![Кшаникавада - что это? Кшаникавада - что это?](http://i.sunhome.ru/religion/41/kshanikavada-chto-eto.3493.xxl.jpg)
Кшаникавада – санскритский термин, который углубляется в онтологию буддизма и обозначает учение о мгновенности бытия. Это учение занимает важную позицию в буддийской философии. Основной смысл его заключается в том, что любое существование, то есть саттва, имеет мгновенный характер – кшаника, то есть длится лишь мгновение.
Корень «кшана» с санскрита так и переводится – «мгновение». За этот период можно успеть лишь сделать щелчок пальцами. Мгновение иногда переводят в суточные доли, доли минуты, секунды, однако с буддистской точки зрения кшана – это протяженность во времени одной дхармы.
Понятие «дхарма» в этом контексте означает некое неделимое явление, малую единицу времени бытия, которую невозможно разделить на более мелкие элементы.
Каждый миг затухает одна дхарма и воспламеняется другая – такая последовательность образует поток, который кажется непрерывным. Определенная череда последовательностей вызвана кармическими последствиями и так называемой Пратитья-самутпада – закономерностью взаимозависимого происхождения, то есть одна дхарма обусловливает следующую.
Согласно этой концепции, нет никаких материй или субстанций, есть только дхармы – последовательность мыслей, поток сознания. Каждая мысль, или читта, живет лишь миг. Это подтверждают слова Будды, который сравнивал сознание с огнем — языки пламени состоят из отдельных мгновенных вспышек.
![Кшаникавада - что это? Кшаникавада - что это?](http://i.sunhome.ru/religion/41/kshanikavada-chto-eto.3494.xxl.jpg)
Любое существо представляет собой особый поток дхарм, который лишь кажется непрерывным, а на деле состоит из отдельных элементов, которые моментально следуют друг за другом. Его часто сравнивают с кинопленкой с чередующимися отдельными кадрами.
Они сменяют друг друга, создавая иллюзию непрерывности, а в действительности каждый кадр отличается друг от друга, пусть даже минимально, и последующие зависят от предыдущих. Если продолжать аналогию, то каждое перерождение – это серия многосерийного фильма, а нирвана – его концовка.
То же самое можно сказать и про личность. Каждое мгновение сознание меняется, а это значит, что все время появляется новая личность.
Непостоянство и мгновенность
В буддистском представлении о мире существует 3 основных воззрения:
- анитья – бытие изменчиво, все во Вселенной непостоянно;
- дукха – все является страданием;
- анатман, или анатмавада – учение об отрицании сущности, субстанции души.
Таким образом, кшаникаваду можно назвать модифицированной концепцией анитья, то есть понятие мгновенности вытекает из изменчивости. Однако у этих концепций есть существенные отличия, между ними нельзя ставить знак равенства.
![Кшаникавада - что это? Кшаникавада - что это?](http://i.sunhome.ru/religion/41/kshanikavada-chto-eto.3495.xxl.jpg)
Об этих отличиях размышлял философ из Индии по имени Сарвепалли Радхакришнан. Концепция непостоянства появилась еще в раннебуддийское время и встречалась в упанишадах, а уже из нее в период позднего буддизма выделилось учение о мгновенности.
По мнению Будды, мгновенно только сознание – это значит, что духовные явления мгновенны, а недуховные непостоянны. Приверженцы позднего буддизма принимают воззрение кшаникавады и приписывают любому бытию мгновенный характер. На постсоветском пространстве об идеях мгновенности много писал ученый В. Лысенко, а в Европе – Анри Бергсон.
Циклическое существование
С понятием мгновенности тесно связана признанная буддистами теория о цикличности бытия, постоянных перерождениях, выражающихся в постоянно чередующихся рождениях и умираниях. На этот счет имеется два аллегоричных примера, наглядно иллюстрирующих принцип цикличности существования.
Первый пример сравнивает бытие со столом для бильярда: кий, то есть кармическая сила, производит удар по шарику – некоторой личности. Этот шар, в свою очередь, по инерции несется по определенной траектории, заданной кием, и ударяет в другой шар, тем самым передает импульс дальше – и так может продолжаться до бесконечности. Иными словами, вся наша жизнь состоит из подобной передачи энергии, то есть дхарм.
![Кшаникавада - что это? Кшаникавада - что это?](http://i.sunhome.ru/religion/41/kshanikavada-chto-eto.3496.xxl.jpg)
Другой пример иллюстрирует бытие личности как калейдоскоп, составленный из разноцветных стеклышек, которые сравниваются с набором дхарм. Приводя в движение калейдоскоп, мы как будто бы заставляем действовать карму, которая меняет картину, но исходя из предыдущего положения.
Заключение
Итак, подводим итог. Кшаникавада – это учение о мгновенности. Оно появилось в позднебудийский период и до сих пор считается одним из основополагающих в философии буддизма. Согласно ему, наше бытие состоит из неделимых дхарм, и каждая из них длится всего мгновение. Мгновенность бытия исходит из концепции анитья – непостоянства, но не тождественна ему.
Источник: http://o-buddizme.ru
Обсуждения Кшаникавада - что это?