Для человека, только вставшего на путь самопознания, может быть сложно уловить разницу между некоторыми философскими и религиозными терминами. Одним из первых сложных вопросов, озаряющих искателя, является вопрос о душе и духе. На понимании подобных нюансов и на том, какие выводы для себя делает человек, разбирая и пропуская через себя информацию, строится духовный фундамент личности.
Христианство «разделяет» человека на три части: тело, душу и дух. Они взаимосвязаны и взаимодействуют. Слабость какого-то из этих компонентов ослабляет и остальные два. Не зря наши предки говорили: в здоровом теле — здоровый дух. Эта пословица наверняка знакома вам с детства и объясняет идеи предыдущих поколений о связи этих понятий.
"Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории." (Махатма Ганди)
С позиции православия душа — это самое важное, что есть в нашем теле, а дух — самое важное, что есть в нашей душе. Душа — это прежде всего ум, чувства и воля, но по своей природе она инертна и нуждается в направлении. Дух — истинный рулевой для души. Там, где живёт сильный дух, душа начинает раскрываться, подобно цветку лотоса.
Ведизм видит дух как некий зародыш божественной энергии, который переходит с человеком из воплощения в воплощение. Он был дан личности с самых первых дней её существования и, несмотря на всё противоборство внешнего мира, движет её в направлении развития. «Веды» также говорят, что дух у человека в той или иной степени присутствует всегда, а вот душа может быть угнетена. Такого человека можно назвать бездушным, лишённым радости, эмоций.
В исламе дух аллегорично представлен в виде птицы, которая помещена в клетку тела. Птица существовала и раньше, а после разрушения клетки вылетит и продолжит свой путь. Улучшение, укрепление и увеличение клетки никак не влияет на птицу. И, конечно, никому не нужна клетка для птицы, если у вас её нет. Её здоровье и рост основаны на другом. Повлиять на птицу можно только с помощью самопознания, любви и веры. В «Коране» используется фраза: «О человек, читай себя». Тот, кто способен познать себя, рано или поздно познает и Бога.
"Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни — и человек стал душою живой".
Связь души с духом
Дух - как учитель для души и постоянный духовный вектор, направленный вверх. Он показывает душе направление, заставляет её двигаться. Душа же — это эмоция, ощущение и человеческое чувство. Она пронизывает всё тело и делает его живым. Представим систему координат: душа на ней стремится вширь, а дух всегда стремится вверх к воссоединению с Богом. И если верить «Библии», обладают духом только человеческие существа, душою же наделены и животные.
Животные созданы Богом, но не стремятся познать Бога. Их жизнь связана с инстинктами. Так, человек имеющий только зачатки духа и не развивающий их, тоже живёт инстинктами. У него есть душа, но она апатична. Она потеряла связь с Всевышним.
Интерпретируя слова «Библии» на современный лад: дух — орган для связи с Богом. Всегда чистый, неугасающий и незапятнанный грехом. Дух не является чем-то персональным, он направлен во вне и взаимодействует с окружением. Проявление альтруизма, творческая деятельность, искусство и любовь, а также вера в существование чего-то большего, чем материальный мир, — это элементы выражения истинного духа.
Человек может вести внутренний диалог, слышать голос совести (как если бы он настроил радиоприёмник на необходимую волну) и через этот диалог взаимодействовать не только с самим собой, но и с Богом. Это взращивание ростка и его питание. А семя закладывается в душу при рождении и может засохнуть и не превратиться в настоящее дерево без должного внимания.
Душевность и духовность
Русский язык наполнен фразеологизмами, связанными с душой, вот лишь несколько примеров:
Душа в пятки ушла
Камень с души упал
Как бальзам на душу
На душе кошки скребут
Стоять над душой
Связь тела и души издревле заложена в наших традициях, отсюда бесчисленное количество идиом, пословиц и поговорок, дошедших до наших дней. Ведя разговор о душе на бытовом уровне, мы воспринимаем её как нечто непорочное, и посему душевность в нашем языке никогда не имеет негативного смыслового окраса.
Какой он, душевный человек? Не ищите энциклопедического ответа - для каждого существует своё определение душевности и душевного. Более того, по мере развития осознанности это определение будет видоизменяться и трансформироваться.
Душевность — ореол, теплота, наполненность, выраженная в благих действиях. Это свойственная некоторым людям эмоциональная самоотдача. Это стремление выслушать и помочь советом или делом. Душевный поступок — это исходящее изнутри желание проявить свою любовь к ближнему.
Но это не только исходящее чувство, люди способны «впитывать» душевность и обмениваться ей, придавая этому термину совсем уж широкий смысл. Посиделки, встречи, приятная музыка, вкусная еда, разговоры и даже окружающий интерьер, выполненный с любовью и вниманием, насыщают нас благой энергией.
Как мы влияем на окружающую среду, так и она оказывает влияние на нас. Если человек испытывает голод, если он постоянно беспокоится за свою безопасность, если он на передовой военного конфликта или просто болен — в такой жизненной ситуации говорить о душевности, духовности и осознанности не приходится.
Наша главная задача как вида и каждого отдельно взятого индивида — это преображение внутренней и внешней среды, это забота о тех, кто в ней нуждается. Создание такого мира, в котором человек сможет реализовать свой потенциал. Такая задача в высшей степени альтруистична. Стремление к реализации этого плана есть проявление душевности высшего порядка.
Как же тогда описать духовность? Кратко: как стремление к Всевышнему. Человек совершает по-настоящему духовные поступки, только целиком и полностью посвящая их Богу, благодаря любви и состраданию. Именно дух не даёт нам погрязнуть в серости бытия и заставляет нас искать солнце даже в пасмурный день, зная, что оно там — высоко за облаками. Важно понимать: под «Богом» здесь необязательно понимается седобородый старец, но нечто всеобъемлющее и разумное. Нечто без начала и конца. Нечто, что направляет нас в самые сложные моменты жизни. Не Будда, не Кришна и не Магомед.
Чтобы быть духовным человеком, необязательно исповедовать религию или философию. Даже глубоко укоренённый в своих идеях атеист способен на жертву и альтруизм. В своём стремлении он может превзойти многих верующих, порой слепо и фанатично следующих законам и табу, давно ушедшим в прошлое. Если разобраться, духовность вообще не связана с религией. Она стоит вне её, будто огромная опора, без которой наш мир не сможет противостоять натиску времён.
Душа и дух, как тело и его органы, нуждаются в правильном осознанном к себе отношении. Открывая себя миру, делая что-то и не стремясь получить компенсацию, мы накапливаем благость. Вне зависимости от религии и вероисповедания принципы человечности и альтруизма не должны ставиться под сомнение. Будьте добры друг к другу.
Источник: https://www.oum.ru
Обсуждения Про Духовность и Душу
Камень с души упал, на ногу угодил, хромать стал.
Как бальзам на душу наливай и пей, да дело разумей.
На душе кошки скребут, по собачьи лают
Стоять над душой, вверх ногами.
Глаза - зеркало души, а уши её локаторы.
Душу кашей не приманишь, только деньгами.
Телом слаб, да душой крепок и в духе силён.