K пещере Харитона над Нахаль-Ткоа вблизи развалин монастыря Харитона - Суккийской лавры (Сукийской обители в православной традиции). Легенд о Харитоне – сотни, со временем они слились в одну большую каноническую. По преданиям Суккийская лавра - третий основанный им в пустыне монастырь (первый - Фаранская лавра рядом с Эйн-Прат в Вади-Кельт, второй – над Иерихоном).
От Суккийской лавры - самого большого их трех монастырей Харитона - ничего не осталось, кроме развалин стены сторожевой башни, нелепым зубцом торчащем на холме, и похожем на недоразобранную декорацию. Вокруг - множество пещер: монахи жили и молились уединенно, хотя в Византийскую эпоху в Иудейской пустыне было более100 монастырей. Как говорят археологи, Иудейская пустыня - пустыня щадящая, для начинающих, отлично место для монашеского уединения.
Самая просторная пещера – пещера Харитона. До монахов и после монахов здесь жили разбойники – 55 залов, 4 с половиной километра коридоров, было где молиться и прятаться. Пещера Харитона – самая протяженная меловая пещера в Израиле (есть более длинная, но соляная – на Мертвом море). Тем не менее, лезть сюда без фонарей и страдающим от клаустрофобии не следует.
Раскопки в районе Нахаль-Ткоа вела группа под руководством профессора Изхара Хиршфельда, исследователя монастырей в Иудейской пустыне, монастырей-общин (колумбиумов). Именно он нашел в Скитополисе (Бейт-Шеане) записи некого Кириулиса о Харитоне, основателя первого монастыря на нынешней территории Израиля, еще в 30-е годы 4 века. Харитон – личность примечательная, едва ли не первый монах-паломник, пришедший в Палестину из Малой Азии поклониться святым местам, сумевший отбиться от разбойников.
«...Примерно в то же время, что и Илларион (330 г.), из Малой Азии приходит в Палестину преподобный Харитон, чтобы поклониться Святым местам. Но по дороге на него напали разбойники и отвели его в свою пещеру, которая была их притоном. Когда разбойники сели за свою трапезу, они не заметили, как в их бочку с вином заползла змея, отравив своим ядом все, что там содержалось, и, напившись отравленного вина, вся их банда отправилась в мир иной. В пещере выжил один Харитон, который так и остался здесь, чтобы служить Господу жизнью отшельника. Харитонова пещера находилась недалеко от Иерусалима в долине Нахаль Прат (Фара), или по-арабски Вади Кельт... Харитон, основав первую лавру, вновь стал искать для себя уединения и поселился в одной из пещер горы Искушения, что над Иерихоном, где также вскоре (в 340-м году) образовалась лавра Дука. Затем, в 345 году Харитон покидает и эту лавру и находит себе место на скалах ущелья близ Фекои (Текоа), где по сей день это ущелье арабы называют его именем Вади Харитун. Там он основывает третью Суккийскую лавру, или просто Сукка (Сукка по-сирийски означает шалаш), где и пробыл до глубокой старости. Рассказывают, что на горе, где поселился святой, не было воды. Не желая, чтобы кто из братии трудился носить ему наверх воду, раб Христов обратился с молитвою к Богу, – и из камня потек источник, из которого он и утолял свою жажду. Расцвет Суккийской лавры приходится на V-VI века.» - Сергей Баландин. «Пятое Евангелие».
Самая просторная пещера – пещера Харитона. До монахов и после монахов здесь жили разбойники – 55 залов, 4 с половиной километра коридоров, было где молиться и прятаться. Пещера Харитона – самая протяженная меловая пещера в Израиле (есть более длинная, но соляная – на Мертвом море). Тем не менее, лезть сюда без фонарей и страдающим от клаустрофобии не следует.
Раскопки в районе Нахаль-Ткоа вела группа под руководством профессора Изхара Хиршфельда, исследователя монастырей в Иудейской пустыне, монастырей-общин (колумбиумов). Именно он нашел в Скитополисе (Бейт-Шеане) записи некого Кириулиса о Харитоне, основателя первого монастыря на нынешней территории Израиля, еще в 30-е годы 4 века. Харитон – личность примечательная, едва ли не первый монах-паломник, пришедший в Палестину из Малой Азии поклониться святым местам, сумевший отбиться от разбойников.
«...Примерно в то же время, что и Илларион (330 г.), из Малой Азии приходит в Палестину преподобный Харитон, чтобы поклониться Святым местам. Но по дороге на него напали разбойники и отвели его в свою пещеру, которая была их притоном. Когда разбойники сели за свою трапезу, они не заметили, как в их бочку с вином заползла змея, отравив своим ядом все, что там содержалось, и, напившись отравленного вина, вся их банда отправилась в мир иной. В пещере выжил один Харитон, который так и остался здесь, чтобы служить Господу жизнью отшельника. Харитонова пещера находилась недалеко от Иерусалима в долине Нахаль Прат (Фара), или по-арабски Вади Кельт... Харитон, основав первую лавру, вновь стал искать для себя уединения и поселился в одной из пещер горы Искушения, что над Иерихоном, где также вскоре (в 340-м году) образовалась лавра Дука. Затем, в 345 году Харитон покидает и эту лавру и находит себе место на скалах ущелья близ Фекои (Текоа), где по сей день это ущелье арабы называют его именем Вади Харитун. Там он основывает третью Суккийскую лавру, или просто Сукка (Сукка по-сирийски означает шалаш), где и пробыл до глубокой старости. Рассказывают, что на горе, где поселился святой, не было воды. Не желая, чтобы кто из братии трудился носить ему наверх воду, раб Христов обратился с молитвою к Богу, – и из камня потек источник, из которого он и утолял свою жажду. Расцвет Суккийской лавры приходится на V-VI века.» - Сергей Баландин. «Пятое Евангелие».
Обсуждения Иудейская пустыня, Вади Харитун Нахаль Текоа. Суккийская...