Русская Голгофа
Соловецкий монастырь занимает особое место в истории России. Расположенный «на краю света», он тесно связан с судьбой Русского Севера. Его неоднократно осаждали иноземцы. Затем эти места оказались оплотом старообрядчества и подверглись разорению самими же русскими. В 1930-е годы само название Соловки внушало ужас у всякого человека. Тогда же была популярна поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране». Что же это за место? Почему на протяжении многих столетий туда тянулись и продолжают тянуться верующие?
Основание Соловецкого монастыря
Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.
В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.
В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.
Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи.
Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.
Почитание Соловецких святых
Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.
Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.
Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:
«Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих. Ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».
В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.
Соловецкий монастырь при игумене Филиппе
В 16 веке игуменом Соловецкого монастыря был избран Филипп, будущий митрополит Московский. При его управлении (1548-1566) вместо деревянных церквей стали возводить каменные. К этому времени относится обустройство сети каналов между озерами, которых на Соловецком острове большое количество. На них были поставлены мельницы. Шло активное строительство новых хозяйственных сооружений. Появились печи для обжига кирпича и специальные амбары для его хранения. Была построена большая кузница.
Для сохранения монастырских хлебных запасов от порчи игумен Филипп повелел соорудить каменное сушило с подъемным механизмом. При помощи этого приспособления зерно поднималось и ссыпалось в хранилище. В обители появилось устройство для доставки кваса из в погреб и розлива его по бочкам.
По благословению святителя Филиппа на острове прокладывались дороги. На острове Большая Муксалма (Соловецкий архипелаг) была заведена ферма.
При митрополите Филиппе была обретена икона Богоматери «Одигитрия», которую преподобный Савватий принес на Соловки. Также были найдены Псалтырь и ризы преподобного Зосимы.
Обитель пользовалась покровительством московских князей и царей. Основатели Соловецкого монастыря, Савватий и Зосима, в 1547 году были прославлены в лике преподобных святых. В честь торжества прославления царем Иваном IV Грозным обители были пожалованы земли.
К 1557 году были окончены работы по строительству Успенского храма
«с трапезою и келарскою в одной стопе, единостолпна, со своды, на погребах; на трапезе колокольня каменная с часами, под трапезою погребы – хлебной да квасной, под алтарем и под церковию просвиренная служба, вверху над церковию Успенскою придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи» (Летописец Соловецкий, 18 век).
Завершение строительства каменного собора в честь Преображения Господня относится к 1566 году. За 18 лет игуменства Филиппа в монастыре произошла экономическая «революция». Оно отразилось на хозяйстве обители, на бытовом и богослужебном обиходе братии. Внешний вид монастыря преобразился до неузнаваемости.
Соловецкий монастырь: основные этапы развития
Соловецкий монастырь на карте нашего государства стал отмечаться не позднее первой половины 16 века. К концу столетия мощные каменные стены, толщиной до 7 метров у основания, защищали Соловецкий монастырь. Обитель выполняла роль не только духовного центра, но и как мощная оборонительная крепость. В начале 17 века численность стрелков достигала 1040 человек.
1668 — 1676 годы — период, вошедший в историю Северной обители под названием «Соловецкое сидение». Насельники монастыря были противниками проводимых московским митрополитом Никоном церковных реформ. Монастырский мятеж был жестоко подавлен, большинство монахов казнены. Долгое сопротивление монастыря никоновским реформам способствовало распространению особого почитания Соловецких святых среди старообрядцев.
В 18 веке Соловецкая обитель приобрела статус ставропигиального монастыря (подчинялась напрямую Священному Синоду).
В начале 20 столетия на территории Соловецкого монастыря функционировало 19 храмов. Имелся ботанический сад. Монашествующих насчитывалось чуть больше 200. Количество трудников достигало 1000 человек. Ежегодно в Северную обитель приезжало до 15 тысяч паломников.
22 августа по новому стилю установлен день памяти Собора Соловецких святых.
Судьба Соловецкого монастыря в советский период
С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году обитель стала лагерем особого назначения (СЛОН). С 1937 года здесь располагалась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Это было место заключения церковных служителей, белогвардейцев, противников новой власти, раскулаченных крестьян.
Большая часть братии покинула стены монастыря, лишь 58 человек добровольно остались на Соловках. До 1932 года они могли совершать богослужения в кладбищенской церкви.
Соловецкие узники мужественно стояли за православную веру. Сложно даже перечислить всех погибших в этом месте за 16 лет существования лагеря и тюрьмы. Но даже самые тяжелые условиях жизни не смогли сломить истинно верующих людей. Для них это был путь обретения истинной веры.
В 1974 году на Соловецких островах организовали природный музей-заповедник. Только 1990 году монастырь вернули православным.
Заключенные СЛОН
Среди известных людей, прошедшим СЛОН, епископ Афанасий Ковровский (в мире Сергей Григорьевич Сахаров), публицист Олег Васильевич Волков, богослов Павел Флоренский.
Русская Православная Церковь прославила епископа Афанасия Ковровского (1887-1962) в лике священноисповедников. В изгнании он провел 76 месяцев, в лагерях и на тяжелых работах — 254 месяца. В последние годы жизни он написал труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Будучи знатоком богослужения и православной агиографии, епископ Афанасий был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии.
Олег Васильевич Волков (1900-1996) 25 лет провел в лагерях и ссылках по ложным обвинению в контрреволюционной агитации. В 1960-х годах им был написан автобиографический труд «Погружение во тьму». Особое значение придавал борьбе за сохранение природы и памятников старины. Являлся членом «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры».
Павел Александрович Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря его участию многое удалось сохранить от расхищения. Имея возможность эмигрировать из страны, он посчитал своим нравственным долгом остаться. С 1928 года начинаются его многочисленные аресты. На Соловки он попал в 1934 году. В 1937 году отец Павел Флоренский был этапирован в Ленинград, где его расстреляли.
Святыни Соловецкой обители
Датой возобновления монашеской жизни в Соловецком монастыре считается 25 октября 1990 года. Тогда же была совершена первая за долгие годы запустения Божественная Литургия в Спасо-Преображенском соборе. В 1992 году в монастырь из Ленинградского музея религии и атеизма были возвращены мощи основателей. Сегодня зимой они покоятся в церкви святителя Филиппа. В летние месяцы их переносят в Спасо-Преображенский собор.
В начале 21 века произошло прославление около 60-ти Соловецких новомучеников. Соловецкий монастырь — место хранения ковчежца с частицей мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.
В настоящее время в Соловецком монастыре насчитывается более 90 монахов и послушников. Также работают около 200 человек, занимающихся реставрационными и строительными работами.
Соловецкий монастырь в искусстве
О судьбе Соловецкого монастыря можно найти немало художественной литературы. Например, о жизни лагеря на Соловках в 1920-е годы можно прочитать в романе Захара Прилепина «Обитель».
Соловецкий лагерь явился прообразом «архипелага ГУЛАГ», о котором писал Александр Исаевич Солженицын.
В 2006 году вышел фильм «Остров», режиссера Павла Лунгина. Съёмки фильма происходили на окраине небольшого поселка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. В этом месте была найдена настоящая затопленная деревянная баржа. К ней был привязан сюжет фильма. Просмотр фильма дает некоторые представления о жизни в суровом климате Белого моря.
Паломничество в Соловецкий монастырь
На Соловки стремятся не только православные паломники, но и туристы. Их привлекает суровая природа, «страшная» история, стремление приобщиться к духовному потенциалу Соловков. Православные же едут к Соловецким святым.
Прежде чем попасть в Соловецкий монастырь, нужно добраться до города Кемь (Республика Карелия). Здесь находится подворье обители.
На проезд морем на монастырском катере паломникам требуется получить благословение. В случае плохой погоды на море Кемское подворье предоставляет ночлег. Паломническая служба просит сообщать заранее о количестве желающих посетить монастырь. Это нужно, чтобы можно было разместить посетителей в гостиничных корпусах обители.
Источник: https://pravoslavium.ru