятия Добра от Зла и т.д. Это следует знать и учитывать, придерживаясь общепризнанного понимания о материальных и духовных знаниях.
Таким образом, многие важные знания Бог дает человеку через материальный мир, по сути, дает элементы совершенных знаний, не требуя от него ничего, разве что прожить свою жизнь, имея свои цели и планы, свой уровень мышления, предлагая ему новые задачи, как и преодоления, как и выбор, как и последствия греховной деятельности в этой жизни и предыдущих воплощений. Слепо, преследуя иллюзорные цели, имея меркантильный ум и материальные привязанности, человек автоматически вовлекается в игры своего уровня и неизменно, устремляясь к одному, достигает другое, своей жизнью решая поставленную перед ним Богом задачу развития и приобретения элементов совершенных знаний и так наполняет свой багаж, становясь духовнее и подготавливаясь к пути осознанному через религию и соответствующие указания Святых писаний.
Таким образом, человек, ведомый изначально Богом в материальном мире, постигает от жизни к жизни совершенные знания через практический опыт, через материальные знания, через знания, которые дают религиозные конфессии, через святые писания разных религиозных направлений, отличных на ранних этапах от Ведических знаний, также получают знания через примеры и проповеди религиозных и нерелигиозных лидеров, вождей, также через духовных наставников, также вследствие технического прогресса, также вследствие собственного мистического склада ума, оккультную литературу, занятие материальными йогами, преследующими целью развитие тела или внутренних сверспособностей. Также знания постигаются через материальные науки, свою и чужую творческую деятельность, все виды прогресса общества, через путешествия, опыты, преподавания, общения с другими… не счесть путей постижения на Земле элементов как и основ совершенных знаний. Преданный должен, имея духовный ум, видя Бога везде и Его деяния, мыслить широко, ибо отсюда и любовь к творению Бога, и к людям, всегда находящимся в процессе постижения духовных знаний, каким бы родом деятельности они не занимались и как бы себя и свои устремления не осознавали. Именно благодаря такому видению, можно себя не возвеличить, но увидеть, что и животные умны и мудры, и люди всех профессий, в любом социальном положении достаточно развиты и их ошибки временны, ибо Бог с каждым трудится индивидуально и достаточно скрупулезно и никто, но Бог знает, кто разумней, кто выше по качествам – или преданный или неверующий на данный момент человек. Именно постигнутые знания направляют ум человека на разумные вопросы относительно своего бытия, как и относительно смысла жизни, ставят вопросы о страданиях и счастье. Также, идя путем материальных (они же в своей мере духовные) знаний, человек, независимо от того, хочет он или нет, но начинает все более осознанно тяготеть, понуждаемый изнутри энергиями Бога и Божественной мыслью, к совершенству тела и духа и, будучи извечной частицей Бога, начинает испытывать тягу к более сильным, духовным энергиям Бога, превышающим материальные чувства, начиная понимать духовные переживания, как воистину наслаждающие, единственно удовлетворяющие, требующие более сильную духовную подпитку, сами совершенные духовные Знания высокого порядка, как непосредственное Слово Бога и чувствуя возможность единения с Богом через единственные врата – личные качества, такие, как милосердие, терпение, смирение, справедливость, трудолюбие, бесстрашие, непривязанность, ответственность, сосредоточенность на Боге в себе, миролюбие, выносливость, негневливость… Тяга к такому проявлению личного совершенства неизменно дается Богом тому, кто уже готов, кто в этом направлении и старается, и кому без совершенных знаний, но высочайшего порядка не обойтись и где знания материального порядка свое привнесли в должной мере и теперь бессильны что либо добавить или разъяснить, как и развить, как и привлечь, как и насладить.
Пока человек не занят в преданном служении, он подобен драгоценному, но все же неотшлифованному камню. Но засверкать всеми своими гранями он может лишь начав осознанный духовный путь, путь преданного служения Всевышнему, руслом которого являются совершенные знания Вед. И, непременно, Бхагавад-Гита, в которой сосредоточенна Высшая духовная мудрость, Как Слово и Высшее Наставление Бога, выше которой на Земле нет. Именно совершенные духовные знания должны стать абсолютной опорой человека, его основой мышления и деяний, его фундаментом, также призмой, через которую он должен начать пропускать весь свой прошлый, настоящий, а также будущий опыт, знания, качества, мышление, как и любую деятельность. Совершенные духовные знания, как и материальные, имеют разные пути к человеку: через слушание проповедей продвинутых преданных, духовных учителей, брахманов, также в результате систематического изучения Вед, также в результате постоянного общения с преданными Бога, также в результате практикования бхакти-йоги, карма-йоги, дхьяна-йоги или других йог в связующем огненном процессе, также знания постигаются изнутри сокровенным образом, как следствие аскез и жертвоприношений, а также постоянного очищения своего существования и открываются только Милостью Бога тому, кто старателен и непременно посещает храм, вкушает прасад, как и жертвует на нужды храма своим трудом и собственностью. Все в совокупности есть путь обретения совершенных знаний, есть путь косвенно помогающий этому процессу через усиление духовной памяти, понимания, улучшения духовной речи. Акценты в этом пути для идущего, как и приоритеты расставляет в каждом Сам Бог, исходя из всех возможностей преданного, его личных усилий и качеств, как и возможностей, как и духовной ступени на каждый данный период., а также с учетом всех кармических предпосылок. Что это дает преданному? Прежде всего, как сказано в этом стихе, освобождение от Иллюзорной энергии Бога. Иллюзорная энергия Бога, присутствующая в материальном мире, выражается в действии трех гунн материальной природы, которые в свою очередь являются причиной двойственности материального мира. Совершенные духовные знания дают понятие о том, что надо победить и над чем возвыситься и какими средствами, как и указывают, с чего следует начинать. А начинать надо прежде всего с развития непривязанности и укрепления в этом направлении через постоянную практику контроля ума и чувств, как и желаний через деятельность, саму работу, при условии исполнения этой работы, как жертвоприношение Богу. Таким образом, следует через карма-йогу (преимущественно) развивать состояние непривязанности к результату любого труда, исполнять труд, как долг, видя в своем действии бездействие в плане понимания, Кто истинный исполнитель и Кому все принадлежит. Именно такое следование совершенным духовным знаниям развивает состояние отреченности, влечет неизменность ума в успехе и поражении, в приобретении и потере, при достижении благоприятного и неблагоприятного. Далее, укрепляясь в этом направлении, человек достигает независимости от двойственности материального мира, а за этим следует и независимость от гунн материальной природы, что фактически есть освобождение от Иллюзорной энергии Бога.
Но этот процесс освобождения не прост и не легок и требует немало времени и усилий человека. Но утвердившись в совершенных знаниях, человек делает этот путь необратимым, также, вручая себя Богу, человек достигает результаты при всей осознанности почти автоматически, ибо Бог Милостью Своей начинает давать духовное видение, необходимые условия, всякого рода поддержку, духовное постоянно углубляющееся видение, само желание и устремленность, как и советы изнутри, как и лучшее общение.
Совершенные знания сильны тем, что человек все начинает видеть в связи только в Богом, связывая все с Его Неизменным Присутствием и Планом, с Его Милостью, все объясняя Высшей Волей, идущей каждому во благо.
Еще до практики йоги человек начинает постепенно понимать на уровне интуиции и частичных совершенных знаний, что все живые существа так или иначе, но зависимы от Бога, видимы Богом, пребывают в Боге, все видимое и невидимое находится в Теле Бога, что Сам Бог Собою все пронизывает, во всем неизменно и Лично присутствует, как Высший Дух, как Высшая Божественная Личность, изначальная, Неизменная. Даже внешне убежденные атеисты находятся в состоянии ожидания проявления Бога, ибо Бог на всех уровнях развития держит человека в предчувствии Своего присутствия, заставляя явно и неявно, и признанием и отрицанием, но искать Себя, направляя мысль в каждую точку пространства этой вселенной, как и выводя за пределы этой вселенной. И только лишь совершенные знания, постоянная практика йоги успокаивают, вселяют мир и дают вкусить истинное счастье, ибо живое существо наконец припадает реально к Своему Изначальному Источнику, начинает реально знать Бога в своей жизни и оторваться от этого Высшего откровения уже невероятно и никто из верующих себе этого после материальных мытарств не пожелает ни за что.
Совершенные знания – это прежде всего знания о Боге и пути к Нему, основа всех основ, религия верующих, реальные шаги к Отцу, неизмеримое удовлетворение. Без совершенных знаний невозможно приблизиться к Отцу, увидеть Его качества, возлюбить Его. Иное видение Бога ограничивает сознание верующего, мешает его духовному видению, как и духовному развитию. Но и без Воли на то Бога он не сделает и шага вперед, ибо Бог каждого приближает к Себе в свой срок, как и в свой срок направляет по пути совершенных знаний. Но каждому есть путь, через который придется познать, что нет точки в пространстве, Где бы его не видел Бог, где бы Бог не присутствовал Лично, что нет ничего, что бы не было в Теле Бога. Нет ни одного мгновения в прошлом, настоящем, будущем, где бы не присутствовал Бог, где бы ни творил в соответствии со Своим Божественным Планом, куда бы не проникал Мыслью и Волей, где бы не создавал, поддерживал и в свое время уничтожал.
И, конечно, разговаривая с Арджуной, Бог подчеркивает, что везде, во всем вокруг Арджуны Он присутствует Лично, и Он же в Арджуне, и Он же Сам перед Арджуной в теле человека. Эти совершенные знания многого стоят, и не каждый, даже услышав о том, осознает. Ибо в сердце их человек получает только в результате долгой духовной практики, самого чистого преданного служения. Но вначале необходимо услышать, вначале путь прокладывают только совершенные знания…
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 4. Божественное знание. Стих.34-35