Вопрос (Гито из Иерусалима): Может ли человек, занимающийся Каббалой и желающий войти в духовный мир, одновременно также наслаждаться жизнью в этом материальном мире? Возможно ли совместить эти два мира? Ведь в современных условиях, при всем развитии технологии, этот материальный мир занимает довольно большую часть нашей жизни.
Так может ли человек, вступающий в духовный мир, сочетать в своей жизни и материальное, и духовное?
Вы правы. Человек действительно должен совместить оба этих мира. Он должен постичь духовный мир в то время, когда живет и находится здесь в этом материальном мире. Именно для этого он существует на этой земле в материальных рамках этого мира.
И он должен сделать это без всякого принуждения. В духовном нет насилия. Начните изучать науку Каббала и вы начнете совершенствовать себя. По мере своего развития и продвижения вы начнете менять свои ценности: с тех, которые есть у вас сегодня – на более возвышенные, более духовные. И так вы постепенно, к собственному удовольствию, будете подниматься и вместо того, чтобы концентрироваться на материальном и уделять все свое внимание этому миру, больше будете заботиться о своем духовном развитии – совершенном и вечном. А делами этого мира вы будете заниматься для того, чтобы в нем прожить.
Мы обязаны жить в этом мире, рожать детей, иметь семью, родственников, профессию, учиться. Человек должен быть гражданином своей страны, он должен знать о происходящем в мире, он должен участвовать во всей этой системе жизни – она не создана бесцельно, чтобы мы пренебрегли ею и просто оттолкнули. Но вместе с этим, поверх нее он должен достичь духовного постижения и увидеть, как два эти мира совмещаются вместе, и перед ним раскрывается полная картина, давая восприятие и ощущение всей реальности.
Вопрос ведущего: Значит, духовное развитие не требует, чтобы человек подавлял и ограничивал свои материальные желания?
Ничего не нужно подавлять! Наука Каббала говорит, и именно так мы поступаем с нашими учениками: приходи и начинай учиться! Все остальное сделает с тобой сам изучаемый материал – так называемый, свет, возвращающий к источнику. Учеба притягивает к тебе свет и пробуждает в тебе такие силы и способности исследовать и понимать реальность, что ты сам меняешься. И это самое лучшее, а снаружи запрещено оказывать на человека давление.
Вопрос (Йоси из Хайфы): Я бы хотел узнать, почему любовь всегда сопровождают такие большие страдания, и любовь и боль всегда приходят вместе?
То, что мы в нашем мире называем любовью – это всего лишь одна из возможностей использовать ближнего, только в такой форме, что нам кажется будто мы его любим. Это все равно, что любовь к рыбе – когда я люблю что-то, приносящее мне наслаждение.
Но любовь между людьми отличается от любви к неживому, растительному и животному. Когда я люблю растение или животное, то могу получить какую-то любовь в ответ на свою заботу и почувствовать, что мое домашнее животное или растение отвечают мне благодарностью и положительно на меня реагируют. Но по отношению к чужому человеку возникает большая проблема, потому что когда мы относимся к кому-то с любовью, то не всегда получаем в ответ ожидаемую реакцию. Ведь напротив нас – тоже человек со своими эгоистическими желаниями, со своими реакциями и расчетами. И потому это не так просто, как на низких ступенях развития – в отношениях между человеком и животным или растением. Между человеком и человеком должна быть любовь, основанная на само отмене и на включении одного в другого.
Каббала много об этом говорит, потому что в любви заключается главная сила и основное исправление мира. Как написано: «Возлюбить ближнего, как самого себя – это великое правило Торы». А Творец как основная сила природы – это сила любви, и только любовью Он создал все и всем управляет. И единственное, к чему мы должны прийти – это только любовь, само понятие любви и обретение ее свойства.
Но научиться любить – это великое и необычайно сложное дело. Ведь любить – это значит, вместо своих желаний и устремлений, вместо своих целей, принять желания любимого человека и наполнить его желания, устремления и цели. А самого себя видеть лишь как средство для наполнения другого человека. Тогда это называется любовью.
Вопрос: И что человек тогда ощущает?
И тогда он ощущает наслаждение от того, что другой им наслаждается.
Вопрос: И в этой любви не будет страдания?
В такой любви не может быть страдания, ведь человек ничего не ждет в ответ. Если любовь заключается только в том, чтобы любить другого, ничего не требуя от него взамен, то она никогда не может сопровождаться страданием – ты будешь всегда наслаждаться. Ведь тогда все будет зависеть только от тебя: ты знаешь, чего человек хочет – так дай ему это, не требуя никакой благодарности. И тогда ты будешь только наслаждаться.
Вопрос: Но если я просто все ему отдам, у меня ничего не останется?!
Но это и называется любовью... А иначе это просто расчет – ты мне, я тебе. Ты продаешь ему что-то и требуешь за это заплатить. Это уже не любовь. Любовь бывает только в одну сторону, когда я дарю кому-то свою любовь без всякого расчета на вознаграждение.
Вопрос: Но зачем же мне такая любовь?!
В этом и состоит проблема! Ведь мы воспринимаем любовь между людьми, как любовь к рыбе, когда мне нравится какая-то еда и я люблю ее за то, что получаю от нее удовольствие. Но мы путаемся в понятии любви, и если ты любишь кого-то именно так, так знай, что это не называется любовью. Просто тебе приятно то, что дает тебе наслаждение.
Истинная любовь означает, что человек совершенно выходит из самого себя, не думая о себе – а только о другом и желая наполнить лишь его. И он наслаждается тем, что делает это без всякого собственного расчета, всякой оглядки на самого себя, не ожидая ничего в ответ.
Вопрос: В чем же заключается это наслаждение?
Это действительно духовное наслаждение, и мы должны достичь именно такой любви. Это делает человека свободным! Он вдруг чувствует себя независимым от самого себя – и это дает ощущение вечной и совершенной жизни.
Поэтому если человек по отношению к другим может выполнить принцип любви: «Возлюби ближнего, как самого себя» - то он поднимается выше своей природы. Он перестает быть привязанным к самому себе – он поднимается над собой.
Поэтому наша материальная любовь между людьми в этом мире должна показать нам путь к любви еще более высокой и оторванной от собственных интересов – так называемой, абсолютной любви.
Ведущий: Будем надеяться, что мы когда-нибудь научимся любить.
Вопрос (Сара): Говорят, что «меняя место, мы меняем судьбу». Я бы хотела знать: это лишь психологическое явление или в этом действительно есть какой-то реальный смысл, который надо серьезно учитывать?
Конечно это правильно, что «меняя место, мы меняем судьбу». Достаточно посмотреть на тех евреев, которые когда-то жили на земле Израиля тысячи лет назад, а потом вышли в изгнание - например, ведущий нашей программы, Орен отправился в Йемен, а я в Россию, пройдя через всю Европу, и теперь мы встречаемся и видим насколько мы различны – и по своей ментальности, и внешне. А ведь когда-то мы были похожи словно две капли воды – посмотрите, что сделало с нами место! Он вырос в одном месте, я – в другом, и мы отличаемся даже своей внешностью.
И все это определяется местом. Если мы поедем в Китай и проживем там несколько сотен лет, то станем похожи на китайцев. Поедем в южную Америку и там проживем несколько веков – примем вид южноамериканцев. Место, земля, силы, действующие на этой части земного шара, воздействуют на человека и изменяют его – как внешне, так и внутренне.
В наши дни есть очень интересные исследования о том, что человек зависит даже от той воды, которую пьет. Мы сегодня начинаем продавать воду и этим очень меняем человека. Мы начинаем использовать чужие силы, например привозим из Китая или Индии всякие товары, и это очень изменяет человека – он становится таким «универсальным», вобравшим в себя влияние всех культур. И конечно, «меняя место, мы меняем судьбу».
Но каббалисты хотели сказать этой фразой совершенно другое. Они имели в виду, что если мы меняем общество, свое окружение – именно это называется «поменять место», то этим мы изменяем свою удачу и судьбу. Ведь у человека нет иного средства изменить свое будущее, кроме как выбрать правильное общество и войти в него, подставив себя под его воздействие. Ведь мы полностью зависим от влияния окружения.
Поэтому меняющий место - то есть окружение, изменяет свою судьбу – свое будущее.
Вопрос (Марина Шустерман из Кфар-Сабы): Из ответов Рава я поняла, что человеку нет надобности менять свой образ жизни и он обязан продолжать жить обычной жизнью, работать и заботиться о семье, и только свое свободное время, которое остается в конце дня, он должен посвятить изучению Каббалы. Я бы хотела узнать, зависит ли моя скорость продвижения от того, сколько времени я уделяю занятиям? Ведь при нашей жизни, когда мы работаем с утра до вечера и имеем так много обязанностей, остается так мало свободного времени, и оно настолько сжатое, что мне кажется, этого недостаточно для духовного продвижения.
Мы должны понять, что наш мир устроен совершенно по особенному, соответственно неисправности наших душ, и для того, чтобы исправить свои души, мы и находимся сейчас в этих рамках, называющихся «этот мир». Это рамки – наиболее подходящие для нашего исправления. Поэтому речь идет лишь о том свободном времени, которым располагает человек после работы, заботы о доме, семье, улаживания всех неприятностей и проблем. И если оставшееся свободное время он посвятит своему духовному развитию – этого достаточно ему для продвижения.
Ведущий: Но это совсем небольшое время!
Это совсем небольшое время и этого достаточно! Если полчаса в день человек уделит науке Каббала, изучая, как исправить себя, это даст ему подсветку на все остальные часы и тогда все остальное время он тоже как бы будет находиться в этом процессе исправления и выяснения, и так это будет работать. Он не может забросить всю свою жизнь и засесть в каком-нибудь колеле или ешиве, считая себя уже праведником, которому больше нечего делать в этом мире. Это неправильно! Он этим не исправляет ни себя, ни мир.
Он обязан быть частью этого мира, не отдаляться от общества, и только благодаря тому, что он остается гражданином своей страны, и главой семьи, и работником на своем предприятии, будучи задействованным во все системы этого мира – из них он обязан достичь духовного исправления. Так требует наука Каббала. Человек должен работать и вместе с этим, из этого состояния, достичь своего внутреннего исправления.
Вопрос (Теодор Кригер из Аргентины): Когда душа входит в тело – в момент зачатия или во время рождения?
Если вопрос касается материального зачатия и рождения, то относительно них можно говорить лишь о материальном строении. Сегодня биологи и генетики начинают искусственно строить человеческое тело на основе генов и наследственных клеток, поэтому давайте договоримся, что наше тело – это просто животное во всех отношениях и о нем мы вообще не говорим. Это просто то, что нас сопровождает по нашей жизни.
Если же говорить о духовной жизни, то она ощущается только внутри души. А душа – это особое желание к духовному, которое мы должны в себе развить сейчас, пока находимся в этом мире как взрослые люди, обладающие силой, разумом, умом и сердцем. И когда мы вырастим это желание до определенного размера, тогда в нем мы почувствуем духовный мир, и это будет называться духовным рождением. И это называется обретением души, когда у меня есть огромное желание ощутить и понять духовный мир и жить в нем, и тогда внутри этого желания я начинаю чувствовать появление этого ощущения. И когда ко мне приходит это ощущение, это означает, что я родился в духовном мире – родилась моя душа.
И это происходит с уже выросшим, взрослым человеком, который работает над собой и за счет изучения науки Каббала развивает в себе это желание, и тогда он начинает ощущать как внутрь этого желания входит картина духовного мира.
Вопрос (Смадар из Рамат-Гана): Могут ли за ошибки, сделанные родителями, понести наказание их дети?
Нет. Я бы сказал даже больше, если прочесть статью Бааль Сулама «Свобода воли», то станет понятно, что нет никакой свободы выбора у человека, находящегося в этом мире, если он просто обычный, рядовой человек – один из семи миллиардов населяющих этот мир. У него нет никакой свободы воли, потому что он полностью ограничен рамками, где все уже организовано и определено. Ведь все определяется семьей, в которой он родился, полученным воспитанием и образованием, окружением, в котором он жил, врожденными свойствами – и все это он от кого-то получил. И потому, когда он вырастает, то продолжает жить согласно все тем же заложенным в него данным. Поэтому у него нет свободы выбора, а если нет выбора, то нет также и вознаграждения и наказания – ни за родителей, ни за детей, ни один не влияет на другого.
Когда человек получает возможность каких-то свободных действий, за которые, поскольку совершает их по своему выбору, он получает вознаграждение, а если не выполняет их, получает наказание? Только при условии, что он начинает получать желание к духовному продвижению – хочет узнать, для чего он живет. То есть он начинает задавать вопросы, которые лежат выше материальной жизни. Во всей этой материальной жизни, с самого начала нашей истории и до сегодняшнего дня наше продвижение по всему этому пути было вынужденным. И если спросить человека преклонного возраста, как он прошел эту жизнь, то он скажет, что это не он прошел жизнь, а жизнь прошла по нему - сам же он будто бы и не действовал и ничего не делал. Такое ощущение возникает у человека, когда он оглядывается на свое прошлое. И это на самом деле верно.
Но если человека мучит вопрос, как духовно подняться, обрести духовный мир, прорваться в него – лишь относительно этого вопроса у него появляется свобода воли.
Вопрос (Шири из Кирьят-Бялика): В последнее время я увлеклась Каббалой. Но до того, я испробовала разные другие методики и мне кажется, что есть много путей, которые в итоге ведут в одно и то же место. И каждый выбирает подходящую ему методику, согласно своей индивидуальности, своему характеру, свойствам, а в итоге все приходят к одной цели. Правильное ли это мнение или нет?
Пока человек не достиг своей окончательной зрелости, то есть его желания еще не прояснились и у него не возникает ясного вопроса: «Для чего я живу, почему, в чем смысл моей жизни, какой должна быть ее цель?» и он просто плывет по жизненному течению, где сегодняшний день не отличается от вчерашнего, то он хочет внести какой-то интерес в свою жизнь и для этого пускается в разные занятия – занимается похудением, йогой, всевозможными методиками и практиками в каких-то кружках. Пока не понимает, что все эти занятия оставляют его пустым. И если он достигает такого состояния, то тогда ему действительно не остается ничего, кроме науки Каббала.
В мире существует множество разных учений и теорий. Постепенно они все рухнут, и мы уже сейчас видим, что люди понемногу начинают осознавать пустоту всех восточных учений, которые распространились по всему миру. Это особый процесс. Он начался еще с древнего Вавилона и Авраама, который и учредил все эти учения, желая ускорить продвижение человечества к пониманию науки Каббала. В итоге, когда человек раскрывает свое истинное желание – самое большое и эгоистическое, которое требует у него выяснить: «Для чего нужно жить, для чего я живу?» - он приходит к науке Каббала после всех так называемых «духовных» учений.
Все такие учения, кроме науки Каббала, основаны на подавлении эгоистического желания в человеке. И благодаря этому человек чувствует себя немного комфортнее и лучше. Тогда как наука Каббала говорит о развитии человеческого эгоизма, чтобы именно посредством него достичь ощущения полной и совершенной реальности.
Вопрос (Хозе из Испании): Уже долгое время я понемногу шаг за шагом приближаюсь к занятиям Каббалой. Недавно я прочитал несколько статей и интервью, в которых говорится о приближающихся глобальных катастрофах. Меня это очень обеспокоило и даже испугало. И я хотел бы знать, хорошо это или не хорошо, если я начну заниматься Каббалой из-за страха перед катастрофами?
Действительно, люди начинают интересоваться Каббалой из-за своего страха и от отчаяния. Человек создан эгоистом, и если бы он хорошо себя чувствовал, мог наполнить себя и не встречал в этом мире никакого зла, то зачем ему интересоваться Каббалой и вообще тратить силы на какую-то науку? Только ощущаемые нами страдания, страх за свое будущее и горький опыт прошлого толкают нас узнать: почему так происходит и что же это такое?
Поэтому к науке Каббала приходят люди разочаровавшиеся и страдающие. У человека могут быть все блага, но он переживает за свою жизнь, за то, что с ним происходит и что будет дальше, для чего он живет и с чем закончит эту жизнь. Он ощущает огромную внутреннюю опустошенность и она распространяется на все происходящее в нашем мире. То есть человек видит, что ничто в этом мире не может его наполнить – неважно, будет ли он самым богатым человеком, самым известным, самым сильным, это все равно не сможет его удовлетворить.
И тогда он приходит к науке Каббала, потому что уже спрашивает не об этом мире – а о духовном, о чем-то, лежащем выше этой жизни, о более высоком наполнении. Мы видим, что приходят именно такие люди, и так написано в «Предисловии к Учению о десяти сфирот», что человек приходит к изучению Каббалы лишь с одним вопросом: «В чем смысл моей жизни?». К науке Каббала не приходят из простого любопытства. Такие люди выбирают другие учения и методики. Но человек, действительно готовый к науке Каббала, приходит, поскольку видит, что в этом мире нет ничего, и он должен найти причину для своего существования.
Вопрос (Коби из Ашдода): Допустимо ли учиться только по записям уроков? У меня нет возможности смотреть прямую трансляцию уроков по ночам и поэтому я смотрю их только в записи.
Ничего страшного, можно учиться по записям уроков. Вы можете скачивать их с нашего интернет-сайта из нашего архива и смотреть в удобное для вас время и будете вместе с нами продвигаться. В духовном нет времени, и если вы пребываете в том же воодушевлении и впечатлении, то находитесь вместе с нами. Как говорится: «Никогда не прекращается дарование Торы», а человек должен лишь присоединиться к ней и получить эту Тору – получить этот высший свет, спускающийся свыше. Когда присоединится – тогда и получит Тору. Так же и здесь – когда вы присоединитесь к нам, то попадете в поле действия той же силы, которая наполняет нас во время урока, и она наполнит вас тоже.
И если говорить обо всем мире, то есть об обучении в масштабах всего земного шара, то у нас есть ученики и в Аргентине, и в Сиднее, на противоположных концах мира. И разумеется они учатся в разное время и это ничему не вредит. Из нашего опыта мы видим, что они продвигаются вместе с нами и очень хорошо.
Вы правы. Человек действительно должен совместить оба этих мира. Он должен постичь духовный мир в то время, когда живет и находится здесь в этом материальном мире. Именно для этого он существует на этой земле в материальных рамках этого мира.
И он должен сделать это без всякого принуждения. В духовном нет насилия. Начните изучать науку Каббала и вы начнете совершенствовать себя. По мере своего развития и продвижения вы начнете менять свои ценности: с тех, которые есть у вас сегодня – на более возвышенные, более духовные. И так вы постепенно, к собственному удовольствию, будете подниматься и вместо того, чтобы концентрироваться на материальном и уделять все свое внимание этому миру, больше будете заботиться о своем духовном развитии – совершенном и вечном. А делами этого мира вы будете заниматься для того, чтобы в нем прожить.
Мы обязаны жить в этом мире, рожать детей, иметь семью, родственников, профессию, учиться. Человек должен быть гражданином своей страны, он должен знать о происходящем в мире, он должен участвовать во всей этой системе жизни – она не создана бесцельно, чтобы мы пренебрегли ею и просто оттолкнули. Но вместе с этим, поверх нее он должен достичь духовного постижения и увидеть, как два эти мира совмещаются вместе, и перед ним раскрывается полная картина, давая восприятие и ощущение всей реальности.
Вопрос ведущего: Значит, духовное развитие не требует, чтобы человек подавлял и ограничивал свои материальные желания?
Ничего не нужно подавлять! Наука Каббала говорит, и именно так мы поступаем с нашими учениками: приходи и начинай учиться! Все остальное сделает с тобой сам изучаемый материал – так называемый, свет, возвращающий к источнику. Учеба притягивает к тебе свет и пробуждает в тебе такие силы и способности исследовать и понимать реальность, что ты сам меняешься. И это самое лучшее, а снаружи запрещено оказывать на человека давление.
Вопрос (Йоси из Хайфы): Я бы хотел узнать, почему любовь всегда сопровождают такие большие страдания, и любовь и боль всегда приходят вместе?
То, что мы в нашем мире называем любовью – это всего лишь одна из возможностей использовать ближнего, только в такой форме, что нам кажется будто мы его любим. Это все равно, что любовь к рыбе – когда я люблю что-то, приносящее мне наслаждение.
Но любовь между людьми отличается от любви к неживому, растительному и животному. Когда я люблю растение или животное, то могу получить какую-то любовь в ответ на свою заботу и почувствовать, что мое домашнее животное или растение отвечают мне благодарностью и положительно на меня реагируют. Но по отношению к чужому человеку возникает большая проблема, потому что когда мы относимся к кому-то с любовью, то не всегда получаем в ответ ожидаемую реакцию. Ведь напротив нас – тоже человек со своими эгоистическими желаниями, со своими реакциями и расчетами. И потому это не так просто, как на низких ступенях развития – в отношениях между человеком и животным или растением. Между человеком и человеком должна быть любовь, основанная на само отмене и на включении одного в другого.
Каббала много об этом говорит, потому что в любви заключается главная сила и основное исправление мира. Как написано: «Возлюбить ближнего, как самого себя – это великое правило Торы». А Творец как основная сила природы – это сила любви, и только любовью Он создал все и всем управляет. И единственное, к чему мы должны прийти – это только любовь, само понятие любви и обретение ее свойства.
Но научиться любить – это великое и необычайно сложное дело. Ведь любить – это значит, вместо своих желаний и устремлений, вместо своих целей, принять желания любимого человека и наполнить его желания, устремления и цели. А самого себя видеть лишь как средство для наполнения другого человека. Тогда это называется любовью.
Вопрос: И что человек тогда ощущает?
И тогда он ощущает наслаждение от того, что другой им наслаждается.
Вопрос: И в этой любви не будет страдания?
В такой любви не может быть страдания, ведь человек ничего не ждет в ответ. Если любовь заключается только в том, чтобы любить другого, ничего не требуя от него взамен, то она никогда не может сопровождаться страданием – ты будешь всегда наслаждаться. Ведь тогда все будет зависеть только от тебя: ты знаешь, чего человек хочет – так дай ему это, не требуя никакой благодарности. И тогда ты будешь только наслаждаться.
Вопрос: Но если я просто все ему отдам, у меня ничего не останется?!
Но это и называется любовью... А иначе это просто расчет – ты мне, я тебе. Ты продаешь ему что-то и требуешь за это заплатить. Это уже не любовь. Любовь бывает только в одну сторону, когда я дарю кому-то свою любовь без всякого расчета на вознаграждение.
Вопрос: Но зачем же мне такая любовь?!
В этом и состоит проблема! Ведь мы воспринимаем любовь между людьми, как любовь к рыбе, когда мне нравится какая-то еда и я люблю ее за то, что получаю от нее удовольствие. Но мы путаемся в понятии любви, и если ты любишь кого-то именно так, так знай, что это не называется любовью. Просто тебе приятно то, что дает тебе наслаждение.
Истинная любовь означает, что человек совершенно выходит из самого себя, не думая о себе – а только о другом и желая наполнить лишь его. И он наслаждается тем, что делает это без всякого собственного расчета, всякой оглядки на самого себя, не ожидая ничего в ответ.
Вопрос: В чем же заключается это наслаждение?
Это действительно духовное наслаждение, и мы должны достичь именно такой любви. Это делает человека свободным! Он вдруг чувствует себя независимым от самого себя – и это дает ощущение вечной и совершенной жизни.
Поэтому если человек по отношению к другим может выполнить принцип любви: «Возлюби ближнего, как самого себя» - то он поднимается выше своей природы. Он перестает быть привязанным к самому себе – он поднимается над собой.
Поэтому наша материальная любовь между людьми в этом мире должна показать нам путь к любви еще более высокой и оторванной от собственных интересов – так называемой, абсолютной любви.
Ведущий: Будем надеяться, что мы когда-нибудь научимся любить.
Вопрос (Сара): Говорят, что «меняя место, мы меняем судьбу». Я бы хотела знать: это лишь психологическое явление или в этом действительно есть какой-то реальный смысл, который надо серьезно учитывать?
Конечно это правильно, что «меняя место, мы меняем судьбу». Достаточно посмотреть на тех евреев, которые когда-то жили на земле Израиля тысячи лет назад, а потом вышли в изгнание - например, ведущий нашей программы, Орен отправился в Йемен, а я в Россию, пройдя через всю Европу, и теперь мы встречаемся и видим насколько мы различны – и по своей ментальности, и внешне. А ведь когда-то мы были похожи словно две капли воды – посмотрите, что сделало с нами место! Он вырос в одном месте, я – в другом, и мы отличаемся даже своей внешностью.
И все это определяется местом. Если мы поедем в Китай и проживем там несколько сотен лет, то станем похожи на китайцев. Поедем в южную Америку и там проживем несколько веков – примем вид южноамериканцев. Место, земля, силы, действующие на этой части земного шара, воздействуют на человека и изменяют его – как внешне, так и внутренне.
В наши дни есть очень интересные исследования о том, что человек зависит даже от той воды, которую пьет. Мы сегодня начинаем продавать воду и этим очень меняем человека. Мы начинаем использовать чужие силы, например привозим из Китая или Индии всякие товары, и это очень изменяет человека – он становится таким «универсальным», вобравшим в себя влияние всех культур. И конечно, «меняя место, мы меняем судьбу».
Но каббалисты хотели сказать этой фразой совершенно другое. Они имели в виду, что если мы меняем общество, свое окружение – именно это называется «поменять место», то этим мы изменяем свою удачу и судьбу. Ведь у человека нет иного средства изменить свое будущее, кроме как выбрать правильное общество и войти в него, подставив себя под его воздействие. Ведь мы полностью зависим от влияния окружения.
Поэтому меняющий место - то есть окружение, изменяет свою судьбу – свое будущее.
Вопрос (Марина Шустерман из Кфар-Сабы): Из ответов Рава я поняла, что человеку нет надобности менять свой образ жизни и он обязан продолжать жить обычной жизнью, работать и заботиться о семье, и только свое свободное время, которое остается в конце дня, он должен посвятить изучению Каббалы. Я бы хотела узнать, зависит ли моя скорость продвижения от того, сколько времени я уделяю занятиям? Ведь при нашей жизни, когда мы работаем с утра до вечера и имеем так много обязанностей, остается так мало свободного времени, и оно настолько сжатое, что мне кажется, этого недостаточно для духовного продвижения.
Мы должны понять, что наш мир устроен совершенно по особенному, соответственно неисправности наших душ, и для того, чтобы исправить свои души, мы и находимся сейчас в этих рамках, называющихся «этот мир». Это рамки – наиболее подходящие для нашего исправления. Поэтому речь идет лишь о том свободном времени, которым располагает человек после работы, заботы о доме, семье, улаживания всех неприятностей и проблем. И если оставшееся свободное время он посвятит своему духовному развитию – этого достаточно ему для продвижения.
Ведущий: Но это совсем небольшое время!
Это совсем небольшое время и этого достаточно! Если полчаса в день человек уделит науке Каббала, изучая, как исправить себя, это даст ему подсветку на все остальные часы и тогда все остальное время он тоже как бы будет находиться в этом процессе исправления и выяснения, и так это будет работать. Он не может забросить всю свою жизнь и засесть в каком-нибудь колеле или ешиве, считая себя уже праведником, которому больше нечего делать в этом мире. Это неправильно! Он этим не исправляет ни себя, ни мир.
Он обязан быть частью этого мира, не отдаляться от общества, и только благодаря тому, что он остается гражданином своей страны, и главой семьи, и работником на своем предприятии, будучи задействованным во все системы этого мира – из них он обязан достичь духовного исправления. Так требует наука Каббала. Человек должен работать и вместе с этим, из этого состояния, достичь своего внутреннего исправления.
Вопрос (Теодор Кригер из Аргентины): Когда душа входит в тело – в момент зачатия или во время рождения?
Если вопрос касается материального зачатия и рождения, то относительно них можно говорить лишь о материальном строении. Сегодня биологи и генетики начинают искусственно строить человеческое тело на основе генов и наследственных клеток, поэтому давайте договоримся, что наше тело – это просто животное во всех отношениях и о нем мы вообще не говорим. Это просто то, что нас сопровождает по нашей жизни.
Если же говорить о духовной жизни, то она ощущается только внутри души. А душа – это особое желание к духовному, которое мы должны в себе развить сейчас, пока находимся в этом мире как взрослые люди, обладающие силой, разумом, умом и сердцем. И когда мы вырастим это желание до определенного размера, тогда в нем мы почувствуем духовный мир, и это будет называться духовным рождением. И это называется обретением души, когда у меня есть огромное желание ощутить и понять духовный мир и жить в нем, и тогда внутри этого желания я начинаю чувствовать появление этого ощущения. И когда ко мне приходит это ощущение, это означает, что я родился в духовном мире – родилась моя душа.
И это происходит с уже выросшим, взрослым человеком, который работает над собой и за счет изучения науки Каббала развивает в себе это желание, и тогда он начинает ощущать как внутрь этого желания входит картина духовного мира.
Вопрос (Смадар из Рамат-Гана): Могут ли за ошибки, сделанные родителями, понести наказание их дети?
Нет. Я бы сказал даже больше, если прочесть статью Бааль Сулама «Свобода воли», то станет понятно, что нет никакой свободы выбора у человека, находящегося в этом мире, если он просто обычный, рядовой человек – один из семи миллиардов населяющих этот мир. У него нет никакой свободы воли, потому что он полностью ограничен рамками, где все уже организовано и определено. Ведь все определяется семьей, в которой он родился, полученным воспитанием и образованием, окружением, в котором он жил, врожденными свойствами – и все это он от кого-то получил. И потому, когда он вырастает, то продолжает жить согласно все тем же заложенным в него данным. Поэтому у него нет свободы выбора, а если нет выбора, то нет также и вознаграждения и наказания – ни за родителей, ни за детей, ни один не влияет на другого.
Когда человек получает возможность каких-то свободных действий, за которые, поскольку совершает их по своему выбору, он получает вознаграждение, а если не выполняет их, получает наказание? Только при условии, что он начинает получать желание к духовному продвижению – хочет узнать, для чего он живет. То есть он начинает задавать вопросы, которые лежат выше материальной жизни. Во всей этой материальной жизни, с самого начала нашей истории и до сегодняшнего дня наше продвижение по всему этому пути было вынужденным. И если спросить человека преклонного возраста, как он прошел эту жизнь, то он скажет, что это не он прошел жизнь, а жизнь прошла по нему - сам же он будто бы и не действовал и ничего не делал. Такое ощущение возникает у человека, когда он оглядывается на свое прошлое. И это на самом деле верно.
Но если человека мучит вопрос, как духовно подняться, обрести духовный мир, прорваться в него – лишь относительно этого вопроса у него появляется свобода воли.
Вопрос (Шири из Кирьят-Бялика): В последнее время я увлеклась Каббалой. Но до того, я испробовала разные другие методики и мне кажется, что есть много путей, которые в итоге ведут в одно и то же место. И каждый выбирает подходящую ему методику, согласно своей индивидуальности, своему характеру, свойствам, а в итоге все приходят к одной цели. Правильное ли это мнение или нет?
Пока человек не достиг своей окончательной зрелости, то есть его желания еще не прояснились и у него не возникает ясного вопроса: «Для чего я живу, почему, в чем смысл моей жизни, какой должна быть ее цель?» и он просто плывет по жизненному течению, где сегодняшний день не отличается от вчерашнего, то он хочет внести какой-то интерес в свою жизнь и для этого пускается в разные занятия – занимается похудением, йогой, всевозможными методиками и практиками в каких-то кружках. Пока не понимает, что все эти занятия оставляют его пустым. И если он достигает такого состояния, то тогда ему действительно не остается ничего, кроме науки Каббала.
В мире существует множество разных учений и теорий. Постепенно они все рухнут, и мы уже сейчас видим, что люди понемногу начинают осознавать пустоту всех восточных учений, которые распространились по всему миру. Это особый процесс. Он начался еще с древнего Вавилона и Авраама, который и учредил все эти учения, желая ускорить продвижение человечества к пониманию науки Каббала. В итоге, когда человек раскрывает свое истинное желание – самое большое и эгоистическое, которое требует у него выяснить: «Для чего нужно жить, для чего я живу?» - он приходит к науке Каббала после всех так называемых «духовных» учений.
Все такие учения, кроме науки Каббала, основаны на подавлении эгоистического желания в человеке. И благодаря этому человек чувствует себя немного комфортнее и лучше. Тогда как наука Каббала говорит о развитии человеческого эгоизма, чтобы именно посредством него достичь ощущения полной и совершенной реальности.
Вопрос (Хозе из Испании): Уже долгое время я понемногу шаг за шагом приближаюсь к занятиям Каббалой. Недавно я прочитал несколько статей и интервью, в которых говорится о приближающихся глобальных катастрофах. Меня это очень обеспокоило и даже испугало. И я хотел бы знать, хорошо это или не хорошо, если я начну заниматься Каббалой из-за страха перед катастрофами?
Действительно, люди начинают интересоваться Каббалой из-за своего страха и от отчаяния. Человек создан эгоистом, и если бы он хорошо себя чувствовал, мог наполнить себя и не встречал в этом мире никакого зла, то зачем ему интересоваться Каббалой и вообще тратить силы на какую-то науку? Только ощущаемые нами страдания, страх за свое будущее и горький опыт прошлого толкают нас узнать: почему так происходит и что же это такое?
Поэтому к науке Каббала приходят люди разочаровавшиеся и страдающие. У человека могут быть все блага, но он переживает за свою жизнь, за то, что с ним происходит и что будет дальше, для чего он живет и с чем закончит эту жизнь. Он ощущает огромную внутреннюю опустошенность и она распространяется на все происходящее в нашем мире. То есть человек видит, что ничто в этом мире не может его наполнить – неважно, будет ли он самым богатым человеком, самым известным, самым сильным, это все равно не сможет его удовлетворить.
И тогда он приходит к науке Каббала, потому что уже спрашивает не об этом мире – а о духовном, о чем-то, лежащем выше этой жизни, о более высоком наполнении. Мы видим, что приходят именно такие люди, и так написано в «Предисловии к Учению о десяти сфирот», что человек приходит к изучению Каббалы лишь с одним вопросом: «В чем смысл моей жизни?». К науке Каббала не приходят из простого любопытства. Такие люди выбирают другие учения и методики. Но человек, действительно готовый к науке Каббала, приходит, поскольку видит, что в этом мире нет ничего, и он должен найти причину для своего существования.
Вопрос (Коби из Ашдода): Допустимо ли учиться только по записям уроков? У меня нет возможности смотреть прямую трансляцию уроков по ночам и поэтому я смотрю их только в записи.
Ничего страшного, можно учиться по записям уроков. Вы можете скачивать их с нашего интернет-сайта из нашего архива и смотреть в удобное для вас время и будете вместе с нами продвигаться. В духовном нет времени, и если вы пребываете в том же воодушевлении и впечатлении, то находитесь вместе с нами. Как говорится: «Никогда не прекращается дарование Торы», а человек должен лишь присоединиться к ней и получить эту Тору – получить этот высший свет, спускающийся свыше. Когда присоединится – тогда и получит Тору. Так же и здесь – когда вы присоединитесь к нам, то попадете в поле действия той же силы, которая наполняет нас во время урока, и она наполнит вас тоже.
И если говорить обо всем мире, то есть об обучении в масштабах всего земного шара, то у нас есть ученики и в Аргентине, и в Сиднее, на противоположных концах мира. И разумеется они учатся в разное время и это ничему не вредит. Из нашего опыта мы видим, что они продвигаются вместе с нами и очень хорошо.
Обсуждения Спроси каббалиста - 5 июля 2007 г