Кто это
В ваджраянском направлении буддийской мысли, иными словами – в тибетском буддизме, Просветленное состояние выражается в форме пяти видов мудрости. Здесь же существует понятие Дхьяни-будд – будд Высшей Мудрости. Всего их насчитывается тоже пять, и каждый из них произошел от первоначального, вневременного будды – Ади-будды.
Также каждый Будда соответствует определенной скандхи – свойству живых существ в психологии буддизма, связанному с психосоматикой. Перечислим пять дхьяни-будд и их скандхи:
- Вайрочана – сознание, способность различать
- Акшобхья – форма
- Ратнасамбхава – чувства, ощущения
- Амитабха – понимание, представление
- Амогхасиддхи – опытный путь, воля
Таким образом, мы видим, что Ратнасамбхава – один из дхьяни-будд, отвечающий за ощущения, чувственный опыт, не смешанный с эмоциями, – ведана. Вместе с другими он изображается в мандале, где будды стоят по всем сторонам света, и только Вайрочана – в центре. Ратнасамбхава же занимает позицию в южной точке.
Впервые о Ратнасамбхаве упоминается в священном буддистском писании «Гухьясамаджа-тантра», датируемом III столетием нашей эры.
Имя Ратнасамбхавы с санскрита дословно переводится как «Родившийся из драгоценности». Также перевод можно понимать как «Тот, откуда появляются драгоценные камни». В странах, где распространен буддизм Ваджраяны, его называют по-разному:
- по-тибетски – Ринчен Джюнгнэ;
- по-китайски – Баошенг Рулай;
- по-японски – Хошо Ньорай.
Ратнасамбхава происходит из рода Ратна, что само по себе означает «драгоценность». Ему присуща Мудрость Равенства. Такое качество появляется при преобразовании исцеляемого порока (клеши) – гордыни.
Равностная мудрость позволяет божеству видеть мир без каких-либо пристрастий, относиться к вещам с равными чувствами. Эта мудрость помогает ему постичь равномерное бытие дхармакаи (окончательного тела Будды), шуньи (пустотности) и их существование вне времени и пространства.
Стихией Ратнасамбхавы считается земля и все твердые предметы материальности. Символ – чинтамани, то есть драгоценный камень, исполняющий желания. Животным, охраняющим трон, является конь.
Мир божества называется «Шримат», что переводится как «Земля, которую наделили святыней». В нашем мире он воплощается в будду Кашьяпу. А в переходном состоянии после смерти – бардо – он предстает мирным существом, а затем проявляется гневным божеством Ратнахерука.
Из сезонов Ратнасамбхаве соответствует осень, а из времени суток – период со второй половины утра до полудня. Часто божество изображают в союзе яб-юм со своей прекрасной супругой по имени Мамаки. Вместе они олицетворяют мудрость равенства.
Мантра божественного существа звучит как «Ом Ратнасамбхава Траам».
Как изображается
Будду Ратнасамбхаву часто можно увидеть воплощенным в скульптурах, на тханках, в статуэтках на алтаре. Его вы также можете увидеть на фото.
В известном ваджраянском писании «Бардо Тхедол», то есть в «Тибетской книге мертвых», есть подробное описание божества. Согласно «Бардо Тхедол», он является умершему на третьи сутки, следом за буддой Акшобхьей. Благословенный Ратнасамбхава появляется из Славного царства на юге, сияющего золотистым свечением.
Приход божества тоже сопровождается ярким желтым, ясным светом, который словно проникает везде и способен ослепить. Тело его также имеет желтый или золотой оттенок. Такой цвет очень символичен и олицетворяет богатство в духовном и материальном плане, а также освобождение от привязанностей и беспрерывной цепочки перерождений.
Сам будда сидит в медитативной позе, в падмасане – позе лотоса, на раскрытом бутоне лотоса. Этот трон поддерживают лошади, тем самым олицетворяя то, что Ратнасамбхава наделен одновременно способностью к состраданию и милосердию.
Когда божество изображается в образе яб-юм, он приобнимает свою жену, которая также наделена желтоватым свечением тела. Вместе с ними обычно изображаются бодхисаттвы Самантабхадра и Акашагарбха в образе мужчин, а также Мала и Дхула в образе женщин. Все шесть существ как будто появляются из свечения радуги.
Ратнасамбхава облачен в одеяние, часто оголяющее правое плечо, и украшен драгоценностями Самбхогакаи. Голова увенчана короной.
Правая ладонь лежит на колене и смотрит вверх, к небу. Она сложена в особой варада – мудре, которая указывает на щедрость, даяние.
Правая кисть находится на бедре, ладошка тоже вывернута наверх, к небесам. На ней покоится чинтамани – драгоценный камень, который наполняет все вокруг светом и способен претворять мечты в жизнь. Этот камень символизирует накопление знаний в нем. Иногда Ратнасамбхава держит чинтамани в районе сердца.
Заключение
Ратнасамбхава – важная фигура в буддизме Ваджраяны, который распространен в Тибете и на Дальнем Востоке. Вместе с Вайрочаной, Акшобхьей, Амитабхой и Амогхасиддхой он относится к пяти буддам Мудрости. Происходя из рода Ратна, он являет собой символ равностной мудрости. Его изображения можно встретить довольно часто, и везде его показывают в положении медитации, отражающим теплый желтый свет и распространяющим свою мудрость.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Будда Ратнасамбхава