Сейчас повсеместно «диагностируют» карму и предлагают «кармакоррекцию» как терапевтическую процедуру. Эти явления представляют собой продукт современности, который пытается интегрировать элементы древних традиций индуизма и буддизма в повседневности, заполняя ими смысловые пустоты в обществе потребления.
Время расставит все на свои места, мы же попробуем разобраться с пониманием закона кармы и принципа благодарности в контексте ведической традиции. Впервые понятие «карма» было осмыслено и проработано в ведической философии, а позже оно заняло важное место в буддизме. На мой взгляд, глубокое понимание значения благодарности без осознания и принятия закона кармы невозможно, поэтому рассмотрим благодарность и карму во взаимосвязи.
Виды кармы
Слово «карма» происходит из санскрита (древний язык, на котором написана главная книга индуизма – Веды) и в общем смысле означает «действие», «поступок». Сейчас этим словом принято обозначать всю деятельность человека, обусловленную разными причинами и последствиями. Можно встретить трактовку закона кармы как «закон причин и следствий», что вполне соотносится с современными научными представлениями о мире. Таким образом, согласно Ведам, закон кармы описывал часть активности живых существ, которые порождают последствия и продолжаются во времени. Рассмотрим виды кармы, исходя из необходимости (согласно указаниям Вед) научиться различать действие этого неумолимого закона в нашей повседневной жизни.
Итак, по принятой классификации (согласно изложению Свами Шивананды и Свами Вишнудевананда Гири), существует четыре вида кармы: санчита-карма, прарабдха-карма, криямана-карма, агами-карма.
Санчита-карма – совокупность кармических отпечатков (благого и неблагого потенциала. – Прим. ред.) в сознании живого существа, накопленная им от совершенных действий на уровне «тела, речи и ума». Можно представить это как семена наших слов, поступков и даже мыслей, которые могут дать всходы, или последствия, в будущем. Но, чтобы эти семена стали прорастать и давать всходы (результаты), необходимы определенные условия.
Прарабдха-карма – то, что уже сейчас разворачивается в жизни живого существа как последствия его предыдущих действий. Это семена поступков, которые уже проросли и неизбежно приносят свои плоды. Принято считать, что прарабдха-кармы невозможно избежать – ее можно лишь принять и пережить, сделав выводы на будущее. Можно ее сравнить с переживанием судьбы в своей жизни, что отражает проявление этого вида кармы.
Криямана-карма – последствия поступков и действий, которые совершает живое существо в настоящий момент времени. Этот вид кармы связан с энергией воли и осознанного действия. Данная карма может помочь трансформировать негатив прошлого и посеять добрые семена на будущее. Но это требует волевой активности живого существа, его высокой осознанности и понимания причинно-следственных связей в своей жизни.
Согласно ведической и буддийской традициям, жизнь человека подразумевает возможность для волевых осознанных действий, и в этом ее большая ценность (драгоценное человеческое рождение).
Агами-карма – действия, которые живое существо намеревается и может совершить в будущем.
Это способность предвидения, планирования и волевого изменения последствий своих действий в будущем. Характерно, что данный вид кармы может играть существенную роль только в том случае, когда активизирована воля и способность к предвидению будущего. Тогда человек может сознательно выстраивать свое желаемое будущее, опираясь на определенную свободу воли.
Принцип действия
Также разберем механизм действия закона кармы в отношении к живому существу, в частности к человеку. Мы видим, что механизм действия закона кармы очень тонкий и сложный, и он включает в себя много факторов. Так, на «вызревание» и проявление в жизни последствий наших действий влияют: состояние нашего ума и энергии, наша собственная воля и намерения других существ, внешние обстоятельства, течение времени и его закономерности... Учитывая, что масштабы и длительность периода вызревания кармы могут быть очень большими, человек часто не видит и не осознает связей между собственными действиями в прошлом и своим актуальным положением в жизни.
Осознание закона кармы как универсального механизма, который все поддерживает в балансе, – это особая тема и важная часть ведической и буддийской духовных традиций. В частности, освобождение от закона кармы – это заветная цель индуистов и буддистов. Осознавая собственные ограничения и обусловленность причинно-следственными связями, они стремятся превзойти закон кармы на собственной практике. Однако такой путь может включать использование знания закона кармы в благих целях, не только для своей духовной практики, но и для посвящения своих духовных заслуг «на благо всех живых существ».
Практики служения
Карма-йога опирается на принцип благодарности и принятия. В широком смысле карма-йога – это любая деятельность, направленная на служение другим существам и наработку положительных кармических отпечатков в собственном сознании.
Это один из видов йоги, где самые простые и доступные действия становятся инструментами для духовной практики и исправления собственных негативных действий в прошлом. В этом ключе в карма-йоге очень важно принятие опыта предшествующих действий с благодарностью, которое позволяет освобождаться от прошлого. Без признания и благодарности невозможно трансформировать прошлое, совершая действия в настоящем.
Подразумевается, что эффект от карма-йоги достигается только с определенной искренностью, и формальное «служение» другим не несет существенной пользы. Можно обобщить, что принцип благодарности – это своего рода базовое условие для успеха в карма-йоге в целом.
Посвящение заслуг – это особая практика, направленная на помощь другим существам и преодоление эгоизма. Поскольку даже духовная практика может приводить к укреплению эгоизма, на определенных ее этапах признается важной бескорыстная мотивация. Для этого все успехи и заслуги от выполнения духовных практик посвящаются благу «всех живых существ». Это очень необычно для современного западного мира, в котором многие ищут блага только для себя или ближайшего окружения. Но именно такая мотивация и забота об общем благе для всех признается в духовных традициях правильной и защищает от опасной ловушки эгоизма.
Осознание кармы
На рассмотренных аспектах закона кармы видно, что данный принцип – не что-то примитивно-враждебное для живых существ. Более того, в ведической традиции и буддизме закон кармы не принято трактовать сугубо негативно – речь идет о понимании его природы, признании своей ответственности за прошлые поступки и осознанные действия в настоящем, а также благодарности за полученный опыт.
Каждый из нас может попробовать осознать действие закона кармы с помощью практики «размышления-наблюдения» над причинностью и следствиями событий собственной жизни. Так, через созерцание и аналитические размышления можно попытаться ответить на два общих вопроса: «Какие причины, коренящиеся в моих действиях в прошлом, породили мое состояние сейчас?» и «Какие последствия в будущем могут породить мои действия в настоящем?» Таким образом мы можем лучше понять собственные внутренние тенденции и закономерности, поблагодарить наш прошлый опыт и принять настоящее как результат наших собственных действий. Также мы можем попытаться ясно увидеть, в каком направлении движется наша жизнь и какие семена будущего мы засеваем прямо сейчас.
Источник: Петр П.
Обсуждения Закон кармы: причины и следствия благодарности