БОНАВЕНТУРА, собственно Иоанн Фиденца - один из знаменитейших схоластиков, прозванный “doctor seraphicus”, родился в 1221 г. в Боньярее (в Тоскане), вступил в францисканский орден, был учителем теологии в Париже, в 1256 г. генералом своего ордена, в 1273 кардиналом и епископом албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе, где он 15 июля 1274 г. умер от последствий своего аскетизма.
По своей безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте.
Он пользовался всеобщей любовью и смерть его искренне оплакивалась всеми. Сикст IV причислил его в 1482 г. к лику святых, а Сикст V в 1587 г. - к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион, где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим патроном. Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания - величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении: “Itinerrium mentis in Deum” и в мистическом сочинении: “Reductio artium in theologiam”. По его учению у человека три ока: телесное, мыслимое и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу, как отражение Бога, самоуничижением. Самоотречением и искренней молитвой. Как было шесть дней творения, так есть шесть степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с божеством.
Для обоснования мистической теологии, как науки, Бонавентура сделал больше других своих предшественников. Из сочинений его надо также отметить: “Breviloquium” и “Centiloquium” (руководство догматики), а также комментарий к “Sententiae” Петра Ломбарда. Его “Biblia pauperum” представляет искаженное аллегорически-мистическими толкованиями изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588 - 96, 8 т.), но между ними много и подложных. Hollenberg, “Studien zu Bonaventura” (Берлин, 1862); Richard, “Etude sur le misticisme speculatit de Saint Bonaventura” (Париж, 1873); Borgognoni, “Le dottrine filosofiche di Bonaventura”(Рим, 1874); Da-Vicenza, “Des heiligen Bonaventura Leben und Wirken” (с ит., падер., 1874).
Он пользовался всеобщей любовью и смерть его искренне оплакивалась всеми. Сикст IV причислил его в 1482 г. к лику святых, а Сикст V в 1587 г. - к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион, где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим патроном. Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания - величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении: “Itinerrium mentis in Deum” и в мистическом сочинении: “Reductio artium in theologiam”. По его учению у человека три ока: телесное, мыслимое и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу, как отражение Бога, самоуничижением. Самоотречением и искренней молитвой. Как было шесть дней творения, так есть шесть степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с божеством.
Для обоснования мистической теологии, как науки, Бонавентура сделал больше других своих предшественников. Из сочинений его надо также отметить: “Breviloquium” и “Centiloquium” (руководство догматики), а также комментарий к “Sententiae” Петра Ломбарда. Его “Biblia pauperum” представляет искаженное аллегорически-мистическими толкованиями изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588 - 96, 8 т.), но между ними много и подложных. Hollenberg, “Studien zu Bonaventura” (Берлин, 1862); Richard, “Etude sur le misticisme speculatit de Saint Bonaventura” (Париж, 1873); Borgognoni, “Le dottrine filosofiche di Bonaventura”(Рим, 1874); Da-Vicenza, “Des heiligen Bonaventura Leben und Wirken” (с ит., падер., 1874).
Обсуждения Бонавентура