Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа — праздника Успения Пресвятой Богородицы. И хотя пост этот не продолжительный, всего две недели, по строгости он равен Великому Посту. Церковь, как заботливая мать, дабы поддержать духовные силы своих чад, издавна установила в течение поста три праздника, связанных с благословением нового урожая плодов земных:
Успенский пост
14 августа — Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в народе называемый "медовый спас";

19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, двунадесятый праздник, в народной традиции также именуемый "яблочный спас";

29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый "ореховый (или третий) спас".

В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Существовал обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили молебны "для освящения мест и отвращения болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1(14) августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается и малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
×

Обсуждения Успенский пост

  • Спасибо автору за статью! В дополнение, хочу обратиться к тем, у кого, как у меня, в силу разных причин (пионерско-комсомольской юности, высшего образования, навязчивой пропаганды, понимания того, что бог у всех землян один - живет он действительно на небесах, видит каждого, утром мы его встречаем, а вечером провожаем и т.д. и т.п) искренне верить в бога не получается, а кривить душой не привык: посты соблюдать следует, хоты бы по той причине, что они неразрывно связаны с нашей национальной системой здорового питания.

    Более того, все "православные" посты плавно перешли в новую веру из нашего язычества. К стати, изменилась лишь вера, а бог-то остался! Наше светило - Солнце. Ну да не о религиях разговор.

    Посты, как ограничения в питании, в той или иной форме, существуют во всех религиях. Пост - это "идеальная" оздоровительная и очищающаяся диета, придуманная не религиями, а "народным разумом" для выживания этого народа!

    Так что, верующие вы или нет никакой роли играть не должно - поститесь на здоровье!
     

По теме Успенский пост

Успенский пост

Установлен в честь успения Пресвятой Богоро-дицы. Сама Божия Матерь, готовясь...
Религия

Успенский пост. Церковный устав

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному...
Религия

Успенский пост

Общие положения православного устава о трапезе Православный Устав не...
Религия

Что можно и что нельзя делать в Успенский пост

Успенский пост скоротечен, но, как и все посты, требует тщательного соблюдения...
Религия

Православные празднуют Медовый спас и начинают Успенский пос

14 августа православные отмечают Медовый Спас, или, как его еще называют, - Спас...
Религия

Православный пост

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Основные ошибки в воспитании детей
Формула Эйнштейна