Вопрос (Меир из Хайфы): Я заметил, что в последнее время очень много шума вокруг Каббалы. Лично я так и не сумел понять, что это такое. Можно ли получить от вас ответ: что такое Каббала?
Каббала – это очень древняя наука, выходящая из древнего Вавилона. Первым человеком, постигшим ее, был Праотец Авраам, который рассказал о ней в своей книге «Ецира» (книга Создания). После него ее продолжили многие каббалисты: Моше, все праотцы, Рабби Шимон Бар Йохай, Святой Ари, и наконец Бааль Сулам, который раскрыл для нас Каббалу, дав объяснения на современном для нас языке.
Вся эта наука говорит о раскрытии Божественного. Бааль Сулам, давая определение в статье «Суть науки Каббала», говорит, что Каббала – это раскрытие Творца творению, находящемуся в этом мире.
Таким образом, если у любого человека, такого же как вы или я, каждого человека в мире появляется стремление, желание раскрыть высшую силу, которая воздействует на него, сопровождает и организует всю его жизнь, то он может это сделать с помощью науки Каббала. То есть наука Каббала – это средство раскрытия Творца.
Вопрос (Михаль из Нетании): В последнее время я начала смотреть ваши ночные уроки и мне бы хотелось узнать, знают ли каббалисты такие вещи, которые не известны обычным людям? А если да, то как они получили это знание? Откуда оно пришло?
Каббалисты – это такие же люди, как мы, за исключением того, что с помощью каббалистической методики они развили в себе дополнительный орган чувств, который называется «экран», «душа» или «шестое чувство». И посредством него они могут раскрыть еще одну часть реальности, которая от нас скрыта.
Мы живем в неком мире, и сами понимаем, что этот мир не совершенен, поскольку не знаем, что с нами случится даже в следующее мгновение. А каббалисты, развившие в себе особый орган чувств, позволяющий им выйти из себя и развить особое восприятие, могут воспринимать более широкую реальность, которая называется духовным, высшим миром. И благодаря этому они чувствуют и понимают, что происходит в реальности, в мире.
Вопрос (Орит из Тель-Авива): Я уже несколько месяцев читаю вашу газету «Каббала народу», и она мне очень нравится. Меня необычайно беспокоит ситуация в нашем образовании, в воспитании детей и подростков. Например, вчера я слышала в новостях, что в одном месте около Афулы подростки 13-ти лет подожгли машину своего школьного учителя. Поэтому я хочу спросить: почему мы не в состоянии справиться со своими детьми и воспитать их так, как положено. Когда я думаю об этом, мне просто становится страшно. Страшно представить, что будет здесь со следующим поколением.
На самом деле, кризис, касающийся воспитания нового поколения в нашей стране – самый страшный из всех, существующих в мире. В действительности, весь мир находится в кризисе, который охватывает экологию, политику, экономику, культуру и образование. Во всем человечестве рушатся все общественные системы.
Хотя нам и кажется, что в других странах это проявляется не так ярко, как у нас. И это действительно так. Ведь мы особый народ – народ, который должен принести в мир исправление и, как написано, «быть светом для народов мира». Поэтому у нас все эти проблемы и кризисы более обострены и ярко выражены, чем у других народов.
Мы самые эгоистичные, самые развитые, как сказано в Торе: «жестоковыйный народ». И поэтому у нас все эти проблемы настолько заметны. Скоро все они придут также и к другим народам, но у нас они будут проявляться в беспрецедентной мере.
Наше поколение совершенно уникальное. Мы никогда еще не видели, чтобы дети были настолько оторваны от родителей и не принимали никакие их ценности. Во все прежние времена следующее поколение было просто более развито, чем предыдущее, и оно желало продвинуться вперед. И потому, даже несмотря на то, что оно не очень соглашалось с прежним поколением, но это несогласие только способствовало его большему продвижению. И так человечество шло вперед и развивалось, поколение за поколением.
Человек – это единственное творение, в котором каждое мгновение в течение всей его жизни, из поколения в поколение постоянно возрастает эго, эгоистическое желание. И согласно этому он требует все большего развития и каждый раз организует вокруг себя новый мир, новую окружающую среду.
Но сейчас мы достигли такой ситуации, когда мы не желаем ничего нового. Наши дети не хотят чего-то нового – они не стремятся к экономическому благополучию, к деньгам, почету, знаниям, власти. Они всем этим пренебрегают. Они просто не желают этого мира. И это именно то самое новое поколение, о котором написано в книге Зоар. Каббалисты пишут, что придет поколение, которое потребует духовного подъема, а без этого оно не будет чувствовать, что стоит жить.
Иначе, его единственным стремлением будет уйти в наркотики, отключиться от жизни и просто прожигать свои годы. Ведь человек не видит в этом мире, в материальной плоскости, которой ограничена жизнь нашего общества, ничего, что могло бы его наполнить. И поэтому мы должны найти форму, с которой сможем обратиться к новому поколению и дать ему то, что оно на самом деле внутри хочет слышать и получить.
Оно само этого не осознает, но каббалисты раскрывают нам секрет этого поколения. А потому наука Каббала – это единственное, что может дать ответ на этот вопрос.
Вопрос (Дина): Что означают сны об умерших?
Сны – это чисто психологическое явление. Человек переживает в течение дня всевозможные чувства, впечатления, мысли, страхи, радость. А во время сна эти мысли, переживания и впечатления теряют свою материальную основу и остаются лишь на уровне духа, если можно так его назвать, на нематериальном уровне. И тогда они соединяются между собой во всевозможных причудливых формах, и потому мы иногда видим такие нереальные сны. Но в них нет ничего, кроме наших впечатлений и чувств, пережитых днем – сегодня или вчера, не важно когда. Однако в них нет ничего, связанного с будущим.
Действительно, бывают сны, навеянные предчувствием будущего, но это вовсе не значит, что именно оттуда к нам приходят сны. Наука Каббала этим не занимается – это к ней не относится.
Вопрос (из Испании): Мне 21 год и у меня нет ни работы, ни жены, ни детей. Я читал, что все это вещи, необходимые для исправления. Могу ли я учить Каббалу или должен ждать, когда все это у меня появится?
На самом деле, для того, чтобы изучать Каббалу, человек должен быть связан со всеми системами этого мира. Ведь этот мир не сотворен бесцельно и не просто так мы созданы мужчинами и женщинами, которые должны жениться, жить в семье и рожать детей, должны работать, учиться для получения профессии, заботиться о своем существовании и о своих близких. У всех этих систем есть духовный корень, и если человек в этом мире не приводит себя в соответствие своему духовному корню, он как будто не использует все эти данные ему средства.
Он должен сказать: «Для меня создан мир» и все, что есть в этом мире, относится к нему. И потому наука Каббала говорит, что если жизнь человека правильно не организована во всех системах этого мира, то есть он не женат и не имеет ни жены, ни детей, ни специальности – он должен прежде всего наладить эту свою жизнь, а затем переходить к изучению Каббалы. И это условие соблюдалось как настоящий закон во всех предыдущих поколениях.
Но в наши дни, поскольку наука Каббала уже должна привести весь мир к исправлению, то можно начинать ее изучать, еще даже не выполнив все эти условия, не приведя материальную жизнь в соответствие духовным корням, еще не включившись во все системы этого мира, а просто начать учиться в том состоянии, в котором человек сейчас находится. А с течением времени он исправит также и свою материальную жизнь.
Это не такая большая проблема – жениться и начать работать. Как раз занятия Каббалой приведут его к более серьезному отношению к жизни, дадут ему силу для продвижения и жизненную цель, которой реально достичь. И это подтолкнет его к тому, чтобы правильнее устроить и свою материальную жизнь.
Вопрос (Моти из Герцелии): Мы только что говорили о женитьбе, но к сожалению есть и противоположный вопрос. Как Каббала объясняет такую проблему, как разводы? Почему это происходит с таким большим количеством семей и как можно это остановить?
Разводы – это настоящий бич современного общества, и не только в Израиле, но и во всем мире. Дело в том, что в течение нашей истории, по мере развития человечества от поколения к поколению в мир приходят одни и те же души, те же люди, совершающие круговорот за круговоротом. И переходя от одного жизненного перевоплощения к другому, мы все время наращиваем свой эгоизм, свое желание насладиться, желание все получить. И в нашем поколении мы пришли к такому состоянию, когда каждый является полным эгоистом, желающим лишь использовать ближнего.
До такой степени, что мы не способны ужиться даже в своей семье, со своим партнером. Дети не могут ужиться с родителями - а родители тоже не хотят, чтобы дети жили с ними вместе. Человек не в состоянии жить в мире даже с самим собой. Наш эгоизм настолько вырос, что мы уже не можем его выносить. И потому мы не способны построить никакой самой маленькой ячейки, даже такой естественной, как семья, к созданию которой нас обязывает сама природа, подталкивая именно к такому поведению.
Ведь такая же форма существования характерна для всех животных. Но человеческий эгоизм вырвался на такую высоту, что мы уже даже не можем удерживать себя в рамках законов природы. И это говорит о том, что наше поколение обязано исправить себя и подняться с этого материального уровня на более духовный.
Мы еще увидим человечество все более раздробленным и отдаляющимся друг от друга. Люди не смогут найти себе пару и существовать вместе. Они будут разводиться и разрушать свою жизнь и всю связь между ними. И единственное, что здесь может помочь – это привнести в нашу жизнь высшую силу, которая называется «светом, возвращающим к источнику».
Как написано в Торе: «Я создал злое начало», которое разделяет людей, и заставляет каждого использовать друг друга, «но также создал Тору как средство для его исправления». Под Торой подразумевается особый высший свет, заключенный в каббалистических книгах, который возвращает к своему источнику – это высшая сила, приходящая к каждому и исправляющая нас.
А если он исправит нас, то мы придем к взаимной любви, соединению, ощутим себя братьями, сможем создать семьи, хорошую связь между собой и связь каждого человека со всем миром. Иначе нет. Природа раскрывает это заключенное в нас зло для того, чтобы мы его исправили.
То есть с одной стороны, мы обязаны прочувствовать свое зло, а с другой стороны, уже пришло время нам познать его и захотеть исправить.
Вопрос (Ури из Раананы): Как Каббала относится к юмору и смеху?
Каббала дает ответы на самые трагические, пессимистичные вопросы, но она также несет в себе много юмора, веселья и радости, воодушевления и вдохновения. Ведь человек, приступающий к изучению Каббалы, начинает ощущать духовную, высшую силу. Он включается в вечность. Он начинает осознавать, что вся природа – это не тот крохотный мир, в котором он сейчас живет: хозяин на работе, жена, дети, трудности жизни, давление, экологическая угроза, война и всевозможные проблемы. Он чувствует себя принадлежащим вечному и совершенному течению природы. И это наполняет его совершенно иным, радостным ощущением жизни.
Кроме того, написано, что вся наша жизнь – это игра. Как рассказывает Тора о словах Сары: «Пошутил со мной Творец», а в книге Зоар написано, что «Творец сидит и играет с Левиатаном». Смех и шутки – это совершенно особенное явление, свойственное для очень высоких уровней развития человеческого интеллекта. И хотя евреи постоянно вели жизнь, полную страданий, но им особо было присуще это чувство юмора.
Обратите внимание, что душевнобольной человек не понимает юмора, не может шутить и не способен чувствовать себя счастливым. Юмор относится только к такому восприятию, которое способно подняться над нашей обычной жизнью. И тот, кто занимается Каббалой, поднимается до такого уровня.
Я помню, что когда пришел учиться к своему учителю, Раву Баруху Ашлагу, был поражен, как человек в возрасте 80-ти лет, такой зрелый, мудрый и так много понимающий, тесно связанный со всей историей человечества, со всей системой духовных миров, настолько любил веселье и шутки. Он очень любил забавные казусы, вырастающие из какого-то рассуждения, когда человек внезапно связывает две противоположные вещи и тогда его озаряет какая-то особая, блестящая догадка.
Все это несет в себе наука Каббала, во множестве историй и примеров, из которых видно, как каббалисты любили веселье и шутки.
Вся наша жизнь – игра, и особенно духовная жизнь. Почему? Игрой называется, когда я выполняю некие действия и за счет них достигаю какого-то особого развития. И для человека, занимающегося наукой Каббала, это на самом деле словно игра. Он не знает, что в точности делает, не знает, что он в действительности читает, не знает, что книга собирается ему раскрыть, и каждый раз когда ему удается с ней связаться, он открывает для себя еще один пласт, еще один уровень, еще один мир – какую-то более широкую и совершенно новую реальность. И это называется игрой.
Также и в природных системах - развитие клеток, вообще любое развитие от одного уровня до другого возможно только за счет такой игры, когда мы не знаем, какова следующая ступень, но развиваемся до нее за счет занятий, которые она нам предоставляет.
Вопрос (Варда из Тель-Авива): Как будет выглядеть мир после своего окончательного исправления? Каким будет наше совершенное будущее существование и чем оно будет отличаться от сегодняшнего?
Прежде всего, для того чтобы перейти от нашей сегодняшней жизни к совершенному будущему существованию, мы должны пройти определенный процесс. И пройти его можно за счет страданий или по собственному желанию, стимулируя свое развитие. В разнице между двумя этими путями собственно и заключается наша свобода выбора.
Следующее состояние уже предопределено и существует, и мы обязаны его достичь. Это та же ситуация, когда родители хотят, чтобы их ребенок достиг какого-то определенного состояния, и если он не желает этого, то они заставляют его наказаниями и жесткими воспитательными мерами. Если же он понимает, чего от него хотят и что это ему во благо, и сам согласен поставить это целью своей жизни, то он продвигается с удовольствием и чувствует себя хорошо.
Выходит, что если мы не желаем развиваться, то перед нами лежит «путь страданий», а если желаем развиваться, то – «путь света». Каббалисты говорят, что если мы не захотим сами двигаться, то впереди нас ожидают большие страдания, включая еще две мировые войны, после которых весь мир и все человечество все же будет вынуждено понять, какой цели оно должно достичь. И придет к ней – по-хорошему или по-плохому.
Но я надеюсь, что за счет распространения науки Каббала мы представим перед человечеством картину будущего, и оно поймет, насколько грандиозные вещи его ожидают, и насколько это лучше нашей сегодняшней жизни, и захочет продвигаться к этому будущему осознанно и по собственному желанию.
Какой же будет жизнь этого «последнего поколения», которая описана в одноименной книге? Последнее поколение – это уже даже наше поколение. Это не значит, что мы должны ждать до какого-то последнего поколения, после которого уже ничего не будет. «Последнее поколение» называется так потому, что оно переходит от времени порчи, от испорченного состояния – к исправленному состоянию, исправляя свою природу, свое зло, которое приносит ему все несчастья. И потому это поколение называется «последним» - оно последнее, живущее во зле и переходящее к добру.
Это поколение начнет ощущать свое существование как вечное течение жизни. Человек начнет отождествлять себя не со своим телом, с которым мы сейчас себя связываем, потому что живем внутри этого тела и желаем лишь наполнить его. Как только мы исправим себя, мы начнем ощущать себя связанными с природой и включенными в эту внешнюю природу и вообще в весь мир. Все это становится моим, и потому я начинаю чувствовать, что моя жизнь вечна и совершенна, как и вся природа.
И такое каждый может ощутить прямо сейчас, в то мгновение, как только исправит себя и поднимется над своим эгоизмом.
Вопрос (Шауль из Тель-Авива): Вы все время повторяете: «за счет изучения Каббалы». Что означает изучать Каббалу? Каждый может это делать? И как - просто читать каббалистические книги и все?
Бааль Сулам объясняет в «Предисловии к Учению о Десяти сфирот», в 155 параграфе, что наука Каббала не предназначена для того, чтобы дать человеку готовые решения на все его вопросы. Каббала это не вопросы и ответы. Наука Каббала – это методика, позволяющая раскрыть новый орган восприятия, скрытый внутри человека. Дополнительно к нашим пяти органам чувств: зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию в нас развивается еще один орган чувств, раскрывающий перед нами ту область, тот скрытый мир, который сейчас от нас спрятан.
А когда он раскрывается, то я вижу – откуда я пришел в этот мир, куда я ухожу, после того как его оставляю, что со мной происходит, почему я наделен такими свойствами, почему так складывается моя судьба и все мое развитие в этой жизни. Поэтому без видения всей реальности, мира во всем его объеме – и этого мира, который я сейчас вижу перед собой, и мира духовного, я не могу ответить на эти вопросы.
Поэтому наука Каббала не занимается выдачей готовых ответов, а приводит человека к такому развитию, когда он сам увидит духовный мир и сам ответит себе на все вопросы.
Каббала – это очень древняя наука, выходящая из древнего Вавилона. Первым человеком, постигшим ее, был Праотец Авраам, который рассказал о ней в своей книге «Ецира» (книга Создания). После него ее продолжили многие каббалисты: Моше, все праотцы, Рабби Шимон Бар Йохай, Святой Ари, и наконец Бааль Сулам, который раскрыл для нас Каббалу, дав объяснения на современном для нас языке.
Вся эта наука говорит о раскрытии Божественного. Бааль Сулам, давая определение в статье «Суть науки Каббала», говорит, что Каббала – это раскрытие Творца творению, находящемуся в этом мире.
Таким образом, если у любого человека, такого же как вы или я, каждого человека в мире появляется стремление, желание раскрыть высшую силу, которая воздействует на него, сопровождает и организует всю его жизнь, то он может это сделать с помощью науки Каббала. То есть наука Каббала – это средство раскрытия Творца.
Вопрос (Михаль из Нетании): В последнее время я начала смотреть ваши ночные уроки и мне бы хотелось узнать, знают ли каббалисты такие вещи, которые не известны обычным людям? А если да, то как они получили это знание? Откуда оно пришло?
Каббалисты – это такие же люди, как мы, за исключением того, что с помощью каббалистической методики они развили в себе дополнительный орган чувств, который называется «экран», «душа» или «шестое чувство». И посредством него они могут раскрыть еще одну часть реальности, которая от нас скрыта.
Мы живем в неком мире, и сами понимаем, что этот мир не совершенен, поскольку не знаем, что с нами случится даже в следующее мгновение. А каббалисты, развившие в себе особый орган чувств, позволяющий им выйти из себя и развить особое восприятие, могут воспринимать более широкую реальность, которая называется духовным, высшим миром. И благодаря этому они чувствуют и понимают, что происходит в реальности, в мире.
Вопрос (Орит из Тель-Авива): Я уже несколько месяцев читаю вашу газету «Каббала народу», и она мне очень нравится. Меня необычайно беспокоит ситуация в нашем образовании, в воспитании детей и подростков. Например, вчера я слышала в новостях, что в одном месте около Афулы подростки 13-ти лет подожгли машину своего школьного учителя. Поэтому я хочу спросить: почему мы не в состоянии справиться со своими детьми и воспитать их так, как положено. Когда я думаю об этом, мне просто становится страшно. Страшно представить, что будет здесь со следующим поколением.
На самом деле, кризис, касающийся воспитания нового поколения в нашей стране – самый страшный из всех, существующих в мире. В действительности, весь мир находится в кризисе, который охватывает экологию, политику, экономику, культуру и образование. Во всем человечестве рушатся все общественные системы.
Хотя нам и кажется, что в других странах это проявляется не так ярко, как у нас. И это действительно так. Ведь мы особый народ – народ, который должен принести в мир исправление и, как написано, «быть светом для народов мира». Поэтому у нас все эти проблемы и кризисы более обострены и ярко выражены, чем у других народов.
Мы самые эгоистичные, самые развитые, как сказано в Торе: «жестоковыйный народ». И поэтому у нас все эти проблемы настолько заметны. Скоро все они придут также и к другим народам, но у нас они будут проявляться в беспрецедентной мере.
Наше поколение совершенно уникальное. Мы никогда еще не видели, чтобы дети были настолько оторваны от родителей и не принимали никакие их ценности. Во все прежние времена следующее поколение было просто более развито, чем предыдущее, и оно желало продвинуться вперед. И потому, даже несмотря на то, что оно не очень соглашалось с прежним поколением, но это несогласие только способствовало его большему продвижению. И так человечество шло вперед и развивалось, поколение за поколением.
Человек – это единственное творение, в котором каждое мгновение в течение всей его жизни, из поколения в поколение постоянно возрастает эго, эгоистическое желание. И согласно этому он требует все большего развития и каждый раз организует вокруг себя новый мир, новую окружающую среду.
Но сейчас мы достигли такой ситуации, когда мы не желаем ничего нового. Наши дети не хотят чего-то нового – они не стремятся к экономическому благополучию, к деньгам, почету, знаниям, власти. Они всем этим пренебрегают. Они просто не желают этого мира. И это именно то самое новое поколение, о котором написано в книге Зоар. Каббалисты пишут, что придет поколение, которое потребует духовного подъема, а без этого оно не будет чувствовать, что стоит жить.
Иначе, его единственным стремлением будет уйти в наркотики, отключиться от жизни и просто прожигать свои годы. Ведь человек не видит в этом мире, в материальной плоскости, которой ограничена жизнь нашего общества, ничего, что могло бы его наполнить. И поэтому мы должны найти форму, с которой сможем обратиться к новому поколению и дать ему то, что оно на самом деле внутри хочет слышать и получить.
Оно само этого не осознает, но каббалисты раскрывают нам секрет этого поколения. А потому наука Каббала – это единственное, что может дать ответ на этот вопрос.
Вопрос (Дина): Что означают сны об умерших?
Сны – это чисто психологическое явление. Человек переживает в течение дня всевозможные чувства, впечатления, мысли, страхи, радость. А во время сна эти мысли, переживания и впечатления теряют свою материальную основу и остаются лишь на уровне духа, если можно так его назвать, на нематериальном уровне. И тогда они соединяются между собой во всевозможных причудливых формах, и потому мы иногда видим такие нереальные сны. Но в них нет ничего, кроме наших впечатлений и чувств, пережитых днем – сегодня или вчера, не важно когда. Однако в них нет ничего, связанного с будущим.
Действительно, бывают сны, навеянные предчувствием будущего, но это вовсе не значит, что именно оттуда к нам приходят сны. Наука Каббала этим не занимается – это к ней не относится.
Вопрос (из Испании): Мне 21 год и у меня нет ни работы, ни жены, ни детей. Я читал, что все это вещи, необходимые для исправления. Могу ли я учить Каббалу или должен ждать, когда все это у меня появится?
На самом деле, для того, чтобы изучать Каббалу, человек должен быть связан со всеми системами этого мира. Ведь этот мир не сотворен бесцельно и не просто так мы созданы мужчинами и женщинами, которые должны жениться, жить в семье и рожать детей, должны работать, учиться для получения профессии, заботиться о своем существовании и о своих близких. У всех этих систем есть духовный корень, и если человек в этом мире не приводит себя в соответствие своему духовному корню, он как будто не использует все эти данные ему средства.
Он должен сказать: «Для меня создан мир» и все, что есть в этом мире, относится к нему. И потому наука Каббала говорит, что если жизнь человека правильно не организована во всех системах этого мира, то есть он не женат и не имеет ни жены, ни детей, ни специальности – он должен прежде всего наладить эту свою жизнь, а затем переходить к изучению Каббалы. И это условие соблюдалось как настоящий закон во всех предыдущих поколениях.
Но в наши дни, поскольку наука Каббала уже должна привести весь мир к исправлению, то можно начинать ее изучать, еще даже не выполнив все эти условия, не приведя материальную жизнь в соответствие духовным корням, еще не включившись во все системы этого мира, а просто начать учиться в том состоянии, в котором человек сейчас находится. А с течением времени он исправит также и свою материальную жизнь.
Это не такая большая проблема – жениться и начать работать. Как раз занятия Каббалой приведут его к более серьезному отношению к жизни, дадут ему силу для продвижения и жизненную цель, которой реально достичь. И это подтолкнет его к тому, чтобы правильнее устроить и свою материальную жизнь.
Вопрос (Моти из Герцелии): Мы только что говорили о женитьбе, но к сожалению есть и противоположный вопрос. Как Каббала объясняет такую проблему, как разводы? Почему это происходит с таким большим количеством семей и как можно это остановить?
Разводы – это настоящий бич современного общества, и не только в Израиле, но и во всем мире. Дело в том, что в течение нашей истории, по мере развития человечества от поколения к поколению в мир приходят одни и те же души, те же люди, совершающие круговорот за круговоротом. И переходя от одного жизненного перевоплощения к другому, мы все время наращиваем свой эгоизм, свое желание насладиться, желание все получить. И в нашем поколении мы пришли к такому состоянию, когда каждый является полным эгоистом, желающим лишь использовать ближнего.
До такой степени, что мы не способны ужиться даже в своей семье, со своим партнером. Дети не могут ужиться с родителями - а родители тоже не хотят, чтобы дети жили с ними вместе. Человек не в состоянии жить в мире даже с самим собой. Наш эгоизм настолько вырос, что мы уже не можем его выносить. И потому мы не способны построить никакой самой маленькой ячейки, даже такой естественной, как семья, к созданию которой нас обязывает сама природа, подталкивая именно к такому поведению.
Ведь такая же форма существования характерна для всех животных. Но человеческий эгоизм вырвался на такую высоту, что мы уже даже не можем удерживать себя в рамках законов природы. И это говорит о том, что наше поколение обязано исправить себя и подняться с этого материального уровня на более духовный.
Мы еще увидим человечество все более раздробленным и отдаляющимся друг от друга. Люди не смогут найти себе пару и существовать вместе. Они будут разводиться и разрушать свою жизнь и всю связь между ними. И единственное, что здесь может помочь – это привнести в нашу жизнь высшую силу, которая называется «светом, возвращающим к источнику».
Как написано в Торе: «Я создал злое начало», которое разделяет людей, и заставляет каждого использовать друг друга, «но также создал Тору как средство для его исправления». Под Торой подразумевается особый высший свет, заключенный в каббалистических книгах, который возвращает к своему источнику – это высшая сила, приходящая к каждому и исправляющая нас.
А если он исправит нас, то мы придем к взаимной любви, соединению, ощутим себя братьями, сможем создать семьи, хорошую связь между собой и связь каждого человека со всем миром. Иначе нет. Природа раскрывает это заключенное в нас зло для того, чтобы мы его исправили.
То есть с одной стороны, мы обязаны прочувствовать свое зло, а с другой стороны, уже пришло время нам познать его и захотеть исправить.
Вопрос (Ури из Раананы): Как Каббала относится к юмору и смеху?
Каббала дает ответы на самые трагические, пессимистичные вопросы, но она также несет в себе много юмора, веселья и радости, воодушевления и вдохновения. Ведь человек, приступающий к изучению Каббалы, начинает ощущать духовную, высшую силу. Он включается в вечность. Он начинает осознавать, что вся природа – это не тот крохотный мир, в котором он сейчас живет: хозяин на работе, жена, дети, трудности жизни, давление, экологическая угроза, война и всевозможные проблемы. Он чувствует себя принадлежащим вечному и совершенному течению природы. И это наполняет его совершенно иным, радостным ощущением жизни.
Кроме того, написано, что вся наша жизнь – это игра. Как рассказывает Тора о словах Сары: «Пошутил со мной Творец», а в книге Зоар написано, что «Творец сидит и играет с Левиатаном». Смех и шутки – это совершенно особенное явление, свойственное для очень высоких уровней развития человеческого интеллекта. И хотя евреи постоянно вели жизнь, полную страданий, но им особо было присуще это чувство юмора.
Обратите внимание, что душевнобольной человек не понимает юмора, не может шутить и не способен чувствовать себя счастливым. Юмор относится только к такому восприятию, которое способно подняться над нашей обычной жизнью. И тот, кто занимается Каббалой, поднимается до такого уровня.
Я помню, что когда пришел учиться к своему учителю, Раву Баруху Ашлагу, был поражен, как человек в возрасте 80-ти лет, такой зрелый, мудрый и так много понимающий, тесно связанный со всей историей человечества, со всей системой духовных миров, настолько любил веселье и шутки. Он очень любил забавные казусы, вырастающие из какого-то рассуждения, когда человек внезапно связывает две противоположные вещи и тогда его озаряет какая-то особая, блестящая догадка.
Все это несет в себе наука Каббала, во множестве историй и примеров, из которых видно, как каббалисты любили веселье и шутки.
Вся наша жизнь – игра, и особенно духовная жизнь. Почему? Игрой называется, когда я выполняю некие действия и за счет них достигаю какого-то особого развития. И для человека, занимающегося наукой Каббала, это на самом деле словно игра. Он не знает, что в точности делает, не знает, что он в действительности читает, не знает, что книга собирается ему раскрыть, и каждый раз когда ему удается с ней связаться, он открывает для себя еще один пласт, еще один уровень, еще один мир – какую-то более широкую и совершенно новую реальность. И это называется игрой.
Также и в природных системах - развитие клеток, вообще любое развитие от одного уровня до другого возможно только за счет такой игры, когда мы не знаем, какова следующая ступень, но развиваемся до нее за счет занятий, которые она нам предоставляет.
Вопрос (Варда из Тель-Авива): Как будет выглядеть мир после своего окончательного исправления? Каким будет наше совершенное будущее существование и чем оно будет отличаться от сегодняшнего?
Прежде всего, для того чтобы перейти от нашей сегодняшней жизни к совершенному будущему существованию, мы должны пройти определенный процесс. И пройти его можно за счет страданий или по собственному желанию, стимулируя свое развитие. В разнице между двумя этими путями собственно и заключается наша свобода выбора.
Следующее состояние уже предопределено и существует, и мы обязаны его достичь. Это та же ситуация, когда родители хотят, чтобы их ребенок достиг какого-то определенного состояния, и если он не желает этого, то они заставляют его наказаниями и жесткими воспитательными мерами. Если же он понимает, чего от него хотят и что это ему во благо, и сам согласен поставить это целью своей жизни, то он продвигается с удовольствием и чувствует себя хорошо.
Выходит, что если мы не желаем развиваться, то перед нами лежит «путь страданий», а если желаем развиваться, то – «путь света». Каббалисты говорят, что если мы не захотим сами двигаться, то впереди нас ожидают большие страдания, включая еще две мировые войны, после которых весь мир и все человечество все же будет вынуждено понять, какой цели оно должно достичь. И придет к ней – по-хорошему или по-плохому.
Но я надеюсь, что за счет распространения науки Каббала мы представим перед человечеством картину будущего, и оно поймет, насколько грандиозные вещи его ожидают, и насколько это лучше нашей сегодняшней жизни, и захочет продвигаться к этому будущему осознанно и по собственному желанию.
Какой же будет жизнь этого «последнего поколения», которая описана в одноименной книге? Последнее поколение – это уже даже наше поколение. Это не значит, что мы должны ждать до какого-то последнего поколения, после которого уже ничего не будет. «Последнее поколение» называется так потому, что оно переходит от времени порчи, от испорченного состояния – к исправленному состоянию, исправляя свою природу, свое зло, которое приносит ему все несчастья. И потому это поколение называется «последним» - оно последнее, живущее во зле и переходящее к добру.
Это поколение начнет ощущать свое существование как вечное течение жизни. Человек начнет отождествлять себя не со своим телом, с которым мы сейчас себя связываем, потому что живем внутри этого тела и желаем лишь наполнить его. Как только мы исправим себя, мы начнем ощущать себя связанными с природой и включенными в эту внешнюю природу и вообще в весь мир. Все это становится моим, и потому я начинаю чувствовать, что моя жизнь вечна и совершенна, как и вся природа.
И такое каждый может ощутить прямо сейчас, в то мгновение, как только исправит себя и поднимется над своим эгоизмом.
Вопрос (Шауль из Тель-Авива): Вы все время повторяете: «за счет изучения Каббалы». Что означает изучать Каббалу? Каждый может это делать? И как - просто читать каббалистические книги и все?
Бааль Сулам объясняет в «Предисловии к Учению о Десяти сфирот», в 155 параграфе, что наука Каббала не предназначена для того, чтобы дать человеку готовые решения на все его вопросы. Каббала это не вопросы и ответы. Наука Каббала – это методика, позволяющая раскрыть новый орган восприятия, скрытый внутри человека. Дополнительно к нашим пяти органам чувств: зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию в нас развивается еще один орган чувств, раскрывающий перед нами ту область, тот скрытый мир, который сейчас от нас спрятан.
А когда он раскрывается, то я вижу – откуда я пришел в этот мир, куда я ухожу, после того как его оставляю, что со мной происходит, почему я наделен такими свойствами, почему так складывается моя судьба и все мое развитие в этой жизни. Поэтому без видения всей реальности, мира во всем его объеме – и этого мира, который я сейчас вижу перед собой, и мира духовного, я не могу ответить на эти вопросы.
Поэтому наука Каббала не занимается выдачей готовых ответов, а приводит человека к такому развитию, когда он сам увидит духовный мир и сам ответит себе на все вопросы.
Обсуждения Спроси каббалиста - 21 июня 2007 г