Сегодня мы поговорим об одной из четырех школ тибетской буддийской мысли, которая называется Ньингма, или Ньингмапа. Статья ниже расскажет, в чем особенности этого направления, когда оно зародилось, кто влиял на его распространение по Тибету и в конечном итоге – по всему миру, на чем оно основано, а также – существует ли ньингмапа в России.
Особенности направления
Понятие «ньингма» с тибетского языка означает «старые переводы». И правда, школа появилась в 8-м столетии благодаря великому гуру тантры Падмасамбхаве, который со своими приближенными занимался переводами древних индийских писаний. Даже сегодня основы учения опираются на эту литературу.
Ньингма появилась раньше трех других направлений тибетского буддизма. Она имеет две традиции:
- кама – устная передача учения поколениями учителей своим ученикам
- терма – так называемые «спрятанные сокровища», учения, которые когда-то скрыл Падмасамбхава, он же Гуру Ринпоче. Впоследствии эти самые тайные сокровища выискивали ламы, которых за способность находить истины назвали тертонами. Благодаря им удалось сохранить традицию
Ньингма тесно связана со школой Кагью – школой новых переводов, которая также следует учению Гуру Ринпоче и к которой относили себя некоторые тертоны. Термы передавались от одного гуру к другому: Лонгчен Ньитинг, Чоклинг Терсар, Дуджом Терсар и далее по цепочке передач. Сегодня во главе направления стоит Пенор Ринпоче.
История
С четвертого века нашей эры философия буддизма начала проникать на тибетскую территорию из соседних государств. Кульминационный момент настал во второй половине 8-го столетия, когда властвовал император Трисонг Децен.
Он пригласил бодхисатву по имени Шантаракшита из индийского монастыря Наланду, а также Гуру Ринпоче. Вместе они боролись со злыми силами, распространяли буддистскую мысль, проповедовали, просвещали людей, помогали им давать обеты.
Вскоре в Самье, находящейся недалеко от Лхасы, они основали монастырь, который стал важнейшим центром буддизма. Здесь Падмасамбхава вместе с командой из 108 переводчиков и 25 учеников несколько лет переводили на тибетский все буддийские священные писания, привезенные из Индии.
Все изменилось в 11-м столетии после смерти Гуру Ринпоче, когда правил император Лангдарма. Он был ярым противником буддийской мысли и уничтожал на своем пути все, что к ней относилось: рукописи, храмы, скульптуры. Многим монахам и ламам пришлось скрываться в пещерах или в соседних странах от подобных угнетений.
Только когда короля убили, представители буддизма вернулись на свои места и продолжили нести истину в мир. Вновь были приглашены монахи-переводчики, строители, учителя, чтобы возобновить учение после королевского террора. Именно скрытые сокровища – терма – помогли так быстро восстановить писания.
На тот момент ньингма была единственной школой буддизма в Тибете. Важный вклад в развитие мысли внесли учителя Марпа, Дрокми, Атиша. Немного позднее, при Гампопе и его последователях, начали формироваться другие направления, в основном представленные новыми переводами.
Пик строительства тибетских монастырей пришелся на 14-е столетие. Школой ньингма было сооружено 6 крупных храмов с университетами. Тогда же тертонами было открыто множество терм.
Ключевой личностью этого времени стал Лонгчен Лодро. Он почитался как воплощение бодхисаттвы Манджушри.
В монастырях передавались буддийские учения, создавались научные труды, объединялись в особый комплекс знаний и практик, который в конечном итоге должен привести к «истинному совершенству». Такая методика частично практикуется в ньингмапа даже в наши дни.
Основы учения
Углубляясь в ньингмапинские обряды, можно увидеть, что там присутствуют элементы шаманизма, которые, судя по всему, остались от древней тибетской религии бон. Это говорит о том, что Гуру Ринпоче сделал так, чтобы приверженцы бон обратились на путь Дхармы.
Учение утверждает, что внутри каждого человека живет часть Будды. Духовного роста, познанию внутреннего мира, и даже Пробуждения можно достичь уже в этой жизни, проследовав путем Будды, успокаивая ум, постоянно совершенствуюсь и практикуя.
У последователей ньингмы есть свои каноны и тантры. Кроме общебуддийских священных текстов, направление ньингма особенно прислушивается к собственной литературе:
- Ньингма Гьюдбум
- Жизнеописания великого мастера Падмасамбхавы
- Ньингтик Япши
Ньингмапинцев не интересуют новые переводы, распространенные в других направлениях, хотя они согласны с их аналогичностью. С другой стороны, ньингма неоднократно подвергалась критике от направлений новых переводов.
Ньингмапинцы условно делят учение на несколько путей:
- Шравака – путь того, кто слушает учение;
- Пратьекабудда – тот, кто идет путем самосовершенствования, понимания истинной природы и пробуждения;
- Бодхисаттва – путь пробужденного, подобно тому, как описано в учениях самого Будды.
Кроме того, выделяют внешние и внутренние тантры.
К внешним относятся следующие тантры:
- Крия – готовит к принятию знаний посредством очищения, ритуалов, действий;
- Йога – практика единения с божеством, медитация на мандалу с целью усилить жизненную энергию;
- Упхая – сочетание йога - и крия-тантры, развивает баланс действий и созерцания.
Внутренними тантрами считаются разные уровни йоги:
- Маха – практика появления, когда желания отпускают при понимании божественной природы, достигается ясность
- Ану – практика завершения, когда при изображении божества происходит созерцание пустоты
- Ати – достижение единения, баланса ясного и пустотного. Ати-йога также называется
Ньингма в российских условиях
В России направление ньингма появилось в Бурятской республике, за целый век до того, как буряты официально приняли буддийскую философию как религию. Тогда из тибетских земель на русские пришли пятеро монахов-ньингмапинцев и построили небольшой храм.
Столетие спустя его унес пожар, а на том месте возвели Кижингинский дацан. Здесь наблюдалось особое поклонение Гуру Ринпоче, свойственное ньингма.
На рубеже 19-го и 20-го веков возвели Шулуутайский храм, который официально принадлежал «красношапочникам». Здесь жили ламы и миряне, некогда посещавшие Тибет. Сейчас монастырь является духовным центром Дуддулунг, где проводятся ретриты.
Кроме Бурятии, представители традиции ньингма встречаются в Калмыкии, в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Ньингма-направление тибетского буддизма