Даосская медитация — это практика учения Дао, философии гармонии и равновесия в мире. Дао — принцип мироздания, Путь. Это центральное понятие культуры Китая. Сю Дао — китайский эквивалент термина «медитация».
- «Сю» означает "культивировать, практиковать".
- «Сю Дао» — "культивировать Дао", "соединиться с Дао".
Что такое «Дао»
"Дао — лежащий в основе естественный порядок Вселенной" (Лао-цзы).
Когда какое-либо явление следует своему предназначению, некоему исходному бытийному смыслу, идее, оно пребывает в соответствии с Дао. Дао солнца — светить. Дао цветка — цвести. Состояние этого соответствия замыслу называется «Дэ» — "сила, добродетель, целостность".
Даосская медитация — часть совокупности методов, которые осуществляются одновременно, совершенствуя весь образ жизни:
- регламентированное питание: пост и голодания;
- специальные снадобья;
- дыхательные упражнения;
- физические упражнения;
- внутренняя алхимия;
- медитация.
Назначение даосских методов медитации и других практик:
- Долголетие и бессмертие.
- Достижение более высокого уровня духовного развития, «становление единым целым с Дао».
Долголетие — ключевая идея, с которой ассоциируется даосизм.
Долгая жизнь — это большее количество времени.
Большее количество времени позволяет сделать больше. В зависимости от того, каким будет сознание человека, это «большее» будет разного наполнения.
Духовная практика и практика медитации — это способ пребывания в состоянии, позволяющем объективно видеть, чему стоит посвящать время жизни.
Единство с Дао иначе — это единство с Целым, которое содержит в себе все отдельные элементы Вселенной.
Истоки даосской медитации
Согласно философии учения Дао, высшие силы, наблюдающие за человеком, «записывают» его имя в одну из книг. Книг этих две: «Книга смерти» и «Книга жизни».
Первая книга крайне объёмна, в ней записано множество имён. Вторая книга мала. В ней имена достойных бессмертия. Для того чтобы имя человека появилось во второй книге, важна духовная жизнь, существенной частью которой является медитация.
Первая книга крайне объёмна, в ней записано множество имён. Вторая книга мала. В ней имена достойных бессмертия. Для того чтобы имя человека появилось во второй книге, важна духовная жизнь, существенной частью которой является медитация.
Методы даосской медитации имеют древнюю историю, они не были открыты для всех. Для того чтобы человек, интересующийся самосовершенствованием, мог обучиться, он должен был обладать определённым складом характера, свидетельством которого были благие деяния.
В учении Дао существует ряд практик, направленных на взращивание подобной готовности к обучению и восприятию знания — Сингун, где «син» — "сердце", «гун» — "труд", а «сингун» — "нравственный фундамент".
"Никто не знал, откуда появился Хуан Тай. Его одеяния и обувь были изношены. Чжоу Ишань, увидев его на рынке, подумал: „Говорят, что зрачки глаз бессмертных квадратные“. Посмотрев на Хуан Тая, он обнаружил, что его зрачки были именно такими. С радостью Чжоу Ишань одарил Хуан Тая новыми одеяниями. Хуан Тай подошёл к нему и сказал: „Я понял, что вы любите Дао, поэтому пришёл на вас посмотреть. Я бессмертный с Центральной вершины..." (Книга Масперо «Даосизм», рассказ Чжоу Ишань).
Так, согласно философии даосизма, на Земле живут бессмертные, которые проявляются тем, кого они сочли достойными, и обучают их. Также обучение возможно благодаря благосклонности обитателей неба, называемых богами. В даосизме они называются «тянь-цзунь» — "Почитаемые в Небе" и являются аналогом Бодхисаттв в буддизме.
По примеру Величайшего старца Лао Цзы другие божества также спускались в этот мир, чтобы учить людей; те, которые не спускались на землю, произносили проповеди богам и бессмертным, а те в свою очередь открывали низшим богам и людям знание о более высоких богах. Таким образом, «важные рецепты» и «могущественные формулы», благодаря которым можно достичь бессмертия, приходят в наш мир.
Функция этих богов — быть учителями. Они обитают в небесных дворцах. Достигший определённой ступени в практике способен «подняться» в эти дворцы. На Земле эти существа проявляются преимущественно в горах и пещерах.
Существует определённая иерархия. В зависимости от того, кто ищет знание и какими качествами он обладает, проявится существо, которое обладает соответствующими знаниями. Почитаемые в Небе никогда не отказывают в помощи на пути ищущим знания и проявляются в самых разных формах.
Согласно учению Дао, чтобы найти этих богов, нужно искать их внутри себя.
Даосские практики медитации
Медитацию в даосизме часто называют «цзо ван», что значит "сидение в забвении". Забвение в данном случае подразумевает невовлечённость в восприятие внешних объектов мира в процессе практики. Это то, что в йоге принято соотносить со стадией «пратьяхара» в медитации, когда медитативное сосредоточение сопровождается абстрагированием от ощущений органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д. То есть происходит полный разворот внимания внутрь. Так, описание этого явления общее для «Йога-сутр» Патанджали и даосских трактатов.
"Пусть будут заслонёнными отверстия, пусть будут заслонёнными врата. Пусть взор притуплен будет и развязаны узлы. Умерь свой свет, подобен стань частице. Всё это — Сокровенно Единенье" («Чжуан-Цзы», Запирание врат).
«Заслонённые отверстия» – это успокоение чувств на уровне чакр. Созерцание сложно развить, если активны чувства. Это можно понять и прочувствовать, если регулярно заниматься йогой и работать с внешними и внутренними энергиями, приходящими в жизнь человека.
«Запирание врат» позволяет создать условие для сосредоточения, которое ведёт к единству с Дао.
Виды сосредоточения в даосской медитации:
- Хранение Одного,
- Гуань.
Китайское слово «гуань» — это перевод буддийского термина «випашьяна».
Созерцание трёх божеств
Энергетические центры (чакры в йоге) в даосских трактатах называют киноварными полями (от слова «киноварь» — красная краска, используемая в алхимии).
Даосская практика выделяет три основных «киноварных поля»:
- Верхний — область головы;
- Средний — область груди, сердца;
- Нижний — область живота.
В этой практике три детально описанных божества визуализируются в трёх «киноварных полях», в трёх энергетических центрах. Эти три центра в теле человека, как и другие области тела в даосизме, принято называть дворцами. Эти дворцы тождественны трём дворцам, которые, согласно даосизму, находятся на звёздах Большой Медведицы. Эта практика опирается на идею тождества тела человека и космоса. Назначение — переживание единства с Дао, трансформация личности практика в проявление Дао.
Сосредоточение на созвездии
В учении Дао существуют и специализированные практики сосредоточения на созвездии Большой Медведицы, которое, согласно этой философии, — обитель бессмертных и богов.
Даосы верят, что энергия созвездия обладает исцеляющей и просветляющей силой. Место проявления энергии созвездия в теле человека как микрокосмосе — верхние центры. Методы сосредоточения: представление созвездия над головой или окутывающим всё тело, мысленное путешествие к этому созвездию.
Нэйдань — искусство внутренней алхимии
В даосизме ряд практик называют «внутренняя алхимия». Некоторые методы этих практик общие для даосизма и буддийских медитативных техник. В частности, это направление энергии по внутренней орбите тела. Подобные методы традиционно предполагают обучение у компетентных наставников.
Хранением Одного также называют процесс сложной практики взращивания «бессмертного тела», которое состоит из субстанции Дао.
Даоинь и цигун
Один из вспомогательных методов подготовки тела к внутренним практикам в даосской традиции — гимнастика даоинь. Назначение этой гимнастики — устранение препятствий на пути движения энергии ци в теле человека. Концепция ци — ключевая для традиционной китайской медицины и боевых искусств. В мире получила распространение практика цигун, которая восходит в истоках к даоинь.
Практика цигун обычно сочетает в себе медленные движения, глубокое диафрагмальное дыхание, способствующее спокойному состоянию ума, а также визуализацию направления ци через тело. Цигун также предназначается для сознательного контроля и уравновешивания тонкой энергии.
Питание
«… в море на острове есть гора — там, на вершине, живёт святая дева, вдыхает ветер и пьёт росу, не вкушает пять видов зёрен, сердце её подобно бьющему роднику, обликом своим она подобна девочке…» («Канон гор и морей» Шан Хай Цзин).
В этом фрагменте упоминается практика «неупотребления пяти зёрен» — би гу. Этот метод трактуют по-разному: от неупотребления злаков до сокращения употребления любой плотной пищи, соблюдение режима очищающих голоданий.
Сокращение пищи, согласно учению Дао, позволяет очищать внутренний мир и постепенно преображать тело. Оно сопровождается употреблением определённых снадобий, например «сосновых плодов, хвои и смолы»; питьём литра воды, которая определённым образом «заряжена информационно» во время восхода солнца; и практикой «усвоения ци» — питанием праной.
В даосизме подробно рассмотрены методы «усвоения праны» с помощью дыхательных упражнений и визуализации. Чтобы ваша практика медитации проходила более гармонично, важно откорректировать питание; и даосская традиция, где диете отведена значительная роль, это подтверждает. В наше время подробное пояснение того, что такое сбалансированное питание, можно найти в нутрициологии.
Дао — философия равновесия
Чтобы лучше понять философию Дао, вспомним принцип, на который опирается её духовная практика, — баланс противоположностей инь и ян.
Возможно, вы встречали известный символ круга с двумя частями белого и чёрного цвета, пребывающими во вращении и взаимопроникающими. Этот круг символизирует баланс инь-ян, проявленный как в теле практика, так и во всём мироздании. Характерный пример принципа — природные циклы.
- Лето. В растительном царстве проявлена во всей полноте природа ян — природа света, солнца, тепла, роста, движения. В это время цветущие растения, в которых формируются семена, — концентрат будущей жизни, олицетворяют ян.
- Осень. Цветение завершается, листья опадают, начинает преобладать природа инь — распад, влажность, холод, меньшее количество светового дня.
- Зима — время инь.
- Весна — пробуждение освобождённых от прошлой листвы ветвей новыми почками, время начала преобладания ян. Цикл повторяется.
Каждая стадия есть естественная смена предыдущей, созидание и разрушение, тепло и холод. Листва опадёт и станет землёй, чтобы снова подняться зелёной травой.
Этот цикл — наглядный пример философии Дао, в которой два явления противоположного свойства взаимодополняют и сменяют друг друга, пребывая в равновесии.
Пребывание в равновесии, понимание жизни, более спокойный и мудрый взгляд на реальность — всё это плоды духовной практики. Изучая разные традиции мира, несмотря на кажущиеся различия, можно видеть общее. Духовный путь в разных землях обладает общими чертами: внутреннее очищение, дисциплина на физическом уровне, преображение, в котором Целое становится более и более проявлено внутри одной части.
Основные письменные источники традиции
- Лао Цзы «Дао дэ цзин»
Основной источник, фундаментальный текст даосизма, написан около 400 г. до н. э. Один из переводов названия «Совершенное Писание Пути и его Силы».
«То, что может быть названо, не начало всего. То, что без имени, — то начало всего».
Многое в этом тексте может дать импульс для размышления и осознания. Существует множество переводов этого текста, один из них создан рукой Л. Н. Толстого: «Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л. Н. Толстым».
- «Чжуан Цзы» — книга, в которой собраны истории и притчи, описывающие путь мудреца, воплощающего принцип Дао.
- «Цин Цзин Цзин» — Трактат о Чистоте и Спокойствии.
В даосской традиции существуют разные методы внутренних практик, которые можно отнести к понятию медитации. В этой статье изложена только малая часть, помните, что, прежде чем осваивать любой метод, стоит изучить учение, из которого он исходит, пообщаться с теми, кто практикует данные методы, понять их назначение.
Источник: https://meditation.study
Обсуждения Даосские практики медитации