Фрагмент 1
Прагматический коммунизм
Принятие законов альтруизма, основывающихся на любви к ближнему, в буквальном смысле.
Справедливое распределение прибылей, чтобы каждый работал по способностям – и получал по потребностям.
Прагматический коммунизм
Принятие законов альтруизма, основывающихся на любви к ближнему, в буквальном смысле.
Справедливое распределение прибылей, чтобы каждый работал по способностям – и получал по потребностям.
Имущество существует, только хозяину нельзя получать от прибылей более чем по потребностям.
Один тип собственников будет под общественным надзором. Второй тип – под честное слово или учетные книги.
Безработные будут получать по своим потребностям наравне с трудоустроенными.
Живущие по принципам коммуны будут получать те же суммы, что и работающие домовладельцы, а из прибыли, полученной за счет совместной жизни, сделают общественное имущество, находящееся в частной собственности данного киббуца.
Усилия по построению коммунной жизни также и для городских работников.
Преимущества
Работники, а тем более те, кто боится увольнения с работы, разумеется, примут на себя эти альтруистические законы – чтобы добиться уверенности в жизни.
Собственники идеального типа также примут эти законы.
Посредством наставлений на основе альтруистических принципов следует сформировать общественное мнение, согласно которому тот, кто получает сверх собственных потребностей, похож на душегубца, и из-за него принужден будет мир к продолжению убийств, гитлеровских порядков и ужасных войн. Благодаря этому многочисленные души будут привлечены к коммунизму.
Под нажимом контрактов и забастовок можно внести горечь в жизнь собственников, которые примут на себя эти альтруистические законы, так как они затрагивают не их имущество, а только прибыли.
Поскольку этот альтруистический закон будет международным, благодаря деньгам и духовному влиянию можно завоевать сердца арабских шейхов, которые примут это мировоззрение совместно с нами единым блоком и станут привлекать души из среды арабских работников и собственников.
Отсюда произрастет благо для сионизма, ибо, поскольку они примут закон, обязывающий к любви и отдаче всему человечеству в равной мере, постольку не позарятся на разграбление земли Израиля, так как поймут, что земля эта назначена Творцу.
Уровень жизни арабов будет одинаков с уровнем жизни евреев, и это станет большим подспорьем для установления дружбы меж ними.
Фрагмент 2 [56]
Разум индивидуума и разум общества
Разум индивидуума является силой его суждения, где отражены все полезные и вредные дела. Словно глядя в зеркало, он выбирает из них полезные и отвергает вредные. Точно так же и у всего общества есть коллективный разум, в котором отражаются полезные и вредные для общества дела. Разум общества выявляет полезные для него дела, превознося тех, кто их совершает, и наоборот, общество осуждает тех, кто совершает вредные дела. Вследствие этого рождаются идеалисты и лидеры, законы, обоснования, и т.д.
Изъян в разуме общества: качественное большинство
До сегодняшнего дня силой лидерства и силой суждения обладали только решительные, являющиеся качественным большинством. Как говорится, двадцать человек заправляют всей Францией. Именно они формируют общественное мнение, поставив себе на пользу судопроизводство, нравственность и религию. А поскольку они эксплуатируют количественное большинство общества, постольку судопроизводство, юстиция и нравственность лишь вредят обществу, то есть количественному большинству.
Следует помнить, что нынешней власти качественного большинства вполне хватало до сегодняшнего дня, поскольку у масс вовсе не было силы суждения. Все разрушения, предшествовавшие современному политическому устройству, происходили исключительно в процессе выяснения отношений между решительными.
Однако не за одно поколение достигли они нынешнего устройства, но путем ужасных разорений, пока не набрались ума в религии, нравственности и судопроизводстве, что принесло порядок в мир.
Новое устройство
В последних же поколениях, благодаря тискам принуждения[57], а также благодаря демократии и социализму, массы начали открывать глаза и принимать управление обществом в свои руки, в руки количественного большинства. Вследствие этого они обнаружили, что религия, нравственность, государственная система и мировой суд – всё это им во вред, ибо, как сказано выше, правда состоит в том, что институты эти служат качественному большинству, десяти процентам от общества, а всем остальным – вредят.[/57][/56]
[56][57]
Поэтому возникло два типа власти масс:
*
или подобно нацистам, которые сбросили бремя религии, нравственности и суда и действуют по примеру примитивного человека, предшествовавшего становлению жизненного уклада качественного большинства;
*
или подобно советским странам, где диктатура десяти процентов правит всем обществом. А это, согласно исторической диалектике, не может длиться долго.
«Если же, не приведи Бог, исчезнет нравственность, то уничтожат враги весь Израиль». Короче говоря, мы непременно и безусловно возвращаемся к лесному человеку. Лишь когда количественное большинство (массы) также научится диалектике на собственной плоти и костях (как до них качественное большинство) – тогда оно согласится на порядок.
Отсюда следует, что нацизм – это не немецкий патент
Если мы будем помнить, что массы не являются идеалистами, то нет иного средства кроме методики Каббалы, из которой естественно проистекает нравственность и справедливость. Однако отныне они будут обслуживать количественное большинство. Каким образом? – Это и есть закон отдачи.
Принцип: отдача ближнему. Управление: обязательство по обеспечению минимума и заповедь по обеспечению уровня жизни.
Цель: слияние с Творцом.
Нацизм – это плод социализма
Ибо идеалисты малочисленны, а истинные носители – рабочие и крестьяне – являются эгоистами. И если появится в любом народе какой-нибудь проповедник вроде Гитлера, который заявит, что национал-социализм удобнее и полезнее для них, чем интернационализм – отчего же не станут его слушать?
[Переход на новую страницу]
1. Если бы о нацизме и его разрушениях узнали на несколько лет раньше, и некие мудрецы искали бы спасения в благочестивой религии, достаточной для защиты – было бы это запрещено по причине лжи?
2. Если после войны народы придут к общему пониманию, что именно Израиль необходимо развеять на все четыре стороны и изгнать нас из нашей страны; и если придет некто и заново утвердит религию (чтобы стоять насмерть) меж нами и народами, благодаря чему они согласятся, наоборот, чтобы и жители зарубежья приехали в страну Израиля – было бы это запрещено?
3. Если, не приведи Бог, нацисты возобладают, станут господствовать над миром и захотят истребить остаток племени Яакова – можно ли утверждать законы альтруизма во всех народах, чтобы спасти этот народ?
Прагматизм
Источник веры по необходимости. И правды в ней столько, насколько она удовлетворяет этой необходимости (Джеймс [58]). Ведь необходимость является причиной веры, и удовлетворение необходимости есть ее подлинная суть.
Две потребности:
1. Материальная потребность в укреплении жизни общества. И это подлинная суть.
2. Душевная потребность, кроме которой вся остальная жизнь отвратительна. И это лишма.
Разумеется, религиозные мудрецы появляются вследствие душевной потребности. Однако «из ло-лишма приходит лишма».
См. прагматическая истина. [59]
Жизненная задача
1. Принести прогресс и счастье обществу. А это идет от современной науки.
2. Благодаря совершенствованию всех душевных сил, человек удостоится уважения при жизни и доброго имени после смерти. Над этим насмехается Кант, так как речь идет об эгоизме. И предписал действовать только не ради награды.
Следует понять: если не стоит жить для себя – скажи, что стоит жить для тысячи таких как я, или миллиарда.
А отсюда следует, что задача устремлена на благо Творца. Или на Него Самого, или на весь мир, чтобы удостоились слияния с Ним.
Истина и ложь
Истина и ложь – это психический слепок бытия и небытия, являющихся тезисом и антитезисом, из которых произрастает «истина на данный момент» – синтез. Это прагматическая истина, и она длится, пока не раскроется «абсолютная истина» в сокровенности которой нет лжи.
Пример 4 (см. выше). Во времена первобытного примитивного человека, когда люди грабили и убивали друг друга подобно лесным зверям, разве можно было ввести меж ними религиозное управление?
Пример 5 (см. выше). В детстве я не хотел читать романы, чтобы не заниматься вымыслами, и читал только книги по истории. Однако, повзрослев, я понял, в чем польза романов: они развивают воображение. И тогда они стали для меня правдой.[/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59]
[Переход на новую страницу]
Потребность
Аспект лишма – это душевная потребность. И следует быть благодарным, ибо малочисленны такие люди (как сказано: «Увидел, что праведники… и рассадил их в каждом поколении» [60]), дабы было у них требование с рождения. Поистине некоторым отвратительна материальная жизнь, и если не достигнут цели слияния, то покончат с собой.
Каббалистический принцип: из ло-лишма приходит лишма
Провидение подготовило эгоистическую схему управления людьми, которая непременно приведет к разрушению мира, если не примут закона отдачи. А потому в ней имеется прагматическая потребность, и из нее приходит лишма.
Что такое душевная потребность
Как слепцу недоступны цвета, а скопцу – сексуальная любовь, так же лишенному душевной потребности невозможно описать эту потребность. Однако потребность необходима.
Действия по выполнению заповедей
Действия по выполнению заповедей способны вызвать в человеке душевную потребность.
Этика нравственности
Этика нравственности означает хорошие свойства с намерением не ради награды, без внешнего принуждения, основанные лишь на альтруизме и чувстве ответственности по отношению к обществу, к человечеству. Достигается воспитанием.
Причем воспитание требуется разуму общества, которое будет содержать, обеспечивать и утверждать человека по выходе из системы воспитания.
А разум общества обуславливается не обучением, но только общественной пользой.
Общественная же польза оценивается лишь по отдельной стране проживания данного общества и неизбежно находится в противоречии с другими народами и странами. Чем же поможет здесь воспитание? Подтверждением этому служит тот факт, что еще не создана нравственность и даже религия, которой хватило бы для «интернационализма», ибо убийства, грабеж и т.д. властвуют во всей своей ярости без какой бы то ни было нравственности. Более того, большой убийца будет сочтен патриотом и поборником нравов. В нынешнее время нужна международная нравственность.
Общественному эгоизму нет иного исправления кроме духовного
Общественному эгоизму нет иного исправления кроме духовного, ибо воспитание, которое ни на чем не основано, с легкостью может быть разрушено каким-нибудь ловким нечестивцем. И подтверждение тому – Германия. А если бы Гитлер появился в религиозной Германии, то не сделал бы ничего.
Естественный эгоизм
Естественный эгоизм не разобьешь искусственными вещами, как-то: воспитанием и общественным мнением. И нет этому иного исправления кроме альтруистического сознания, вошедшего в естество.
Двойная польза
Закон отдачи приносит пользу и телу, и духу, а потому неизбежно обуславливается и согласуется со всеми методиками в мире.
Движущая сила [61]
В ней две категории: или тянущая сила виз-а-фронт, или сила принуждения виз-а-терго [62].
И какой прок в воспитании, если человек сам себе представляется свободным, и нет у него никакой движущей силы в отношении обязанностей, которым его воспитали? Ведь нет в них тянущей силы и отсутствует также сила принуждения.
[Переход на новую страницу]
Бессмертие души
Это понятно само собой из того, что она является Божественной частью свыше. Однако не приходит с наукой Каббала, ибо ни один объект не доступен постижению. Душа раскрывается человеку, носящему ее, лишь посредством действий, а действия ее являют собой лишь постижения Творца.
Отсюда становится понятно, что пословица: «узнаешь себя – познаешь всё» происходит из чисто философских рассуждений… Ибо, согласно Каббале, нужно сказать наоборот: «узнаешь всё… – постигнешь себя». Суть души совершенно непостигаема, и остаются исключительно действия, являющиеся постижениями имен Творца. Иными словами, лишь субъективным образом.
Пять органов чувств
Действия по выполнению заповедей обладают особым свойством, подобно тому, как в материальном мире действия возбуждают органы чувств, а когда остается… Ощущения в умозрительной памяти становятся там образами пользы, вреда, имущества. Когда разум, или желание, или хранитель… смотрит в зеркало памяти, он анализирует эти образы, приближая истинность, т.е. полезные факторы или имущество, и отметая лживость, т.е. вредные факторы. В мере ясности анализа растет образование человека. Например, в области математики он вводит полезные образы в ясном и истинном виде. То же касается и сферы экономии времени, поскольку это идет человеку на пользу в отношении имеющегося имущества. Так же обстоят дела в музыке, в медицине, или в астрономии.[/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59][60][61][62]
Аналогично этому, особое свойство духовных действий состоит в том, что… ...Заповеди, которые возбуждают духовные ощущения человека. Есть два вида органов чувств: зрение, слух, обоняние, речь… А также телесные ХаГаТ НеХ [63]: так как постоянство в хороших делах… в работнике дух «любви», и, накапливаясь в значительной степени… в нем чувство «трепета» – как бы не согрешить и не утратить любовь… ...Сам, когда у него есть чувство любви и трепета, рождается в нем чувство… о товарищах, которые не удостоились этого (что и является имуществом). А вслед за этими тремя чувствами… рождается в нем «Нецах» [64], подобно герою, властвующему его духом. И согласно всем ощущениям четырех этих органов чувств, рождается у него «Ход» [65], и признает реальность Творца.
С каждой заповедью, которую он добавляет, разрастаются в нем пять нижних органов чувств, указанных выше, и вкусы заповедей. Когда же они набираются в нужной степени – в нем рождаются пять высших органов чувств: зрение, слух, обоняние, речь – дабы поистине видеть славу Творца, и слышать глас Его, и обонять трепет Его, и говорить пред Ним.
И когда удостаивается большего, остаются в его памяти образы от впечатлений пяти нижних органов чувств и пяти высших органов чувств. Глядя на эти впечатления, как в зеркало разума, человек выявляет полезные и… и отвергает вредные. И в мере ясности анализа растет знание Творца.
Роскошь и накопляющееся имущество
Как в материальном, так же и в понятиях… Во внешних науках, экономика… и медицина – это выявление факторов, полезных для уровня жизни… для роскоши, являющейся имуществом первой степени. А вторая степень – это накопляющееся имущество, не находящее применения, как например богатство. Это мат… астрономия и музыка.
Аналогично этому, в духовном результаты анализа, находящие применение… они служат на пользу уровню духовной жизни и являются не накопляющимся имуществом.
А также есть высокие результаты анализа, не служащие на пользу уровню жизни и являющиеся лишь накопляющимся имуществом, важным обретением, как например, богатство, астрономия и философия.
Однако и те, и другие вытекают из духовных образов, полученных однажды в ощущения. Выбор факторов, полезных себе или другим, называется знанием Творца. И знай, что в науке Каббала также есть два вышеупомянутых вида имущества.
Психофизический параллелизм
Два пути проявления одной сущности, как например гром и молния. Это и называется «добрыми делами и Торой». Однако человек ощущает сначала психический аспект, а затем – физический. Как в любви: тот, кто получает подарок, сперва ощущает в разуме, что дарящий любит его, а затем текут и распространяются в нем искры любви… ...В голове раскрывается психически, а внутрь облачается…
[Переход на новую страницу]
Источник всех ошибок в мире
Источник всех ошибок в мире – идея. Смысл ее в следующем: берут какое-нибудь понятие или образ, некогда облаченный в тело, и выставляют его в качестве абстрактного объекта, как будто бы никогда не облачавшегося в тело. Иначе говоря, превозносят или осуждают идею в соответствии с этой абстрактной оценкой.
Беда в том, понятие, разоблачившись от тела, утрачивает по пути важные части своего первоначального значения, свойственного периоду облачения в тело. Поэтому те, кто судит о нем по прежнему значению, непременно ошибутся.
Возьмем, к примеру, истину и ложь, когда они действовали в теле. Мы превозносим истину за большую пользу индивидууму или…
И осуждаем ложь за большой вред общности и индивидууму. Однако после того как разоблачились истина и ложь от тел и сделались абстрактными понятиями – они лишились основного значе(ния)… И обрели святость или скверну в своей абстрактной форме, и… Позволяет оценивающему превозносить истину даже тогда, когда она наносит большой вред общности и индивидууму, а также осуждать… ложь даже тогда, когда она приносит больше пользы индивидууму или обществу. Это горькая ошибка, причиняющая вред… И несвободен человек, чтобы спросить себя: кто освятил эту истину? Или… осквернил и запретил эту ложь?
Выгодность: практически, все признают ее
Ибо несогласные… что у них есть выгода… и морально-этический, противоречащий иногда телесной выгоде. Однако в основе своей нравственность и религия тоже полезн(ы)… ...Всё, кроме духовного счастья. В чем же различие?[/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59][60][61][62][63][64][65]
И нет глупца, который станет утруждать себя, не имея выгоды ни для тела, ни для духа.
Двойная выгода
А потому необходимо учение об отдаче ближнему для всех живущих в этом мире… Ведь в нем кроется телесная, а также душевная выгода, согласно науке Каббала.
[Переход на новую страницу]
Клубок проблем, которые следует решать по отдельности, одну за другой
Главная трудность в том, что здесь имеется запутанный… из нескольких сомнений, вплетающихся друг в друга:
1. Даже если не принимать в расчет истинность, остается вопрос: действительно ли это выгодно?
2. Даже если это выгодно, осуществимо ли это на деле?
3. Кто те люди, которые будут подготовлены, чтобы обучать поколение чему-то столь высокому?
4. Возможно, действие это приведет к позору и насмешкам общества?
Знание
Знание достигается одним из трех способов:
– или эмпирически, исходя из чувственного ви́дения (из реальных опытов);
– или «исторически», исходя из свидетельств и документов;
– или математически, исходя из комбинаций параметров количества, величины и формата (посредством знания) – …
Наука Каббала подтверждается всеми тремя вышеуказанными способами.
А также есть четвертый способ достижения знания: исходя из философских аналогий, либо дедуктивным или индуктивным путем – что означает: от общего к частному или же от частного к общему. Это строжайше запрещено в науке Каббала, ибо всё то, что не постигнем, не узнаем… [66]
[56] Можно заметить сходство этого фрагмента со статьей, приведенной во второй части.
[57] В оригинале: הצוואנג שמללע. Слово «הצוואנג» на идише означает «принуждение», «насилие». Слово «שמלען» означает «стеснять».
[58] См. выше сноску 41.
[59] Параграф «Правда и ложь» далее.
[60] Трактат Йома́, 38:2. «Сказал рабби Йоханан: "Увидел Творец, что праведники малочисленны, остановился и рассадил их в каждом поколении"».
[61] В оригинале: «мотив пауэр» (англ. motive power) – сила цели, т.е. сила, действующая и движущая каждым телом, отмеряя ему энергию для усилий, подобно машинному горючему (определение взято из буклета Бааль Сулама «Мир»).
[62] Виз-а-фронт (лат.): сила, которая тянет к чему-либо спереди. Виз-а-терго (лат.): сила, которая толкает к чему-либо сзади (определение взято из буклета Бааль Сулама «Мир»).
[63] Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход.
[64] Букв. «вечность».
[65] Букв. «великолепие».
[66] В рукописи невозможно разобрать конец предложения. В этой связи мы приведем сходные слова Бааль Сулама из других мест: «Таково незыблемое правило всех мудрецов Каббалы: "всё то, чего не постигнем, не определим по имени и слову"» (статья «Суть науки Каббала»). «Таково правило: всё то, чего не постигнем, не узнаем по имени» (ТЭС, часть 1, глава 1, параграф 2, Внутренний свет).[/66][/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56][/66][/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
Один тип собственников будет под общественным надзором. Второй тип – под честное слово или учетные книги.
Безработные будут получать по своим потребностям наравне с трудоустроенными.
Живущие по принципам коммуны будут получать те же суммы, что и работающие домовладельцы, а из прибыли, полученной за счет совместной жизни, сделают общественное имущество, находящееся в частной собственности данного киббуца.
Усилия по построению коммунной жизни также и для городских работников.
Преимущества
Работники, а тем более те, кто боится увольнения с работы, разумеется, примут на себя эти альтруистические законы – чтобы добиться уверенности в жизни.
Собственники идеального типа также примут эти законы.
Посредством наставлений на основе альтруистических принципов следует сформировать общественное мнение, согласно которому тот, кто получает сверх собственных потребностей, похож на душегубца, и из-за него принужден будет мир к продолжению убийств, гитлеровских порядков и ужасных войн. Благодаря этому многочисленные души будут привлечены к коммунизму.
Под нажимом контрактов и забастовок можно внести горечь в жизнь собственников, которые примут на себя эти альтруистические законы, так как они затрагивают не их имущество, а только прибыли.
Поскольку этот альтруистический закон будет международным, благодаря деньгам и духовному влиянию можно завоевать сердца арабских шейхов, которые примут это мировоззрение совместно с нами единым блоком и станут привлекать души из среды арабских работников и собственников.
Отсюда произрастет благо для сионизма, ибо, поскольку они примут закон, обязывающий к любви и отдаче всему человечеству в равной мере, постольку не позарятся на разграбление земли Израиля, так как поймут, что земля эта назначена Творцу.
Уровень жизни арабов будет одинаков с уровнем жизни евреев, и это станет большим подспорьем для установления дружбы меж ними.
Фрагмент 2 [56]
Разум индивидуума и разум общества
Разум индивидуума является силой его суждения, где отражены все полезные и вредные дела. Словно глядя в зеркало, он выбирает из них полезные и отвергает вредные. Точно так же и у всего общества есть коллективный разум, в котором отражаются полезные и вредные для общества дела. Разум общества выявляет полезные для него дела, превознося тех, кто их совершает, и наоборот, общество осуждает тех, кто совершает вредные дела. Вследствие этого рождаются идеалисты и лидеры, законы, обоснования, и т.д.
Изъян в разуме общества: качественное большинство
До сегодняшнего дня силой лидерства и силой суждения обладали только решительные, являющиеся качественным большинством. Как говорится, двадцать человек заправляют всей Францией. Именно они формируют общественное мнение, поставив себе на пользу судопроизводство, нравственность и религию. А поскольку они эксплуатируют количественное большинство общества, постольку судопроизводство, юстиция и нравственность лишь вредят обществу, то есть количественному большинству.
Следует помнить, что нынешней власти качественного большинства вполне хватало до сегодняшнего дня, поскольку у масс вовсе не было силы суждения. Все разрушения, предшествовавшие современному политическому устройству, происходили исключительно в процессе выяснения отношений между решительными.
Однако не за одно поколение достигли они нынешнего устройства, но путем ужасных разорений, пока не набрались ума в религии, нравственности и судопроизводстве, что принесло порядок в мир.
Новое устройство
В последних же поколениях, благодаря тискам принуждения[57], а также благодаря демократии и социализму, массы начали открывать глаза и принимать управление обществом в свои руки, в руки количественного большинства. Вследствие этого они обнаружили, что религия, нравственность, государственная система и мировой суд – всё это им во вред, ибо, как сказано выше, правда состоит в том, что институты эти служат качественному большинству, десяти процентам от общества, а всем остальным – вредят.[/57][/56]
[56][57]
Поэтому возникло два типа власти масс:
*
или подобно нацистам, которые сбросили бремя религии, нравственности и суда и действуют по примеру примитивного человека, предшествовавшего становлению жизненного уклада качественного большинства;
*
или подобно советским странам, где диктатура десяти процентов правит всем обществом. А это, согласно исторической диалектике, не может длиться долго.
«Если же, не приведи Бог, исчезнет нравственность, то уничтожат враги весь Израиль». Короче говоря, мы непременно и безусловно возвращаемся к лесному человеку. Лишь когда количественное большинство (массы) также научится диалектике на собственной плоти и костях (как до них качественное большинство) – тогда оно согласится на порядок.
Отсюда следует, что нацизм – это не немецкий патент
Если мы будем помнить, что массы не являются идеалистами, то нет иного средства кроме методики Каббалы, из которой естественно проистекает нравственность и справедливость. Однако отныне они будут обслуживать количественное большинство. Каким образом? – Это и есть закон отдачи.
Принцип: отдача ближнему. Управление: обязательство по обеспечению минимума и заповедь по обеспечению уровня жизни.
Цель: слияние с Творцом.
Нацизм – это плод социализма
Ибо идеалисты малочисленны, а истинные носители – рабочие и крестьяне – являются эгоистами. И если появится в любом народе какой-нибудь проповедник вроде Гитлера, который заявит, что национал-социализм удобнее и полезнее для них, чем интернационализм – отчего же не станут его слушать?
[Переход на новую страницу]
1. Если бы о нацизме и его разрушениях узнали на несколько лет раньше, и некие мудрецы искали бы спасения в благочестивой религии, достаточной для защиты – было бы это запрещено по причине лжи?
2. Если после войны народы придут к общему пониманию, что именно Израиль необходимо развеять на все четыре стороны и изгнать нас из нашей страны; и если придет некто и заново утвердит религию (чтобы стоять насмерть) меж нами и народами, благодаря чему они согласятся, наоборот, чтобы и жители зарубежья приехали в страну Израиля – было бы это запрещено?
3. Если, не приведи Бог, нацисты возобладают, станут господствовать над миром и захотят истребить остаток племени Яакова – можно ли утверждать законы альтруизма во всех народах, чтобы спасти этот народ?
Прагматизм
Источник веры по необходимости. И правды в ней столько, насколько она удовлетворяет этой необходимости (Джеймс [58]). Ведь необходимость является причиной веры, и удовлетворение необходимости есть ее подлинная суть.
Две потребности:
1. Материальная потребность в укреплении жизни общества. И это подлинная суть.
2. Душевная потребность, кроме которой вся остальная жизнь отвратительна. И это лишма.
Разумеется, религиозные мудрецы появляются вследствие душевной потребности. Однако «из ло-лишма приходит лишма».
См. прагматическая истина. [59]
Жизненная задача
1. Принести прогресс и счастье обществу. А это идет от современной науки.
2. Благодаря совершенствованию всех душевных сил, человек удостоится уважения при жизни и доброго имени после смерти. Над этим насмехается Кант, так как речь идет об эгоизме. И предписал действовать только не ради награды.
Следует понять: если не стоит жить для себя – скажи, что стоит жить для тысячи таких как я, или миллиарда.
А отсюда следует, что задача устремлена на благо Творца. Или на Него Самого, или на весь мир, чтобы удостоились слияния с Ним.
Истина и ложь
Истина и ложь – это психический слепок бытия и небытия, являющихся тезисом и антитезисом, из которых произрастает «истина на данный момент» – синтез. Это прагматическая истина, и она длится, пока не раскроется «абсолютная истина» в сокровенности которой нет лжи.
Пример 4 (см. выше). Во времена первобытного примитивного человека, когда люди грабили и убивали друг друга подобно лесным зверям, разве можно было ввести меж ними религиозное управление?
Пример 5 (см. выше). В детстве я не хотел читать романы, чтобы не заниматься вымыслами, и читал только книги по истории. Однако, повзрослев, я понял, в чем польза романов: они развивают воображение. И тогда они стали для меня правдой.[/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59]
[Переход на новую страницу]
Потребность
Аспект лишма – это душевная потребность. И следует быть благодарным, ибо малочисленны такие люди (как сказано: «Увидел, что праведники… и рассадил их в каждом поколении» [60]), дабы было у них требование с рождения. Поистине некоторым отвратительна материальная жизнь, и если не достигнут цели слияния, то покончат с собой.
Каббалистический принцип: из ло-лишма приходит лишма
Провидение подготовило эгоистическую схему управления людьми, которая непременно приведет к разрушению мира, если не примут закона отдачи. А потому в ней имеется прагматическая потребность, и из нее приходит лишма.
Что такое душевная потребность
Как слепцу недоступны цвета, а скопцу – сексуальная любовь, так же лишенному душевной потребности невозможно описать эту потребность. Однако потребность необходима.
Действия по выполнению заповедей
Действия по выполнению заповедей способны вызвать в человеке душевную потребность.
Этика нравственности
Этика нравственности означает хорошие свойства с намерением не ради награды, без внешнего принуждения, основанные лишь на альтруизме и чувстве ответственности по отношению к обществу, к человечеству. Достигается воспитанием.
Причем воспитание требуется разуму общества, которое будет содержать, обеспечивать и утверждать человека по выходе из системы воспитания.
А разум общества обуславливается не обучением, но только общественной пользой.
Общественная же польза оценивается лишь по отдельной стране проживания данного общества и неизбежно находится в противоречии с другими народами и странами. Чем же поможет здесь воспитание? Подтверждением этому служит тот факт, что еще не создана нравственность и даже религия, которой хватило бы для «интернационализма», ибо убийства, грабеж и т.д. властвуют во всей своей ярости без какой бы то ни было нравственности. Более того, большой убийца будет сочтен патриотом и поборником нравов. В нынешнее время нужна международная нравственность.
Общественному эгоизму нет иного исправления кроме духовного
Общественному эгоизму нет иного исправления кроме духовного, ибо воспитание, которое ни на чем не основано, с легкостью может быть разрушено каким-нибудь ловким нечестивцем. И подтверждение тому – Германия. А если бы Гитлер появился в религиозной Германии, то не сделал бы ничего.
Естественный эгоизм
Естественный эгоизм не разобьешь искусственными вещами, как-то: воспитанием и общественным мнением. И нет этому иного исправления кроме альтруистического сознания, вошедшего в естество.
Двойная польза
Закон отдачи приносит пользу и телу, и духу, а потому неизбежно обуславливается и согласуется со всеми методиками в мире.
Движущая сила [61]
В ней две категории: или тянущая сила виз-а-фронт, или сила принуждения виз-а-терго [62].
И какой прок в воспитании, если человек сам себе представляется свободным, и нет у него никакой движущей силы в отношении обязанностей, которым его воспитали? Ведь нет в них тянущей силы и отсутствует также сила принуждения.
[Переход на новую страницу]
Бессмертие души
Это понятно само собой из того, что она является Божественной частью свыше. Однако не приходит с наукой Каббала, ибо ни один объект не доступен постижению. Душа раскрывается человеку, носящему ее, лишь посредством действий, а действия ее являют собой лишь постижения Творца.
Отсюда становится понятно, что пословица: «узнаешь себя – познаешь всё» происходит из чисто философских рассуждений… Ибо, согласно Каббале, нужно сказать наоборот: «узнаешь всё… – постигнешь себя». Суть души совершенно непостигаема, и остаются исключительно действия, являющиеся постижениями имен Творца. Иными словами, лишь субъективным образом.
Пять органов чувств
Действия по выполнению заповедей обладают особым свойством, подобно тому, как в материальном мире действия возбуждают органы чувств, а когда остается… Ощущения в умозрительной памяти становятся там образами пользы, вреда, имущества. Когда разум, или желание, или хранитель… смотрит в зеркало памяти, он анализирует эти образы, приближая истинность, т.е. полезные факторы или имущество, и отметая лживость, т.е. вредные факторы. В мере ясности анализа растет образование человека. Например, в области математики он вводит полезные образы в ясном и истинном виде. То же касается и сферы экономии времени, поскольку это идет человеку на пользу в отношении имеющегося имущества. Так же обстоят дела в музыке, в медицине, или в астрономии.[/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59][60][61][62]
Аналогично этому, особое свойство духовных действий состоит в том, что… ...Заповеди, которые возбуждают духовные ощущения человека. Есть два вида органов чувств: зрение, слух, обоняние, речь… А также телесные ХаГаТ НеХ [63]: так как постоянство в хороших делах… в работнике дух «любви», и, накапливаясь в значительной степени… в нем чувство «трепета» – как бы не согрешить и не утратить любовь… ...Сам, когда у него есть чувство любви и трепета, рождается в нем чувство… о товарищах, которые не удостоились этого (что и является имуществом). А вслед за этими тремя чувствами… рождается в нем «Нецах» [64], подобно герою, властвующему его духом. И согласно всем ощущениям четырех этих органов чувств, рождается у него «Ход» [65], и признает реальность Творца.
С каждой заповедью, которую он добавляет, разрастаются в нем пять нижних органов чувств, указанных выше, и вкусы заповедей. Когда же они набираются в нужной степени – в нем рождаются пять высших органов чувств: зрение, слух, обоняние, речь – дабы поистине видеть славу Творца, и слышать глас Его, и обонять трепет Его, и говорить пред Ним.
И когда удостаивается большего, остаются в его памяти образы от впечатлений пяти нижних органов чувств и пяти высших органов чувств. Глядя на эти впечатления, как в зеркало разума, человек выявляет полезные и… и отвергает вредные. И в мере ясности анализа растет знание Творца.
Роскошь и накопляющееся имущество
Как в материальном, так же и в понятиях… Во внешних науках, экономика… и медицина – это выявление факторов, полезных для уровня жизни… для роскоши, являющейся имуществом первой степени. А вторая степень – это накопляющееся имущество, не находящее применения, как например богатство. Это мат… астрономия и музыка.
Аналогично этому, в духовном результаты анализа, находящие применение… они служат на пользу уровню духовной жизни и являются не накопляющимся имуществом.
А также есть высокие результаты анализа, не служащие на пользу уровню жизни и являющиеся лишь накопляющимся имуществом, важным обретением, как например, богатство, астрономия и философия.
Однако и те, и другие вытекают из духовных образов, полученных однажды в ощущения. Выбор факторов, полезных себе или другим, называется знанием Творца. И знай, что в науке Каббала также есть два вышеупомянутых вида имущества.
Психофизический параллелизм
Два пути проявления одной сущности, как например гром и молния. Это и называется «добрыми делами и Торой». Однако человек ощущает сначала психический аспект, а затем – физический. Как в любви: тот, кто получает подарок, сперва ощущает в разуме, что дарящий любит его, а затем текут и распространяются в нем искры любви… ...В голове раскрывается психически, а внутрь облачается…
[Переход на новую страницу]
Источник всех ошибок в мире
Источник всех ошибок в мире – идея. Смысл ее в следующем: берут какое-нибудь понятие или образ, некогда облаченный в тело, и выставляют его в качестве абстрактного объекта, как будто бы никогда не облачавшегося в тело. Иначе говоря, превозносят или осуждают идею в соответствии с этой абстрактной оценкой.
Беда в том, понятие, разоблачившись от тела, утрачивает по пути важные части своего первоначального значения, свойственного периоду облачения в тело. Поэтому те, кто судит о нем по прежнему значению, непременно ошибутся.
Возьмем, к примеру, истину и ложь, когда они действовали в теле. Мы превозносим истину за большую пользу индивидууму или…
И осуждаем ложь за большой вред общности и индивидууму. Однако после того как разоблачились истина и ложь от тел и сделались абстрактными понятиями – они лишились основного значе(ния)… И обрели святость или скверну в своей абстрактной форме, и… Позволяет оценивающему превозносить истину даже тогда, когда она наносит большой вред общности и индивидууму, а также осуждать… ложь даже тогда, когда она приносит больше пользы индивидууму или обществу. Это горькая ошибка, причиняющая вред… И несвободен человек, чтобы спросить себя: кто освятил эту истину? Или… осквернил и запретил эту ложь?
Выгодность: практически, все признают ее
Ибо несогласные… что у них есть выгода… и морально-этический, противоречащий иногда телесной выгоде. Однако в основе своей нравственность и религия тоже полезн(ы)… ...Всё, кроме духовного счастья. В чем же различие?[/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
[56][57][58][59][60][61][62][63][64][65]
И нет глупца, который станет утруждать себя, не имея выгоды ни для тела, ни для духа.
Двойная выгода
А потому необходимо учение об отдаче ближнему для всех живущих в этом мире… Ведь в нем кроется телесная, а также душевная выгода, согласно науке Каббала.
[Переход на новую страницу]
Клубок проблем, которые следует решать по отдельности, одну за другой
Главная трудность в том, что здесь имеется запутанный… из нескольких сомнений, вплетающихся друг в друга:
1. Даже если не принимать в расчет истинность, остается вопрос: действительно ли это выгодно?
2. Даже если это выгодно, осуществимо ли это на деле?
3. Кто те люди, которые будут подготовлены, чтобы обучать поколение чему-то столь высокому?
4. Возможно, действие это приведет к позору и насмешкам общества?
Знание
Знание достигается одним из трех способов:
– или эмпирически, исходя из чувственного ви́дения (из реальных опытов);
– или «исторически», исходя из свидетельств и документов;
– или математически, исходя из комбинаций параметров количества, величины и формата (посредством знания) – …
Наука Каббала подтверждается всеми тремя вышеуказанными способами.
А также есть четвертый способ достижения знания: исходя из философских аналогий, либо дедуктивным или индуктивным путем – что означает: от общего к частному или же от частного к общему. Это строжайше запрещено в науке Каббала, ибо всё то, что не постигнем, не узнаем… [66]
[56] Можно заметить сходство этого фрагмента со статьей, приведенной во второй части.
[57] В оригинале: הצוואנג שמללע. Слово «הצוואנג» на идише означает «принуждение», «насилие». Слово «שמלען» означает «стеснять».
[58] См. выше сноску 41.
[59] Параграф «Правда и ложь» далее.
[60] Трактат Йома́, 38:2. «Сказал рабби Йоханан: "Увидел Творец, что праведники малочисленны, остановился и рассадил их в каждом поколении"».
[61] В оригинале: «мотив пауэр» (англ. motive power) – сила цели, т.е. сила, действующая и движущая каждым телом, отмеряя ему энергию для усилий, подобно машинному горючему (определение взято из буклета Бааль Сулама «Мир»).
[62] Виз-а-фронт (лат.): сила, которая тянет к чему-либо спереди. Виз-а-терго (лат.): сила, которая толкает к чему-либо сзади (определение взято из буклета Бааль Сулама «Мир»).
[63] Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход.
[64] Букв. «вечность».
[65] Букв. «великолепие».
[66] В рукописи невозможно разобрать конец предложения. В этой связи мы приведем сходные слова Бааль Сулама из других мест: «Таково незыблемое правило всех мудрецов Каббалы: "всё то, чего не постигнем, не определим по имени и слову"» (статья «Суть науки Каббала»). «Таково правило: всё то, чего не постигнем, не узнаем по имени» (ТЭС, часть 1, глава 1, параграф 2, Внутренний свет).[/66][/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56][/66][/65][/64][/63][/62][/61][/60][/59][/58][/57][/56]
Обсуждения Последнее поколение часть 3