Иконы в вашем доме: советы православным
Возле икон с утренними молитвами начинается, а с вечерними молитвами заканчивается день православного христианина. Их размещение в жилище не может быть случайным или подчиняться потребностям интерьера.
Возле икон с утренними молитвами начинается, а с вечерними молитвами заканчивается день православного христианина. Их размещение в жилище не может быть случайным или подчиняться потребностям интерьера.
Там, где находятся иконы, все должно быть подчинено одной цели - созданию духовного, молитвенного настроения.
Красный угол
В старину иконы по всей Руси ставили в красном углу - самом дальнем от входа, в пространстве между боковой и фасадной стеной. Он всегда был самым освещенным, потому что по обе его стороны находились окна.
Главным украшением красного угла был киот или божница - деревянная полочка с иконами и лампадкой. Довольно часто она была двухъярусной: внизу ставились новые иконы, а вверху - старые, «намоленные», передававшиеся в семье из поколения в поколение. Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, веточки вербы, пасхальные яйца, Евангелие. Здесь же лежало перышко для обметания икон.
Как правило, в красном углу, кроме божницы, находился стол. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. За столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. В красном углу совершалось сватание, из красного угла невесту увозили на венчание в церковь. В красном углу совершались молитвы, с которых начиналось любое важное дело. Он был самым важным и почетным местом в доме.
Вечные принципы
Сегодня и не получится, да и нет смысла в точности воспроизводить традиционную систему размещения домашних икон. Важнее следовать не подверженным времени духовным принципам, которые должны ее определять.
Домашний иконостас должен быть подобием иконостаса церковного. Поскольку в церквях алтарь ориентирован на восток, то и в наши дни иконы лучше всего размещать на восточной стене - ведь именно с востока, согласно евангельскому пророчеству, состоится второе пришествие Христа: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Располагая иконы на востоке, вы выражаете свою готовность встретить
Сына Божия.
Если вы живете в одной комнате и восточная стена занята, например, огромным окном, то что ж, ничего не поделаешь, размещайте иконы там, где есть место. Но в любом случае рядом с иконами не должно находиться никаких светских украшений - картин, календарей, плакатов, статуэток.
Отдельно о телевизоре: чем дальше от него расположены иконы, тем лучше.
Теснота, в которой вынуждены жить многие, не позволяет завести, как у предков, специальную полочку-божницу. Не будет ничего плохого, если вы разместите иконы в шкафу, но только в этом случае рядом с ними не должны стоять книги светского содержания. Соседствовать с образами может лишь духовная или, в крайнем случае, близкая к ней литература, изданная по благословению Патриарха.
По возможности надо предусмотреть перед домашним иконостасом свободное пространство, чтобы члены семьи не мешали друг другу во время молитвы. Вместо прежнего большого стола в наши дни там часто ставят маленький переносной столик с книгами, необходимыми на молитве. В первую очередь это Псалтырь, Евангелие, молитвослов.
Перед иконами полагается ставить или вешать лампаду либо возжигать свечи. Этот обычай прямо установлен в Священном Писании - Господь приказал Моисею,
чтобы в Его святилище горел огонь в светильниках: «И вели сынам Израилевым ... чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27, 20).
Сегодня лампаду или свечи принято зажигать во время молитвы или в канун праздников. По воскресеньям и в праздничные дни их оставляют гореть в течение всего дня.
Прекрасным украшением домашнего иконостаса в любой день могут быть цветы. Лучше, разумеется, живые, но можно использовать и искусственные. В праздник
Святой Троицы принято украшать иконы веточками березы. Эти веточки - символ церкви, несущей благодатную силу Святого Духа.
Еще одно традиционное украшение икон - вышитые полотенца. Этот обычай восходит к почитанию Спаса Нерукотворного. Ведь первый образ Спасителя запечатлелся именно на полотенце: умыв лицо, Христос прижал полотенце к нему - полотенце, где чудесно запечатлелся его лик. Получив от Сына Божьего это полотенце, эдесский царь Авгарь исцелился от проказы и впоследствии принял христианство вместе со всеми своими подданными.
Красный угол - главное место домашней иконы, но никак не единственное. Иконы можно и нужно размещать во всех комнатах. Они напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Икона должна быть на кухне, где обедает семья, - лучше всего для этой цели подойдет икона Спасителя. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате.
Писаные или печатные
В наши дни широко распространены иконы фабричного производства, не писанные вручную, как в старину, а печатные. Из-за нехватки денег их используют даже в церквях. Надо заметить, что не все священники относятся к этому положительно. Некоторые считают, что механическое, бездушное производство икон профанирует религиозное чувство верующих.
Конечно, писанные на досках иконы во всех отношениях лучше печатных, но все-таки существование последних в наши дни диктуется временем. Ведь писаные иконы стоят очень дорого, и большинству верующих они не по карману.
Вполне оправданно и существование настенных церковных календарей с репродукциями икон. Они очень удобны, поскольку содержат информацию о праздниках и постах. По окончании года репродукцию иконы можно наклеить на доску и поместить в красный угол. Но перед этим ее нужно обязательно освятить в церкви.
Преображение плоти
В церковных лавках часто продаются фотографии святых угодников - преподобного Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского и других. Порой верующие совершают ошибку, ставя такие фотографии рядом с иконами в красный угол. Они полагают, что раз фотография точнее передает облик святого, то она даже лучше иконы.
Надо иметь в виду, что икона представляет святого преображенным - в том состоянии, когда его плоть уже полностью изменена действием Святого Духа. А на фотографии он запечатлен на какой-то из ступеней своего восхождения к святости. Молясь перед иконой святого, верующий молится Господу, пришедшему на землю, чтобы избавить людей от смерти и тлена. Молитва перед фотографией - это поклонение земному человеку, пусть и исполненному всех достоинств. Поэтому помещать фотографии святых в красный угол не следует.
По сходной причине многие богословы неодобрительно относятся к иконам академического стиля. На иконах византийского или древнерусского стиля иконописец намеренно изображает плоть человека иной, чем обычная, тленная плоть. Такая икона - образ человека, в котором пребывает уничтожающая страсти благодать Святого Духа. Внимание иконописца сосредоточено на силуэте и красках, а объемностью пренебрегают ради большей одухотворенности.
Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Спаситель, Богородица, святые изображаются на них прекрасными, но прекрасными по-земному.
Вот как описывает свои ощущения от таких икон священник Василий Владимирский: «Видел я икону Богородицы во весь рост с Предвечным Младенцем на руках работы одного нашего художника. Молодая женщина с радостью, с горделивым наслаждением матери показывает вам своего первенца и как будто говорит: «Посмотрите, какой у меня милый малютка!» Надпиши над этой фигурой всякое другое имя - картина будет чудесная, но Богородице такая мысль, такое чувство, такое выражение не пристало. В другой церкви видел выражение какого-то святителя, тоже превосходной работы. Представьте себе: ветхий, седой, почтенный старец, стоя у аналоя, читает книгу. Так точно уловлено это движение, когда пожилой человек, читающий без очков, относит книгу дальше от глаз и немного отодвигает голову назад, чтобы лучше рассмотреть мелкую печать, что я подивился и новости этой мысли, и ее удачному исполнению, но... неловко молиться перед этим изображением: жалко беспокоить и отвлечь старца от книги, которую он изучает с таким прилежанием».
В общем, иконы живописного стиля имеют те же недостатки, что и фотографии, поскольку на них изображается сиюминутное и земное. Но, конечно, несправедливо распространять это утверждение на все иконы живописного письма, среди которых немало чудотворных. Главный критерий того, стоит ли вам размещать в своем иконостасе иконы академического письма, - субъективный. Вы не должны воспринимать образ на иконе как доброго дедушку, красивого рыцаря или милую женщину, которая полна точь-в-точь таких же материнских чувств, как вы. Если такое ощущение возникает, то икона превращается в идол. В этом случае вам надо выбирать иконы древнерусского стиля.
Расположение икон
Расставляя в красном углу иконы, следует придерживаться тех же правил, что являются каноническими для церковного иконостаса. Главное место - для иконы Спасителя. Она должна быть и самой большой по размеру. Чаще всего это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель.
Слева от образа Христа - икона Божией Матери с Младенцем. Это основные иконы, которые должны обязательно присутствовать в красном углу.
Что касается остальных икон, выбор остается полностью за верующим. Подобно тому, как это сделано в церковном иконостасе, хорошо поместить над иконами Христа и Пречистой Девы Распятие или икону Троицы.
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, то есть иконы святых, чьи имена носят члены семьи. В прежние времена глава семьи часто делал иконописцу специальный заказ - изобразить всех «домашних» святых на одной иконе. Так появлялись странноватые семейные иконы, на которых рядом изображены апостол Петр, преподобная Мария Египетская и русский князь-страстотерпец Борис.
С давних пор на Руси было принято иметь дома икону святителя и чудотворца Николая. Помимо нее чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - самых чтимых святых, просиявших в земле Русской. Из икон мучеников наиболее распространены иконы святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика и целителя Пантелеймона.
В случае когда в жизни возникает сложная ситуация, целесообразно ввести в домашний иконостас чудотворную икону Божией Матери или святого, которые прославились помощью в тех или иных нуждах. Например, об исцелении от болезней молятся иконам Божией Матери «Скоропо-слушница» или «Всех скорбящих радость», об утешении в скорбях - святому мученику Трифону.
Распятие
Домашний иконостас желательно увенчать крестом или распятием. Кресты в доме также помещают на косяках дверей.
Распятия вошли в обиход у христиан значительно позже икон - новорожденная церковь боялась смущать сердца ужасным зрелищем позорной казни. Примечательно, что до IX века включительно Христос изображался на кресте живым, и только в Х веке на Западе появились изображения мертвого Христа. Догмат о крестной смерти Христа подразумевает, что смерть Господа - это выкуп всех, это призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с призывно распростертыми руками.
Часто верующие затрудняются отличить православное распятие от католического. Это легко можно сделать с помощью следующего признака. С древнейших времен кресты-распятия как на Востоке, так и на Западе имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появились на Западе во второй половине XIII века. И сейчас по этому признаку - три гвоздя вместо четырех - можно легко узнать католическое распятие.
* * *
Иконы и кресты, прежде чем занять место в нашем доме, освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы хотя и посвящены Богу и Божественному и в некотором смысле уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются просто изделиями человеческих рук. Чин освящения придает им благодатную силу Святого Духа и способность служить проводниками в нашем общении с Богом.
Красный угол
В старину иконы по всей Руси ставили в красном углу - самом дальнем от входа, в пространстве между боковой и фасадной стеной. Он всегда был самым освещенным, потому что по обе его стороны находились окна.
Главным украшением красного угла был киот или божница - деревянная полочка с иконами и лампадкой. Довольно часто она была двухъярусной: внизу ставились новые иконы, а вверху - старые, «намоленные», передававшиеся в семье из поколения в поколение. Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, веточки вербы, пасхальные яйца, Евангелие. Здесь же лежало перышко для обметания икон.
Как правило, в красном углу, кроме божницы, находился стол. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. За столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. В красном углу совершалось сватание, из красного угла невесту увозили на венчание в церковь. В красном углу совершались молитвы, с которых начиналось любое важное дело. Он был самым важным и почетным местом в доме.
Вечные принципы
Сегодня и не получится, да и нет смысла в точности воспроизводить традиционную систему размещения домашних икон. Важнее следовать не подверженным времени духовным принципам, которые должны ее определять.
Домашний иконостас должен быть подобием иконостаса церковного. Поскольку в церквях алтарь ориентирован на восток, то и в наши дни иконы лучше всего размещать на восточной стене - ведь именно с востока, согласно евангельскому пророчеству, состоится второе пришествие Христа: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Располагая иконы на востоке, вы выражаете свою готовность встретить
Сына Божия.
Если вы живете в одной комнате и восточная стена занята, например, огромным окном, то что ж, ничего не поделаешь, размещайте иконы там, где есть место. Но в любом случае рядом с иконами не должно находиться никаких светских украшений - картин, календарей, плакатов, статуэток.
Отдельно о телевизоре: чем дальше от него расположены иконы, тем лучше.
Теснота, в которой вынуждены жить многие, не позволяет завести, как у предков, специальную полочку-божницу. Не будет ничего плохого, если вы разместите иконы в шкафу, но только в этом случае рядом с ними не должны стоять книги светского содержания. Соседствовать с образами может лишь духовная или, в крайнем случае, близкая к ней литература, изданная по благословению Патриарха.
По возможности надо предусмотреть перед домашним иконостасом свободное пространство, чтобы члены семьи не мешали друг другу во время молитвы. Вместо прежнего большого стола в наши дни там часто ставят маленький переносной столик с книгами, необходимыми на молитве. В первую очередь это Псалтырь, Евангелие, молитвослов.
Перед иконами полагается ставить или вешать лампаду либо возжигать свечи. Этот обычай прямо установлен в Священном Писании - Господь приказал Моисею,
чтобы в Его святилище горел огонь в светильниках: «И вели сынам Израилевым ... чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27, 20).
Сегодня лампаду или свечи принято зажигать во время молитвы или в канун праздников. По воскресеньям и в праздничные дни их оставляют гореть в течение всего дня.
Прекрасным украшением домашнего иконостаса в любой день могут быть цветы. Лучше, разумеется, живые, но можно использовать и искусственные. В праздник
Святой Троицы принято украшать иконы веточками березы. Эти веточки - символ церкви, несущей благодатную силу Святого Духа.
Еще одно традиционное украшение икон - вышитые полотенца. Этот обычай восходит к почитанию Спаса Нерукотворного. Ведь первый образ Спасителя запечатлелся именно на полотенце: умыв лицо, Христос прижал полотенце к нему - полотенце, где чудесно запечатлелся его лик. Получив от Сына Божьего это полотенце, эдесский царь Авгарь исцелился от проказы и впоследствии принял христианство вместе со всеми своими подданными.
Красный угол - главное место домашней иконы, но никак не единственное. Иконы можно и нужно размещать во всех комнатах. Они напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Икона должна быть на кухне, где обедает семья, - лучше всего для этой цели подойдет икона Спасителя. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате.
Писаные или печатные
В наши дни широко распространены иконы фабричного производства, не писанные вручную, как в старину, а печатные. Из-за нехватки денег их используют даже в церквях. Надо заметить, что не все священники относятся к этому положительно. Некоторые считают, что механическое, бездушное производство икон профанирует религиозное чувство верующих.
Конечно, писанные на досках иконы во всех отношениях лучше печатных, но все-таки существование последних в наши дни диктуется временем. Ведь писаные иконы стоят очень дорого, и большинству верующих они не по карману.
Вполне оправданно и существование настенных церковных календарей с репродукциями икон. Они очень удобны, поскольку содержат информацию о праздниках и постах. По окончании года репродукцию иконы можно наклеить на доску и поместить в красный угол. Но перед этим ее нужно обязательно освятить в церкви.
Преображение плоти
В церковных лавках часто продаются фотографии святых угодников - преподобного Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского и других. Порой верующие совершают ошибку, ставя такие фотографии рядом с иконами в красный угол. Они полагают, что раз фотография точнее передает облик святого, то она даже лучше иконы.
Надо иметь в виду, что икона представляет святого преображенным - в том состоянии, когда его плоть уже полностью изменена действием Святого Духа. А на фотографии он запечатлен на какой-то из ступеней своего восхождения к святости. Молясь перед иконой святого, верующий молится Господу, пришедшему на землю, чтобы избавить людей от смерти и тлена. Молитва перед фотографией - это поклонение земному человеку, пусть и исполненному всех достоинств. Поэтому помещать фотографии святых в красный угол не следует.
По сходной причине многие богословы неодобрительно относятся к иконам академического стиля. На иконах византийского или древнерусского стиля иконописец намеренно изображает плоть человека иной, чем обычная, тленная плоть. Такая икона - образ человека, в котором пребывает уничтожающая страсти благодать Святого Духа. Внимание иконописца сосредоточено на силуэте и красках, а объемностью пренебрегают ради большей одухотворенности.
Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Спаситель, Богородица, святые изображаются на них прекрасными, но прекрасными по-земному.
Вот как описывает свои ощущения от таких икон священник Василий Владимирский: «Видел я икону Богородицы во весь рост с Предвечным Младенцем на руках работы одного нашего художника. Молодая женщина с радостью, с горделивым наслаждением матери показывает вам своего первенца и как будто говорит: «Посмотрите, какой у меня милый малютка!» Надпиши над этой фигурой всякое другое имя - картина будет чудесная, но Богородице такая мысль, такое чувство, такое выражение не пристало. В другой церкви видел выражение какого-то святителя, тоже превосходной работы. Представьте себе: ветхий, седой, почтенный старец, стоя у аналоя, читает книгу. Так точно уловлено это движение, когда пожилой человек, читающий без очков, относит книгу дальше от глаз и немного отодвигает голову назад, чтобы лучше рассмотреть мелкую печать, что я подивился и новости этой мысли, и ее удачному исполнению, но... неловко молиться перед этим изображением: жалко беспокоить и отвлечь старца от книги, которую он изучает с таким прилежанием».
В общем, иконы живописного стиля имеют те же недостатки, что и фотографии, поскольку на них изображается сиюминутное и земное. Но, конечно, несправедливо распространять это утверждение на все иконы живописного письма, среди которых немало чудотворных. Главный критерий того, стоит ли вам размещать в своем иконостасе иконы академического письма, - субъективный. Вы не должны воспринимать образ на иконе как доброго дедушку, красивого рыцаря или милую женщину, которая полна точь-в-точь таких же материнских чувств, как вы. Если такое ощущение возникает, то икона превращается в идол. В этом случае вам надо выбирать иконы древнерусского стиля.
Расположение икон
Расставляя в красном углу иконы, следует придерживаться тех же правил, что являются каноническими для церковного иконостаса. Главное место - для иконы Спасителя. Она должна быть и самой большой по размеру. Чаще всего это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель.
Слева от образа Христа - икона Божией Матери с Младенцем. Это основные иконы, которые должны обязательно присутствовать в красном углу.
Что касается остальных икон, выбор остается полностью за верующим. Подобно тому, как это сделано в церковном иконостасе, хорошо поместить над иконами Христа и Пречистой Девы Распятие или икону Троицы.
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, то есть иконы святых, чьи имена носят члены семьи. В прежние времена глава семьи часто делал иконописцу специальный заказ - изобразить всех «домашних» святых на одной иконе. Так появлялись странноватые семейные иконы, на которых рядом изображены апостол Петр, преподобная Мария Египетская и русский князь-страстотерпец Борис.
С давних пор на Руси было принято иметь дома икону святителя и чудотворца Николая. Помимо нее чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - самых чтимых святых, просиявших в земле Русской. Из икон мучеников наиболее распространены иконы святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика и целителя Пантелеймона.
В случае когда в жизни возникает сложная ситуация, целесообразно ввести в домашний иконостас чудотворную икону Божией Матери или святого, которые прославились помощью в тех или иных нуждах. Например, об исцелении от болезней молятся иконам Божией Матери «Скоропо-слушница» или «Всех скорбящих радость», об утешении в скорбях - святому мученику Трифону.
Распятие
Домашний иконостас желательно увенчать крестом или распятием. Кресты в доме также помещают на косяках дверей.
Распятия вошли в обиход у христиан значительно позже икон - новорожденная церковь боялась смущать сердца ужасным зрелищем позорной казни. Примечательно, что до IX века включительно Христос изображался на кресте живым, и только в Х веке на Западе появились изображения мертвого Христа. Догмат о крестной смерти Христа подразумевает, что смерть Господа - это выкуп всех, это призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с призывно распростертыми руками.
Часто верующие затрудняются отличить православное распятие от католического. Это легко можно сделать с помощью следующего признака. С древнейших времен кресты-распятия как на Востоке, так и на Западе имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появились на Западе во второй половине XIII века. И сейчас по этому признаку - три гвоздя вместо четырех - можно легко узнать католическое распятие.
* * *
Иконы и кресты, прежде чем занять место в нашем доме, освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы хотя и посвящены Богу и Божественному и в некотором смысле уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются просто изделиями человеческих рук. Чин освящения придает им благодатную силу Святого Духа и способность служить проводниками в нашем общении с Богом.
Обсуждения Окно в Небеса