Священные изображения пишут монахи или люди, имеющие особое посвящение. Особо дорогие танки пишутся золотом.
Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.
Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.
В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.
Первый стиль — менри , широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.
Второй стиль — карма-гадри . Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507–1554).
Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.
VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:
1) формы, рисунок согласно индийским канонам;
2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;
3) композиция и ландшафты в тибетской манере.
Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.
Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
Первый стиль — менри , широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.
Второй стиль — карма-гадри . Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507–1554).
Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.
VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:
1) формы, рисунок согласно индийским канонам;
2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;
3) композиция и ландшафты в тибетской манере.
Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.
Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
Обсуждения Тханка - буддистская икона