Традиционализм и гносис

Читая многие произведения форума, я пришёл к заключению, что основная борьба мнений разворачивается между традиционалистами (следующих определённым традиционным религиозным доктринам: христианство, ислам, иудаизм…) и либералами (я бы так выразился, хотя значение этого слова многими воспринимается не однозначно).
Традиционализм и гносис
Типичный «традиционалист» отстаивает доктрину и устои своей конфессии.

Либерал же - «поборник свободы духа», личного опыта и знания, понимаемого каждым по-своему.

Сразу отмечу, что моя статья - это «камень в огород» и «воинствующего либерала», стремящегося «изобрести велосипед» в угоду собственного «я», и «воинствующего традиционалиста».

Поэтому, надо отметить, себя я не отношу ни к типичным «традиционалистам», ни к «воинствующим либералам».

Итак, «воинствующий либерал» - это поборник собственных убеждений, собственного знания, воспринимающий всё выходящее за рамки его представлений достойным критики или осмеяния. Можно сказать, что это разновидность нигилизма (как метко бы заметил товарищ Ленин – «детская болезнь левизны»). Главное его «сокровище» - это знание, познание мира и себя (что не так уж и плохо).

Но, как говорится, ни что «не ново под луной»… И у «современных мыслителей» есть истоки и, как это не парадоксально, своя традиция. Эту традицию в современной философии принято называть «гностицизм» (от греч. «гносис» - знание, познание). Люди подобного склада были во все времена и, наверное, у всех народов. История большинства этих учений нам не известна. Хотя, выскажу крамольную мысль, в основе (у истоков) всех мировых религий был «гносис»…И быть может – это была единая линия, единая традиция.

Нам, живущим в 21 веке, известен в основном античный гностицизм и его производное - гносис ранних христиан. «Царским подарком» судьбы современному человечеству было открытие рукописей христиан гностиков из Наг-Хаммади (Египет). С конца 40-х годов 20 века написано комментариев и научных работ, препарирующих эти «писания» пожалуй, больше, чем объём самих этих рукописей. Ещё раз повторюсь, что это был подарок человечеству, оказавшемуся в разорённом войной мире. Как повлияло, это открытие на философскую мысль во всём мире, не есть цель моей статьи. Да и комментировать эти разноплановые произведения задача достойная научной диссертации. Я могу лишь «отослать» заинтересовавшихся на один из веб-ресурсов

От себя добавлю, что от прочтения некоторых текстов у меня «захватывало дух…»

Как это не прискорбно (по крайней мере, для меня), но живая традиция античного (западного) гносиса прервалась «благодаря» отцам основателям христианской церкви (повторюсь – именно церкви, как организации, а не христианского учения). Став государственной религией, христианству (как государственной структуре) и власть предержащим вольнодумство гностиков показалось вредным, нарушающим спокойствие в обществе. Церковные иерархи заклеймили гностицизм (уже существовавший в рамках христианства), как ересь, подвергнув гонениям его адептов.

Что от чего производное – христианство от гностицизма, или гностицизм от христианства – вопрос, на мой взгляд, достойный внимания.

В дальнейшем отголоски учения христиан гностиков ещё будут часто проявляться в различных церковных ересях и религиозных течениях, подавляемых всей мощью карательного государственного аппарата (в качестве примера назову лишь движение вальденсов, Альбигойские войны во Франции, движение гуситов в Чехии и прочие).

Вот так современный западный (и русский тоже) религиозный «либерал» оказался без истории и без традиции. «Без роду и без племени». А историю надо знать, не только государственную или национальную…

Теперь о восточной части «ойкумены». Как говорится, «восток – дело тонкое». И здесь штампами, сложившимися стереотипами или политическими лозунгами делу не помочь.

Один из распространённых стереотипов – это мнение о том, что христианство, ислам и иудаизм, совершенно разные религии. Да, это не близнецы, но «дети одних родителей». У всех трёх религий одни пророки (Авраам, Ной, Давид, и, конечно же, первый человек – Адам). Иисус в исламе - посланник Аллаха, или один из величайших пророков в истории человечества. Что в понимании исламских религиозных деятелей «посланник» - вопрос для меня открытый. А вот как, переводится с греческого слово «Христос», могу пояснить. Дословно – это Мессия, Помазанник. В арабском есть другой эквивалент этому слову – Махди (перевод тот же – Мессия, Помазанник). Так что Христос – это не фамилия, и не имя Бога, как многим кажется, а религиозное понятие, обозначающее определённую личность в религиозной истории человечества. Понятие общее, как оказывается, для иудейского, христианского и исламского богословия.

Теперь про имя Бога. Ещё один стереотип в религиозном «сознании масс», что у них – Аллах, а у нас … даже затрудняюсь (во «наворотили» отцы основатели!) – Иегова, Элоим, Бог Отец, Христос, Троица…

Но, как мне кажется, у Иисуса (личности описанной в Евангелии) и современных мусульман, Бог один. Многие наверняка помнят фрагмент «крестных мук» Иисуса из Евангелия, написанный по арамейски (семитский язык родственный арабскому, на котором как считает большинство учёных и говорил исторический Христос): «Эллои («или» в другом Евангелии), эллои лама самахфани». Здесь слово бог – «Эллои» (для тех, кто хоть немного знаком с лингвистикой) практически тождественно имени бога на арабском – Аллах (Иллах). Так, что те, кто утверждает, что в исламе другой Бог – мягко говоря, неправы.

Может и ислам ближе к религии исторического Иисуса, чем современное христианство? Восток лучше хранит традиции, чем стремящийся к прогрессу (регрессу) Запад.

Расставив точки над «i», всё же вернёмся к гностикам. Которые, как оказывается, не сгинули в «огне инквизиции», а уцелели, опять же на «Востоке», не знавшем инквизиции такого масштаба, как страны Европы.

Суфии (этимология слова одними исследователями выводится от «София» - мудрость, премудрость, знание; другими от – «суф», что значит власяница), исламские мистики, мирно живущие в большинстве стран, где распространён ислам.

Главная цель суфия – познание Бога, знание, гносис – выражаясь современным философским языком. Одним из главных условий постижения истины, получения знания есть авторитетное руководство, наставничество, что позволило сохранить (передать) сокровенное знание от учителя к ученику.

Большинство суфийских школ (орденов) представляют собой род «тайных организаций», хранящих «сокровенное знание» (практику) от непосвящённых.

Как правило, религиозной литературы (догматов), в нашем понимании, не существует (знание передаётся из «уст в уста») – это живое учение, не требующее какой-то литературной фиксации.

В какой-то мере об исламской мистике можно узнать из трактатов другого тайного течения в исламе – исмаилизме, которое, как отмечали многие исследователи 19 века, имеет много общих черт, роднящих его с суфизмом (и возможно даже организационно связанных с ним).

Как известно из средневековой истории, исмаилиты (ассасины) ставили перед собой не только религиозные (духовные) цели, но и политические, что им иногда и удавалось достигать. Возможно, поэтому религиозная исмаилитская мысль представлена и в печатном виде.

Но «завеса таинственности» над исмаилизмом была снята только в 20 веке. Сейчас есть возможность прочесть, по крайней мере, исследования и комментарии к религиозным текстам исмаилитов (которые также как и в средние века, охраняются от непосвящённых).

Моё их прочтение, по крайней мере, убедило меня в том, что – это живая гностическая традиция. Пример религиозного «либерализма», имеющего собственную традицию и длительную историю.

Очень «живое» (не наукообразное, почти литературное) изложение религиозной исмаилитской мысли я нашёл у Анри Корбэна (французского исследователя исламской философии). Когда-то его работы по исмаилизму были опубликованы на страницах сайта «Философская газета». Сейчас я их там найти не могу (возможно, запрятаны где-то в архиве). Из того, что я нашёл в Инете, могу порекомендовать Доктрина исмаилизма на сайте "Лоцман".

И, конечно же, перевод на русский язык книги Фархада Дафтари «Краткая история исмаилизма» М: «Ладомир», 2004, выпущенная «Институтом исследования исмаилизма» в Лондоне.

Приятного прочтения, как «либералам», так и «традиционалистам».
×

Обсуждения Традиционализм и гносис

По теме Традиционализм и гносис

Традиционность и Традиционализм в йоге

В современном многообразии методов самосовершенствования наибольшее...
Журнал

Эволюционный традиционализм

….εν αρχη εποιησεν ο θεος τον ουρανον και την γην…. Эти слова открывают книгу...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Полезные сладости, которые не повредят зроровью
За активным умом есть неизменный фон осознания