4.Арджуна сказал.
Ты по рождению младше, Бог Солнца, Вивасван, старше Тебя. Как, я хочу это понять, Ты Вначале наставлял его этой науке?
КОММЕНТАРИЙ.
К этому вопросу Бог побудил Арджуну изнутри, поскольку следовало приступить к изложению сути этой главы, что есть Высшие Совершенные Знания, непосредственно имеющие отношение к Богу, как Личности, и без которых дальнейшее изложение Бхагавад-Гиты не представлялось бы возможным, ибо знание каждой предшествующей главы является основой для знаний, излагаемых в последующей. Также следует знать, что Арджуна не был столь невежествен, чтобы из еще существующих (сохранившихся и передаваемых по цепи ученической преемственности) на Земле совершенных знаний, не знать, что Бог Лично Сам приходит на Землю через рождение, принимая человеческое тело, воистину духовное, и будучи на самом деле Извечным, Не рожденным, Изначальным. Но вопрос должен был по Воле Бога прозвучать неизбежно, и он прозвучал, ибо, также, знать Истину о Боге, Истину Абсолютную, из уст Самого Бога есть величайшее благо и благословение, а также гарантия абсолютного восприятия и усвоения тех знаний, которые за этим последуют.
В этом стихе вновь упоминается Бог Солнца. Несомненно, для Арджуны этот образ был реален, однако, как уже говорилось в комментариях предшествующих стихов этой главы, это был и есть мистический персонаж (имеющий в основе реальную личность, возможно заслуженную, но не обладающую реальной Божественной властью), которому Бог отвел определенную роль, роль некоторого посредника, что должно было упростить само объяснения процесса передачи Богом совершенных знаний на Землю без акцента внимания на более сложном истинном процессе внедрения совершенных знаний среди людей, дабы не возникали попутные вопросы, которые ничего не могли бы привнести в саму суть совершенных знаний, но привели бы к Божественным деяниям Бога, что есть завеса для человеческого ума на данном этапе развития на планете среднего уровня. Но относительно этого живого существа, названного здесь богом Солнца, можно сказать, что Бог хочет, чтобы так было воспринято (хотя разумом человек всегда должен понимать что вероятны и более глубинные процессы и знать, Кто всегда за этим стоит). Более того, во-первых, такое живое существо, сверхчеловек, на самом деле обитал (и обитает) на высших райских планетах. Во-вторых, он обладал мистическими свойствами и мнил себя (зная также Истину) богом Солнца. В-третьих, являлся слугой Бога и был наделен в достаточной степени совершенными духовными знаниями. В-четвертых, он действительно посещал Землю и был принимаем, как бог Солнца. В-пятых, он никогда на самом деле не заменял Бога в этом плане и не управлял светилом, поскольку это никогда не было в его реальной власти (хотя мог обладать рядом мистических свойств, имеющих отношение к огню, как и соответствующую внешность и непременно более полные знания в этом направлении, чем, скажем, так называемый бог Дождя или бог Ветра, которые были носителями иных необходимых атрибутов своей мнимой власти и величия). И в-шестых, этот образ был необходим, поскольку Бог не передает совершенные духовные знания непосредственно человеку и человечеству, но или через Брахму («Творца» вселенной) или через другую реализованную личность (выше уровня среднего человеческого сознания, скажем, через бога Солнца), или через того, кто провозглашен Его другом, преданным, как это произошло с Арджуной, поставленным Богом рядом с Собой на колеснице, как высшему и достойнейшему из людей. Т.е. непременно должно существовать заслуженное живое существо, как посредник между Богом и человеком. Иногда для этого использовались и легенды в чистом виде. В следующем стихе, более не упоминая ни о каких посредниках, Бог начинает повествование Арджуне Лично о Себе, и эти знания, знания о Самом отце вселенных, есть знания тайные, сокровенные, которыми располагают только Веды и даются только по Воле на то Бога ( по сути дающего Бхагавад-Гиту читающему лично в руки).
5.Шри Бхагаван Сказал.
Много Моих рождений прошло, также твоих рождений, о, Арджуна. Я знаю их все, ты же не можешь знать, о, Парантапа.
КОММЕНТАРИЙ.
Как видим, этот стих уже не связан с образом бога Солнца, но имеет отношение только к Самому Богу, как и последующие, поскольку эти знания и являются Божественными, сутью самой главы, в то время, как первые три стиха можно воспринять, как Божественную легенду, лишь отчасти отражающую процесс передачи совершенных духовных знаний человечеству и указывающие на опосредственность этого процесса. Сами знания необходимы каждому, начинающему Милостью Бога духовное прозрение и духовный путь, как знания о Том, от Кого фактически все знания исходят и к Кому в итоге ведут все пути.
В этом стихе Бог обращает внимание Арджуны на две существенные вещи, которые должны быть в основе всех духовных знаний человека; это в некотором роде базисные знания, первичные по отношению к другим знаниям, которые показывают изначальную природу всех знаний (Божественную, ибо Автор материальных и духовных знаний – Сам Бог) и путь передачи знаний Человеку, который, по сути, являясь частицей Бога, извечен, имеет бессмертную природу, что обуславливает и саму передачу от Нетленного (Самого Бога) то, что извечно (Совершенные Духовные Знания) и бессмертному (самому живому существу), что делает передачу знаний обоснованным.
Во-первых, Бог Говорит Арджуне о многих Своих рождениях и, во-вторых, о многих рождениях Арджуны, которые Арджуна не может помнить, но Бог Помнит и Знает все. Как происходит приход Бога в материальный мир через рождение? Как Сам Владыка может пребывать в лоне матери, рождаться, как рождаются все дети, и проходить те же этапы взросления в телах ребенка, отрока, юноши, зрелого человека и одновременно, Будучи Богом, присутствовать везде и в каждом, все пронизывая Собой, над всем возвышаясь, всем управляя, все содержа в Себе и неизменно присутствуя во всем Своем творении материальном и духовном? Это, несомненно, таинство, не постигнутое человеком, вне человеческого понимания, но объясняется человеку только в той небольшой мере, в которой человеку доступно и он может понять. Но, тем не менее, о явлениях Бога много сказано и описано в Святых писаниях, где также поясняются в доступной форме и причины явления (рождения) Бога на Земле (или на любой другой планете материальной вселенной). Свой приход в материальный мир Бог всегда подготавливает задолго («Источник Вечного Наслаждения», «Шримад Бхагаватам»), этому предшествуют определенные события, как и планируются события, коим быть, и личности, положительные и отрицательные герои, которые будут иметь возможность окружать Бога, входить с ним определенные отношения с необходимыми последствиями. Непременно рождению Бога предшествуют предсказания пророков и святых людей, а также чудесные явления. О Своих рождениях Бог также Говорит в ст.6, 7, 8, 9 этой главы. Также, и это достаточно важно, Бог в этом стихе поведал Арджуне и другое таинство относительно рождений Самого Арджуны. На самом деле это есть также сокровенное знание, знание на все времена, знание, дающее ответы на многие и многие вопросы, - знание о круговороте рождений и смертей живого существа, включая человека. Причем Бог, ведя человека через путь рождений и смертей, отбирает у него память о предшествующих воплощениях (хотя иногда дает эту память единицам, имея на то Божественный промысел). Забвение в этом плане следует считать также Милостью Бога для тех, кому еще не время мыслить такими категориями. Но и через доступность этих знаний и лояльность к ним Бог начинает будить человека от невежества, которому, как и всему, неизбежно по Воле Бога наступает Конец. Познание этой первоочередной истины на пути к Богу должно быть существенным для тех, кто долгое время (находясь под давлением запретов и догм других религий) был ограничен и не готов в продвинутом религиозном мышлении, кто не верил, критиковал возможность возрождений и так ограничивал свое знание и мышление границами одной жизни, что существенно начинает мешать духовному продвижению человека, как и лишает правильного понимания относительно своей Судьбы, как и рождает сомнения в Милости и Справедливости Бога. Но и в таком образе мышления есть до поры и своя необходимость (поэтому неверующих в реинкорнацию не следует переубеждать, доверив это Богу). С рождением, забывая о прошлом воплощении, человек как бы действительно начинает все сначала. Груз предшествующей жизни не давит на него через память, ничто из прошлого не связывает его. Человек дорожит жизнью, устремлен прожить ее что называется «полностью выложив себя» в любом смысле, проявив все свои качества, как есть, подняв со дна все свои желания и вожделения, выбрав свои пути достижений и преодолений, реализовав себя так, как только может тот, кто уже готов жизнь прожить с максимальной отдачей, ибо в его понимании она одна. Такой человек не чувствует долгов прошлых рождений, не привязан к прежним событиям и интересам, не связан прежними семейными узами, его не влечет память о прежних своих успехах, он также не стыдится содеянного в прошлых рождениях, не хочет повторить свой героизм или насладиться плодами его и того, что было признанно людьми в прошлой жизни. В новой жизни человек как бы физически отстранен от прошлого и не имеет к нему никакого отношения и даже может пользоваться плодами своих трудов из прошлого не претендуя (например, лично построенным домом) или отстраненно, не считая своим, или законно входя в наследство или не входя. Даже самые грешные поступки как бы уходят в забвение. На самом деле такое состояние в начале нового пути есть Милость Бога, дает чувство свободы и независимости, что хоть и иллюзорно и невежественно, но и необходимо. Человек оказывается в условиях как бы свободы выбора, решений, поисков, и такое видение несомненно облегчает путь, на самом деле непростой, ибо Бог, Будучи в человеке, хранит в Своей памяти все кармические долги человека и не одной жизни, которые вместе с новыми планами ему еще предстоит реализовать ( в виде получения и отдачи), и это должно быть сделано как можно более безболезненно, с активностью и участием человека, с его надеждой на лучшее, без особого чувства зависимости, неизбежности, неотвратимости. Только в таком состоянии памяти и направлении ума материальный человек, не опирающийся в себе на совершенное видение, может отдавать неотданные долги из прошлого, как и получает то, что ему предназначено, что приходит Волею Бога своевременно и приносит утешение.
Единственное, что, минуя память, остается человеку в его новом рождении, это его качества, несбывшиеся мечты, желания и навыки, которые дают о себе знать по мере взросления. Иногда они проявляются уже с детства и свидетельствуют другим о таланте ребенка, его так называемом даре, не знающим, что все добыто только руками и усердием и стараниями этого человека в прошлой жизни, стараниями его окружения и учителей, не признанное или оборванное безвременной смертью, и именно эти качества человека в более подходящих условиях поведут его согласно его карме по пути проснувшихся больших желаний и открывшихся в новом рождении возможностей при лучшем стечении обстоятельств. Из прошлой жизни человек наследует как хорошие, так и дурные склонности, укрепляет их в новой семье и становится лжив или добр, расчетлив или беспристрастен, разумен или глуп и неуправляем и так далее… Поэтому многие дети имеют четко выраженную индивидуальность, характер, особенности в развитии и понимании ( что также зависит и от количества совокупных рождений человека и соответственно опыта). Хочет или нет человек, но по утверждению, отсеиванию или отрицанию этих качеств в нем всеми Своими средствами изнутри и извне с рождением начинает работать Сам Бог через материальный опыт, процесс выбора, наказания и поощрения, неизменные Божественные Уроки, подводя человека к новому рождению измененным по качествам, желаниям, склонностям. Каждая жизнь через новых родителей и пути Бога работает над каждым. Качества человека непременно совершенствуются, от жизни к жизни меняются, одухотворяются, пополняя духовный багаж каждого, никого в этом процессе развития не отсеивая, не проверяя, но неизменно ведя за руку и вверх через все, что может дать материальный мир.
Поэтому Арджуна и не мог знать, каковы истинные причины, повлекшие за собой Милость Бога, в результате которой ему предстояло первому услышать Бхагавад-Гиту. Видимо и качества Арджуны и деяния в прошлых воплощениях сыграли свою роль. Но незнание этого сделало диалог с Богом более естественным и неожидаемым, а потому более полным и хорошо управляемым Богом.
В следующем стихе, ознакомив Арджуну с понятием о реинкорнациях, Бог поведает о Себе, ибо это знание приоткроет и другие сокровенные двери, имеющие отношение только к Личности Бога.
6. Хотя Я Нерожденный и тело Мое Нетленно, хотя Я – Бог всех живых существ, будучи таковым, Я рождаюсь посредством Своей Внутренней энергии, всегда оставаясь в Своей Собственной Духовной Природе.
КОММЕНТАРИЙ.
Приход Бога через рождение есть один из Божественных путей, через которые Бог управляет Землей (и другими планетами материальной вселенной). Из данного стиха следует понять, что здесь речь идет непосредственно о Деятельности Самого Бога в процессе Его управления Своим творением, на самом деле стоящего очень высоко над Своим Творением, но снисходящего к человечеству (становясь по сути меньше меньшего), имея конечную цель, несомненно, одухотворение живых существ, развитие их до Божественных качеств через Божественное Личное явление и непосредственное Слово, как есть, но с учетом человеческого уровня сознания и готовности.
Факт рождения Бога на Земле неочевиден, но и не может быть незамечен теми, кому Богом назначено. Он описывается и передается (средствами Бога согласно Его Плану) как до рождения Бога, так и после Его ухода, указывается причина или миссия явления Бога, сопровождающие это событие явления, непременно Самим Богом подготавливаются как прямые, так и косвенные участники этого события и, непременно присутствуют те, кто будет далее свидетельствовать о приходе Бога, вести соответственно летопись и заботиться о ее сохранности и передаче по цепи ученической преемственности. Такие писания объявляются тайными, сокровенными, лучшими и имеют определенную цель и назначение, а также охраняемы Самим Богом, контролирующим, все события, которые предшествуют Его явлению, во время его присутствия на Земле и далее.
Будущее окружение Бога готовится за сотни воплощений до того момента, как события начнут иметь место. Учитывается роль каждого, даже самая незначительная, также карма каждого, заслуги перед Богом, развиваются необходимые достойные качества, позволяющие и разрешающие общаться с Богом, обуславливающие определенное поведение каждого в той роли, которую ему предстоит сыграть в этот великий период Божественного на Земле ( или другой планете) присутствия. Даже просто увидеть пришедшего на Землю Бога издалека, или услышать живое Слово Бога, или, тем более прислужить, считается величайшим успехом в жизни, Милостью Бога, высшим везением, что, конечно, могут осознать только продвинутые в прошлом души.
Как рождается Сам Бог – это величайшее таинство, удивительное чудесное явление, окруженное многими необъяснимыми событиями и природными явлениями, Божественно-привлекательно и всегда потрясает сознание людей, как высшее Чудо. Рождение Бога или, вернее, явление Бога всегда достойно Высшего Правителя, где бы он ни воплотился (среди богатых или бедных, среди людей или среди животных, на райских или средних или адских планетах). Приход Бога устраивается так, чтобы люди могли передавать повествования о Нем друг другу, как легенду, радостно и легко, усиливая так свою веру, непременно испытывая трансцендентное наслаждение, как и чувствуя при этом непосредственное присутствие Самого Бога и свидетельствуя об энергиях Бога друг другу.
Необходимо понимать, что рождение Бога, Его явление на Землю происходит, как указано в данном стихе, посредством внутренней, включая иллюзорную, энергии Бога. Земными матерью и отцом Богу могут быть избранные Богом супруги, которые ими были ни одну жизнь, прошли через многие аскезы и непременное обоюдное желание стать родителями Самому Богу и претерпевающие вследствие этого достаточно не простые тапасьи и обеты.
Бог приходит на Землю (или другие планеты) в строго определенные периоды, измеряемые тысячелетиями, согласно Своему Божественному Плану, и оповещает свой приход, как уже было сказано, через святые писания, через рождение пророков, через явления святых, подкрепляя и усиливая момент прихода природными явлениями, чудесными событиями, предворяет крупными историческими процессами, влекущими многие перемены в судьбах народов тех государств, где Его приход провозглашен.
Из данного стиха, следует повториться, надо понять, что акт рождения Бога среди людей есть величайшее снисхождение Бога к людям, ибо Величие Бога необозримо человеческим разумом, как и не просто осознать Величайшую Милость Бога, Который, будучи Недосягаемым, проигрывает роль человека, проживает удивительную человеческую Судьбу так, что далеко не все могут увидеть в Нем Качества и Деяния Верховной Божественной Личности. Ведь, на самом деле, Бог Извечен, Ему нет причины, Он Неизменен, Неприходящ, Нерожденный, и игры его на Земле Божественны и вводят в изумление, как и заблуждение. Рождаясь, Он не перестает присутствовать везде и все пронизывать Собой, не перестает присутствовать и на духовном плане и пронизывать Собою все материальные вселенные, входя в них и все планетарные системы всеми своими Божественными Качествами, неизменно присутствуя в каждом живом существе, не переставая Быть Высшим Управляющим и Верховным Владыкой. И тем не менее, как сказано в этом стихе, Он приходит Сам Лично на ту или иную материальную планету через путь рождения, хотя никто и не что не может стать Его хоть временным источником или причиной. Но Бог является через рождение, ибо это самый приемлемый, самый естественный путь для сознания людей. И только такое проявление среди людей может быть принято ими, только в этом случае люди будут проявлять себя, как родственники, только так возможно обеспечить определенный статус и считаться принадлежащим к тому или иному роду, что открывает дверь для Божественного проявления, которое изначально было задумано. Только так, будучи принятым, Бог может привнести Божественное Слово, привнести в совершенные знания, дать новые знания, таким образом начав претворение Своих Планов что называется изнутри и через тех, кто для этой цели и был рожден. Своей Жизнью, примером, деяниями, прямыми наставлениями и религиозными беседами, общением с теми, кто назван ближайшими родственниками и друзьями, взаимоотношениями с недругами и враждебно настроенными людьми, своим Бытом, своей религиозностью, Своими принципами Бог начинает передавать знания Высочайшие, начинает своим примером вести за собой, проявляя Себя, как Истинно Бог, давая в сердца многих, кому предназначено, это чувство и понимание относительно Себя. В этот период на планете, где присутствует Бог наряду с крупными событиями, войнами, религиозным противоборством происходит и процветание, проявляется Благость, усиливается религиозное строгое мышление и разделение общества на тех, кто признал Бога, как и тех, кто увидел в нем простого человека.
Приход Бога всегда является в конечном счете потрясением для всего человечества и перемены, которые далее грядут, как и духовные знания, как и новые писания, куда более существенные, нежели те, которые могут дать пророки или святые, или уполномоченное воплощение Бога.
Есть те знания, которые являются чрезвычайно важными и сокровенными, изначальными (такие, как Бхагавад-Гита), передать которые может только Сам Бог от имени Своего Высшего Я, без каких-либо посредников, только в определенной обстановке и только через достаточно подготовленную и заслуженную личность, подготовленную для этой передачи Лично Самим Богом.
Различные Воплощения Бога и не только на Земле достаточно полно описаны в Ведах, в частности в Шримад Бхагаватам и в Источнике Вечных Наслаждений. Но иногда Бог приходит на Землю (или другую материальную планету вселенной любого уровня) не рождаясь непосредственно, но через пророков, аватары (разного рода воплощения Бога), также через святых, подготовленных к определенной миссии на Земле. Через них Бог также дает новые святые писания, дополнения к уже существующим, новые более глубокие разъяснения, как и указания относительно форм поклонения Богу, жертвоприношений, совершенных знаний, как и новые дополнительные направления, применительно к особенностям данного периода в человеческом развитии. Но, следует повториться, когда Бог приходит на Землю Сам, это событие становится величайшим, всеохватывающим, глобально меняющим развитие человеческого общества и непременно привносящим высочайшие знания, призванные раздвинуть горизонты человеческого религиозного понимания, как и усилий, что далее сопровождается активным выходом многих и многих за пределы материального бытия навсегда.
Как уже было сказано, Бог является в материальный мир посредством Своей внутренней духовной энергии. Некоторое представление об этом можно получить, изучая Источник Вечного Наслаждения (явление Бога Кришны из лона Деваки, как сына Васудевы). Однако, рождаясь посредством Своей духовной внутренней энергии когда бы то ни было, Бог также неизменно пребывает в материальном мире в теле изначально духовном, фактически лишь отдаленно напоминающем тело человека, но те, чье знание покрыто иллюзией, чье видение не одухотворено, не могут отличить Бога от простых людей ни исходя из качеств, ни из природы тела, не имея понятия о Его изначальной духовной природе. Однако, для изучающего Бхагавад-Гиту этот факт, это указание Бога относительно Себя должно стать незыблемым знанием на все времена, неподверженным сомнению, знанием, с которого и могут начинаться все последующие знания о Боге, которые Бог Кришна неоднократно будет приводить на страницах Бхагавад-Гиты, как и на страницах Вед. Т.е. надо быть незыблемым в понимании, что Бог, рождаясь среди людей, внешне, как человек, на самом деле не имеет с ними общего материального начала, но лишь духовную суть, которая одна лишь и связывает с Богом, и развивается, приближая к Богу, и одухотворяется, добывая из земного пути в результате Божественного промысла качества Божественные, влекущие духовные деяния, открывающие врата за пределы материального мира. Какую бы форму тела Бог ни принимал, оно всецело духовное, в нем фактически нет частей тела. Все тело – Сам Бог. У Него нет отличия между слухом и зрением, любовью и Божественным гневом, Милостью и Наказанием, Строгостью и прощением, отрешенностью и привязанностью, Божественными руками и ногами и пр. В любой Своей части тела Бог видит, слышит, мыслит, творит, любит, строг, Милосерден, пронизывает, присутствует полностью, и в этом заключается Его Духовная природа. Но только высоко духовный человек, видящий все глазами знания, может увидеть и отличить от Всех по телу, деяниям и качествам Эту Верховную Божественную Личность, обладающую полной независимостью, со всеми Божественными отличительными признаками и достояниями.
7.О, Бхарата, непременно, когда в религии проявляются расхождения и преобладает безверие, в это время Я проявляю Себя.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог выделяет две причины, в результате который Бог приходит на Землю Сам. Надо хорошо понимать, устремляя свою мысль за видимые пределы, что существует гораздо большее количество причин явлению на планете того или иного уровня Самого Высшего Правителя. Но Бог указывает только на те причины, которые доступны пониманию человека и не очень отягощают его сознание более обширными знаниями, которые пока не могут быть доступны и в необходимости которых, согласно Божественной последовательности развития человека, пока нет. Но рассмотрим те причины, которые выделяет Сам Бог и которые достаточно понятны.
Во-первых, как сказано в стихе, это расхождения в религии, которые начинают иметь место в человеческом обществе и, во-вторых, как следствие, когда возрастает безверие. Иными словами, когда в обществе происходит такое падение, которое не соответствует самой ступени развития общества, на которой оно уже находится (в материальном смысле, как и в смысле развития интеллекта), когда повсеместно проявляются те качества, которые свидетельствуют об ослаблении самоконтроля общества за большинством его членов, когда общество знает, что творит, но заковано в обстоятельства и ситуации, в оковы вседозволенности, упрочившиеся в сознании большинства, когда управляемо и направляемо людьми, обладающими ярко выраженными низменными качествами, поощряющими себе подобных и дающими им дорогу, когда религия становится чисто символической, показной и не владеет авторитетом и силой влияния на общество в целом в связи с нечистоплотностью самих религиозных деятелей, более озабоченных личными нуждами, нежели нуждами народа и только в этой связи, исходящими из корыстных побуждений, ослабляющими вечные религиозные каноны внутренними междоусобицами за влияние на прихожан, как неизменный источник своих доходов, а потому не имеющих от Бога благословение, ибо и не являются истинными пастырями, в этот период, когда дальнейшее падение общества граничит с самоуничтожением и человечество не знает и не видит степень своей греховности, как и пути подьема… - тогда возникает необходимость Божественного вмешательства, ибо уже нельзя опереться ни на устои религии, ни на нравственность общества в целом, как и не может быть уже подготовлена почва для больших потрясений, которые могли бы повысить в итоге религиозность, да и общество уже не в силах ни вынести ни должный урок, ни вернуться на прежние предшествующие «падению» ступени, но необходимо нуждается в новом русле, которым и послужат новые знания, Само Слово Бога, Которому и подошло время, и который Сам обусловит перемены и изнутри, присутствуя Лично, даст единственно верное направление человечеству на достаточно обозримый срок, далее контролируя развитие человеческого общества опосредствованно Своими Божественными путями, будучи уже за пределами материальных игр и непосредственного присутствия. Бог действительно является в кризисный период, когда нет и не может быть других средств, когда человеческое общество (той или иной планеты) теряет все ориентиры даже относительно элементарных человеческих отношений, когда перед Лицом Бога процветает демонизм и бездушие, резко делящие общества на касты, расы, прослойки и целые слои тех, кто выжить в таких условиях практически не может, как и развиваться в соответствии с Божественным изначальным Планом Бога на каждого, когда возникают почти непреодолимые препятствия Проявлению Божественной Милости и Божественному Плану, как и воздаянию чистыми путями, когда законы бездействуют и перестают нести наложенную на них основную функцию от Бога – работать в защиту интересов и прав каждого отдельного человека, ограждая его от насилия, жестокости, произвола и несправедливости ( ибо все законы, религиозные и материальные, изначально от Бога, материальные – развиваются, отражая ступень развития общества, а религиозные – устойчивы, дополняются и разъясняются Самим Богом или опосредствованно через религиозных деятелей).
Но ко всему следует знать, что в человеческом обществе периодически происходят подъемы и падения религиозности, обуславливающие подъемы и падения всего человечества в целом. Эти, собственно, циклы являются необходимым следствием любого развития, возникают неизбежно, заложены в самом процессе развития, обуславливаются им и непременно имеют Божественное обоснование. Спады и подъемы всегда закономерны, Божественно просчитываются, как и их глубина, что дает основание Божественным предсказаниям через святые писания. Падения преодолеваются разными Божественными средствами и путями, но эти пути, опять же, избирает Бог. Были и такие кризисные ситуации, которые не требовали прямого прихода и вмешательства Бога, как и Его непосредственного участия в играх, выводящих человечество на более высокую ступень, а укрепление религии имело место в виду или смены власти в обществе, или в результате тех или иных потрясений, или в результате появления новых религиозных направлений. В этой связи действенными были войны, завоевание одного, более слабого народа, другим, более прогрессивным, насильственное принятие новой религии, как и новой культуры, также в результате бедствий, причиной которых могли быть природные катаклизмы, неизлечимые болезни. Все это в итоге своими незримыми путями вводило народы в нужную колею и постепенно и надолго обращало к Богу, как и служило укреплению религии и ее очищению, как и появлению нового религиозного направления. Также Бог дает на Землю в этой связи своих детей – пророков, духовных учителей, брахманов, выдающихся религиозных деятелей, других посланников, через которых провозглашает новые религиозные Законы в дополнение к существующим, новые религиозные знания, дает новые религиозные направления, влияя таким образом на этапы выхода человечества из духовного застоя людей или из состояния падения, привнося в Бытие новые направления и давая духовных лидеров, как и материальных вождей. Однако, и это уже не секрет, в ряде случаев Бог приходит на Землю Сам, но не спускаясь, что называется, с облаков, но путем естественным, ибо его явление только так может быть не разовым, но продолжительным по времени, дающим Отцу положение, связи, родственные отношения и возможность проявить Себя постепенно и влиять в том направлении, которое считалось главным. Это событие несравнимо по значимости, как и по результату ни с одним другим. Только после прихода на Землю Самого Бога человеческое общество начинает активный путь духовного возрождения и просветления, в результате Божественного Плана происходит резкий скачок в духовном развитии многих людей и, как следствие, для многих приход Бога, общение с Ним, созерцание Его, участие в Его Играх становятся и причиной освобождения из оков материального мира навсегда. Это имеет отношение ни только к тем, кто видел Бога или жили на Земле на период Его явления, но и к тем, кто был рожден сразу же после Его Ухода, кому посчастливилось быть в тех местах, Где был Сам Бог, ходить по той земле, где ступал Отец вселенной, кто один из многих вошел в храм, построенный в Его честь, приподнес ему жертвоприношение или вкусил плоды оставленных Им совершенных знаний, до конца жизни проповедуя оставленное всем Истинное Слово Бога.
В данном стихе Бог указывает, что, в результате выше приведенных двух причин, Он «создает Себя», поскольку именно так переводятся с санскрита Его Слова «тадатманам сриджами ахам» - «в этот период Я создаю Себя». «Создать Себя» – значит, для Бога обусловить свое рождение на Земле. Но как это происходит с Богом – это, как уже было сказано, таинство, которое в очень небольшой степени приоткрывается человеку в виду его слабого и неразвитого еще ума и понимания, хотя всегда надо знать, что Бог «рождается посредством Своей внутренней энергии, всегда оставаясь в своей духовной природе (ст.6 гл.4)». Несомненно, что это процесс не спонтанный, но Божественно продуманный, спланированный, продиктованный Божественной Необходимостью, все учитывающий, все заранее соединивший, все связи подготовивший, определивший всех участников и роль каждого помгновенно. Бог знает, как будут развиваться события, в какой последовательности, что будет записано и что передаваться изустно, что станет легендой и что станет незыблемым Божественным Словом и Указанием, и через кого будет передаваться и как будет донесено. Также, какие будут явлению Бога сопутствовать чудеса, кому предстоит признать Бога и кто усомнится, и кто отвергнет, и кто сыграет роль друзей, а кто врагов, кому быть родственниками Бога, Его супругами и кому быть Его детьми, рожденными земным путем, кому первому взять из Рук Бога Совершенные знания, а кому отведена роль быть и духовным наставником Самого Бога.
Многие полагают, что Бог, рождаясь на Земле, Сам Себя, для естественности событий, лишает Божественной памяти и понимания, проявляет больше привязанности к материальному и более очеловечен. Некоторые также полагают, что Бог, приняв тело человека, не совсем проявляет Божественные качества и не совсем следует религиозным принципам. Однако, Бог есть Бог и замысел Бога, как и его исполнение и средства, не постичь несовершенному уму. И Бог не ставит своей задачей быть в этом плане видимым и доступным всем, ибо приход даже самого Бога на Землю не меняет в одночасье ступени, на которой стоит человек. И даже имея Милость созерцать Бога, человек не может непременно обозреть и Божественную недосягаемость, как и Божественные пути и качества.
Входя в тело, подобное человеческому, Бог остается в духовном теле, нигде и не в чем не умаляется. Но, снисходя до общения с людьми, Бог говорит и общается только на том уровне, который доступен человеку, исходя из его умственных и духовных возможностей, зная его качества, реакции, ожидания и, несомненно, карму. Но говорить с человеком на языке Бога и невозможно, и несоизмеримо. Поэтому, имея Божественное неизменное сознание и понимание, Бог уготавливает Себе и всем участником те игры, которые ограничивают Его речь, поведение, требования, ставя все в человеческие приемлемые рамки, что позволяет Богу исполнить главную Цель Своего рождения среди людей, причем так, чтобы это было и Божественно, и совместимо с принятыми на Земле нормами общения. В этой связи подключаются и Божественные энергии, включай иллюзорную энергию йога-майу, позволяющую и людей вводить в необходимое состояние и строить с Богом достойные отношения.
В следующем стихе Бог дополняет причины, обуславливающие приход Бога на Землю.
Ты по рождению младше, Бог Солнца, Вивасван, старше Тебя. Как, я хочу это понять, Ты Вначале наставлял его этой науке?
КОММЕНТАРИЙ.
К этому вопросу Бог побудил Арджуну изнутри, поскольку следовало приступить к изложению сути этой главы, что есть Высшие Совершенные Знания, непосредственно имеющие отношение к Богу, как Личности, и без которых дальнейшее изложение Бхагавад-Гиты не представлялось бы возможным, ибо знание каждой предшествующей главы является основой для знаний, излагаемых в последующей. Также следует знать, что Арджуна не был столь невежествен, чтобы из еще существующих (сохранившихся и передаваемых по цепи ученической преемственности) на Земле совершенных знаний, не знать, что Бог Лично Сам приходит на Землю через рождение, принимая человеческое тело, воистину духовное, и будучи на самом деле Извечным, Не рожденным, Изначальным. Но вопрос должен был по Воле Бога прозвучать неизбежно, и он прозвучал, ибо, также, знать Истину о Боге, Истину Абсолютную, из уст Самого Бога есть величайшее благо и благословение, а также гарантия абсолютного восприятия и усвоения тех знаний, которые за этим последуют.
В этом стихе вновь упоминается Бог Солнца. Несомненно, для Арджуны этот образ был реален, однако, как уже говорилось в комментариях предшествующих стихов этой главы, это был и есть мистический персонаж (имеющий в основе реальную личность, возможно заслуженную, но не обладающую реальной Божественной властью), которому Бог отвел определенную роль, роль некоторого посредника, что должно было упростить само объяснения процесса передачи Богом совершенных знаний на Землю без акцента внимания на более сложном истинном процессе внедрения совершенных знаний среди людей, дабы не возникали попутные вопросы, которые ничего не могли бы привнести в саму суть совершенных знаний, но привели бы к Божественным деяниям Бога, что есть завеса для человеческого ума на данном этапе развития на планете среднего уровня. Но относительно этого живого существа, названного здесь богом Солнца, можно сказать, что Бог хочет, чтобы так было воспринято (хотя разумом человек всегда должен понимать что вероятны и более глубинные процессы и знать, Кто всегда за этим стоит). Более того, во-первых, такое живое существо, сверхчеловек, на самом деле обитал (и обитает) на высших райских планетах. Во-вторых, он обладал мистическими свойствами и мнил себя (зная также Истину) богом Солнца. В-третьих, являлся слугой Бога и был наделен в достаточной степени совершенными духовными знаниями. В-четвертых, он действительно посещал Землю и был принимаем, как бог Солнца. В-пятых, он никогда на самом деле не заменял Бога в этом плане и не управлял светилом, поскольку это никогда не было в его реальной власти (хотя мог обладать рядом мистических свойств, имеющих отношение к огню, как и соответствующую внешность и непременно более полные знания в этом направлении, чем, скажем, так называемый бог Дождя или бог Ветра, которые были носителями иных необходимых атрибутов своей мнимой власти и величия). И в-шестых, этот образ был необходим, поскольку Бог не передает совершенные духовные знания непосредственно человеку и человечеству, но или через Брахму («Творца» вселенной) или через другую реализованную личность (выше уровня среднего человеческого сознания, скажем, через бога Солнца), или через того, кто провозглашен Его другом, преданным, как это произошло с Арджуной, поставленным Богом рядом с Собой на колеснице, как высшему и достойнейшему из людей. Т.е. непременно должно существовать заслуженное живое существо, как посредник между Богом и человеком. Иногда для этого использовались и легенды в чистом виде. В следующем стихе, более не упоминая ни о каких посредниках, Бог начинает повествование Арджуне Лично о Себе, и эти знания, знания о Самом отце вселенных, есть знания тайные, сокровенные, которыми располагают только Веды и даются только по Воле на то Бога ( по сути дающего Бхагавад-Гиту читающему лично в руки).
5.Шри Бхагаван Сказал.
Много Моих рождений прошло, также твоих рождений, о, Арджуна. Я знаю их все, ты же не можешь знать, о, Парантапа.
КОММЕНТАРИЙ.
Как видим, этот стих уже не связан с образом бога Солнца, но имеет отношение только к Самому Богу, как и последующие, поскольку эти знания и являются Божественными, сутью самой главы, в то время, как первые три стиха можно воспринять, как Божественную легенду, лишь отчасти отражающую процесс передачи совершенных духовных знаний человечеству и указывающие на опосредственность этого процесса. Сами знания необходимы каждому, начинающему Милостью Бога духовное прозрение и духовный путь, как знания о Том, от Кого фактически все знания исходят и к Кому в итоге ведут все пути.
В этом стихе Бог обращает внимание Арджуны на две существенные вещи, которые должны быть в основе всех духовных знаний человека; это в некотором роде базисные знания, первичные по отношению к другим знаниям, которые показывают изначальную природу всех знаний (Божественную, ибо Автор материальных и духовных знаний – Сам Бог) и путь передачи знаний Человеку, который, по сути, являясь частицей Бога, извечен, имеет бессмертную природу, что обуславливает и саму передачу от Нетленного (Самого Бога) то, что извечно (Совершенные Духовные Знания) и бессмертному (самому живому существу), что делает передачу знаний обоснованным.
Во-первых, Бог Говорит Арджуне о многих Своих рождениях и, во-вторых, о многих рождениях Арджуны, которые Арджуна не может помнить, но Бог Помнит и Знает все. Как происходит приход Бога в материальный мир через рождение? Как Сам Владыка может пребывать в лоне матери, рождаться, как рождаются все дети, и проходить те же этапы взросления в телах ребенка, отрока, юноши, зрелого человека и одновременно, Будучи Богом, присутствовать везде и в каждом, все пронизывая Собой, над всем возвышаясь, всем управляя, все содержа в Себе и неизменно присутствуя во всем Своем творении материальном и духовном? Это, несомненно, таинство, не постигнутое человеком, вне человеческого понимания, но объясняется человеку только в той небольшой мере, в которой человеку доступно и он может понять. Но, тем не менее, о явлениях Бога много сказано и описано в Святых писаниях, где также поясняются в доступной форме и причины явления (рождения) Бога на Земле (или на любой другой планете материальной вселенной). Свой приход в материальный мир Бог всегда подготавливает задолго («Источник Вечного Наслаждения», «Шримад Бхагаватам»), этому предшествуют определенные события, как и планируются события, коим быть, и личности, положительные и отрицательные герои, которые будут иметь возможность окружать Бога, входить с ним определенные отношения с необходимыми последствиями. Непременно рождению Бога предшествуют предсказания пророков и святых людей, а также чудесные явления. О Своих рождениях Бог также Говорит в ст.6, 7, 8, 9 этой главы. Также, и это достаточно важно, Бог в этом стихе поведал Арджуне и другое таинство относительно рождений Самого Арджуны. На самом деле это есть также сокровенное знание, знание на все времена, знание, дающее ответы на многие и многие вопросы, - знание о круговороте рождений и смертей живого существа, включая человека. Причем Бог, ведя человека через путь рождений и смертей, отбирает у него память о предшествующих воплощениях (хотя иногда дает эту память единицам, имея на то Божественный промысел). Забвение в этом плане следует считать также Милостью Бога для тех, кому еще не время мыслить такими категориями. Но и через доступность этих знаний и лояльность к ним Бог начинает будить человека от невежества, которому, как и всему, неизбежно по Воле Бога наступает Конец. Познание этой первоочередной истины на пути к Богу должно быть существенным для тех, кто долгое время (находясь под давлением запретов и догм других религий) был ограничен и не готов в продвинутом религиозном мышлении, кто не верил, критиковал возможность возрождений и так ограничивал свое знание и мышление границами одной жизни, что существенно начинает мешать духовному продвижению человека, как и лишает правильного понимания относительно своей Судьбы, как и рождает сомнения в Милости и Справедливости Бога. Но и в таком образе мышления есть до поры и своя необходимость (поэтому неверующих в реинкорнацию не следует переубеждать, доверив это Богу). С рождением, забывая о прошлом воплощении, человек как бы действительно начинает все сначала. Груз предшествующей жизни не давит на него через память, ничто из прошлого не связывает его. Человек дорожит жизнью, устремлен прожить ее что называется «полностью выложив себя» в любом смысле, проявив все свои качества, как есть, подняв со дна все свои желания и вожделения, выбрав свои пути достижений и преодолений, реализовав себя так, как только может тот, кто уже готов жизнь прожить с максимальной отдачей, ибо в его понимании она одна. Такой человек не чувствует долгов прошлых рождений, не привязан к прежним событиям и интересам, не связан прежними семейными узами, его не влечет память о прежних своих успехах, он также не стыдится содеянного в прошлых рождениях, не хочет повторить свой героизм или насладиться плодами его и того, что было признанно людьми в прошлой жизни. В новой жизни человек как бы физически отстранен от прошлого и не имеет к нему никакого отношения и даже может пользоваться плодами своих трудов из прошлого не претендуя (например, лично построенным домом) или отстраненно, не считая своим, или законно входя в наследство или не входя. Даже самые грешные поступки как бы уходят в забвение. На самом деле такое состояние в начале нового пути есть Милость Бога, дает чувство свободы и независимости, что хоть и иллюзорно и невежественно, но и необходимо. Человек оказывается в условиях как бы свободы выбора, решений, поисков, и такое видение несомненно облегчает путь, на самом деле непростой, ибо Бог, Будучи в человеке, хранит в Своей памяти все кармические долги человека и не одной жизни, которые вместе с новыми планами ему еще предстоит реализовать ( в виде получения и отдачи), и это должно быть сделано как можно более безболезненно, с активностью и участием человека, с его надеждой на лучшее, без особого чувства зависимости, неизбежности, неотвратимости. Только в таком состоянии памяти и направлении ума материальный человек, не опирающийся в себе на совершенное видение, может отдавать неотданные долги из прошлого, как и получает то, что ему предназначено, что приходит Волею Бога своевременно и приносит утешение.
Единственное, что, минуя память, остается человеку в его новом рождении, это его качества, несбывшиеся мечты, желания и навыки, которые дают о себе знать по мере взросления. Иногда они проявляются уже с детства и свидетельствуют другим о таланте ребенка, его так называемом даре, не знающим, что все добыто только руками и усердием и стараниями этого человека в прошлой жизни, стараниями его окружения и учителей, не признанное или оборванное безвременной смертью, и именно эти качества человека в более подходящих условиях поведут его согласно его карме по пути проснувшихся больших желаний и открывшихся в новом рождении возможностей при лучшем стечении обстоятельств. Из прошлой жизни человек наследует как хорошие, так и дурные склонности, укрепляет их в новой семье и становится лжив или добр, расчетлив или беспристрастен, разумен или глуп и неуправляем и так далее… Поэтому многие дети имеют четко выраженную индивидуальность, характер, особенности в развитии и понимании ( что также зависит и от количества совокупных рождений человека и соответственно опыта). Хочет или нет человек, но по утверждению, отсеиванию или отрицанию этих качеств в нем всеми Своими средствами изнутри и извне с рождением начинает работать Сам Бог через материальный опыт, процесс выбора, наказания и поощрения, неизменные Божественные Уроки, подводя человека к новому рождению измененным по качествам, желаниям, склонностям. Каждая жизнь через новых родителей и пути Бога работает над каждым. Качества человека непременно совершенствуются, от жизни к жизни меняются, одухотворяются, пополняя духовный багаж каждого, никого в этом процессе развития не отсеивая, не проверяя, но неизменно ведя за руку и вверх через все, что может дать материальный мир.
Поэтому Арджуна и не мог знать, каковы истинные причины, повлекшие за собой Милость Бога, в результате которой ему предстояло первому услышать Бхагавад-Гиту. Видимо и качества Арджуны и деяния в прошлых воплощениях сыграли свою роль. Но незнание этого сделало диалог с Богом более естественным и неожидаемым, а потому более полным и хорошо управляемым Богом.
В следующем стихе, ознакомив Арджуну с понятием о реинкорнациях, Бог поведает о Себе, ибо это знание приоткроет и другие сокровенные двери, имеющие отношение только к Личности Бога.
6. Хотя Я Нерожденный и тело Мое Нетленно, хотя Я – Бог всех живых существ, будучи таковым, Я рождаюсь посредством Своей Внутренней энергии, всегда оставаясь в Своей Собственной Духовной Природе.
КОММЕНТАРИЙ.
Приход Бога через рождение есть один из Божественных путей, через которые Бог управляет Землей (и другими планетами материальной вселенной). Из данного стиха следует понять, что здесь речь идет непосредственно о Деятельности Самого Бога в процессе Его управления Своим творением, на самом деле стоящего очень высоко над Своим Творением, но снисходящего к человечеству (становясь по сути меньше меньшего), имея конечную цель, несомненно, одухотворение живых существ, развитие их до Божественных качеств через Божественное Личное явление и непосредственное Слово, как есть, но с учетом человеческого уровня сознания и готовности.
Факт рождения Бога на Земле неочевиден, но и не может быть незамечен теми, кому Богом назначено. Он описывается и передается (средствами Бога согласно Его Плану) как до рождения Бога, так и после Его ухода, указывается причина или миссия явления Бога, сопровождающие это событие явления, непременно Самим Богом подготавливаются как прямые, так и косвенные участники этого события и, непременно присутствуют те, кто будет далее свидетельствовать о приходе Бога, вести соответственно летопись и заботиться о ее сохранности и передаче по цепи ученической преемственности. Такие писания объявляются тайными, сокровенными, лучшими и имеют определенную цель и назначение, а также охраняемы Самим Богом, контролирующим, все события, которые предшествуют Его явлению, во время его присутствия на Земле и далее.
Будущее окружение Бога готовится за сотни воплощений до того момента, как события начнут иметь место. Учитывается роль каждого, даже самая незначительная, также карма каждого, заслуги перед Богом, развиваются необходимые достойные качества, позволяющие и разрешающие общаться с Богом, обуславливающие определенное поведение каждого в той роли, которую ему предстоит сыграть в этот великий период Божественного на Земле ( или другой планете) присутствия. Даже просто увидеть пришедшего на Землю Бога издалека, или услышать живое Слово Бога, или, тем более прислужить, считается величайшим успехом в жизни, Милостью Бога, высшим везением, что, конечно, могут осознать только продвинутые в прошлом души.
Как рождается Сам Бог – это величайшее таинство, удивительное чудесное явление, окруженное многими необъяснимыми событиями и природными явлениями, Божественно-привлекательно и всегда потрясает сознание людей, как высшее Чудо. Рождение Бога или, вернее, явление Бога всегда достойно Высшего Правителя, где бы он ни воплотился (среди богатых или бедных, среди людей или среди животных, на райских или средних или адских планетах). Приход Бога устраивается так, чтобы люди могли передавать повествования о Нем друг другу, как легенду, радостно и легко, усиливая так свою веру, непременно испытывая трансцендентное наслаждение, как и чувствуя при этом непосредственное присутствие Самого Бога и свидетельствуя об энергиях Бога друг другу.
Необходимо понимать, что рождение Бога, Его явление на Землю происходит, как указано в данном стихе, посредством внутренней, включая иллюзорную, энергии Бога. Земными матерью и отцом Богу могут быть избранные Богом супруги, которые ими были ни одну жизнь, прошли через многие аскезы и непременное обоюдное желание стать родителями Самому Богу и претерпевающие вследствие этого достаточно не простые тапасьи и обеты.
Бог приходит на Землю (или другие планеты) в строго определенные периоды, измеряемые тысячелетиями, согласно Своему Божественному Плану, и оповещает свой приход, как уже было сказано, через святые писания, через рождение пророков, через явления святых, подкрепляя и усиливая момент прихода природными явлениями, чудесными событиями, предворяет крупными историческими процессами, влекущими многие перемены в судьбах народов тех государств, где Его приход провозглашен.
Из данного стиха, следует повториться, надо понять, что акт рождения Бога среди людей есть величайшее снисхождение Бога к людям, ибо Величие Бога необозримо человеческим разумом, как и не просто осознать Величайшую Милость Бога, Который, будучи Недосягаемым, проигрывает роль человека, проживает удивительную человеческую Судьбу так, что далеко не все могут увидеть в Нем Качества и Деяния Верховной Божественной Личности. Ведь, на самом деле, Бог Извечен, Ему нет причины, Он Неизменен, Неприходящ, Нерожденный, и игры его на Земле Божественны и вводят в изумление, как и заблуждение. Рождаясь, Он не перестает присутствовать везде и все пронизывать Собой, не перестает присутствовать и на духовном плане и пронизывать Собою все материальные вселенные, входя в них и все планетарные системы всеми своими Божественными Качествами, неизменно присутствуя в каждом живом существе, не переставая Быть Высшим Управляющим и Верховным Владыкой. И тем не менее, как сказано в этом стихе, Он приходит Сам Лично на ту или иную материальную планету через путь рождения, хотя никто и не что не может стать Его хоть временным источником или причиной. Но Бог является через рождение, ибо это самый приемлемый, самый естественный путь для сознания людей. И только такое проявление среди людей может быть принято ими, только в этом случае люди будут проявлять себя, как родственники, только так возможно обеспечить определенный статус и считаться принадлежащим к тому или иному роду, что открывает дверь для Божественного проявления, которое изначально было задумано. Только так, будучи принятым, Бог может привнести Божественное Слово, привнести в совершенные знания, дать новые знания, таким образом начав претворение Своих Планов что называется изнутри и через тех, кто для этой цели и был рожден. Своей Жизнью, примером, деяниями, прямыми наставлениями и религиозными беседами, общением с теми, кто назван ближайшими родственниками и друзьями, взаимоотношениями с недругами и враждебно настроенными людьми, своим Бытом, своей религиозностью, Своими принципами Бог начинает передавать знания Высочайшие, начинает своим примером вести за собой, проявляя Себя, как Истинно Бог, давая в сердца многих, кому предназначено, это чувство и понимание относительно Себя. В этот период на планете, где присутствует Бог наряду с крупными событиями, войнами, религиозным противоборством происходит и процветание, проявляется Благость, усиливается религиозное строгое мышление и разделение общества на тех, кто признал Бога, как и тех, кто увидел в нем простого человека.
Приход Бога всегда является в конечном счете потрясением для всего человечества и перемены, которые далее грядут, как и духовные знания, как и новые писания, куда более существенные, нежели те, которые могут дать пророки или святые, или уполномоченное воплощение Бога.
Есть те знания, которые являются чрезвычайно важными и сокровенными, изначальными (такие, как Бхагавад-Гита), передать которые может только Сам Бог от имени Своего Высшего Я, без каких-либо посредников, только в определенной обстановке и только через достаточно подготовленную и заслуженную личность, подготовленную для этой передачи Лично Самим Богом.
Различные Воплощения Бога и не только на Земле достаточно полно описаны в Ведах, в частности в Шримад Бхагаватам и в Источнике Вечных Наслаждений. Но иногда Бог приходит на Землю (или другую материальную планету вселенной любого уровня) не рождаясь непосредственно, но через пророков, аватары (разного рода воплощения Бога), также через святых, подготовленных к определенной миссии на Земле. Через них Бог также дает новые святые писания, дополнения к уже существующим, новые более глубокие разъяснения, как и указания относительно форм поклонения Богу, жертвоприношений, совершенных знаний, как и новые дополнительные направления, применительно к особенностям данного периода в человеческом развитии. Но, следует повториться, когда Бог приходит на Землю Сам, это событие становится величайшим, всеохватывающим, глобально меняющим развитие человеческого общества и непременно привносящим высочайшие знания, призванные раздвинуть горизонты человеческого религиозного понимания, как и усилий, что далее сопровождается активным выходом многих и многих за пределы материального бытия навсегда.
Как уже было сказано, Бог является в материальный мир посредством Своей внутренней духовной энергии. Некоторое представление об этом можно получить, изучая Источник Вечного Наслаждения (явление Бога Кришны из лона Деваки, как сына Васудевы). Однако, рождаясь посредством Своей духовной внутренней энергии когда бы то ни было, Бог также неизменно пребывает в материальном мире в теле изначально духовном, фактически лишь отдаленно напоминающем тело человека, но те, чье знание покрыто иллюзией, чье видение не одухотворено, не могут отличить Бога от простых людей ни исходя из качеств, ни из природы тела, не имея понятия о Его изначальной духовной природе. Однако, для изучающего Бхагавад-Гиту этот факт, это указание Бога относительно Себя должно стать незыблемым знанием на все времена, неподверженным сомнению, знанием, с которого и могут начинаться все последующие знания о Боге, которые Бог Кришна неоднократно будет приводить на страницах Бхагавад-Гиты, как и на страницах Вед. Т.е. надо быть незыблемым в понимании, что Бог, рождаясь среди людей, внешне, как человек, на самом деле не имеет с ними общего материального начала, но лишь духовную суть, которая одна лишь и связывает с Богом, и развивается, приближая к Богу, и одухотворяется, добывая из земного пути в результате Божественного промысла качества Божественные, влекущие духовные деяния, открывающие врата за пределы материального мира. Какую бы форму тела Бог ни принимал, оно всецело духовное, в нем фактически нет частей тела. Все тело – Сам Бог. У Него нет отличия между слухом и зрением, любовью и Божественным гневом, Милостью и Наказанием, Строгостью и прощением, отрешенностью и привязанностью, Божественными руками и ногами и пр. В любой Своей части тела Бог видит, слышит, мыслит, творит, любит, строг, Милосерден, пронизывает, присутствует полностью, и в этом заключается Его Духовная природа. Но только высоко духовный человек, видящий все глазами знания, может увидеть и отличить от Всех по телу, деяниям и качествам Эту Верховную Божественную Личность, обладающую полной независимостью, со всеми Божественными отличительными признаками и достояниями.
7.О, Бхарата, непременно, когда в религии проявляются расхождения и преобладает безверие, в это время Я проявляю Себя.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог выделяет две причины, в результате который Бог приходит на Землю Сам. Надо хорошо понимать, устремляя свою мысль за видимые пределы, что существует гораздо большее количество причин явлению на планете того или иного уровня Самого Высшего Правителя. Но Бог указывает только на те причины, которые доступны пониманию человека и не очень отягощают его сознание более обширными знаниями, которые пока не могут быть доступны и в необходимости которых, согласно Божественной последовательности развития человека, пока нет. Но рассмотрим те причины, которые выделяет Сам Бог и которые достаточно понятны.
Во-первых, как сказано в стихе, это расхождения в религии, которые начинают иметь место в человеческом обществе и, во-вторых, как следствие, когда возрастает безверие. Иными словами, когда в обществе происходит такое падение, которое не соответствует самой ступени развития общества, на которой оно уже находится (в материальном смысле, как и в смысле развития интеллекта), когда повсеместно проявляются те качества, которые свидетельствуют об ослаблении самоконтроля общества за большинством его членов, когда общество знает, что творит, но заковано в обстоятельства и ситуации, в оковы вседозволенности, упрочившиеся в сознании большинства, когда управляемо и направляемо людьми, обладающими ярко выраженными низменными качествами, поощряющими себе подобных и дающими им дорогу, когда религия становится чисто символической, показной и не владеет авторитетом и силой влияния на общество в целом в связи с нечистоплотностью самих религиозных деятелей, более озабоченных личными нуждами, нежели нуждами народа и только в этой связи, исходящими из корыстных побуждений, ослабляющими вечные религиозные каноны внутренними междоусобицами за влияние на прихожан, как неизменный источник своих доходов, а потому не имеющих от Бога благословение, ибо и не являются истинными пастырями, в этот период, когда дальнейшее падение общества граничит с самоуничтожением и человечество не знает и не видит степень своей греховности, как и пути подьема… - тогда возникает необходимость Божественного вмешательства, ибо уже нельзя опереться ни на устои религии, ни на нравственность общества в целом, как и не может быть уже подготовлена почва для больших потрясений, которые могли бы повысить в итоге религиозность, да и общество уже не в силах ни вынести ни должный урок, ни вернуться на прежние предшествующие «падению» ступени, но необходимо нуждается в новом русле, которым и послужат новые знания, Само Слово Бога, Которому и подошло время, и который Сам обусловит перемены и изнутри, присутствуя Лично, даст единственно верное направление человечеству на достаточно обозримый срок, далее контролируя развитие человеческого общества опосредствованно Своими Божественными путями, будучи уже за пределами материальных игр и непосредственного присутствия. Бог действительно является в кризисный период, когда нет и не может быть других средств, когда человеческое общество (той или иной планеты) теряет все ориентиры даже относительно элементарных человеческих отношений, когда перед Лицом Бога процветает демонизм и бездушие, резко делящие общества на касты, расы, прослойки и целые слои тех, кто выжить в таких условиях практически не может, как и развиваться в соответствии с Божественным изначальным Планом Бога на каждого, когда возникают почти непреодолимые препятствия Проявлению Божественной Милости и Божественному Плану, как и воздаянию чистыми путями, когда законы бездействуют и перестают нести наложенную на них основную функцию от Бога – работать в защиту интересов и прав каждого отдельного человека, ограждая его от насилия, жестокости, произвола и несправедливости ( ибо все законы, религиозные и материальные, изначально от Бога, материальные – развиваются, отражая ступень развития общества, а религиозные – устойчивы, дополняются и разъясняются Самим Богом или опосредствованно через религиозных деятелей).
Но ко всему следует знать, что в человеческом обществе периодически происходят подъемы и падения религиозности, обуславливающие подъемы и падения всего человечества в целом. Эти, собственно, циклы являются необходимым следствием любого развития, возникают неизбежно, заложены в самом процессе развития, обуславливаются им и непременно имеют Божественное обоснование. Спады и подъемы всегда закономерны, Божественно просчитываются, как и их глубина, что дает основание Божественным предсказаниям через святые писания. Падения преодолеваются разными Божественными средствами и путями, но эти пути, опять же, избирает Бог. Были и такие кризисные ситуации, которые не требовали прямого прихода и вмешательства Бога, как и Его непосредственного участия в играх, выводящих человечество на более высокую ступень, а укрепление религии имело место в виду или смены власти в обществе, или в результате тех или иных потрясений, или в результате появления новых религиозных направлений. В этой связи действенными были войны, завоевание одного, более слабого народа, другим, более прогрессивным, насильственное принятие новой религии, как и новой культуры, также в результате бедствий, причиной которых могли быть природные катаклизмы, неизлечимые болезни. Все это в итоге своими незримыми путями вводило народы в нужную колею и постепенно и надолго обращало к Богу, как и служило укреплению религии и ее очищению, как и появлению нового религиозного направления. Также Бог дает на Землю в этой связи своих детей – пророков, духовных учителей, брахманов, выдающихся религиозных деятелей, других посланников, через которых провозглашает новые религиозные Законы в дополнение к существующим, новые религиозные знания, дает новые религиозные направления, влияя таким образом на этапы выхода человечества из духовного застоя людей или из состояния падения, привнося в Бытие новые направления и давая духовных лидеров, как и материальных вождей. Однако, и это уже не секрет, в ряде случаев Бог приходит на Землю Сам, но не спускаясь, что называется, с облаков, но путем естественным, ибо его явление только так может быть не разовым, но продолжительным по времени, дающим Отцу положение, связи, родственные отношения и возможность проявить Себя постепенно и влиять в том направлении, которое считалось главным. Это событие несравнимо по значимости, как и по результату ни с одним другим. Только после прихода на Землю Самого Бога человеческое общество начинает активный путь духовного возрождения и просветления, в результате Божественного Плана происходит резкий скачок в духовном развитии многих людей и, как следствие, для многих приход Бога, общение с Ним, созерцание Его, участие в Его Играх становятся и причиной освобождения из оков материального мира навсегда. Это имеет отношение ни только к тем, кто видел Бога или жили на Земле на период Его явления, но и к тем, кто был рожден сразу же после Его Ухода, кому посчастливилось быть в тех местах, Где был Сам Бог, ходить по той земле, где ступал Отец вселенной, кто один из многих вошел в храм, построенный в Его честь, приподнес ему жертвоприношение или вкусил плоды оставленных Им совершенных знаний, до конца жизни проповедуя оставленное всем Истинное Слово Бога.
В данном стихе Бог указывает, что, в результате выше приведенных двух причин, Он «создает Себя», поскольку именно так переводятся с санскрита Его Слова «тадатманам сриджами ахам» - «в этот период Я создаю Себя». «Создать Себя» – значит, для Бога обусловить свое рождение на Земле. Но как это происходит с Богом – это, как уже было сказано, таинство, которое в очень небольшой степени приоткрывается человеку в виду его слабого и неразвитого еще ума и понимания, хотя всегда надо знать, что Бог «рождается посредством Своей внутренней энергии, всегда оставаясь в своей духовной природе (ст.6 гл.4)». Несомненно, что это процесс не спонтанный, но Божественно продуманный, спланированный, продиктованный Божественной Необходимостью, все учитывающий, все заранее соединивший, все связи подготовивший, определивший всех участников и роль каждого помгновенно. Бог знает, как будут развиваться события, в какой последовательности, что будет записано и что передаваться изустно, что станет легендой и что станет незыблемым Божественным Словом и Указанием, и через кого будет передаваться и как будет донесено. Также, какие будут явлению Бога сопутствовать чудеса, кому предстоит признать Бога и кто усомнится, и кто отвергнет, и кто сыграет роль друзей, а кто врагов, кому быть родственниками Бога, Его супругами и кому быть Его детьми, рожденными земным путем, кому первому взять из Рук Бога Совершенные знания, а кому отведена роль быть и духовным наставником Самого Бога.
Многие полагают, что Бог, рождаясь на Земле, Сам Себя, для естественности событий, лишает Божественной памяти и понимания, проявляет больше привязанности к материальному и более очеловечен. Некоторые также полагают, что Бог, приняв тело человека, не совсем проявляет Божественные качества и не совсем следует религиозным принципам. Однако, Бог есть Бог и замысел Бога, как и его исполнение и средства, не постичь несовершенному уму. И Бог не ставит своей задачей быть в этом плане видимым и доступным всем, ибо приход даже самого Бога на Землю не меняет в одночасье ступени, на которой стоит человек. И даже имея Милость созерцать Бога, человек не может непременно обозреть и Божественную недосягаемость, как и Божественные пути и качества.
Входя в тело, подобное человеческому, Бог остается в духовном теле, нигде и не в чем не умаляется. Но, снисходя до общения с людьми, Бог говорит и общается только на том уровне, который доступен человеку, исходя из его умственных и духовных возможностей, зная его качества, реакции, ожидания и, несомненно, карму. Но говорить с человеком на языке Бога и невозможно, и несоизмеримо. Поэтому, имея Божественное неизменное сознание и понимание, Бог уготавливает Себе и всем участником те игры, которые ограничивают Его речь, поведение, требования, ставя все в человеческие приемлемые рамки, что позволяет Богу исполнить главную Цель Своего рождения среди людей, причем так, чтобы это было и Божественно, и совместимо с принятыми на Земле нормами общения. В этой связи подключаются и Божественные энергии, включай иллюзорную энергию йога-майу, позволяющую и людей вводить в необходимое состояние и строить с Богом достойные отношения.
В следующем стихе Бог дополняет причины, обуславливающие приход Бога на Землю.
Обсуждения Бхагавад-Гита всем. Глава 4. Божественное знание. Стих.4-7