Д. Б.: Однажды в Иерусалиме я наблюдал такую картину: около Храма Гроба Господня сидят мама и сын, ожидая, когда из храма выйдет экскурсия. Сыну надоело ждать и он говорит: "Ну, когда же они там перецелуют все свои фотографии?!
Когда они выйдут оттуда?" Я подсел к ним и говорю: "Понимаешь, мальчик, это все-таки религия, ее, так сказать, уважать надо". А тринадцатилетний мальчик смотрит на меня и говорит: "А зачем нужна религия, когда есть вера?" С этого вопроса и начнем.
М. Л.: Я абсолютно с ним согласен по первой части вопроса - зачем нужна религия? - и добавил бы, что и вера тоже не нужна.
Д. Б.: Вот это да!
М. Л.: Нам не нужна ни религия, ни вера, потому что все это зиждется только лишь на домыслах человеческих. А все наши домыслы, как мы видим, из года в год, из века в век ведут нас только к плохому.
Религии изобретены человеком, ничего в них сверхъестественного нет. И вера - это просто то, во что человек верит. Мы, к сожалению, не видим большой части мироздания, видим только маленькую его часть, поэтому есть случайности, непредсказуемые события, причин которых мы не видим. И на то, что мы не видим, распространяется такая наша область домыслов, выдумок, домысливаний, что ли, которая называется верой. Во что? Непонятно.
Д. Б.: То есть ответ: "Не нужна"?
М. Л.: Не нужна. Если бы мы знали, тогда нам не надо было бы верить.
Д. Б.: Вы религиозный человек?
М. Л.: Нет. Я - неверующий.
Д. Б.: Вы - неверующий?
М. Л.: Да. Ведь религия - это своего рода клуб, в котором люди приобретают определенную культуру поведения, какую-то культуру своей народности, нации, общественных каких-то взаимоотношений. Но так, чтобы во что-то верить, - этого я не понимаю. Я просто не представляю, как человек может верить в то, что ему говорит другой человек, и на этом основывать всю свою жизнь, ее цели, во имя этого существовать, поступать…
Д. Б.: В одной из своих книг - я внимательно очень читал - Вы исследуете вопрос эгоизма, альтруизма. То есть это - основополагающая, насколько я понимаю, тема каббалы.
М. Л.: Да.
Д. Б.: И это, в принципе, две стороны одной медали - эгоизм и альтруизм.
М. Л.: Да.
Д. Б.: А Вы могли бы в простой формулировке объяснить четырехлетнему мальчику, где заканчивается эгоизм и начинается альтруизм? Я ему как-то сказал: "Ты эгоист", - а он говорит: "А что такое эгоист?"
М. Л.: Все дело только в намерении - для чего ты это делаешь: ради собственного удовольствия или ради того, чтобы доставить удовольствие другому. При этом неважно, что ты делаешь, все определяется только намерением.
Л. Г.: Но ведь, доставляя удовольствие другому, ты, как правило, доставляешь удовольствие себе?
М. Л.: А вот тут уже начинается новое исследование: на самом деле это так или нет? Если при этом возникает такая скрытая эгоистическая ветка - выясняется, что ты делаешь это ради себя, - это тот же скрытый эгоизм.
Л. Г.: "Это хорошо или плохо?" - спрашивает четырех летний мальчик.
М. Л.: Это тот же эгоизм. Какая разница, хорошо это или плохо?
Д. Б.: Но эгоизм - это плохо!
М. Л.: Почему это плохо?
Д. Б.: Эгоизм - это хорошо?
М. Л.: Нет, но почему плохо?! Эгоизм - это не плохо и не хорошо, так же как и альтруизм. И вообще ничего в нас ни хорошего, ни плохого нет. Мы должны сначала выбрать стандарт, точку абсолюта, относительно которой будем все измерять.
В каббале она определяется как "общая, Наивысшая сила природы", или "Творец", или "Высший свет" - неважно, как вы его назовете. То есть существует Наивысшая, включающая в себя все сила природы - сила огромной любви и отдачи. Потому она и смогла создать и нас, и всю Вселенную, что все мы взаимосвязаны - все находимся в огромной, цельной, интегральной системе.
Относительно этой общей силы мы и должны себя измерять, потому что поневоле обязаны находиться с ней в связи и гармонии. Только относительно этой общей силы - альтруистической, любящей, построенной на абсолютной отдаче - наш эгоизм может трактоваться как плохой. Потому что он приводит нас к противодействию, вызывает абсолютно отрицательные реакции - глобальные кризисы и все прочее, что мы имеем на сегодняшний день.
Д. Б.: То есть это инструмент, которым если пользоваться правильно, то он хорош, а если пользоваться неправильно, то вреден?
М. Л.: Да. Каббала только об этом и говорит - как правильно получать весь мир, исследовать его, жить в нем, существовать, выйти на вечный, совершенный уровень существования, используя всю свою природу, ни в чем себя не ограничивая, только умея правильно поступать в соответствии с этим общим законом природы.
Л. Г.: А я задаю следующий, простенький вопрос. Девятилетнего парня интересует: "А почему я - это я?"
М. Л.: Вот это вопрос проблемный, очень проблемный: почему я рождаюсь таким, каким рождаюсь? Не зайчиком, не белочкой, не камушком, а именно человечком и мальчиком? Почему я родился в такой-то семье, с такими-то данными, попал в такое-то общество, не выбирая ни свой характер, ни то, в какой мне садик пойти или школу - ничего не выбирая? Получается, что у нас нет никакого выбора в том, кто мы и что мы.
Получается, что, становясь взрослым в 20 лет, я - это совершенно не я. Это - родившийся с невыбранными мною данными, получивший воспитание и образование, чего хотел не я, а общество, которое навязало мне свои ценности, вкусы и так далее. И я, сформированный всем этим - внутренними своими данными и внешним обществом - человек, стою сейчас и начинаю жить. И кто же я такой? Что во мне есть своего? Ничего. Поэтому каждый из нас является не самим собой. Он является чисто механическим производным, каким его сделали. Поэтому ни один из нас не живет своей жизнью.
Каббала - как только человек обращается к ней - очищает его от всего предыдущего: поднимает над воспитанием, над его личными качествами, характеристиками, с которыми он родился, и показывает в нем то, где у человека вообще возможна свобода воли, то, где это "я" в тебе, почему я - это я, и где - ты. Тогда человек, уже исходя из этого, может действительно самостоятельно существовать и действовать. Тогда он понимает, что это он, а не то, что извне когда-то в него вошло.
Л. Г.: Очень грустно, потому что здесь возникает следующий вопрос: "Если существует судьба, то что тогда зависит от человека?"
М. Л.: Ничего.
Д. Б.: Просто ничего?!
М. Л.: Просто ничего. А где вы видели человека, от которого вообще что-то зависит? В принципе, я думаю, что, оборачиваясь назад, люди даже сомневаются в том, что они прожили эту жизнь, а не жизнь провела их по такому пути.
Д. Б.: Но человек ведь все время куда-то дергается…
М. Л.: Он дергается под влиянием своих желаний, внутренней программы, которую даже не осознает. Вы знаете, какое в следующий момент у вас возникнет желание или мысль? Не знаете. Вам кажется, что это ваше, потому что не чувствуете, откуда оно возникает. И это дает вам иллюзию свободы воли.
Д. Б.: Так получается, что даже дергаться не надо? И вообще ничего делать не надо?!
М. Л.: Нет, не дергаться вы не сможете. Ведь мы - это просто приведенные в действие элементы творения. Для того чтобы выйти на уровень свободы, нужно хорошо над собой поработать. Это первое, чем каббала занимается с человеком.
Л. Г.: Значит, выбор все-таки существует?
М. Л.: Только после того, как вы задаете вопрос: "Для чего я живу? Почему я живу? Как я живу? И вообще, я ли это?”Так же, как дети спрашивают: "Я ли это? Кто я такой? Я управляем, или я управляю? Что мною движет? Или я могу чем-то двигать?" Когда у человека возникает вот эта двойственность в себе, тогда действительно этот человек уже готов прийти к правильному осознанию этого вопроса о свободе.
Л. Г.: Но Ваш приход к каббале, разве это не Ваш собственный, сознательный выбор?
М. Л.: Нет. Никто из нас сознательно ни к чему не приходит. Вот когда приходишь неосознанно в каббалу (даже в каббалу, я уже не говорю обо всех наших поступках в жизни), только через несколько месяцев начинаешь осознавать: из чего же ты состоишь, что тобой управляет, почему и какие внутренние системы в тебе существуют, как начинать ими управлять, каким образом мы воспринимаем мир и почему он нам таким кажется.
Были бы у нас другие органы чувств, мы бы его воспринимали абсолютно по-другому. Представьте себе, если б мы воспринимали все в других частотах - в рентгеновских или каких-то других. Собака воспринимает все в пятнах запахов, змея - в тепловых пятнах, а мы бы воспринимали как-то еще.
Мир - он на самом деле не такой, каким мы его воспринимаем. Это мы его так субъективно воспринимаем. И когда каббала все это раскрывает, человек видит, что тут есть огромное-преогромное пространство, которое он должен исследовать. И когда он его начинает исследовать, то начинает ощущать себя независимо от земной жизни, просто, существующим в каком-то объеме, в котором наш мир занимает всего лишь одно, маленькое место.
Л. Г.: Ну, в общем, бедный тринадцатилетний мальчик.
М. Л.: Нет, дети воспринимают это, кстати говоря, очень естественно и правильно.
Д. Б.: Давайте мы как бы спустимся немножко с высот каббалы и зададим простой вопрос. Десятилетний мальчик спрашивает: "А что плохого в "травке"?"
М. Л.: Ничего плохого нет. Ни в чем в нашем мире ничего плохого или хорошего нет! Есть только относительно чего-то хорошее или плохое. Все - в сравнении. Наркотики известны человечеству уже тысячи лет, и ничего в них никогда плохого не обнаруживали.
В наше время в человеке возникает огромный эгоизм - постоянно растущий, такой, что не может себя удовлетворить, такой, что отрешенно смотрит на жизнь, не может себя насладить и наполнить. Больше половины населения планеты находится в депрессии, глотают всякие таблетки от этого. Есть террор. Есть разводы. Есть самоубийства. Человечество находится в кризисе.
В такое время человеку хочется просто отключиться от этого состояния. Вот он и начинает употреблять наркотики, которые всегда были к его услугам, но в них не было такой необходимости. Сегодня у него это ощущение необходимости есть. И дети это прекрасно понимают! Они видят и слышат через телевидение, через окружение. Такие маленькие человечки, они все прекрасно чувствуют.
Но дайте человеку ответ на тот вопрос, который его гложет и на который у него нет ответа. Дайте ему этот ответ! И ему не понадобятся наркотики. Ведь они требуются, чтобы заполнить пустоту внутри. В этом смысле "травка" действительно плоха, потому что отключает человека от жизни. Но дайте ему цель - и наркотики не понадобятся.
Л. Г.: Вы знаете, все эти вопросы мы не придумывали, их действительно задают дети. Мы опрашиваем своих знакомых, просим наших радиослушателей присылать письма, и они действительно это делают. Так у нас эти вопросы и накопились. Но такое впечатление, что все эти вопросы были придуманы для Вас - каббалиста. И мы говорили два часа, но Вам не кажется, что мы еще не начали?
М. Л.: А это вы столкнулись с каббалой.
Л. Г.: Может быть, "прикоснулись"?
М. Л.: Прикоснулись.
Д. Б.: Программа "Детский недетский вопрос" подошла к концу.
Л. Г.: Мы очень благодарим за участие в ней каббалиста Михаэля Лайтмана и всех вас, уважаемые радиослушатели.
М. Л.: Я абсолютно с ним согласен по первой части вопроса - зачем нужна религия? - и добавил бы, что и вера тоже не нужна.
Д. Б.: Вот это да!
М. Л.: Нам не нужна ни религия, ни вера, потому что все это зиждется только лишь на домыслах человеческих. А все наши домыслы, как мы видим, из года в год, из века в век ведут нас только к плохому.
Религии изобретены человеком, ничего в них сверхъестественного нет. И вера - это просто то, во что человек верит. Мы, к сожалению, не видим большой части мироздания, видим только маленькую его часть, поэтому есть случайности, непредсказуемые события, причин которых мы не видим. И на то, что мы не видим, распространяется такая наша область домыслов, выдумок, домысливаний, что ли, которая называется верой. Во что? Непонятно.
Д. Б.: То есть ответ: "Не нужна"?
М. Л.: Не нужна. Если бы мы знали, тогда нам не надо было бы верить.
Д. Б.: Вы религиозный человек?
М. Л.: Нет. Я - неверующий.
Д. Б.: Вы - неверующий?
М. Л.: Да. Ведь религия - это своего рода клуб, в котором люди приобретают определенную культуру поведения, какую-то культуру своей народности, нации, общественных каких-то взаимоотношений. Но так, чтобы во что-то верить, - этого я не понимаю. Я просто не представляю, как человек может верить в то, что ему говорит другой человек, и на этом основывать всю свою жизнь, ее цели, во имя этого существовать, поступать…
Д. Б.: В одной из своих книг - я внимательно очень читал - Вы исследуете вопрос эгоизма, альтруизма. То есть это - основополагающая, насколько я понимаю, тема каббалы.
М. Л.: Да.
Д. Б.: И это, в принципе, две стороны одной медали - эгоизм и альтруизм.
М. Л.: Да.
Д. Б.: А Вы могли бы в простой формулировке объяснить четырехлетнему мальчику, где заканчивается эгоизм и начинается альтруизм? Я ему как-то сказал: "Ты эгоист", - а он говорит: "А что такое эгоист?"
М. Л.: Все дело только в намерении - для чего ты это делаешь: ради собственного удовольствия или ради того, чтобы доставить удовольствие другому. При этом неважно, что ты делаешь, все определяется только намерением.
Л. Г.: Но ведь, доставляя удовольствие другому, ты, как правило, доставляешь удовольствие себе?
М. Л.: А вот тут уже начинается новое исследование: на самом деле это так или нет? Если при этом возникает такая скрытая эгоистическая ветка - выясняется, что ты делаешь это ради себя, - это тот же скрытый эгоизм.
Л. Г.: "Это хорошо или плохо?" - спрашивает четырех летний мальчик.
М. Л.: Это тот же эгоизм. Какая разница, хорошо это или плохо?
Д. Б.: Но эгоизм - это плохо!
М. Л.: Почему это плохо?
Д. Б.: Эгоизм - это хорошо?
М. Л.: Нет, но почему плохо?! Эгоизм - это не плохо и не хорошо, так же как и альтруизм. И вообще ничего в нас ни хорошего, ни плохого нет. Мы должны сначала выбрать стандарт, точку абсолюта, относительно которой будем все измерять.
В каббале она определяется как "общая, Наивысшая сила природы", или "Творец", или "Высший свет" - неважно, как вы его назовете. То есть существует Наивысшая, включающая в себя все сила природы - сила огромной любви и отдачи. Потому она и смогла создать и нас, и всю Вселенную, что все мы взаимосвязаны - все находимся в огромной, цельной, интегральной системе.
Относительно этой общей силы мы и должны себя измерять, потому что поневоле обязаны находиться с ней в связи и гармонии. Только относительно этой общей силы - альтруистической, любящей, построенной на абсолютной отдаче - наш эгоизм может трактоваться как плохой. Потому что он приводит нас к противодействию, вызывает абсолютно отрицательные реакции - глобальные кризисы и все прочее, что мы имеем на сегодняшний день.
Д. Б.: То есть это инструмент, которым если пользоваться правильно, то он хорош, а если пользоваться неправильно, то вреден?
М. Л.: Да. Каббала только об этом и говорит - как правильно получать весь мир, исследовать его, жить в нем, существовать, выйти на вечный, совершенный уровень существования, используя всю свою природу, ни в чем себя не ограничивая, только умея правильно поступать в соответствии с этим общим законом природы.
Л. Г.: А я задаю следующий, простенький вопрос. Девятилетнего парня интересует: "А почему я - это я?"
М. Л.: Вот это вопрос проблемный, очень проблемный: почему я рождаюсь таким, каким рождаюсь? Не зайчиком, не белочкой, не камушком, а именно человечком и мальчиком? Почему я родился в такой-то семье, с такими-то данными, попал в такое-то общество, не выбирая ни свой характер, ни то, в какой мне садик пойти или школу - ничего не выбирая? Получается, что у нас нет никакого выбора в том, кто мы и что мы.
Получается, что, становясь взрослым в 20 лет, я - это совершенно не я. Это - родившийся с невыбранными мною данными, получивший воспитание и образование, чего хотел не я, а общество, которое навязало мне свои ценности, вкусы и так далее. И я, сформированный всем этим - внутренними своими данными и внешним обществом - человек, стою сейчас и начинаю жить. И кто же я такой? Что во мне есть своего? Ничего. Поэтому каждый из нас является не самим собой. Он является чисто механическим производным, каким его сделали. Поэтому ни один из нас не живет своей жизнью.
Каббала - как только человек обращается к ней - очищает его от всего предыдущего: поднимает над воспитанием, над его личными качествами, характеристиками, с которыми он родился, и показывает в нем то, где у человека вообще возможна свобода воли, то, где это "я" в тебе, почему я - это я, и где - ты. Тогда человек, уже исходя из этого, может действительно самостоятельно существовать и действовать. Тогда он понимает, что это он, а не то, что извне когда-то в него вошло.
Л. Г.: Очень грустно, потому что здесь возникает следующий вопрос: "Если существует судьба, то что тогда зависит от человека?"
М. Л.: Ничего.
Д. Б.: Просто ничего?!
М. Л.: Просто ничего. А где вы видели человека, от которого вообще что-то зависит? В принципе, я думаю, что, оборачиваясь назад, люди даже сомневаются в том, что они прожили эту жизнь, а не жизнь провела их по такому пути.
Д. Б.: Но человек ведь все время куда-то дергается…
М. Л.: Он дергается под влиянием своих желаний, внутренней программы, которую даже не осознает. Вы знаете, какое в следующий момент у вас возникнет желание или мысль? Не знаете. Вам кажется, что это ваше, потому что не чувствуете, откуда оно возникает. И это дает вам иллюзию свободы воли.
Д. Б.: Так получается, что даже дергаться не надо? И вообще ничего делать не надо?!
М. Л.: Нет, не дергаться вы не сможете. Ведь мы - это просто приведенные в действие элементы творения. Для того чтобы выйти на уровень свободы, нужно хорошо над собой поработать. Это первое, чем каббала занимается с человеком.
Л. Г.: Значит, выбор все-таки существует?
М. Л.: Только после того, как вы задаете вопрос: "Для чего я живу? Почему я живу? Как я живу? И вообще, я ли это?”Так же, как дети спрашивают: "Я ли это? Кто я такой? Я управляем, или я управляю? Что мною движет? Или я могу чем-то двигать?" Когда у человека возникает вот эта двойственность в себе, тогда действительно этот человек уже готов прийти к правильному осознанию этого вопроса о свободе.
Л. Г.: Но Ваш приход к каббале, разве это не Ваш собственный, сознательный выбор?
М. Л.: Нет. Никто из нас сознательно ни к чему не приходит. Вот когда приходишь неосознанно в каббалу (даже в каббалу, я уже не говорю обо всех наших поступках в жизни), только через несколько месяцев начинаешь осознавать: из чего же ты состоишь, что тобой управляет, почему и какие внутренние системы в тебе существуют, как начинать ими управлять, каким образом мы воспринимаем мир и почему он нам таким кажется.
Были бы у нас другие органы чувств, мы бы его воспринимали абсолютно по-другому. Представьте себе, если б мы воспринимали все в других частотах - в рентгеновских или каких-то других. Собака воспринимает все в пятнах запахов, змея - в тепловых пятнах, а мы бы воспринимали как-то еще.
Мир - он на самом деле не такой, каким мы его воспринимаем. Это мы его так субъективно воспринимаем. И когда каббала все это раскрывает, человек видит, что тут есть огромное-преогромное пространство, которое он должен исследовать. И когда он его начинает исследовать, то начинает ощущать себя независимо от земной жизни, просто, существующим в каком-то объеме, в котором наш мир занимает всего лишь одно, маленькое место.
Л. Г.: Ну, в общем, бедный тринадцатилетний мальчик.
М. Л.: Нет, дети воспринимают это, кстати говоря, очень естественно и правильно.
Д. Б.: Давайте мы как бы спустимся немножко с высот каббалы и зададим простой вопрос. Десятилетний мальчик спрашивает: "А что плохого в "травке"?"
М. Л.: Ничего плохого нет. Ни в чем в нашем мире ничего плохого или хорошего нет! Есть только относительно чего-то хорошее или плохое. Все - в сравнении. Наркотики известны человечеству уже тысячи лет, и ничего в них никогда плохого не обнаруживали.
В наше время в человеке возникает огромный эгоизм - постоянно растущий, такой, что не может себя удовлетворить, такой, что отрешенно смотрит на жизнь, не может себя насладить и наполнить. Больше половины населения планеты находится в депрессии, глотают всякие таблетки от этого. Есть террор. Есть разводы. Есть самоубийства. Человечество находится в кризисе.
В такое время человеку хочется просто отключиться от этого состояния. Вот он и начинает употреблять наркотики, которые всегда были к его услугам, но в них не было такой необходимости. Сегодня у него это ощущение необходимости есть. И дети это прекрасно понимают! Они видят и слышат через телевидение, через окружение. Такие маленькие человечки, они все прекрасно чувствуют.
Но дайте человеку ответ на тот вопрос, который его гложет и на который у него нет ответа. Дайте ему этот ответ! И ему не понадобятся наркотики. Ведь они требуются, чтобы заполнить пустоту внутри. В этом смысле "травка" действительно плоха, потому что отключает человека от жизни. Но дайте ему цель - и наркотики не понадобятся.
Л. Г.: Вы знаете, все эти вопросы мы не придумывали, их действительно задают дети. Мы опрашиваем своих знакомых, просим наших радиослушателей присылать письма, и они действительно это делают. Так у нас эти вопросы и накопились. Но такое впечатление, что все эти вопросы были придуманы для Вас - каббалиста. И мы говорили два часа, но Вам не кажется, что мы еще не начали?
М. Л.: А это вы столкнулись с каббалой.
Л. Г.: Может быть, "прикоснулись"?
М. Л.: Прикоснулись.
Д. Б.: Программа "Детский недетский вопрос" подошла к концу.
Л. Г.: Мы очень благодарим за участие в ней каббалиста Михаэля Лайтмана и всех вас, уважаемые радиослушатели.
Обсуждения Ох уж эти детские вопросы!