Философия определяет термин «Духовность» как внутреннее осознание человека, его способность к самоопределению среди других людей, с которыми он общается и живет. А также как стремление к идеальному состоянию в личностном развитии.
Интересно! Сущность духовности была предметом для споров многих философов, но к единому мнению они так и не пришли.
К примеру, древнегреческий философ Платон, последователь Сократа, считал духовность особым свойством в человеке, не связанным с его телесной оболочкой. По мнению философа, слово имеет корень «дух» неслучайно (Spirit — лат.). Дух — это что-то нематериальное, означающее способность индивида к самоопределению.
Как она выражается у человека
Вопрос духовности неотделим от психологического аспекта. Еще со школьных времен все помнят, что «психо» означает не что иное, как душа, существующая отдельно от телесной оболочки человека.
На рубеже 20-21 веков отечественные психологи стали уделять повышенное внимание теме духовности. К ней относились, как к результату работы внутренних механизмов психики человека.
Таким образом, под термином «духовность» понимают систему психологических процессов, которые происходят внутри человеческого сознания с учетом его личностных качеств.
Духовное развитие человека
Можно выделить определенные качества, характерные для развивающейся личности:
- творческое начало в любом его проявлении;
- стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими;
- высокий уровень нравственности;
- ощущение любви к самому себе и другим людям;
- доброе, участливое отношение ко всем живым существам.
Существует два вида духовности: социальная и религиозная.
В таком педагогическом предмете, как обществознание, под духовностью понимают волю и разум человека, которые ориентированы на нравственных общественных ценностях, со стремлением к высоким идеалам и помыслам.
Важно! Нельзя сказать, что духовность — это вера в Божественное начало или определенная степень религиозности. Под этим словом понимают такое состояние души человека, когда он стремится к непрерывному развитию и самосовершенствованию.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Любая личность имеет свой духовный мир.
В нем есть:
- система ценностей, которая определяет мировоззрение человека и придает смысл его существованию;
- цели, необходимые для реализации миссии на Земле;
- потребности души, проявляющиеся через познание окружающей действительности, выражение себя с помощью искусства, научной и культурной деятельности, а также иных форм;
- стремление к познанию себя и самореализации в социуме;
- понимание значимости своих действий для других людей, сформированные взгляды на окружающий мир;
- эмоциональная и чувственная поддержка собственного видения и деяний со стороны общества.
Все перечисленное базируется на знаниях людей об окружающей действительности и вере в справедливый исход.
Мировоззрение человека можно разделить на:
- Повседневное, с опорой на жизненный опыт. Оно формируется в результате различных обстоятельств.
- Религиозное, в соответствии с религиозными представлениями личности.
- Научное, с акцентом исключительно на научные знания.
- Гуманистическое, базирующееся на представлениях о научных взглядах: насколько они справедливы и высоконравственны для социума, а также степень их экологичности.
В системе человеческих ценностей, которая является основой любого мировоззрения, заложен ориентир на устремления личности и смысл ее жизни. Идеалы отдельно взятого человека выступают в виде эталона поведения в социуме и становятся мотивацией для самого поведения.
Но важно отметить, что духовные ценности человека не могут быть вечными. Они находятся в прямой зависимости от условий жизни и меняются с учетом влияния обстоятельств.
А вот веками складывающиеся общественные ценности представляют собой духовную практику всех поколений человеческого рода и содержат в себе универсальные потребности любого индивида, независимо от того кем он является. Раса, национальность класс, религия, возраст — все это становится не важным.
Понятно, что общечеловеческие ценности возвышаются над индивидуальными, поэтому человек должен формировать свой внутренний мир с учетом этих рамок. Жизнь индивида переплетается с общественной жизнью и постепенно усваивает правила, сформированные временем и являющиеся частью нравственного фонда.
В западной психологии
В западной психологии, которая получила наибольшее признание в послевоенные годы XX-го века, существует ряд направлений:
- трансперсональная — не отрицает религиозное влияние на сознание индивида;
- гуманистическая — акцент делается на личности как единственной целостной системе;
- экзистенциальная — относится к гуманистической психологии, затрагивает несколько аспектов жизни индивида: его внутренний мир, личные переживания и др.
Согласно системе Маслоу, если человек обладает духовностью, то он находится на высокой ступени эволюции. У таких людей отсутствуют примитивные желания, грязные помыслы и проступки. Они наполнены добротой и снисходительны даже к тем, кто этого не достоин по мнению общества.
В начале XX века у психологов и психотерапевтов господствовало мнение, что низкий уровень нравственности — не что иное, как болезнь, от которой надо избавиться. Но парадокс в том, что многими неразвитыми культурами практиковалось исцеление души с помощью шаманских обрядов, жертвоприношений и прочего.
Как определить в человеке
Стоит ли думать, что духовность приходит к человеку вместе со зрелостью, когда он становится взрослым, постепенно накапливая богатый жизненный опыт? Одно ясно: это не приходит от рождения.
Для становления духовности требуется определенное время. Необходимыми морально-этическими качествами человек обзаводится, пройдя школу жизни и получив багаж знаний.
Духовность проявляется, когда человек:
- стремится разобраться в вечных вопросах бытия: чем отличается добро от зла, что такое истина, как почувствовать любовь, что такое истинная красота;
- избегает дурного общества, не допускает самоутверждения за чужой счет;
- помогает тем, кто нуждается;
- открыт обществу и социально активен;
- не зацикливается только на финансовом благополучии;
- спокоен и уравновешен.
В обычных жизненных условиях духовность видна в мелочах. Например, это осознанный выбор религии. Утверждаясь в своей вере, человек начинает положительно меняться изнутри.
Еще одним важным моментом становится участие в благотворительности: помощь бездомным, передача вещей в детдом, донорство крови и т. п. Отношение к близким родственникам и супруге в уважительном ключе так же является одним из аспектов духовности. Сюда же можно отнести проявление интереса к искусству, соблюдение морально-этических норм.
В то же время важно понимать, что не существует сверхчеловека, который сочетает в себе все перечисленные достоинства. Следует задать себе вопрос: как из обычного человека стать высоконравственным героем? Что послужит волшебным эликсиром?
Психоаналитики считают, что такая перезагрузка начинается в человеке после пережитых им трудностей и горестей. Если не надломился, выстоял, то все проблемы начинают казаться излишней суетой.
Высокоразвитая личность находится в постоянном духовном поиске и самосовершенствовании. Он исследует себя с разных сторон, как сильных, так и слабых. Стремится познать себя с точки зрения чего-то большего. Овладение медитативными техниками помогает разобраться и найти свое предназначение в этом мире.
Что составляет основу духовной жизни?
Среди базовых элементов, которые определяют структуру духовных стремлений человека, можно назвать следующие:
- мораль;
- религия;
- образование;
- наука;
- искусство;
- культура.
Все перечисленные элементы взаимосвязаны между собой. Именно эта связь оказывает влияние на гармоничное развитие личности и его взаимодействие с окружающей действительностью.
Цели в духовной сфере
Какие цели помогают развитию духовной сферы?
- Стремление изучить и понять изначальную природу своей души.
- Обретение навыка жить в текущем моменте.
- Улучшение своих внутренних качеств, таких как терпение, благородство и т. д.
- Желание искоренить внутри себя корысть, эгоизм, гордость, вожделение, стремление к славе.
- Обретение независимости от других людей и внешних факторов.
- Стремление к внутренней гармонии и умиротворению.
- Сохранение жизнерадостности и спокойствия.
- Совестливый подход к жизни.
- Желание перейти на новый уровень развития.
Все эти пункты являются на порядок выше перечисленных ранее, поскольку напрямую связаны с нашей душою. Следует уделить им внимание и развивать в течение всей жизни. В этом может помочь изучение Джамы и Ниямы.
Бездуховность – это…
Для начала важно понять, какой смысл заложен в этом слове. Если посмотреть на него со стороны светской жизни, а не религии, то станет ясно, что бездуховностью называется обесценивание духовной жизни, отказ от нее, потеря нравственности, ведущая к бесчеловечности.
Причины потери духовности
В то время, когда массово появились новые носители информации, стало намного легче оказывать воздействие на людей. Через телевизор, радио, журнальные издания и интернет постоянно формируется массовое сознание.
Люди начинают жить по определенному сценарию. Им навязываются предоставления о том, что нужно делать, чтобы стать успешным и счастливым: какую работу выбрать, какой бренд одежды носить, как выглядеть внешне, в каком доме жить и что есть на завтрак.
Целью современных средств массовой информации стало то, чтобы заставить население совершать все больше и больше покупок. При этом мнимые ценности выдаются за реальные — это становится причиной роста бездуховности общества.
Отсюда вывод — бездуховность появляется, когда человек зацикливается на материальном аспекте и теряет нравственные ориентиры.
Духовный аспект жизни общества
Духовная реальность является основой духовности человека. Она отражается в уме и фиксируется в психике людей в виде потенциальной и реальной жизни. Важно понимать, что бытие в данном случае проявлено, как индивидуальное и социальное.
В индивидуальном бытии рассматривается психика и сознание конкретного человека, включая его ощущения, восприятие, представление об окружающем мире. А социальное бытие зафиксировано в сознании общества и ориентируется на психологию коллектива.
Критерии духовного богатства
Что же такое духовное богатство? Воистину богат тот, в ком присутствует много Бога. Это значит, что после физического ухода из этого мира остается его душа, наполненная:
- человечностью;
- образованностью;
- историей своего рода;
- любовью к Родине;
- верой;
- осознанностью;
- безусловным принятием;
- внутренним спокойствием.
Образование и образованность
Образованному человеку уже присущи духовные качества, такие как: любовь к труду, ответственность за совершенные деяния, расширенные кругозор — все это помогает не быть рабом системы и не стать рабовладельцем.
Человек стремится постоянно совершенствоваться, становиться лучше в личностном плане и обретать новые знания, которые укрепляют его жизнь и делают ее лучше.
Вера
Веру не следует путать с понятием религиозности. В данном случае подразумевается не набор определенных ритуалов или методик, а истина внутри сердца каждого человека.
Важно осознать, что есть что-то большее, чем окружающая действительность. Это всемудрая, вселюбящая, вмещающая всех и каждого, утешающая, обогревающая, наставляющая на добро сила. При этом совсем не важно, к какой церкви относится человек и какого мировоззрения придерживается.
Главным становится понимание, что к этой силе можно прибегнуть за помощью. Ей подвластно вывести человека из тупика и показать верную дорогу. Важно довериться этой силе полностью. А само доверие появится на основе личного опыта взаимосвязи с такой силой, которая будет проверена временем.
Осознанность
Понимание важности совершенных поступков в течение жизни приводит к регулярному отслеживанию своих действий. Сюда входит наблюдение за своим поведением, эмоциональным настроем, реакцией на внешние факторы, раздражительность, сравнивание себя настоящих с собой же прошлыми. Из этого вытекает глубокое осознание принадлежности к духовным существам, желание измениться к лучшему.
Безусловная любовь
Безусловной является любовь, ничего не требующая взамен, которая отдает, а не забирает. Она искренняя. Ее нельзя назвать привязанностью или влюбленностью. Ее сила проникает в душу человека светлыми лучами Солнца и абсолютно бескорыстно согревает ее.
Внутреннее спокойствие
Это ощущение внутреннего равновесия и сбалансированности диаметрально противоположных качеств. Всем известно, что человек может быть одновременно добрым и злым, скупым и щедрым, трудолюбивым и ленивым. Желание сбалансировать свое внутреннее состояние помогает приблизиться к неизведанному и достигнуть истинного обогащения.
Источник: miryogi.com
Обсуждения Духовность и другие аспекты духовного мира человека
Я же не говорю, что для воспитания достаточно одной этой притчи? Зато поданным вовремя и в нужном контексте простым сюжетом про того же лодочника можно кой-что объяснить дитю, например, что не все работяги так просты, как кажется на первый взгляд или что плыть намного веселее, если по пути философствуешь.
А мне бы очень не хотелось краснеть за ребенка, когда он спросит у лодочника или на лодочной станции, почему нет инструкций на веслах.
Ладно, взрослые просто посмеются над глупым дитя и его учителями, хотя и это может обернуться психологической травмой с утратой доверия родителям. А вот наш коллега Валерий Житин (рарапурчик) рассказал, что немедленно получил по морде, когда неосмотрительно назвал паромщика гондольером.
Конечно! Увы, это приходится проверять на своей шкуре. А если изучать противоречащие друг другу бесконечные теории, то надежнее будет вообще не кушать.
Если человек предъявляет претензии к богу или объектам, то он имеет поверхностное представлений о религии и философских науках (иначе, о гностицизме, из которого вышел научный атеизм).
Но зато поверхностные представления способствуют фантазированию.
А если человек с пьяных глаз отрекся от Бога, то он еще не атеист, а просто безбожник, не имеющий никакого представления о материализме и атеизме.
По крайней мере, не стоит требовать от каждого человека разбираться в вечных вопросах бытия и причислять его к бездуховным, если не разобрался.
И что дал этот разбор на сайте за более чем 10 лет? Все переругались и остались при своих полярных мнениях. Право, это скверная реклама для всех, кто вздумает разбираться в вечных вопросах бытия.
"стремится разобраться в вечных вопросах бытия".
И многие уже разобрались???\\
Разобраться-то стремятся все, в силу естественного свойства человеческого сознания. А разобравшихся, как показывает нам история человечества, всегда 1-2% в любой эпохе и в каждой стране. Именно они пишут священные тексты, проектируют сакральные архитектурные формы, остаются в памяти народа как родоначальники религиозных традиций, святые, философы-просветители или маги.
И потом, этот компот, т.е. духовность человека, как комплекс внутренних качеств, вообще никак не зависит от его внешней социальной принадлежности и его, так сказать, светского ремесла, т.е. того, что Вы называете общественно-полезным трудом. Я имею в виду, что духовным, т.е. осознанным, творческим, нравственным и т.д. человеком может быть как любой царь (архаичный пример - царь Соломон, принц Гаутама), так и любой крестьянин (Григорий Распутин).
А вот слово "атеист" имеет два смысла: 1. гностик, т.е. тот, о-со-знает своё творческое начало (дух), но не пользуется религиозным термином "бог" для обозначения связи личности с сущностью (с духом), и 2. невежда, т.е. тот, кто еще не знает о связи личности с сущностью, т.е. не осознающий себя, своё творческое начало (дух). Вы какой смысл имели в виду, говоря "А если атеист, то уже не человек???"? Во втором случае, "атеист", безусловно, бездуховный человек.
Я совсем не против моря качеств, вываленных в статье, а против компота неимоверной величины. Конечно, если постараться, то в этом море можно найти "творческое начало в любом его проявлении" и вообще все на любой вкус, кроме труда. Например, измалевал стены в подъезде, спьяну заорал ночью песни на весь дом, поставил гараж или сарай посреди двора = это творческое начало, раз "в любом его проявлении"?
В списке критериев духовного богатства вообще нет труда. Первым идет даже не творческое начало, а весьма туманная человечность. Несомненно, что последний хам и мерзавец считает себя человеком, а значит, духовно богатым.
Вторая в списке: "образованность". Это еще куда ни шло! Но количество запомненных знаний далеко не всегда переходит в качество.
Третье вообще странно: "история своего рода". Разумеется, я не против истории и альбомов с фотографиями предков. Но сегодня не дикие племена, где правил культ предков. Я не знаю ни одного семейства, где регулярно копаются в своей родословной. Значит, все не потянули на духовность?
Другие признаки: любовь к Родине, осознанность, безусловное принятие, внутреннее спокойствие никак прямо не связаны с трудом. Значит, достаточно лежать на диване и балдеть от своей, якобы, духовности?
Образованному человеку в статье приписывается "не быть рабом системы и не стать рабовладельцем". Но в истории именно правящие классы имели доступ к образованию. Крестьянство в России до 1917 г. было поголовно безграмотным и, значит, бездуховным?
Еще более странен список целей в духовной сфере. Первая цель: "Стремление изучить и понять изначальную природу своей души". Цель благая, но недостижимая. Ну, придумает какой-нибудь дилетант нелепейшую теорию и будет всю жизнь доставать ею окружающих и истязать самого себя.
В списке основ духовной жизни первыми идут мораль и религия. А если атеист, то уже не человек???
В списке проявлений духовности первое:
"стремится разобраться в вечных вопросах бытия".
И многие уже разобрались???
А людям труда вопрос ясен: духовность - это прежде всего добросовестный общественно-полезный труд.\\
Но ведь полезность труда для общества определяется именно духовностью работника, т.е. качествами человека, которые выделил автор этой статьи.
"Творческое начало в любом его проявлении" - в т.ч. во всех видах труда, включая интеллектуальный труд и словотворчество (так наз. болтовню).
"Стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими" - в т.ч. трудовым и коммуникативным опытом.
И т.д.
Бездуховные работники, сами знаете, чего уже наработали.. и еще наработают..
Это неудивительно, поскольку среди них преобладают неисправимые болтуны и бездельники (о чем даже по своей инициативе рассказал местный профессионал В.Филатов). Трудового человека они в свой круг не пустят, быстро заклюют.
А людям труда вопрос ясен: духовность - это прежде всего добросовестный общественно-полезный труд. Если человек старателен в труде, то и ко всему в жизни он относится внимательно, расширяет свои познания. А если работа - это наказание или халтура, то и вся остальная жизнь - халтура.
Ныне великие идеалы утрачены, и люди живут в основном ради своего благополучия. Но очень не хочется быть бездуховными, особенно отъявленным неучам, бездельникам и хамам. Вот и собрали компот из осколков прежней духовности, чтобы можно было ничего не делать для общества, но раздуваться от гордости за свою человечность.
Оттого появляются длиннющие невразумительные статьи, из которых невозможно понять, что является главным в духовности. Впрочем, кто открыто присоединился к курсу на житие без ума, тем может понравиться и не такое, вплоть до полного сумасбродства.
Зато по таким объективным показателям, как невежество и неуважение к людям, выходит, что самыми бездуховными являются именно поборники духовности.