Главная цель статьи - передать некое настроение, подход к энергетическим практикам, который я сам использую в занятиях. Почему именно даосские практики, в чём их особенности и особенности моего подхода к этой системе знаний. Основной акцент я постараюсь сделать на внутреннем понимании и внутренней энергетической работе по даосской технологии.
Единство знаний
А начнём мы, пожалуй, с вопроса целостного подхода к знаниям вообще и к даосским практикам в частности. К сожалению, для современного общества характерна разделенность практически во всех сферах жизни, что является серьезным препятствием для постижения тех знаний, о которых пойдёт речь. Большинство людей считают, что, например, даосская традиция - отдельно, индийская йога - отдельно, японское каратэ — отдельно, и так далее.
На мой взгляд, большинство различий носят внешний характер. При поверхностном восприятии, действительно, столь непохожая атрибутика разных школ и культур может ввести в заблуждение. На самом деле, истина одна. У подножия горы может быть множество тропинок наверх, но у вершины все они неизбежно соединяются.
Я сам успел поизучать и попробовать многие знания, книги, школы, семинары. И хотя с огромным уважением и благодарностью отношусь к своим учителям, не считаю себя принадлежащим какой-то конкретной школе или определённой традиции.
Три вида энергий
Чтобы не быть голословным, приведу пример единства знаний. В основе даосской традиции лежит тройственное строение Вселенной и человека. Даосы выделяют три основных типа энергии, которым в человеческом теле соответствуют 3 энергетических центра. Центр живота хранит у нас энергию жизни, энергию Земли. Центр груди — накапливает энергию любви и творчества. Центр головы отвечает за энергию Духа, Неба. Теперь мы можем «перевести» образное китайское выражение: «Человек между Небом и Землей»: под управлением Духа Человек преобразует энергию физического мира в любовь и творчество.
Обратите внимание на аналогию с Христианской Троицей. Впрочем, сведущие читатели наверняка уже увидели аналогии и с многими другими учениями, которые предполагают тройственную модель строения Вселенной.
Итак, разделять направления и учения сейчас, на мой взгляд, нет смысла. Действительно, на протяжении долгого времени перед многими школами стояла задача сохранить традицию в чистом виде, поэтому линия передачи знаний ревностно охранялась от чужеродных вторжений и смешиваний между разными направлениями. Но сейчас наступили другие времена, знания вскрываются, и в наши дни строго придерживаться одной традиции - означает ограничивать себя.
По этой же причине, кстати, я стараюсь уходить от всех китайских названий и терминов. На некоторых семинарах ведущие стараются сохранить атрибутику и настроение традиции. Но, на мой взгляд, слова «сосредоточьте внимание на точке мин-мен» звучат несколько странно. Гораздо проще сказать: «Сосредоточьтесь на центре поясницы». По моему мнению, атрибутика и красивые ритуалы не столь важны, как внутреннее наполнение практик.
Особенности даосских практик
Почему я такое большое внимание уделяю именно даосским знаниям, а не какой-то другой традиции, раз у всех у них единая суть? Первая причина состоит в том, что именно китайцы составили наиболее точное и детальное описание человеческого тела и работы всех его энергетических механизмов. В даосской традиции очень обширная теория: сколько в теле энергетических меридианов, где проходят, какой вид энергии вырабатывает тот или иной орган, где находятся активные точки (например, для иглоукалывания), и какие у всей этой фабрики ритмы в зависимости от времени суток или сезона
В целом, тело рассматривается как сосуд, в котором накапливаются, хранятся и преобразуются определенные виды энергии. И, благодаря стройной и всеохватывающей системе знаний, мы можем увязать физическое тело, энергетическое тело и сознание.
То есть, через выполнение определённых упражнений физическим телом (разумеется, определённым образом направляя своё внимание при этом) — развивать энергетическое тело. И наоборот, с развитием энергетического тела укрепляется и оздоравливается наше физическое тело, а также растут способности к осознанию и концентрации.
Целостность человека
Хочется ещё раз подчеркнуть важность целостного подхода. Даосские практики — это не просто «физкультура», тут обязательно задействуются в работе и энергетика и сознание. Более того, это не оторванные от повседневной жизни практики, через них можно решить ряд вопросов. К примеру, если у человека есть подавленный страх — он также отражается на всех уровнях. И в сознании, и в энергетике в виде блоков, и в теле - в виде мышечных зажимов. Комплексная работа позволяет наиболее полно и гармонично проработать такие вещи.
На мой взгляд, смысла заниматься практиками нет, если ты потом не можешь применить полученный опыт в своей жизни. Помимо вышеописанных бытовых примеров, в процессе освоения даосских знаний человек постигает базовые законы работы энергии и тела, которые потом может применить во многих других сферах, начиная от занятий танцами или йогой и заканчивая научной деятельностью.
У обычного человека энергетика часто раздроблена на несколько независимых частей. Меридианы, связывающие их, не работают. Другими словами, сосуд дырявый, в нём невозможно удержать воду. Это всё - результат неправильного ритма жизни (особенно в больших городах), стрессовых ситуаций и т.д. Даосские практики позволяют достигать целостности тела — и, как следствие, та же целостность автоматически появляется в поступках, появляется возможность ставить цели и достигать их.
Преобразование энергии
Итак, на первом этапе занятий практикующий восстанавливает целостность сосуда тела, что автоматически влечёт повышение уровня энергии (в сосуде теперь удерживается вода). Следующий этап, пожалуй, самый интересный, таинственный и захватывающий в даосской традиции — это преобразование энергии, внутренняя алхимия.
Вся наша жизнь - это энергия. Жизненная сила, хорошее настроение, эмоциональная энергия, энергия мысли, энергия любви - все это можно рассматривать как разные виды энергии. И умение преобразовывать грубые вибрации в более тонкие неимоверно повышает качество жизни.
Важность учителя
Сейчас я хотел бы поговорить о второй причине, почему я стал заниматься именно даосскими практиками. Так исторически сложилось, что именно в этой области мне повезло встретить учителей, которые обладают реальными практическими знаниями. К сожалению, я встречал много школ, где вот этого внутреннего наполнения нет. Просто внешне копируются движения, красивые движения, без внутреннего понимания происходящих процессов. В результате получается фитнес или художественная гимнастика.
Дело в том, что практически бессмысленно пытаться копировать упражнения внешне. Хотя бы потому, что особенности физического тела у каждого индивидуальны, поэтому правильное положение у каждого будет немного отличаться. Не говоря уж о том, что без работы с сознанием и вниманием невозможно запустить энергетические процессы.
Как минимум на начальном этапе занятий очень важен опытный учитель, который не только покажет внешние движения, но и даст почувствовать внутреннюю суть. Но для этого он должен обладать определенным уровнем, чтобы хотя бы в общих чертах уметь ощущать и подправлять при необходимости энергетическое состояние другого человека.
В результате ученик обучается улавливать и различать тонкие оттенки энергетических потоков, что, в конечном итоге, делает его самостоятельным. Мне нравится заниматься даосскими практиками, потому что я нашел в них для себя творческий аспект. Для меня каждое занятие - это увлекательное исследование своих возможностей и возможностей своего тела. Благодаря такому подходу, я могу сейчас самостоятельно выбрать направление работы и исследую те вещи, о которых мне никогда не говорили мои учителя и наставники.
Источник: www.olley.ru
Обсуждения Работа с телом с помощью даосских практик