О том, что такое «дхарана» существует немало ограниченных представлений в среде практикующих йогу. Самое стандартное представление о дхаране – это то, что нужно усилием сфокусировать свое внимание на какой-то объект.
В «Сиддха-сиддханта паддхати» Горакшанатх дает очень хорошее определение понятия дхараны:
Шлока 37. Дхарана – это когда внешнее и внутреннее равно форме собственной истинной природы. Это надлежит постигнуть в сознании так, что при возникновении (мысли) следует удержать ее в бесформенном состоянии. Стойкое пребывание в собственной сущности, задувание (мыслей) подобно огню свечи - это качества дхараны.
Более точно дхарана переводится как «удержание», согласно тантрическим доктринам и мировоззрению натхов мы изначально тождественны с объектами мира, соответственно дхарана – это удержание чувства своего тождества с тем или иным объектом, удержание недвойственного состояния.
Иногда понятие дхараны переводят как «духовное сосредоточение», или присутствие своего истинного Я (Атмана) в объектах. Но если такой уровень пока сложен для понимания, то стоит обратиться к философии Патанджали, у которого дхарана объясняется в более простом виде.
Разделы практик дхараны
Есть разные уровни дхараны. Существует дхарана на Вишварупу (форма Божества, как безграничная Вселенная), существует также сагуна и ниргуна дхарана.
Ниргуна-дхарану можно практиковать начиная с бхрамари пранаямы, постепенно растворяя ум в спандане (вибрации). Дхьяна на анахата-нада также в какой-то степени имеет отношение к ниргуна-дхаране, в такой практике есть свои ступени.
Обычно нужно начинать с сагуна, с медитации на мурти Божества, на его лиле (игре и даршане Божества), на его силе (Шакти), потом медитировать на бхаву (состояние), полученную от сосредоточения на Божестве. Далее – концентрироваться на пике этого состояния, превращая его в бинду, который проводите сквозь чакры и пять элементов. Постепенно учиться переводить медитацию в сукшма-дхьяну, а затем в ниргуна.
Есть также практики сосредоточения на адхарах: вы перемещаете внимание по адхарам вдоль всего тела снизу вверх, потом обратно, пока не достигнете состояния абстрагирования и некоего парения, легкости, после чего спонтанно наступает пратьяхара. Здесь дхарана – это устойчивость читты (сознания) на двенадцать секунд, а пратьяхара – примерно на 1-2 сек., т.е. это некое скользящее сосредоточение на шестнадцати точках.
Что касается Горакшанатха, вы можете концентрироваться на его мурти, потом перейти из стхула-дхьяны в джьотир-бхавану и сукшма-дхьяну. Есть техники дхьяны на Гуру, когда вы через него способны воспринимать энергии брахманды, Горакшанатх – это и есть брахманда.
Существует очень много разных практик, и главное здесь - понять их цели и правильные методы выполнения. Для регулярной нормальной практики достаточно несколько хороших методов, которые подходят именно для вас. В сущности, все они ведут к одному состоянию, которое связывает все методы воедино.
Практика дхараны на 5 первичных элементах (панчадхарана)
Панчадхарана – это практика, при которой прана и сознание (Кундалини) направляются на пять первичных материальных элементов, посредством чего йогин может ими управлять. Поскольку дхарана означает духовное сосредоточение, в данном случае это будет осознание Атмана в пяти элементах.
Атман - за пределами всех качеств и описаний, поэтому при соприкосновении с пятью элементами, он воспринимается как пять вьом. Эти концентрации в текстах описаны как внутренняя лакшья.
Мировоззрение, лежащее в основе практики панчадхараны
Есть две основные категории структур: макрокосмическая психофизическая структура «самашти-пинда» и микрокосмическая структура «вьяшти-пинда», называемая также «пракрити-пиндой». Первая состоит из Параматмы (Сверхдуши), а также пяти великих элементов. Вторая структура состоит из воплощенной души и других пяти элементов, составляющих индивидуальное тело и формирующих различные дхату (ткани) наших тел. Когда в Натха-сампрадайе адепт понимает эту теорию, он старается вернуть свою душу к Сверхдуше, а тело – к сверхтелу Шивы.
Сами первичные элементы очень сложно описать с помощью современной науки, они не физические, как это существует в обычном понимании людей, а метафизические. Наука постоянно открывает что-то новое, количество химических элементов меняется время от времени, мы не знаем, что ученые откроют, например, лет через 200, следовательно, в каком-то смысле их знание конкретное, но в то же время имеет свои пространственно-временные ограничения.
Что касается пяти элементов, то это, скорее, некие принципы, потому их и называют таттвами, т.е. буквально – «сутью», которые всегда существуют в этом мире.
Результаты практики
Концентрация на элементах приводит к тому, что йогин становится способен чувствовать в полной мере каждую такую суть материального бытия, а также познавать недвойственное состояние единства со всей Вселенной не только на духовном уровне, но и на физическом. Достичь гармонии, живя с этим миром, находясь в нем.
В обычном состоянии человек является игрушкой в руках самых разных сил этой Вселенной, йогин же перестает быть пассивным бессознательным материалом этих сил посредством контроля их проявления в своем теле. Панчадхарана – это как раз одна из практик, которая позволяет прийти к такому контролю.
Вся Вселенная проявилась из шабды, который и есть Кундалини-шакти, и тот аспект проявленной Вселенной, который является пятью таттвами, имеет свои звуковые градации, это биджа-мантры, такие как ЛАМ, ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ.
Каждый из элементов имеет свой цвет и янтру, которые нужно представлять во время практики, сосредотачиваясь также на ментальном повторении соответствующей биджа-мантры.
Когда сознание Чит-шакти (Кундалини) поглотит определенный элемент, оно, взяв его силы, может растворить более грубый элемент в более тонком. На высшей стадии садханы йогин может достичь окончательно единства себя как микрокосма с макрокосмом, тогда он реализует тот вечный аспект своей души, которая была скована рамками ограниченного тела, и телом также становится весь мир с пятью великими элементами.
Можно сказать, что йогин как бы создает новое тело, а можно сказать иначе – он возвращает себя к тому, чем всегда являлся. На этой стадии йогин становится способным также из тонкого проявлять более грубые элементы.
Аналоги практики в тантре
В тантризме есть такая практика бхута-шуддхи, представляющая собой процесс растворения старого восприятия таттв сознанием и далее обратное воссоздание тех же таттв заново.
В йоге подход несколько иной: йогин понимает, что все эти растворения и поглощения, которые существуют в тантре, есть не что иное, как процессы в индивидуальном сознании, и очищение происходит не так быстро, что все равно пройдет немало времени. Поэтому йог сразу может на каждой таттве сосредотачиваться подолгу, с целью сразу получить максимальный результат от практики, связанной с разными таттвами.
Таким образом, йогин поступает экономно, сразу видя присутствие Брахмана в физическом проявлении. Тантрики следуют, в целом, по такому же принципу, но технологически все выполняется иначе.
Шлоки из «Мантра-йога самхиты» относительно дхараны
Описание дхараны и концентрации:
44. Есть два вида дхараны: внутренняя и внешняя. Дхарана – неоценимая помощь в мантра-йоге. Через концентрацию ума на внешнем предмете, человек достигает бахир-дхараны (внешней концентрации), а через концентрацию ума на самом тонком предмете внутреннего мира, человек достигает антар-дхараны (внутренней концентрации). Совершенный успех Дхараны происходит от веры и йоги.
Описание правил дхараны:
45. Совершенным успехом в дхаране йогин может добиться мантра-сиддхи и дхьяна-сиддхи (достижения медитации). Бхакти, ачара, прана-самьяма (контроль жизненного дыхания), джапа-сиддхи, дэвата-саннидхья (близость с Божеством), проявление божественной силы в дивьядеше, и видение Иштадеваты – это все обретается только через совершенный успех дхараны. Эти различные грубые и тонкие практики для достижения дхараны должны быть получены от Гуру.
Источник: dharmanathi.ru
Обсуждения Что такое Дхарана в йоге?