Теоретические основы суфизма разработали в IX в. арабские подвижники Зу - н - Нун аль - Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби. В основе учения суфиев лежал мистический транс, как основной источник истинного знания, с помощью которого вначале изучались нормы ислама - это называлось "шариат".
Затем аскетической практикой постигалась внутренняя духовно-интуитивная сущность человека и ученик становится "мюридом" - эта ступень духовной практики называлась "тарикат".
Затем мюрид - суфий овладевал психотехникой мистического религиозного экстатического слияния с Аллахом, эта ступень называлась "марифат". Овладевший третьей ступенью, имел право обучать других.
Высшая ступень духовной трансовой практики называлась "хакикат", овладевали этой ступенью немногие, так как эта ступень означала постижение воли Аллаха и слияние с ним, но тот, кто овладевал, становился пророком.
Весь путь духовного самосовершенствования суфиев назывался "тарикат" и в некоторых суфийских системах насчитывал 10-12 ступеней. Каждая ступень тариката -это определенная глубина транса, сближающая суфия с Аллахом через любовь к нему и отказ от всего личного.
Аль - Мухасиби создал учение о мгновенном мистическом озарении - "хал", а в 12 веке Суфий Сухравади создал учение о мистическом озарении и свете - "ишрак". Ишрак - это обостренное систематической духовной практикой и аскетизмом интуитивное мышление, которое дает согласно Сухравади полное и истинное знание.
Считалось, что через ступени ишрака можно познать Аллаха или Истину, заключающуюся в том, что материя и Реальность это свет, а все объекты материального мира - сгустки света. Цель практики - это познание Абсолютной Истины - "света светов" (нур-аль - анвар).
Затем мюрид - суфий овладевал психотехникой мистического религиозного экстатического слияния с Аллахом, эта ступень называлась "марифат". Овладевший третьей ступенью, имел право обучать других.
Высшая ступень духовной трансовой практики называлась "хакикат", овладевали этой ступенью немногие, так как эта ступень означала постижение воли Аллаха и слияние с ним, но тот, кто овладевал, становился пророком.
Весь путь духовного самосовершенствования суфиев назывался "тарикат" и в некоторых суфийских системах насчитывал 10-12 ступеней. Каждая ступень тариката -это определенная глубина транса, сближающая суфия с Аллахом через любовь к нему и отказ от всего личного.
Аль - Мухасиби создал учение о мгновенном мистическом озарении - "хал", а в 12 веке Суфий Сухравади создал учение о мистическом озарении и свете - "ишрак". Ишрак - это обостренное систематической духовной практикой и аскетизмом интуитивное мышление, которое дает согласно Сухравади полное и истинное знание.
Считалось, что через ступени ишрака можно познать Аллаха или Истину, заключающуюся в том, что материя и Реальность это свет, а все объекты материального мира - сгустки света. Цель практики - это познание Абсолютной Истины - "света светов" (нур-аль - анвар).
Обсуждения Мистика суфизма
Ал-Мухасиби (ок. 781- 867)
Нет пользы от слушания, если оно
Не понято тем, что природой дано.
Ал-Мухасиби, Абу ¢Али ал-Харис б.Асад ал-Анази (ок. 781-867 гг.) - багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. В молодости приехал в Багдад. Был учителем ан-Нури и аль-Джунайда. Ал-Мухасиби вел аскетический образ жизни, отличался богобоязненностью (вара), не признавал компромиссов в повседневной жизни и в религиозных вопросах. Известно, что ал-Мухасиби отказался от большого наследства, оставленного ему отцом, т.к. тот был приверженцем му¢тазилитского учения о «свободе человеческой воли».
Ал-Мухасиби принадлежат свыше 30 сочинений. Многие написаны в форме ответов учителя на вопросы ученика. Китаб ар-ри¢айа ли-хукук Аллах (Суфийская психология и практика), Китаб ал-васайа (Психологические наставления начинающим суфиям) и др.
Зу-н-Нун ал-Мисри (ок.796 – 860/1)
Зу-н-Нун ал-Мисри, Абу-л-Файд Саубан б.Ибрахим (ок. 796-860/1 гг.) - наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца Маула. Его учителем был некий Са¢дун из Каира. Большую часть жизни Зу-н-Нун провел в Каире, много проповедовал, странствовал, побывал в Мекке, Дамаске, Антиохии. Зу-н-Нун подвергся гонениям со стороны властей. Незадолго до своей кончины он был доставлен в резиденцию халифа, который был потрясен красноречием и благочестием своего пленника. Зу-н-Нуна освободили, некоторое время он провел в Багдаде, где приобрел много учеников. Похоронен в Гизе, где его могила существует и поныне.
Зу-н-Нуну принадлежат около полутора десятков сочинений. Суфийская традиция считает его основателем учения о «стоянках и состоянках» (макамат ва ахвал) мистического Пути.
В сочинениях поздних суфиев, особенно ас-Сухраварди, Зу-н-Нун ал-Мисри изображается, как носитель «вечной мудрости», пришедшей к нему от греков-пифагорейцев.
(О пифагорейском наследии - "Сказки Мудрецов" - Великий посвященный ПИФАГОР)
((()))
Один я шел по кромке горя,
В пустыне странником бродя,
Без цели, цель не находя,
И вдруг, навстречу… с горем споря,
Выходит женщина старуха.
- Она, наверно, знает жизнь, -
Такая вдруг мелькнула мысль.
И эта мысль достигла слуха
Старухи… Тихо засмеявшись,
Она сказала: - Ну, спроси.
- Что значит здесь конец любви? -
Спросил уж я, не удержавшись.
- Простак! В любви же нет конца!
- Но, почему? Ведь столько бед!
- Конца Возлюбленному нет,
Как нет конца и у кольца…
((()))
Посредством Бога я познал…
Его. А то, что кроме Бога,
Познал посредством звука слова
Его Посланника. Бог дал.
((()))
В грехах раскается обычный человек,
Но в невнимательности - знающий свой век...
((()))
Все, что читал… забудь...
И уничтожь... что писал ...
Так лишь увидишь свой путь,
Мир без завес, покрывал.
((()))
Суфий - тот, чья речь подобна поведенью...
Чье молчание расскажет состоянье,
Кто мирские связи рвет без содроганья,
Кто не знает ни хвалы, ни осужденья...