Слово "карма" помимо труда означает и причинность. Всякое деяние, работа, поступок, мысль, производящие действие, называется кармой. Таким образом, закон кармы есть закон причинности, неизбежно порождающей следствие. Что бы мы ни видели, чувствовали, делали, какое бы событие ни происходило бы во вселенной, оно будучи с одной стороны результатом прошлых дел, становится с другой стороны причиной и производит своё действие.
В связи с этим следует установить значение слова "закон". Законом называется стремление целого ряда явлений повторяться. Когда явления следуют одно за другим или происходят одновременно, то эта последовательность или одновременность явлений повторится.
Согласно учениям философов, все наши представления о законе установились в силу ассоциации. Целый рад явлений сочетается в нашем уме с другими явлениями в неизменном порядке, и мы немедленно относим все наши восприятия к определённым фактам в нашем уме. Одна мысль или, согласно нашей психологии, одна волна, вызванная в мысленной материи (читте), должна порождать многие однофазные волны. Такова психологическая идея ассоциации, а причинность — лишь один аспект этого великого и всеобъемлющего принципа. Следующий требующий рассмотрения вопрос состоит в выявлении значения всеобщности закона.
Вселенная представляет собой степень бытия, которая охарактеризована санскритскими психологами терминами "деша, кала, чилитта", или тем, что в европейской психологии соответствует понятиям о пространстве, времени, и причинности. Из этого само собой вытекает, что закон возможен только в пределах этой условной вселенной. За пределами её не может быть никакого закона. Под вселенной мы подразумеваем только часть бытия, ограниченную нашим умом. Действию закона подвержен лишь мир чувств и явлений, которые мы можем видеть, слышать, осязать, воспринимать разумом, рисовать себе воображением, но за пределами его бытиё не может быть подвержено закону, потому что причинность не простирается за границы мира, созданного нашим разумом.
Всё переступающее границы нашего мышления и наших чувств не связано законом причинности ввиду того, что в области, находящейся за пределами чувств, нет умственной ассоциации явлений, а без таковой не может быть и причинности. "Бытиё" или существование повинуется закону причинности и подпадает под власть закона только тогда, когда оно облекается в форму и наименование. Ввиду того, что всякий закон сутью своей зиждется в причинности, свободной воли не может быть. Сами эти слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а всё, что мы знаем, находится во вселенной. Всё же находящееся во вселенной обусловливается пространством, временем и причинностью. Всё, что мы знаем или можем узнать, должно быть подчинено причинности, а то, что повинуется закону причинности, не может быть свободным — оно подвергается влиянию других факторов и становится в свою очередь причиной. Но всё не бывшее сначала волей, но преобразовавшееся в волю при попадании в форму пространства, времени и причинности, становится снова свободным. Из свободы оно приходит, обращается в рабство, но сбросив рабство, снова становится свободным.
Единственное средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы закона и очутиться по ту сторону закона — по ту сторону причинности.
Но отказаться от пристрастия ко вселенной чрезвычайно трудно. Немногие этого достигают. В индийских книгах упоминается о двух путях к достижению свободы. Один из них называется "нети" (не то), а другой — "ити" (это). Первый путь отрицательный, второй — положительный. Путь отрицательный — наиболее трудный. Он доступен лишь людям очень высокого, исключительного ума и исполинской воли. И ум, и тело повинуются их воле, и они достигают цели. Громадное же большинство людей выбирает положительный путь — путь, ведущий через гущу мира и пользующийся самими узами. Это тоже своего рода отрешение, только оно осуществляется медленно и постепенно, путём познания явлений, наслаждения ими, путём приобретения опыта и изучения природы вещей до тех пор, пока ум наконец всех их не отвергнет и не отрешится от них. Первый путь отрешения связан с рассуждением. Второй — с трудом и опытом. Первый путь — путь джняна-йоги и характерен отказом от всякой работы. Второй путь — путь карма-йоги, где работа никогда не прекращается и где каждый человек во вселенной должен работать.
Так что же такое карма-йога? Это познание тайны труда. Мы видим, что весь мир работает. Для чего? — Для свободы, для спасения.
Все, начиная с атома и кончая высшим существом, работают для той же цели — для свободы ума и воли, тела и духа. Все неустанно стремятся к свободе и удирают от рабства. Карма-йога создаёт науку о труде и учит нас, как лучше использовать всякую совершающуюся в мире работу. Карма-йога учит нас никогда не говорить "моё", не говорить "мой дом" или "моё тело". Все затруднения заключаются в этом. Тело никогда не принадлежит ни мне, ни вам и никому другому. Тела приходят и уходят, повинуясь закону природы, но мы свободны, присутствуя при этом только как свидетели. Итак, карма-йога учит подавлять стремление эгоизма. Если вы в силах обуздать эгоизм, то удерживайте его и не позволяйте вашему уму попасть в волну эгоизма. Тогда вы сможете спокойно идти в мир и работать сколько угодно.
Посмотрите на листья лотоса в воде — вода не может замочить их и пристать к ним. Так будет и с вами в мире, когда вы достигнете отрешённости. Но человек, отказавшийся от жизни в домах, от ношения богатой одежды, от хорошей пищи и удалившийся в пустыню, может хранить ещё много пристрастия. Его единственная собственность — его тело — может приобрести для него огромную ценность, и он будет, может быть, бороться просто ради своего тела.
ИДЕАЛ КАРМА-ЙОГИ
Величайшая идея в религии состоит в том, что мы можем достичь цели различными путями. Пути эти можно разделить на четыре категории: а) путь труда, б) путь любви, в) путь изучения мира, г) путь изучения себя. Не следует забывать, однако, что пути эти резко не разграничиваются и не исключают друг друга, нередко сливаясь между собой и дополняя друг друга. Мы даём им названия, сообразуясь с преобладающим в каждом из них типом деятельности, что вовсе не означает, что нельзя найти человека, неспособного ни на что другое кроме работы, или молитвы, или знания. В конце все пути сходятся, соединяясь воедино. Все религии и все методы работы и служения приводят нас к одной и той же цели — освобождению — свободе — насколько мы её понимаем.
Всё, что мы видим вокруг себя, стремится к свободе — от атома до человека. Вся вселенная является результатом этой борьбы за свободу. Во всех сочетаниях каждая частица пытается идти своим путём, оторваться от других частиц, но те удерживают её. Всё в природе стремится к постоянному рассеянию. Всё, что мы видим во вселенной, имеет в основе своей эту жажду свободы. Карма-йога есть достижение освобождения через бескорыстный труд, который составляет смысл человеческой природы. В силу этого каждый эгоистичный поступок задерживает достижение этой цели, а каждое бескорыстное действие приближает нас к ней. Поэтому единственным определение нравственности может быть следующее: то, что эгоистично — безнравственно, то, что бескорыстно — нравственно. Но если обратиться к подробностям, то дело оказывается не столь простым.
Один и тот же поступок в одних условиях бескорыстен, а в других — эгоистичен. Поэтому мы можем дать только общее определение и представить подробностям обрисовываться в каждом отдельном случае в связи с особенности места, времени и условий.
Карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в бога. Может не вопрошать, что такое душа и не думать ни о каких метафизических умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия и ему приходится самому находить пути, ведущие к этой цели. Возникает вопрос: что такое работа — труд? Что такое оказание помощи миру? Можем ли мы вообще помочь миру? В абсолютном смысле — нет. В относительном смысле — да.
Миру нельзя оказать постоянное или вечно пребывающее добро. Если бы это было возможно, то мир не был бы нашим настоящим миром. Мы можем утолить голод только на какое-то время, но затем человек человек снова захочет есть. Каждое удовольствие, доставляемое нами человеку, имеет самое кратковременное значение. Никто не может радикально изменить вечно перемежающуюся лихорадку радости и страдания. Поэтому невозможно говорить о вечном счастьи мира. Мы не можем прибавить счастья миру так же, как и не можем увеличить его страдания. Общий итог страданий и радости на земле останется всегда неизменным, мы только перемещаем их с места на место, но он от этого не увеличивается и не уменьшается. Этот прилив и отлив — подъём и падение — присущи самой природе мира.
Думать иначе столь же нелогично, как представлять жизнь без смерти. Это совершенная нелепость, ибо сама идея жизни подразумевает смерть, а сама идея радости жизни подразумевает страдание. Жизнь и смерть составляют только различные выражения одного и того же явления, рассматриваемого с различных точек зрения. Они представляют подъём и падение одной и той же волны и образуют одно целое. Один человек смотрит на аспект падения и становится пессимистом, другой — на аспект подъёма и становится оптимистом.
В чём же состоит различие между человеком и человеком? Главным образом в уме.
В настоящее время никто кроме безумца не скажет, что мы все родились с одинаковыми умственными способностями. Пока мир стоит, будет происходить и образование различий, и совершенное равенство настанет лишь тогда, когда закончится цикл творчества. До той минуты равенства быть не может. Подобно тому, как неравенство необходимо для самого творчества, так необходима и борьба за освобождение и возвращение к богу, ибо если бы не было борьбы, не было бы и творчества. Различия между этими двумя силами и обусловливают побуждения людей. Мотивы эти действуют непрерывно, причём одни стремятся к рабству, другие к свободе. Мы знаем теперь, что такое рабство. Оно непрерывно и составляет одну из основных частей природы.
Даже если бы вселенная жила вечно, наша цель — свобода и бескорыстие, и согласно карма-йоге цель эта достигается трудом — работой. Лучше всего работает тот, что работает без всякого личного мотива — не из-за денег, не из-за славы, не из-за чего-либо другого.
И когда человек может работать так — без всякого пристрастия, он становится буддой и из него исходит такая сила труда, которая может изменить весь мир.
Такой человек представляет собой высший идеал карма-йоги.
Согласно учениям философов, все наши представления о законе установились в силу ассоциации. Целый рад явлений сочетается в нашем уме с другими явлениями в неизменном порядке, и мы немедленно относим все наши восприятия к определённым фактам в нашем уме. Одна мысль или, согласно нашей психологии, одна волна, вызванная в мысленной материи (читте), должна порождать многие однофазные волны. Такова психологическая идея ассоциации, а причинность — лишь один аспект этого великого и всеобъемлющего принципа. Следующий требующий рассмотрения вопрос состоит в выявлении значения всеобщности закона.
Вселенная представляет собой степень бытия, которая охарактеризована санскритскими психологами терминами "деша, кала, чилитта", или тем, что в европейской психологии соответствует понятиям о пространстве, времени, и причинности. Из этого само собой вытекает, что закон возможен только в пределах этой условной вселенной. За пределами её не может быть никакого закона. Под вселенной мы подразумеваем только часть бытия, ограниченную нашим умом. Действию закона подвержен лишь мир чувств и явлений, которые мы можем видеть, слышать, осязать, воспринимать разумом, рисовать себе воображением, но за пределами его бытиё не может быть подвержено закону, потому что причинность не простирается за границы мира, созданного нашим разумом.
Всё переступающее границы нашего мышления и наших чувств не связано законом причинности ввиду того, что в области, находящейся за пределами чувств, нет умственной ассоциации явлений, а без таковой не может быть и причинности. "Бытиё" или существование повинуется закону причинности и подпадает под власть закона только тогда, когда оно облекается в форму и наименование. Ввиду того, что всякий закон сутью своей зиждется в причинности, свободной воли не может быть. Сами эти слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а всё, что мы знаем, находится во вселенной. Всё же находящееся во вселенной обусловливается пространством, временем и причинностью. Всё, что мы знаем или можем узнать, должно быть подчинено причинности, а то, что повинуется закону причинности, не может быть свободным — оно подвергается влиянию других факторов и становится в свою очередь причиной. Но всё не бывшее сначала волей, но преобразовавшееся в волю при попадании в форму пространства, времени и причинности, становится снова свободным. Из свободы оно приходит, обращается в рабство, но сбросив рабство, снова становится свободным.
Единственное средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы закона и очутиться по ту сторону закона — по ту сторону причинности.
Но отказаться от пристрастия ко вселенной чрезвычайно трудно. Немногие этого достигают. В индийских книгах упоминается о двух путях к достижению свободы. Один из них называется "нети" (не то), а другой — "ити" (это). Первый путь отрицательный, второй — положительный. Путь отрицательный — наиболее трудный. Он доступен лишь людям очень высокого, исключительного ума и исполинской воли. И ум, и тело повинуются их воле, и они достигают цели. Громадное же большинство людей выбирает положительный путь — путь, ведущий через гущу мира и пользующийся самими узами. Это тоже своего рода отрешение, только оно осуществляется медленно и постепенно, путём познания явлений, наслаждения ими, путём приобретения опыта и изучения природы вещей до тех пор, пока ум наконец всех их не отвергнет и не отрешится от них. Первый путь отрешения связан с рассуждением. Второй — с трудом и опытом. Первый путь — путь джняна-йоги и характерен отказом от всякой работы. Второй путь — путь карма-йоги, где работа никогда не прекращается и где каждый человек во вселенной должен работать.
Так что же такое карма-йога? Это познание тайны труда. Мы видим, что весь мир работает. Для чего? — Для свободы, для спасения.
Все, начиная с атома и кончая высшим существом, работают для той же цели — для свободы ума и воли, тела и духа. Все неустанно стремятся к свободе и удирают от рабства. Карма-йога создаёт науку о труде и учит нас, как лучше использовать всякую совершающуюся в мире работу. Карма-йога учит нас никогда не говорить "моё", не говорить "мой дом" или "моё тело". Все затруднения заключаются в этом. Тело никогда не принадлежит ни мне, ни вам и никому другому. Тела приходят и уходят, повинуясь закону природы, но мы свободны, присутствуя при этом только как свидетели. Итак, карма-йога учит подавлять стремление эгоизма. Если вы в силах обуздать эгоизм, то удерживайте его и не позволяйте вашему уму попасть в волну эгоизма. Тогда вы сможете спокойно идти в мир и работать сколько угодно.
Посмотрите на листья лотоса в воде — вода не может замочить их и пристать к ним. Так будет и с вами в мире, когда вы достигнете отрешённости. Но человек, отказавшийся от жизни в домах, от ношения богатой одежды, от хорошей пищи и удалившийся в пустыню, может хранить ещё много пристрастия. Его единственная собственность — его тело — может приобрести для него огромную ценность, и он будет, может быть, бороться просто ради своего тела.
ИДЕАЛ КАРМА-ЙОГИ
Величайшая идея в религии состоит в том, что мы можем достичь цели различными путями. Пути эти можно разделить на четыре категории: а) путь труда, б) путь любви, в) путь изучения мира, г) путь изучения себя. Не следует забывать, однако, что пути эти резко не разграничиваются и не исключают друг друга, нередко сливаясь между собой и дополняя друг друга. Мы даём им названия, сообразуясь с преобладающим в каждом из них типом деятельности, что вовсе не означает, что нельзя найти человека, неспособного ни на что другое кроме работы, или молитвы, или знания. В конце все пути сходятся, соединяясь воедино. Все религии и все методы работы и служения приводят нас к одной и той же цели — освобождению — свободе — насколько мы её понимаем.
Всё, что мы видим вокруг себя, стремится к свободе — от атома до человека. Вся вселенная является результатом этой борьбы за свободу. Во всех сочетаниях каждая частица пытается идти своим путём, оторваться от других частиц, но те удерживают её. Всё в природе стремится к постоянному рассеянию. Всё, что мы видим во вселенной, имеет в основе своей эту жажду свободы. Карма-йога есть достижение освобождения через бескорыстный труд, который составляет смысл человеческой природы. В силу этого каждый эгоистичный поступок задерживает достижение этой цели, а каждое бескорыстное действие приближает нас к ней. Поэтому единственным определение нравственности может быть следующее: то, что эгоистично — безнравственно, то, что бескорыстно — нравственно. Но если обратиться к подробностям, то дело оказывается не столь простым.
Один и тот же поступок в одних условиях бескорыстен, а в других — эгоистичен. Поэтому мы можем дать только общее определение и представить подробностям обрисовываться в каждом отдельном случае в связи с особенности места, времени и условий.
Карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в бога. Может не вопрошать, что такое душа и не думать ни о каких метафизических умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия и ему приходится самому находить пути, ведущие к этой цели. Возникает вопрос: что такое работа — труд? Что такое оказание помощи миру? Можем ли мы вообще помочь миру? В абсолютном смысле — нет. В относительном смысле — да.
Миру нельзя оказать постоянное или вечно пребывающее добро. Если бы это было возможно, то мир не был бы нашим настоящим миром. Мы можем утолить голод только на какое-то время, но затем человек человек снова захочет есть. Каждое удовольствие, доставляемое нами человеку, имеет самое кратковременное значение. Никто не может радикально изменить вечно перемежающуюся лихорадку радости и страдания. Поэтому невозможно говорить о вечном счастьи мира. Мы не можем прибавить счастья миру так же, как и не можем увеличить его страдания. Общий итог страданий и радости на земле останется всегда неизменным, мы только перемещаем их с места на место, но он от этого не увеличивается и не уменьшается. Этот прилив и отлив — подъём и падение — присущи самой природе мира.
Думать иначе столь же нелогично, как представлять жизнь без смерти. Это совершенная нелепость, ибо сама идея жизни подразумевает смерть, а сама идея радости жизни подразумевает страдание. Жизнь и смерть составляют только различные выражения одного и того же явления, рассматриваемого с различных точек зрения. Они представляют подъём и падение одной и той же волны и образуют одно целое. Один человек смотрит на аспект падения и становится пессимистом, другой — на аспект подъёма и становится оптимистом.
В чём же состоит различие между человеком и человеком? Главным образом в уме.
В настоящее время никто кроме безумца не скажет, что мы все родились с одинаковыми умственными способностями. Пока мир стоит, будет происходить и образование различий, и совершенное равенство настанет лишь тогда, когда закончится цикл творчества. До той минуты равенства быть не может. Подобно тому, как неравенство необходимо для самого творчества, так необходима и борьба за освобождение и возвращение к богу, ибо если бы не было борьбы, не было бы и творчества. Различия между этими двумя силами и обусловливают побуждения людей. Мотивы эти действуют непрерывно, причём одни стремятся к рабству, другие к свободе. Мы знаем теперь, что такое рабство. Оно непрерывно и составляет одну из основных частей природы.
Даже если бы вселенная жила вечно, наша цель — свобода и бескорыстие, и согласно карма-йоге цель эта достигается трудом — работой. Лучше всего работает тот, что работает без всякого личного мотива — не из-за денег, не из-за славы, не из-за чего-либо другого.
И когда человек может работать так — без всякого пристрастия, он становится буддой и из него исходит такая сила труда, которая может изменить весь мир.
Такой человек представляет собой высший идеал карма-йоги.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-495.
Обсуждения Карма Йога