Читая многие произведения форума, я пришёл к заключению, что основная борьба мнений разворачивается между традиционалистами (следующих определённым традиционным религиозным доктринам: христианство, ислам, иудаизм…) и либералами (я бы так выразился, хотя значение этого слова многими воспринимается не однозначно).
Типичный «традиционалист» отстаивает доктрину и устои своей конфессии.
Либерал же - «поборник свободы духа», личного опыта и знания, понимаемого каждым по-своему.
Сразу отмечу, что моя статья - это «камень в огород» и «воинствующего либерала», стремящегося «изобрести велосипед» в угоду собственного «я», и «воинствующего традиционалиста».
Поэтому, надо отметить, себя я не отношу ни к типичным «традиционалистам», ни к «воинствующим либералам».
Итак, «воинствующий либерал» - это поборник собственных убеждений, собственного знания, воспринимающий всё выходящее за рамки его представлений достойным критики или осмеяния. Можно сказать, что это разновидность нигилизма (как метко бы заметил товарищ Ленин – «детская болезнь левизны»). Главное его «сокровище» - это знание, познание мира и себя (что не так уж и плохо).
Но, как говорится, ни что «не ново под луной»… И у «современных мыслителей» есть истоки и, как это не парадоксально, своя традиция. Эту традицию в современной философии принято называть «гностицизм» (от греч. «гносис» - знание, познание). Люди подобного склада были во все времена и, наверное, у всех народов. История большинства этих учений нам не известна. Хотя, выскажу крамольную мысль, в основе (у истоков) всех мировых религий был «гносис»…И быть может – это была единая линия, единая традиция.
Нам, живущим в 21 веке, известен в основном античный гностицизм и его производное - гносис ранних христиан. «Царским подарком» судьбы современному человечеству было открытие рукописей христиан гностиков из Наг-Хаммади (Египет). С конца 40-х годов 20 века написано комментариев и научных работ, препарирующих эти «писания» пожалуй, больше, чем объём самих этих рукописей. Ещё раз повторюсь, что это был подарок человечеству, оказавшемуся в разорённом войной мире. Как повлияло, это открытие на философскую мысль во всём мире, не есть цель моей статьи. Да и комментировать эти разноплановые произведения задача достойная научной диссертации. Я могу лишь «отослать» заинтересовавшихся на один из веб-ресурсов
От себя добавлю, что от прочтения некоторых текстов у меня «захватывало дух…»
Как это не прискорбно (по крайней мере, для меня), но живая традиция античного (западного) гносиса прервалась «благодаря» отцам основателям христианской церкви (повторюсь – именно церкви, как организации, а не христианского учения). Став государственной религией, христианству (как государственной структуре) и власть предержащим вольнодумство гностиков показалось вредным, нарушающим спокойствие в обществе. Церковные иерархи заклеймили гностицизм (уже существовавший в рамках христианства), как ересь, подвергнув гонениям его адептов.
Что от чего производное – христианство от гностицизма, или гностицизм от христианства – вопрос, на мой взгляд, достойный внимания.
В дальнейшем отголоски учения христиан гностиков ещё будут часто проявляться в различных церковных ересях и религиозных течениях, подавляемых всей мощью карательного государственного аппарата (в качестве примера назову лишь движение вальденсов, Альбигойские войны во Франции, движение гуситов в Чехии и прочие).
Вот так современный западный (и русский тоже) религиозный «либерал» оказался без истории и без традиции. «Без роду и без племени». А историю надо знать, не только государственную или национальную…
Теперь о восточной части «ойкумены». Как говорится, «восток – дело тонкое». И здесь штампами, сложившимися стереотипами или политическими лозунгами делу не помочь.
Один из распространённых стереотипов – это мнение о том, что христианство, ислам и иудаизм, совершенно разные религии. Да, это не близнецы, но «дети одних родителей». У всех трёх религий одни пророки (Авраам, Ной, Давид, и, конечно же, первый человек – Адам). Иисус в исламе - посланник Аллаха, или один из величайших пророков в истории человечества. Что в понимании исламских религиозных деятелей «посланник» - вопрос для меня открытый. А вот как, переводится с греческого слово «Христос», могу пояснить. Дословно – это Мессия, Помазанник. В арабском есть другой эквивалент этому слову – Махди (перевод тот же – Мессия, Помазанник). Так что Христос – это не фамилия, и не имя Бога, как многим кажется, а религиозное понятие, обозначающее определённую личность в религиозной истории человечества. Понятие общее, как оказывается, для иудейского, христианского и исламского богословия.
Теперь про имя Бога. Ещё один стереотип в религиозном «сознании масс», что у них – Аллах, а у нас … даже затрудняюсь (во «наворотили» отцы основатели!) – Иегова, Элоим, Бог Отец, Христос, Троица…
Но, как мне кажется, у Иисуса (личности описанной в Евангелии) и современных мусульман, Бог один. Многие наверняка помнят фрагмент «крестных мук» Иисуса из Евангелия, написанный по арамейски (семитский язык родственный арабскому, на котором как считает большинство учёных и говорил исторический Христос): «Эллои («или» в другом Евангелии), эллои лама самахфани». Здесь слово бог – «Эллои» (для тех, кто хоть немного знаком с лингвистикой) практически тождественно имени бога на арабском – Аллах (Иллах). Так, что те, кто утверждает, что в исламе другой Бог – мягко говоря, неправы.
Может и ислам ближе к религии исторического Иисуса, чем современное христианство? Восток лучше хранит традиции, чем стремящийся к прогрессу (регрессу) Запад.
Расставив точки над «i», всё же вернёмся к гностикам. Которые, как оказывается, не сгинули в «огне инквизиции», а уцелели, опять же на «Востоке», не знавшем инквизиции такого масштаба, как страны Европы.
Суфии (этимология слова одними исследователями выводится от «София» - мудрость, премудрость, знание; другими от – «суф», что значит власяница), исламские мистики, мирно живущие в большинстве стран, где распространён ислам.
Главная цель суфия – познание Бога, знание, гносис – выражаясь современным философским языком. Одним из главных условий постижения истины, получения знания есть авторитетное руководство, наставничество, что позволило сохранить (передать) сокровенное знание от учителя к ученику.
Большинство суфийских школ (орденов) представляют собой род «тайных организаций», хранящих «сокровенное знание» (практику) от непосвящённых.
Как правило, религиозной литературы (догматов), в нашем понимании, не существует (знание передаётся из «уст в уста») – это живое учение, не требующее какой-то литературной фиксации.
В какой-то мере об исламской мистике можно узнать из трактатов другого тайного течения в исламе – исмаилизме, которое, как отмечали многие исследователи 19 века, имеет много общих черт, роднящих его с суфизмом (и возможно даже организационно связанных с ним).
Как известно из средневековой истории, исмаилиты (ассасины) ставили перед собой не только религиозные (духовные) цели, но и политические, что им иногда и удавалось достигать. Возможно, поэтому религиозная исмаилитская мысль представлена и в печатном виде.
Но «завеса таинственности» над исмаилизмом была снята только в 20 веке. Сейчас есть возможность прочесть, по крайней мере, исследования и комментарии к религиозным текстам исмаилитов (которые также как и в средние века, охраняются от непосвящённых).
Моё их прочтение, по крайней мере, убедило меня в том, что – это живая гностическая традиция. Пример религиозного «либерализма», имеющего собственную традицию и длительную историю.
Очень «живое» (не наукообразное, почти литературное) изложение религиозной исмаилитской мысли я нашёл у Анри Корбэна (французского исследователя исламской философии). Когда-то его работы по исмаилизму были опубликованы на страницах сайта «Философская газета». Сейчас я их там найти не могу (возможно, запрятаны где-то в архиве). Из того, что я нашёл в Инете, могу порекомендовать Доктрина исмаилизма на сайте "Лоцман".
И, конечно же, перевод на русский язык книги Фархада Дафтари «Краткая история исмаилизма» М: «Ладомир», 2004, выпущенная «Институтом исследования исмаилизма» в Лондоне.
Приятного прочтения, как «либералам», так и «традиционалистам».
Либерал же - «поборник свободы духа», личного опыта и знания, понимаемого каждым по-своему.
Сразу отмечу, что моя статья - это «камень в огород» и «воинствующего либерала», стремящегося «изобрести велосипед» в угоду собственного «я», и «воинствующего традиционалиста».
Поэтому, надо отметить, себя я не отношу ни к типичным «традиционалистам», ни к «воинствующим либералам».
Итак, «воинствующий либерал» - это поборник собственных убеждений, собственного знания, воспринимающий всё выходящее за рамки его представлений достойным критики или осмеяния. Можно сказать, что это разновидность нигилизма (как метко бы заметил товарищ Ленин – «детская болезнь левизны»). Главное его «сокровище» - это знание, познание мира и себя (что не так уж и плохо).
Но, как говорится, ни что «не ново под луной»… И у «современных мыслителей» есть истоки и, как это не парадоксально, своя традиция. Эту традицию в современной философии принято называть «гностицизм» (от греч. «гносис» - знание, познание). Люди подобного склада были во все времена и, наверное, у всех народов. История большинства этих учений нам не известна. Хотя, выскажу крамольную мысль, в основе (у истоков) всех мировых религий был «гносис»…И быть может – это была единая линия, единая традиция.
Нам, живущим в 21 веке, известен в основном античный гностицизм и его производное - гносис ранних христиан. «Царским подарком» судьбы современному человечеству было открытие рукописей христиан гностиков из Наг-Хаммади (Египет). С конца 40-х годов 20 века написано комментариев и научных работ, препарирующих эти «писания» пожалуй, больше, чем объём самих этих рукописей. Ещё раз повторюсь, что это был подарок человечеству, оказавшемуся в разорённом войной мире. Как повлияло, это открытие на философскую мысль во всём мире, не есть цель моей статьи. Да и комментировать эти разноплановые произведения задача достойная научной диссертации. Я могу лишь «отослать» заинтересовавшихся на один из веб-ресурсов
От себя добавлю, что от прочтения некоторых текстов у меня «захватывало дух…»
Как это не прискорбно (по крайней мере, для меня), но живая традиция античного (западного) гносиса прервалась «благодаря» отцам основателям христианской церкви (повторюсь – именно церкви, как организации, а не христианского учения). Став государственной религией, христианству (как государственной структуре) и власть предержащим вольнодумство гностиков показалось вредным, нарушающим спокойствие в обществе. Церковные иерархи заклеймили гностицизм (уже существовавший в рамках христианства), как ересь, подвергнув гонениям его адептов.
Что от чего производное – христианство от гностицизма, или гностицизм от христианства – вопрос, на мой взгляд, достойный внимания.
В дальнейшем отголоски учения христиан гностиков ещё будут часто проявляться в различных церковных ересях и религиозных течениях, подавляемых всей мощью карательного государственного аппарата (в качестве примера назову лишь движение вальденсов, Альбигойские войны во Франции, движение гуситов в Чехии и прочие).
Вот так современный западный (и русский тоже) религиозный «либерал» оказался без истории и без традиции. «Без роду и без племени». А историю надо знать, не только государственную или национальную…
Теперь о восточной части «ойкумены». Как говорится, «восток – дело тонкое». И здесь штампами, сложившимися стереотипами или политическими лозунгами делу не помочь.
Один из распространённых стереотипов – это мнение о том, что христианство, ислам и иудаизм, совершенно разные религии. Да, это не близнецы, но «дети одних родителей». У всех трёх религий одни пророки (Авраам, Ной, Давид, и, конечно же, первый человек – Адам). Иисус в исламе - посланник Аллаха, или один из величайших пророков в истории человечества. Что в понимании исламских религиозных деятелей «посланник» - вопрос для меня открытый. А вот как, переводится с греческого слово «Христос», могу пояснить. Дословно – это Мессия, Помазанник. В арабском есть другой эквивалент этому слову – Махди (перевод тот же – Мессия, Помазанник). Так что Христос – это не фамилия, и не имя Бога, как многим кажется, а религиозное понятие, обозначающее определённую личность в религиозной истории человечества. Понятие общее, как оказывается, для иудейского, христианского и исламского богословия.
Теперь про имя Бога. Ещё один стереотип в религиозном «сознании масс», что у них – Аллах, а у нас … даже затрудняюсь (во «наворотили» отцы основатели!) – Иегова, Элоим, Бог Отец, Христос, Троица…
Но, как мне кажется, у Иисуса (личности описанной в Евангелии) и современных мусульман, Бог один. Многие наверняка помнят фрагмент «крестных мук» Иисуса из Евангелия, написанный по арамейски (семитский язык родственный арабскому, на котором как считает большинство учёных и говорил исторический Христос): «Эллои («или» в другом Евангелии), эллои лама самахфани». Здесь слово бог – «Эллои» (для тех, кто хоть немного знаком с лингвистикой) практически тождественно имени бога на арабском – Аллах (Иллах). Так, что те, кто утверждает, что в исламе другой Бог – мягко говоря, неправы.
Может и ислам ближе к религии исторического Иисуса, чем современное христианство? Восток лучше хранит традиции, чем стремящийся к прогрессу (регрессу) Запад.
Расставив точки над «i», всё же вернёмся к гностикам. Которые, как оказывается, не сгинули в «огне инквизиции», а уцелели, опять же на «Востоке», не знавшем инквизиции такого масштаба, как страны Европы.
Суфии (этимология слова одними исследователями выводится от «София» - мудрость, премудрость, знание; другими от – «суф», что значит власяница), исламские мистики, мирно живущие в большинстве стран, где распространён ислам.
Главная цель суфия – познание Бога, знание, гносис – выражаясь современным философским языком. Одним из главных условий постижения истины, получения знания есть авторитетное руководство, наставничество, что позволило сохранить (передать) сокровенное знание от учителя к ученику.
Большинство суфийских школ (орденов) представляют собой род «тайных организаций», хранящих «сокровенное знание» (практику) от непосвящённых.
Как правило, религиозной литературы (догматов), в нашем понимании, не существует (знание передаётся из «уст в уста») – это живое учение, не требующее какой-то литературной фиксации.
В какой-то мере об исламской мистике можно узнать из трактатов другого тайного течения в исламе – исмаилизме, которое, как отмечали многие исследователи 19 века, имеет много общих черт, роднящих его с суфизмом (и возможно даже организационно связанных с ним).
Как известно из средневековой истории, исмаилиты (ассасины) ставили перед собой не только религиозные (духовные) цели, но и политические, что им иногда и удавалось достигать. Возможно, поэтому религиозная исмаилитская мысль представлена и в печатном виде.
Но «завеса таинственности» над исмаилизмом была снята только в 20 веке. Сейчас есть возможность прочесть, по крайней мере, исследования и комментарии к религиозным текстам исмаилитов (которые также как и в средние века, охраняются от непосвящённых).
Моё их прочтение, по крайней мере, убедило меня в том, что – это живая гностическая традиция. Пример религиозного «либерализма», имеющего собственную традицию и длительную историю.
Очень «живое» (не наукообразное, почти литературное) изложение религиозной исмаилитской мысли я нашёл у Анри Корбэна (французского исследователя исламской философии). Когда-то его работы по исмаилизму были опубликованы на страницах сайта «Философская газета». Сейчас я их там найти не могу (возможно, запрятаны где-то в архиве). Из того, что я нашёл в Инете, могу порекомендовать Доктрина исмаилизма на сайте "Лоцман".
И, конечно же, перевод на русский язык книги Фархада Дафтари «Краткая история исмаилизма» М: «Ладомир», 2004, выпущенная «Институтом исследования исмаилизма» в Лондоне.
Приятного прочтения, как «либералам», так и «традиционалистам».
Обсуждения Традиционализм и гносис