Главная причина всех религиозных конфликтов – разногласия по поводу интерпретации вероучений. Великое множество войн и смертей были результатом появления в разных религиях еретических движений.
И даже такое религиозно-мистическое учение как Каббала не избежало этой участи. Основным проявлением еретической мысли в Каббале стала так называемая Саббатинианская Каббала - синтез классического учения Ари и веры в мессианство.
Саббатинианская Каббала и её Машиах
Как известно, Иисус Христос был далеко не единственным претендентом на звание еврейского мессии. К примеру, ещё одним Машиахом (мессией) еврейского народа считал себя Саббатай Цеви - харизматичный лидер саббатианства в XVII ст. С помощью одного из главных идеологов Саббатинианской Каббалы - Натана из Газы - Саббатай Цеви завоевал огромную популярность среди евреев, объявив, что их мессия уже пришел, и изгнание евреев завершилось. Пообещав евреям падение турецкого султана и власть Израиля над всеми народами, основоположник Саббатинианской Каббалы направился в Константинополь. Но там его миссия неожиданно завершилась тюремным заключением, где он был поставлен перед выбором: либо быть казнённым, либо принять ислам. Саббатай выбрал последнее, разрушив тем самым веру евреев в Саббатинианскую Каббалу и получив хороший пост при дворе султана.
Но Саббатай Цеви оставил слишком ощутимый след в сердцах адептов Саббатинианской Каббалы. Многие из них не смогли отказаться от веры в своего мессию, оправдав его предательское обращение в ислам. На почве этого оправдания выросла целая философская система Саббатинианской Каббалы.
Теоретическое обоснование Саббатинианской Каббалы
Взяв за основу общее для каббалы учение о божественных искрах, которые спрятаны во всех явлениях физического и духовного мира, теоретики Саббатинианской Каббалы изящно переплели его с идеей спасения мира мессией. По их мнению, осколки сосудов-сефиров, которые разбились вследствие переполнения божественным светом, содержатся даже в воплощениях зла и греха. Чтобы помочь божественным искрам высвободится из таких гнусных личин, нужно вмешательство спасителя. Раскрыть такую греховную скорлупу можно только изнутри. Поэтому мессия вынужден самовольно нарушать моральные законы иудаизма, проникая тем самым внутрь оков божественного света. Именно по этим причинам основатель Саббатинианской Каббалы принял ислам – чтобы спасти божественную искру, заключённую в скорлупу этой нечестивой, с точки зрения евреев, религии.
Следовательно, одна из главных задач последователя Саббатинианской Каббалы - целенаправленно нарушать закон, при этом зная, что он совершает это в благих целях. Сознательное вероотступничество, разврат, нарушение ритуалов шаббата – всё это признанные Саббатинианской Каббалой методы служения Богу. Главное условие – оставаться чистым в душе и помнить, что совершаемые грехи оправдываются альтруизмом и стремлением помочь соединению осколков божественного света.
Само собой разумеется, что философия Саббатинианской Каббалы была крайне агрессивно воспринята ортодоксальным иудаизмом. Но это не помешало ей интенсивно развиваться и иметь приспешников во всех регионах распространения еврейской диаспоры. В общинах, исповедующих Саббатинианскую Каббалу, ещё не раз появлялись мессии, берущие на себя роль освобождения божественного света из оков зла. Экстравагантность верований и ритуалов Саббатинианской Каббалы придавала этим общинам закрытый характер, доказывая тем самым нетерпимость людского большинства к оригинальным идеям.
Источник: Майя
Обсуждения Саббатинианская Каббала