По словам Гаутама Будды, Срединный путь вовсе не является некоей золотой серединой между всеми возможными крайностями (каким стало это определение на Западе, склонном все утрировать и упрощать в угоду более приземленного восприятия). Хотя крайности тоже упоминаются и рекомендуется не впадать ни в чрезмерную отрешенность, ни в чрезмерную привязанность к земному.
Впервые понятие срединного пути звучит в буддийской «Сутре запуска колеса дхармы». В Буддизме существует четыре основных постулата:
- есть страдание
- у него — определенная причина
- страдание можно прекратить
- для этого есть определенный метод.
С этого начинается путь истинного осознания себя, лежащий за гранью страданий и привычной видимости вещей. За гранью иллюзии рождения и смерти. Когда мы познаем сложное в простоте его составляющих — мы познаем самих себя. Срединный путь имеет еще одно название — Восьмеричный путь. Это всеобъемлющее «упражнение духа» для того, кто хочет достигнуть конечной цели просветления. В нем восемь составляющих.
- Правильное воззрение. Знание четырех основных истин.
- Правильное намерение. Непривязанность к мирским вещам, отказ от насилия и причинения вреда в любых его формах.
- Правильная речь. Отказ от грубых и пустых слов, лести, сплетен и прочей грязи.
- Правильные действия. Попытка вести себя в соответствии с высшими представлениями о морали, избегая низких и подлых поступков.
- Правильный образ жизни. Отказ от деятельности, способной навредить хотя бы одному живому существу.
- Отказ от производства орудий убийства
- Отказ от рабовладения и торговли живыми существами
- Отказ поддерживать индустрию веществ, вызывающих привыкание и одурманивание сознания
- Отказ от изготовления и продажи ядовитых веществ, которые предназначены для убийства
- Отказ от любых дел, связанных с производством мяса.
- Отказ от производства орудий убийства
- Правильное усилие. В нем четыре постулата.
- Усилие к тому, чтобы уничтожить зло, зародившееся в уме
- Усилие к тому, чтобы не свершилось зло еще не содеянное
- Усилие к возникновению блага, которое пока есть лишь в намерении
- Усилие к тому, чтобы процветало благо уже созданное.
- Усилие к тому, чтобы уничтожить зло, зародившееся в уме
- Правильная внимательность. Непрерывное самопознание и самонаблюдение.
- Правильное сосредоточение. Медитативные практики, направленные на отказ от представления о разделении, где «есть я и есть весь остальной мир». Цель — прийти к освобождению от дуальности.
Идея срединного пути и всех его составляющих лежит НАД крайностями, а не между ними. И главная мысль здесь в том, что «плохое» и «хорошее», как и все прочие дуальные противоположности — это лишь концепции, построенные человеком. По словам Будды, цель данного пути — приведение осознания каждого к истинной природе вещей.
Таким образом, существует еще два важных постулата Восьмеричного пути, обозначенные как «факторы плода». Это способность развитого сознания пройти все этапы трансформации и прийти к истинному видению вещей — такими, какими они являются на самом деле, а не в проекции наблюдателя (Правильное знание).
Правильное освобождение — это логический итог истинного видения и конечная цель практики Срединного или Благородного восьмеричного пути.
Источник: Алена Потоцкая
Обсуждения Что такое Срединный Путь в буддизме?