Откровение Иоанна
Содержание этой книги весьма запутанно и бессвязно, но поддается расшифровке таким образом, что вся книга оказывается, как говорит Энгельс, самой простой и ясной из всех книг Нового Завета.
Основной мотив Апокалипсиса заключается в пророчестве о грядущем в ближайшее время конце света и наступлении сначала антихриста, а потом — царства небесного на земле.
Содержание этой книги весьма запутанно и бессвязно, но поддается расшифровке таким образом, что вся книга оказывается, как говорит Энгельс, самой простой и ясной из всех книг Нового Завета.
Основной мотив Апокалипсиса заключается в пророчестве о грядущем в ближайшее время конце света и наступлении сначала антихриста, а потом — царства небесного на земле.
Это пророчество излагается в форме ряда фантастических видений, которые явились якобы автору Апокалипсиса на острове Патмос, куда он был сослан за исповедование христианства. Видения эти, страшные и запутанные, наполнены таинственными символами и загадочными образами, чередующимися непонятно и беспорядочно. Пророк видит само царство небесное с восседающим на престоле богом, окруженным двадцатью четырьмя старцами. В мрачно фантастическом духе описывается божье окружение — семь огненных светильников, четыре чудовищных животных, имеющих по шесть крыльев и множество очей, которыми покрыто все их тело; здесь же и тьмы тем ангелов. Кругом непрестанный грохот грома и вечный шум от непрерывного прославления бога и его святости.
Потом начинается описание самого действия. Главную роль в нем играет таинственная книга за семью печатями, которую принимается раскрывать «агнец божий» с семью рогами и семью очами. Снятие семи печатей сопровождается знамениями, каждое из которых имеет символический характер и представляет собой страшное бедствие для человечества. Появляется всадник на белом коне — символ Римской империи и гнета, который она несет всему миру; на рыжем коне — символ войны; на черном коне — символ голода; на коне «бледном» символ смерти; потом идут гонения за веру — землетрясение.
После снятия седьмой печати в Откровении описывается новая серия фантастических сцен с огнем, градом, бурями, кровью, молниями, землетрясениями и трубными звуками. Падают звезды и пылающие горы, затмеваются солнце и луна, под звуки трубы «седьмого ангела» появляется величественная женщина — «жена, облеченная в солнце», она рождает младенца Иисуса. Тут же находится сатана с семью головами и десятью рогами, он поджидает, когда родится младенец, чтобы сожрать его. Архангел Михаил во главе своей армии ангелов выступает против сатаны и после ожесточенного сражения повергает его на землю. Тогда сатана обращает свои козни против людей, он действует при помощи вышедшего из моря зверя, также с семью головами и десятью рогами. Этому зверю он отдает власть над землей, и все люди ему поклоняются. Из земли выходит второй зверь, помогающий первому и, в частности, накладывающий каждому человеку на правую руку печать, на которой изображено имя зверя или числовое начертание этого имени. По поводу этого числа в Апокалипсисе многозначительно изрекается: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:18).
Наконец, среди нагромождения кошмаров начинает просвечивать луч спасения. Появляется зеленеющий островок и на нем идиллическая группа праведников, спасенных от грехов мира. Их сто сорок четыре тысячи — счастливцев, живущих в мире и благоденствии. Но это только мимолетная прогулка фантазии пророка в область спокойствия. Тут же опять начинаются всякие ужасы — дым, смрад, огонь, кровь, жабы, землетрясения…
Наконец, наступает суд над великою блудницею — женщиной, сидящей на звере из бездны. Апокалипсис поясняет, что семь голов зверя «суть семь гор, на которых сидит жена», и семь царей, «из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:9-11).
Блудница осуждена и появляется агнец, на бедре которого написано, что он «царь царей и господь господствующих», за ним на белых конях следуют воинства небесные. Зверь побежден и брошен в огненное озеро, истреблено все его воинство, а сатана закован в цепи сроком на тысячу лет. Начинается судилище, и наиболее отборные праведники в течение этого тысячелетия царства живут в царствии небесном.
По прошествии тысячи лет сатана опять освобождается, снова начинается страшная война, в которой участвуют Гог и Магог. Кончается дело, как и следует ожидать, победой бога и его агнца, который и сам — бог.
Наступает последний и окончательный Страшный Суд. Воскресают все умершие, даже море отдает всех утопленников. Приносят большие книги, где записаны все дела людские. Впрочем, нужна только одна — Книга жизни, в которой записаны имена избранных для вечного блаженства. Остальные люди сбрасываются в огненное озеро на вечные мучения.
Что можно сказать по поводу пересказанной выше серии пророчеств Апокалипсиса? Прежде всего то, что они представляют собой безвкусное и грубое нагромождение ужасов. Мы изложили так подробно содержание Апокалипсиса только потому, что среди верующих до сих пор существует представление о нем как о книге, которая мудро пророчествует чуть ли не о сегодняшнем дне. Никаких пророчеств, которые сбывались бы в наши дни, Апокалипсис не содержит.
Апокалипсис завершает серию ветхозаветных пророческих книг, предсказывавших неизбежные страшные бедствия, за которыми якобы должно последовать искупление и освобождение. В новозаветном каноне он находится на последнем месте, как наиболее позднее произведение. На самом же деле по своему характеру он должен быть отнесен к периоду, когда христианство и иудейство представляли еще собой одно целое.
Потом начинается описание самого действия. Главную роль в нем играет таинственная книга за семью печатями, которую принимается раскрывать «агнец божий» с семью рогами и семью очами. Снятие семи печатей сопровождается знамениями, каждое из которых имеет символический характер и представляет собой страшное бедствие для человечества. Появляется всадник на белом коне — символ Римской империи и гнета, который она несет всему миру; на рыжем коне — символ войны; на черном коне — символ голода; на коне «бледном» символ смерти; потом идут гонения за веру — землетрясение.
После снятия седьмой печати в Откровении описывается новая серия фантастических сцен с огнем, градом, бурями, кровью, молниями, землетрясениями и трубными звуками. Падают звезды и пылающие горы, затмеваются солнце и луна, под звуки трубы «седьмого ангела» появляется величественная женщина — «жена, облеченная в солнце», она рождает младенца Иисуса. Тут же находится сатана с семью головами и десятью рогами, он поджидает, когда родится младенец, чтобы сожрать его. Архангел Михаил во главе своей армии ангелов выступает против сатаны и после ожесточенного сражения повергает его на землю. Тогда сатана обращает свои козни против людей, он действует при помощи вышедшего из моря зверя, также с семью головами и десятью рогами. Этому зверю он отдает власть над землей, и все люди ему поклоняются. Из земли выходит второй зверь, помогающий первому и, в частности, накладывающий каждому человеку на правую руку печать, на которой изображено имя зверя или числовое начертание этого имени. По поводу этого числа в Апокалипсисе многозначительно изрекается: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:18).
Наконец, среди нагромождения кошмаров начинает просвечивать луч спасения. Появляется зеленеющий островок и на нем идиллическая группа праведников, спасенных от грехов мира. Их сто сорок четыре тысячи — счастливцев, живущих в мире и благоденствии. Но это только мимолетная прогулка фантазии пророка в область спокойствия. Тут же опять начинаются всякие ужасы — дым, смрад, огонь, кровь, жабы, землетрясения…
Наконец, наступает суд над великою блудницею — женщиной, сидящей на звере из бездны. Апокалипсис поясняет, что семь голов зверя «суть семь гор, на которых сидит жена», и семь царей, «из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:9-11).
Блудница осуждена и появляется агнец, на бедре которого написано, что он «царь царей и господь господствующих», за ним на белых конях следуют воинства небесные. Зверь побежден и брошен в огненное озеро, истреблено все его воинство, а сатана закован в цепи сроком на тысячу лет. Начинается судилище, и наиболее отборные праведники в течение этого тысячелетия царства живут в царствии небесном.
По прошествии тысячи лет сатана опять освобождается, снова начинается страшная война, в которой участвуют Гог и Магог. Кончается дело, как и следует ожидать, победой бога и его агнца, который и сам — бог.
Наступает последний и окончательный Страшный Суд. Воскресают все умершие, даже море отдает всех утопленников. Приносят большие книги, где записаны все дела людские. Впрочем, нужна только одна — Книга жизни, в которой записаны имена избранных для вечного блаженства. Остальные люди сбрасываются в огненное озеро на вечные мучения.
Что можно сказать по поводу пересказанной выше серии пророчеств Апокалипсиса? Прежде всего то, что они представляют собой безвкусное и грубое нагромождение ужасов. Мы изложили так подробно содержание Апокалипсиса только потому, что среди верующих до сих пор существует представление о нем как о книге, которая мудро пророчествует чуть ли не о сегодняшнем дне. Никаких пророчеств, которые сбывались бы в наши дни, Апокалипсис не содержит.
Апокалипсис завершает серию ветхозаветных пророческих книг, предсказывавших неизбежные страшные бедствия, за которыми якобы должно последовать искупление и освобождение. В новозаветном каноне он находится на последнем месте, как наиболее позднее произведение. На самом же деле по своему характеру он должен быть отнесен к периоду, когда христианство и иудейство представляли еще собой одно целое.
Обсуждения Откровение Иоанна