Примечания.
1) Известны комментарии на этот текст, написанные Каликараной, Шанкарой (не философ Шанкарачарья, автор "Волны блаженства", а бенгальский тантрист, живший в 18 веке), и Артуром Авалоном.
2) Chandra-suryaagni-rupa. Луна, солнце и огонь здесь – символы Читрини-нади, Ваджрини-нади и Сушумна-нади.
1) Известны комментарии на этот текст, написанные Каликараной, Шанкарой (не философ Шанкарачарья, автор "Волны блаженства", а бенгальский тантрист, живший в 18 веке), и Артуром Авалоном.
2) Chandra-suryaagni-rupa. Луна, солнце и огонь здесь – символы Читрини-нади, Ваджрини-нади и Сушумна-нади.
Внутри Сушумны - Ваджрини, а внутри Ваджрини - еще более тонкая Читрини. Слово "Читрини" - от "читра" - "мысленный образ". Читрини в тантрических текстах называется "внутренней женщиной". Внутри Читрини - еще более тонкая Брахма-нади, по которой и движется восходящая Кундалини.
3) Kanda-madhya choshirahstha. Канда - корень всех Нади в основании спинного мозга.
4) Ади-дэва - "Пра-божество", Парам Бинду, "запредельная точка" чистого сознания (Сахасрара).
5) Sudha-dhara-gamya-pradesha. Нектар, текущий от соединения Шивы и Шакти, называемого словом Samarasya - "совокупление, половой акт".
6) Kamarupa - Камарупа - "то, чем испытывается Кама", сексуальная любовь. В -текстах употребляется словосочетание Madana garatmaka - "комната, полость любви". Этот треугольник называется еще "очаровывающей, соблазняющей Шактипитха (основание Шакти)".
7) Trikonam Traipura-khyam. Трипура - треугольник "Трех городов" - это, по словам Вишванатха, цитирующего Гаутамия-Тантру, тройственная сила воли, знания и действия - Шакти Вама, Шакти Джиестха и Шакти Раудри, о которых подробнее говорится в Саммохана-Тантре. Треугольник еще называется Трипура, потому что в нем, согласно Шактананда-Тарангини, обитает богиня Трипурасундари. Она в форме санскритской буквы "Ка" в середине треугольника, что символизирует слово "Кама" - сексуальное желание.
8) Кандарпа (вероятно, от "канда") - форма Апана-Вайю. Кандарпа-Вайю распространяется во все стороны из треугольника Трипура.
9) Jivesha. Это названо "владыкой бытия", потому что от красного Кандарпа-Вайю - полового влечения - зависит продолжение жизни. В Шактананда-тарангини (ст. 5) говорится так: "Прана - в Канде, Апана – в области ануса. Всякий воздух в области ануса - Апана, и Кандарпа-вайю -часть Апана-вайю". Далее там же говорится так: "Апана тянет Прану, а Прана тянет Апану - так (охотничий) сокол, привязанный веревкой (к руке охотника) притягивается назад, когда он пытается улететь. Пока эти две (Прана и Апана) так противодействуют, они не покидают тело. Когда (их противодействие прекращено) и они согласованы, они покидают тело". В этом же смысле ниже, в ст. 10 Шат-Чакра-Нирупана говорится о Кундалини, .которая посредством вдоха и выдоха поддерживает существование всего мира.
10) Linga-rupa Svayambhu. "Сваямбху" - "самовозникший", "не созданный никем".
11) Pashchimasya. "Кали-куламрита" тоже говорит о повернутом вниз лингаме, который с помощью Кама-биджа - полового влечения - активизируется и поворачивается вверх.
12) Prathama-kisha-layakamarupa. Шактананда-Тарангини сравнивает Сваямбху-лингам с "голубовато-зеленым красавцем Шивой", а Рудраямала-Тантра, говоря о треугольнике в Муладхаре и о Кундалини, сравнивает её со вспышкой десяти миллионов молний в сизых грозовых облаках. Сизый, темно-голубой и темно-зеленый считались родственными цветами.
13) Vidyut-purhendu-bimba-prakarakara-chaya-snidha-santata-hasi. Свет, излучаемый из Сваямбху-лингама, голубоватый и холодный, как свет осенней луны, но он наполняет радостью сердце йогина.
14) Кундалини, творящая мир множества форм, называется "Махамайя", "Великая Иллюзия".
15) В Тантрараджа Тантре (Tantric Texts, vol. 2, p. 120-122) сказано так: "Медитируй на Дэви-Кундалини в образе своей Ишта-Дэвата (персонального божества, Ishta-devi-svarupini) в виде девушки в полном расцвете своей юности с большой грудью красивой формы; она украшена всевозможными драгоценностями и светит, как полная луна; у неё никогда не устающие глаза...". "Не устающие глаза" - образ, характерный для индийской литературы, признак страстности женщины. Подобные описания весьма характерны для тантрических текстов. Розовый цвет (Rakta) по словам ШактанандаТарангини - атрибут женственности, женской красоты. Поэтому - сказано там, - над образом Кундалини нужно медитировать как над красной или розовой Богиней. А в уже цитировавшихся шлоках из Тантрараджа Тантры далее говорится: "Медитируй над Богиней Кундалини, Которая обнимает Сваямбху-лингам, и Которая - темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого. В Ней - все творение, существование и разрушение. Она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является её суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). Думай о Ней как о Той, Которая поднимается вверх". "Она, чья сущность - Брахман, сияет как миллионы восходящих лун..." (Кангкала-Малини Тантра).
16) Кундалини, как вибрационная энергия в её аспекте звука.
17) Запредельная - Para, намек на "пара-звук", высшее из четырёх состояний Шабда (звука), который, как вибрационная сила - сама сущность Кундалини.
18) Nityananda-parampara. Нитьянанда - "вечное блаженство", т. е. Ниргуна (бескачественный) Брахман, Парампара - "следуя шаг за шагом". Из Нитьянанда - Ниргуна Брахмана, проявляется сагуна Брахман. "Шаг за шагом" нектар блаженства от Нитьянанда доходит до Парам Бинду (Сахасрара), потом до Аджна-чакры, Вишуддха-чакры и т. д., пока не достигает Парамешвари, Чит-Кала, о которой говорится здесь, и своим прикосновением вечного
блаженства пробуждает её - "Спящую Красавицу" - и зовет к её далекой цели, к соединению с Парама-Шивой в Сахасраре.
19) Алхимический котел микрокосма, тела человека.
20) "Сва-дхи-штхана" - "Место пребывания Сва", "пара-лингама".
21) Это Божество - Ardha-narishvara, одна половина Которого мужская (Шива), а другая женская (Шакти) - называют еще "Хара-Гаури-Мурти". Хара и Гаури - в алхимическом символизме Тантр "слюда" и "ртуть", Шива и Шакти, прозрачность чистого сознания ("слюда") и массивная плотность Изначальной Силы (ртуть). Левая половина этого Божества золотого цвета, а правая - снежно-белого, серебристого. Гаури, женская половина фигуры, - также и одно из имен Матери Вселенной, Изначальной Силы. Её называют Сада-Гаури - женская половина фигуры Сада-Шивы.
22) Suddhasindhah-shuddha. Океан лунного нектара белый и холодный, он окружает мифический волшебный остров Манидвипа.
23) Пятна на лунном диске сравниваются с контурами зайца. Здесь и далее идет речь о "внутренней луне" (Чит-чандра), "мистической луне", не имеющей никакого отношения к небесной луне, и поэтому подчеркивается полная чистота и незапятнанность этой "внутренней луны".
24) Atma-sampurna-yoga. Познавший Атмана становится подобным воде, неподвижной в глубине.
25) Ханса - символ Атмана, он в безымянном двенадцатилепестковом лотосе ниже Сахасрары.
26) Изолирует себя от внешнего мира с помощью Йони-мудры.
27) Без каких-либо впечатлений из внешнего мира.
28) Sirakara. Шива-Ха-кара. Если верхнюю часть санскритской буквы Ха убрать, то оставшаяся часть будет напоминать по форме индийский плуг. Нижняя часть буквы Ха символизирует Нада (звук), а верхняя - Бинду (точку). Бинду и Нада - те две вещи, которые нужны для того, чтобы Шакти могла творить. Здесь же, выше Аджна-чакры, Нада и Бинду становятся одним целым.
29) Shuddha-buddhi Prakasha. Саммохана-Тантра говорит о причинном теле выше Аджна-чакры; "Здесь луна (Инду), в ней точка (Бинду). Выше – область Бодхини, а выше Бодхини - Нада в форме полумесяца. Еще выше - Маханада в форме плуга, а над этим - Кала (время), называемое изогнутым, искривленным (Anji). Это Кала - возлюбленная йогинов. Выше Кала - Унмани. Кто достигает Унмани, тот уже не возвращается назад. Сравни в Бхута-Шуддхи Тантре: "Богиня над Бинду и Matrardha-Нада. Выше её - Маханада, которое есть то, в чём растворяется Вайю". Шарада-тилака (1.7-9) об этом говорит так: "Из Сакала Парамешвари, Которая есть Сат-Чит-Ананда, исходит Шакти, из Шакти - Нада, из Нада - Бинду, Сакала (существующий во времени) и Нишкала (за пределами времени)".
30) Висарга - самая верхняя часть Брахмарандхра.
31) Parama-rasa chaya-snigdha-santanahasi. Эти слова можно перевести и так: "Её влажные и холодные лучи порождают чувство улыбающейся радости...". Кангкала-Малини-Тантра говорит о Сахасраре: "В её околоплоднике (основании) - Антаратма (внутренний дух). над этим - Гуру. Круги (мандалы) Солнца и Луны тоже здесь. Над всем этим -Махавайю и Брахмарандхра, в отверстии (рандхра) которой - Висарга, всегда незапятнанное и полное блаженство. И еще выше (tadurdhhva) - Дэви Шангкини, создающая, охраняющая и разрушающая".
32) Tadantah Shunyam. Шунья-Бинду. Тодала-Тантра говорит об этом так: "Высший свет бесформенен, а Бинду (точка) - непреходящее и вечное".
33) Ама-кала и Нирвана-кала - самые высокие из стадий нарастания полноты луны.
34) Раса - это Парамананда Раса, нектар высшего блаженства. Вираса (Rasa-Virasamita) - это Вирасамита, нектар блаженства, возникающий от любовного соединения Шивы и Шакти.
35) Sakala sukha-santana-lahari-parivana. Господин (Бхагаван) и Гуру – здесь Парама-шива, "чистое сознание". Ср. в Нирвана-тантре (p. 3): "В лотосе, расположенном в голове - верховное Божество (Махадэва), высший учитель (Парам Гуру). Нет подобного ему во всех трех мирах". Сравни в Кангкала-малини Тантре: "Там, в Сахасраре - Антаратма, а выше - Вайю, а над Маха-нада - Брахмарандхра. В ней - Висарга, которая незапятнана ничем и которая - вечное блаженство. Над этим - Дэви Шангкини, творящая, охраняющая и разрушающая". Это высочайший пик - символическая гора Кайласа, "рай Шивы". "О Махадэви, кто поместил свое невозмутимое сознание здесь, тот живет полный срок своей жизни, свободный от болезней. Он никогда больше не будет перерождаться. Здесь постоянно сияет Ама-Кала, не знающая ни роста, ни упадка, а в ней - семнадцатое Кала, Нирвана-Кала. В Нирвана-Кала - огненная Нибодхика, над ней - непроявленное Нада (празвук), лучезарное, как миллионы солнц. Это высшая Нирвана-шакти, первопричина всего. В этой Нирвана-шакти будет познан Шива, неизменный и свободный от всего". Парама Шива - запредельная точка чистого сознания. Линия, обнимающая эту точку так тесно, что почти неотделима от неё - Нирвана-Шакти. Вокруг этого Шакти-Маха-Маия создает бесчисленные оболочки, как круги на воде. Из них наиболее плотные и удаленные от этого центра - в Муладхаре, в стихии земли. Шесть Чакр, таким образом, подобны вложенным друг в друга кругам.
36) Хари-Хара - двойная фигура, правая часть которой - Вишну, а левая - Шива.
37) Кха имеет несколько значений - Брахман, эфир, небо и нёбо во рту.
38) Shishu-surya-sodara-kala.
39) Sarvarka-tylya-prabha.
40) Nirvadhi-vigalat-prema-dhara-dhara. "Према" - "радость", "нежность".
41) Sarveshang-jiva-bhuta. Нирвана-шакти в форме пара-бинду расположена под Нирвана-кала и над Нибодхика, которое - "Нада-рупа", т. е. в форме звука. Нирвана-шакти, форма Пара-бинду - это его наружный круг. Внутри Нирвана-кала - огненная Нибодхика, которая - фаза непроявленного звука (Нада) Над этим - высшая Нирвана-Шакти, светящая ярко, как десять миллионов солнц и которая - причина всего. В ней - Парама Шива, незапятнанный и неизменный. С ним Кундалини наслаждается здесь блаженством.
42) Linga-trayam. По мере поднятия по Брахма-нади, которая - в середине Читрини-нади, Кундалини проходит через четыре стадии звуковой вибрации. Четвертая, высшая стадия - "Пара" (непроявленный) звук - в Сахасраре. Это называют "беззвучным звуком".
43) Yatah - тот, чье внимание постоянно поглощено практикой.
44) Кундалини в форме Ишта-дэвата идет к своему повелителю, Парамашиве, который - Пара-Бинду (запредельная точка) в Сахасраре. Там йогин растворяет даже и Пара-бинду в чистом Чит-атма, "чистом сознании", которое - всевмещающая Великая Пустота внутри точки Бинду. Так йогин реализует единство Дживатмана и Параматмана и пребывает в полноте просветления, подобного глубокому и неподвижному океану. Тантратара-Тантра говорит так: "Царь йогинов, он становится полным блаженства Брахмана, превращая свой ум в обитель Великой Пустоты, которая - в свете "солнца", "луны" и "огня". (т. е. в Сахасраре - ср. Падука-панчака, ст. 4)
45) Богиня, которая - сознание во всех телах.
46) Laya-vashat-nitva. Последовательное растворение всех Таттв в точке Бинду, Бинду затем растворяется в Кала, Кала - в Нада - звуке, Нада – в беззвучии Наданта, а беззвучие Наданта растворяется в безмыслии Унмани, и так до самого чистого "пустотного" сознания - Парамашивы.
47) Брахманда - "яйцо Брахмы", Вселенная.
3) Kanda-madhya choshirahstha. Канда - корень всех Нади в основании спинного мозга.
4) Ади-дэва - "Пра-божество", Парам Бинду, "запредельная точка" чистого сознания (Сахасрара).
5) Sudha-dhara-gamya-pradesha. Нектар, текущий от соединения Шивы и Шакти, называемого словом Samarasya - "совокупление, половой акт".
6) Kamarupa - Камарупа - "то, чем испытывается Кама", сексуальная любовь. В -текстах употребляется словосочетание Madana garatmaka - "комната, полость любви". Этот треугольник называется еще "очаровывающей, соблазняющей Шактипитха (основание Шакти)".
7) Trikonam Traipura-khyam. Трипура - треугольник "Трех городов" - это, по словам Вишванатха, цитирующего Гаутамия-Тантру, тройственная сила воли, знания и действия - Шакти Вама, Шакти Джиестха и Шакти Раудри, о которых подробнее говорится в Саммохана-Тантре. Треугольник еще называется Трипура, потому что в нем, согласно Шактананда-Тарангини, обитает богиня Трипурасундари. Она в форме санскритской буквы "Ка" в середине треугольника, что символизирует слово "Кама" - сексуальное желание.
8) Кандарпа (вероятно, от "канда") - форма Апана-Вайю. Кандарпа-Вайю распространяется во все стороны из треугольника Трипура.
9) Jivesha. Это названо "владыкой бытия", потому что от красного Кандарпа-Вайю - полового влечения - зависит продолжение жизни. В Шактананда-тарангини (ст. 5) говорится так: "Прана - в Канде, Апана – в области ануса. Всякий воздух в области ануса - Апана, и Кандарпа-вайю -часть Апана-вайю". Далее там же говорится так: "Апана тянет Прану, а Прана тянет Апану - так (охотничий) сокол, привязанный веревкой (к руке охотника) притягивается назад, когда он пытается улететь. Пока эти две (Прана и Апана) так противодействуют, они не покидают тело. Когда (их противодействие прекращено) и они согласованы, они покидают тело". В этом же смысле ниже, в ст. 10 Шат-Чакра-Нирупана говорится о Кундалини, .которая посредством вдоха и выдоха поддерживает существование всего мира.
10) Linga-rupa Svayambhu. "Сваямбху" - "самовозникший", "не созданный никем".
11) Pashchimasya. "Кали-куламрита" тоже говорит о повернутом вниз лингаме, который с помощью Кама-биджа - полового влечения - активизируется и поворачивается вверх.
12) Prathama-kisha-layakamarupa. Шактананда-Тарангини сравнивает Сваямбху-лингам с "голубовато-зеленым красавцем Шивой", а Рудраямала-Тантра, говоря о треугольнике в Муладхаре и о Кундалини, сравнивает её со вспышкой десяти миллионов молний в сизых грозовых облаках. Сизый, темно-голубой и темно-зеленый считались родственными цветами.
13) Vidyut-purhendu-bimba-prakarakara-chaya-snidha-santata-hasi. Свет, излучаемый из Сваямбху-лингама, голубоватый и холодный, как свет осенней луны, но он наполняет радостью сердце йогина.
14) Кундалини, творящая мир множества форм, называется "Махамайя", "Великая Иллюзия".
15) В Тантрараджа Тантре (Tantric Texts, vol. 2, p. 120-122) сказано так: "Медитируй на Дэви-Кундалини в образе своей Ишта-Дэвата (персонального божества, Ishta-devi-svarupini) в виде девушки в полном расцвете своей юности с большой грудью красивой формы; она украшена всевозможными драгоценностями и светит, как полная луна; у неё никогда не устающие глаза...". "Не устающие глаза" - образ, характерный для индийской литературы, признак страстности женщины. Подобные описания весьма характерны для тантрических текстов. Розовый цвет (Rakta) по словам ШактанандаТарангини - атрибут женственности, женской красоты. Поэтому - сказано там, - над образом Кундалини нужно медитировать как над красной или розовой Богиней. А в уже цитировавшихся шлоках из Тантрараджа Тантры далее говорится: "Медитируй над Богиней Кундалини, Которая обнимает Сваямбху-лингам, и Которая - темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого. В Ней - все творение, существование и разрушение. Она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является её суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). Думай о Ней как о Той, Которая поднимается вверх". "Она, чья сущность - Брахман, сияет как миллионы восходящих лун..." (Кангкала-Малини Тантра).
16) Кундалини, как вибрационная энергия в её аспекте звука.
17) Запредельная - Para, намек на "пара-звук", высшее из четырёх состояний Шабда (звука), который, как вибрационная сила - сама сущность Кундалини.
18) Nityananda-parampara. Нитьянанда - "вечное блаженство", т. е. Ниргуна (бескачественный) Брахман, Парампара - "следуя шаг за шагом". Из Нитьянанда - Ниргуна Брахмана, проявляется сагуна Брахман. "Шаг за шагом" нектар блаженства от Нитьянанда доходит до Парам Бинду (Сахасрара), потом до Аджна-чакры, Вишуддха-чакры и т. д., пока не достигает Парамешвари, Чит-Кала, о которой говорится здесь, и своим прикосновением вечного
блаженства пробуждает её - "Спящую Красавицу" - и зовет к её далекой цели, к соединению с Парама-Шивой в Сахасраре.
19) Алхимический котел микрокосма, тела человека.
20) "Сва-дхи-штхана" - "Место пребывания Сва", "пара-лингама".
21) Это Божество - Ardha-narishvara, одна половина Которого мужская (Шива), а другая женская (Шакти) - называют еще "Хара-Гаури-Мурти". Хара и Гаури - в алхимическом символизме Тантр "слюда" и "ртуть", Шива и Шакти, прозрачность чистого сознания ("слюда") и массивная плотность Изначальной Силы (ртуть). Левая половина этого Божества золотого цвета, а правая - снежно-белого, серебристого. Гаури, женская половина фигуры, - также и одно из имен Матери Вселенной, Изначальной Силы. Её называют Сада-Гаури - женская половина фигуры Сада-Шивы.
22) Suddhasindhah-shuddha. Океан лунного нектара белый и холодный, он окружает мифический волшебный остров Манидвипа.
23) Пятна на лунном диске сравниваются с контурами зайца. Здесь и далее идет речь о "внутренней луне" (Чит-чандра), "мистической луне", не имеющей никакого отношения к небесной луне, и поэтому подчеркивается полная чистота и незапятнанность этой "внутренней луны".
24) Atma-sampurna-yoga. Познавший Атмана становится подобным воде, неподвижной в глубине.
25) Ханса - символ Атмана, он в безымянном двенадцатилепестковом лотосе ниже Сахасрары.
26) Изолирует себя от внешнего мира с помощью Йони-мудры.
27) Без каких-либо впечатлений из внешнего мира.
28) Sirakara. Шива-Ха-кара. Если верхнюю часть санскритской буквы Ха убрать, то оставшаяся часть будет напоминать по форме индийский плуг. Нижняя часть буквы Ха символизирует Нада (звук), а верхняя - Бинду (точку). Бинду и Нада - те две вещи, которые нужны для того, чтобы Шакти могла творить. Здесь же, выше Аджна-чакры, Нада и Бинду становятся одним целым.
29) Shuddha-buddhi Prakasha. Саммохана-Тантра говорит о причинном теле выше Аджна-чакры; "Здесь луна (Инду), в ней точка (Бинду). Выше – область Бодхини, а выше Бодхини - Нада в форме полумесяца. Еще выше - Маханада в форме плуга, а над этим - Кала (время), называемое изогнутым, искривленным (Anji). Это Кала - возлюбленная йогинов. Выше Кала - Унмани. Кто достигает Унмани, тот уже не возвращается назад. Сравни в Бхута-Шуддхи Тантре: "Богиня над Бинду и Matrardha-Нада. Выше её - Маханада, которое есть то, в чём растворяется Вайю". Шарада-тилака (1.7-9) об этом говорит так: "Из Сакала Парамешвари, Которая есть Сат-Чит-Ананда, исходит Шакти, из Шакти - Нада, из Нада - Бинду, Сакала (существующий во времени) и Нишкала (за пределами времени)".
30) Висарга - самая верхняя часть Брахмарандхра.
31) Parama-rasa chaya-snigdha-santanahasi. Эти слова можно перевести и так: "Её влажные и холодные лучи порождают чувство улыбающейся радости...". Кангкала-Малини-Тантра говорит о Сахасраре: "В её околоплоднике (основании) - Антаратма (внутренний дух). над этим - Гуру. Круги (мандалы) Солнца и Луны тоже здесь. Над всем этим -Махавайю и Брахмарандхра, в отверстии (рандхра) которой - Висарга, всегда незапятнанное и полное блаженство. И еще выше (tadurdhhva) - Дэви Шангкини, создающая, охраняющая и разрушающая".
32) Tadantah Shunyam. Шунья-Бинду. Тодала-Тантра говорит об этом так: "Высший свет бесформенен, а Бинду (точка) - непреходящее и вечное".
33) Ама-кала и Нирвана-кала - самые высокие из стадий нарастания полноты луны.
34) Раса - это Парамананда Раса, нектар высшего блаженства. Вираса (Rasa-Virasamita) - это Вирасамита, нектар блаженства, возникающий от любовного соединения Шивы и Шакти.
35) Sakala sukha-santana-lahari-parivana. Господин (Бхагаван) и Гуру – здесь Парама-шива, "чистое сознание". Ср. в Нирвана-тантре (p. 3): "В лотосе, расположенном в голове - верховное Божество (Махадэва), высший учитель (Парам Гуру). Нет подобного ему во всех трех мирах". Сравни в Кангкала-малини Тантре: "Там, в Сахасраре - Антаратма, а выше - Вайю, а над Маха-нада - Брахмарандхра. В ней - Висарга, которая незапятнана ничем и которая - вечное блаженство. Над этим - Дэви Шангкини, творящая, охраняющая и разрушающая". Это высочайший пик - символическая гора Кайласа, "рай Шивы". "О Махадэви, кто поместил свое невозмутимое сознание здесь, тот живет полный срок своей жизни, свободный от болезней. Он никогда больше не будет перерождаться. Здесь постоянно сияет Ама-Кала, не знающая ни роста, ни упадка, а в ней - семнадцатое Кала, Нирвана-Кала. В Нирвана-Кала - огненная Нибодхика, над ней - непроявленное Нада (празвук), лучезарное, как миллионы солнц. Это высшая Нирвана-шакти, первопричина всего. В этой Нирвана-шакти будет познан Шива, неизменный и свободный от всего". Парама Шива - запредельная точка чистого сознания. Линия, обнимающая эту точку так тесно, что почти неотделима от неё - Нирвана-Шакти. Вокруг этого Шакти-Маха-Маия создает бесчисленные оболочки, как круги на воде. Из них наиболее плотные и удаленные от этого центра - в Муладхаре, в стихии земли. Шесть Чакр, таким образом, подобны вложенным друг в друга кругам.
36) Хари-Хара - двойная фигура, правая часть которой - Вишну, а левая - Шива.
37) Кха имеет несколько значений - Брахман, эфир, небо и нёбо во рту.
38) Shishu-surya-sodara-kala.
39) Sarvarka-tylya-prabha.
40) Nirvadhi-vigalat-prema-dhara-dhara. "Према" - "радость", "нежность".
41) Sarveshang-jiva-bhuta. Нирвана-шакти в форме пара-бинду расположена под Нирвана-кала и над Нибодхика, которое - "Нада-рупа", т. е. в форме звука. Нирвана-шакти, форма Пара-бинду - это его наружный круг. Внутри Нирвана-кала - огненная Нибодхика, которая - фаза непроявленного звука (Нада) Над этим - высшая Нирвана-Шакти, светящая ярко, как десять миллионов солнц и которая - причина всего. В ней - Парама Шива, незапятнанный и неизменный. С ним Кундалини наслаждается здесь блаженством.
42) Linga-trayam. По мере поднятия по Брахма-нади, которая - в середине Читрини-нади, Кундалини проходит через четыре стадии звуковой вибрации. Четвертая, высшая стадия - "Пара" (непроявленный) звук - в Сахасраре. Это называют "беззвучным звуком".
43) Yatah - тот, чье внимание постоянно поглощено практикой.
44) Кундалини в форме Ишта-дэвата идет к своему повелителю, Парамашиве, который - Пара-Бинду (запредельная точка) в Сахасраре. Там йогин растворяет даже и Пара-бинду в чистом Чит-атма, "чистом сознании", которое - всевмещающая Великая Пустота внутри точки Бинду. Так йогин реализует единство Дживатмана и Параматмана и пребывает в полноте просветления, подобного глубокому и неподвижному океану. Тантратара-Тантра говорит так: "Царь йогинов, он становится полным блаженства Брахмана, превращая свой ум в обитель Великой Пустоты, которая - в свете "солнца", "луны" и "огня". (т. е. в Сахасраре - ср. Падука-панчака, ст. 4)
45) Богиня, которая - сознание во всех телах.
46) Laya-vashat-nitva. Последовательное растворение всех Таттв в точке Бинду, Бинду затем растворяется в Кала, Кала - в Нада - звуке, Нада – в беззвучии Наданта, а беззвучие Наданта растворяется в безмыслии Унмани, и так до самого чистого "пустотного" сознания - Парамашивы.
47) Брахманда - "яйцо Брахмы", Вселенная.
Обсуждения Шат Чакра Нирупана - примечания