Прекрасное происходит из грязного, а вовсе не из приятного и чистого. Чтобы злаки и деревья, например, выросли здоровыми и красивыми, используют гниющие и вонючие компост и нечистоты в качестве удобрений. Таким же образом ум становится прекрасным от встреч с явлениями, которые неприятны.
Когда мы сталкиваемся с чем-то плохим, возникает возможность роста ума. "Что-то плохое" здесь означает потерю богатства, потерю положения в обществе, критику и боль. Когда это случается с тем, чей ум правильно сосредоточен, оно превращается в хорошее. Раньше – это было нашим врагом, а в конце концов стало нашим другом. Это означает, что когда четыре названных плохих события происходят с нами, мы можем прийти в чувства. "О, вот как плохо потерять богатство. Вот как плохо потерять положение, как плохи боль и нападки."
Таким образом мирские пути могут изменить нас и пробудить, так, что их хорошая сторона не будет увлекать нас вслед за собой. Когда медитирующие встречаются с четырьмя этими явлениями, их умы развиваются. Они становятся все более бесстрастными, все более неочарованными, все более непривязанными к четырем противоположностям этих плохих явлений – богатству, положению, удовольствию и похвалам – так, что они не будут одурачены и не привяжутся к ним и не устремятся вслед за ними, а вместо этого смогут направить свой ум на более высокий уровень.
Когда они слышат, как кто-то критикует их или злословит о них, для них это, как если бы этот кто-то взял нож, чтобы обточить и заточить их. Чем больше их затачивают, тем более они растут к более тонким состояниям. Потеря богатства на самом деле хороша для вас, знаете ли. Она может научить вас не привязываться или не увлекаться вслед деньгам или материальным выгодам, которые вам другие могут предложить. В противном случае, чем больше вы имеете, тем глубже погружаетесь – до той точки, когда вы тонете, потому что увязли в том, чтобы обладать чем-то. Потеря положения тоже хороша для вас. Например, вы – личность, а ваше доброе имя разрушают и называют вас собакой – это делает жизнь легче для вас, у собак ведь нет законов. Они могут делать, что хотят без ограничений, без того, чтобы кто-то обвинил их и посадил в тюрьму. Если люди сделали вас принцем или герцогом, вот тогда ваши дела плохи. Совершенно внезапно вы становитесь большим: ваши руки, кисти, ступни и ноги вырастают из своего размера и стоят на вашем пути, куда бы вы ни пошли и что бы ни делали. Что касается богатства, положения, счастья и похвал, в них нет ничего хоть в малейшей степени постоянного или надежного. Чем больше по настоящему думаешь о них, тем более бесстрастным и разочарованным в них становишься, вплоть до той точки, когда обнаруживаешь, что безразличен к ним – ни довольства, ни недовольства ими.
И здесь ум обретает равновесие и может стать устойчивым в сосредоточенности, так что может расти и расти в практике – как салат и цветная капуста, которую китайские крестьяне сажают на грядках: чем больше их удобряют навозом, тем быстрее они становятся всё более красивыми и здоровыми. Если бы они не питались ничем, кроме чистой воды, они в конце концов стали бы болезненными и чахлыми. Именно поэтому мы говорим, что, когда люди развили осознанность и сосредоточенность, даже лучше, если мир поворачивается неприятными и плохими сторонами. Если мир показывает тебе только свои хорошие стороны, то в конце концов ты ослепляешься и увязаешь в нем, как зерно, которое осталось похороненным в своей оболочке и никогда не вырастет. Но когда зерно пускает росток, то чем больше солнца, ветра, дождя и удобрения оно получает, тем больше оно растет и развивается – то есть тем больше ваша способность различать будет давать ветви знания и мудрости, ведущих вас к внутреннему прозрению – и дальше в трансцендентное, как старый китаец, выращивающий овощи, становится миллионером, построив свое благосостояние на обычных старых экскрементах.
Таким образом мирские пути могут изменить нас и пробудить, так, что их хорошая сторона не будет увлекать нас вслед за собой. Когда медитирующие встречаются с четырьмя этими явлениями, их умы развиваются. Они становятся все более бесстрастными, все более неочарованными, все более непривязанными к четырем противоположностям этих плохих явлений – богатству, положению, удовольствию и похвалам – так, что они не будут одурачены и не привяжутся к ним и не устремятся вслед за ними, а вместо этого смогут направить свой ум на более высокий уровень.
Когда они слышат, как кто-то критикует их или злословит о них, для них это, как если бы этот кто-то взял нож, чтобы обточить и заточить их. Чем больше их затачивают, тем более они растут к более тонким состояниям. Потеря богатства на самом деле хороша для вас, знаете ли. Она может научить вас не привязываться или не увлекаться вслед деньгам или материальным выгодам, которые вам другие могут предложить. В противном случае, чем больше вы имеете, тем глубже погружаетесь – до той точки, когда вы тонете, потому что увязли в том, чтобы обладать чем-то. Потеря положения тоже хороша для вас. Например, вы – личность, а ваше доброе имя разрушают и называют вас собакой – это делает жизнь легче для вас, у собак ведь нет законов. Они могут делать, что хотят без ограничений, без того, чтобы кто-то обвинил их и посадил в тюрьму. Если люди сделали вас принцем или герцогом, вот тогда ваши дела плохи. Совершенно внезапно вы становитесь большим: ваши руки, кисти, ступни и ноги вырастают из своего размера и стоят на вашем пути, куда бы вы ни пошли и что бы ни делали. Что касается богатства, положения, счастья и похвал, в них нет ничего хоть в малейшей степени постоянного или надежного. Чем больше по настоящему думаешь о них, тем более бесстрастным и разочарованным в них становишься, вплоть до той точки, когда обнаруживаешь, что безразличен к ним – ни довольства, ни недовольства ими.
И здесь ум обретает равновесие и может стать устойчивым в сосредоточенности, так что может расти и расти в практике – как салат и цветная капуста, которую китайские крестьяне сажают на грядках: чем больше их удобряют навозом, тем быстрее они становятся всё более красивыми и здоровыми. Если бы они не питались ничем, кроме чистой воды, они в конце концов стали бы болезненными и чахлыми. Именно поэтому мы говорим, что, когда люди развили осознанность и сосредоточенность, даже лучше, если мир поворачивается неприятными и плохими сторонами. Если мир показывает тебе только свои хорошие стороны, то в конце концов ты ослепляешься и увязаешь в нем, как зерно, которое осталось похороненным в своей оболочке и никогда не вырастет. Но когда зерно пускает росток, то чем больше солнца, ветра, дождя и удобрения оно получает, тем больше оно растет и развивается – то есть тем больше ваша способность различать будет давать ветви знания и мудрости, ведущих вас к внутреннему прозрению – и дальше в трансцендентное, как старый китаец, выращивающий овощи, становится миллионером, построив свое благосостояние на обычных старых экскрементах.
Обсуждения Нечистоты для сердца
Или, по крайней мере, складную, непротиворечивую, чтобы из нее не выпирали экскременты на каждом шагу.
Ставим эксперименты