Усилия, которые совершает искатель на внутреннем пути нельзя понимать однозначно, так как в них принимают участие несколько человеческих способностей, которые одинаково необходимы для формирования направленных усилий. Можно сказать, что эффективность направленных усилий зависит от неуклонности намерения человека.
Намерение, целью которого является внутренняя работа, направленная к всё возрастающему совершенству, содержит в себе следующие части: общая цель, ради которой совершается внутренняя работа; восприимчивость, бдительность, устойчивость внимания, ясная осознанность удерживаемого состояния и само волевое усилие, при помощи которого удерживается неподвижным внутреннее внимание.
Когда мы осознаём какое-либо внутреннее состояние или эмоцию, то степень неподвижности, с которого происходит осознание, всегда выше того уровня, на котором осознаются какие-либо состояния или эмоции. Осознавать можно только «сверху вниз» и невозможно на одном уровне или «снизу вверх». И ещё, осознание чего-либо – это всегда взаимодействие осознающего и осознаваемого, при котором обязательно происходят взаимные влияния. В тех случаях, когда осознаваемое состояние или эмоция очень ярко выражены, то это в значительной степени снижает восприимчивость внутреннего внимания человека.
Если поле внутреннего внимания человека, исследующего какое-либо слабо выраженное состояние, можно сравнить с зеркальным спокойствием поверхности пруда, сквозь прозрачность которого можно увидеть внутреннюю его жизнь, то при осознании напряжённых эмоциональных состояний, поле внимания словно покрывается рябью, и человек теряет способность осознавать многие слабо выраженные особенности осознаваемого состояния.
Любые эмоциональные состояния и эмоции в период своего возникновения выражены слабо и только со временем, они набирают силу и стремятся захватить полюс ясного осознания, который располагается в коконе сознания над головой человека. И если духовный искатель бдителен, то в начальный период любого эмоционального состояния, когда эти состояния ещё слабо выражены, у него будет возможность исследовать их без опасности быть захваченным ими.
При этом надо помнить, что наблюдающий и наблюдаемое взаимодействуют между собой, и внимание человека при исследовании какого-либо эмоционального состояния в самом его начале в значительной степени гасит его интенсивность. Тогда следует снизить интенсивность осознания исследуемого состояния и только периодически «едва прикасаться» к нему – как бы поглядывать на исследуемое состояние, пристально не фиксируя на нём свое внутреннее внимание. И ещё раз хочу напомнить, что исследуя любые состояния и эмоциональные реакции, необходимо находится в состоянии максимального покоя и неподвижности, это даст возможность осознавать даже самые слабые изменения внутренней эмоциональной атмосферы.
Волевое усилие, которое прилагает человек при внутренней работе, в большей своей части носит ограничительный характер, когда человек не позволяет себе отвлекаться при появлении каких-либо отвлекающих влияний, усилием воли он отодвигает подобного рода побуждения, не пытаясь исследовать их.
Человек, идущий духовным путём, в своей внутренней работе прилагает волевые усилия не для того, чтобы достичь какой-то цели, потому что его целью является путь, ведущий к бесконечному совершенству. Можно сказать, что он уже достиг цели – он уже в пути, а так как путь, ведущий к совершенству, не имеет пределов, то человек не может ставить перед собой какие-то значимые цели.
Внутренняя работа духовного искателя не направлена в будущее, потому что она совершается в «здесь и сейчас», которое не является временем и даже мгновением между прошлым и будущим. «Здесь и сейчас» – это состояние, в котором находится человек, избравший для себя путь к совершенству. Кажется, что путь к совершенству и состояние «здесь и сейчас», которое находится вне времени, совместить невозможно. Но эти противоречия легко разрешаются, когда мы осознаём, что духовный путь – это не движение куда-то в будущее в атмосфере привычного для нас плана сознания, который мы называем проявленным для нас земным миром. Человек на духовном пути не перемещается в каком-либо направлении, но посвящает всю свою жизнь повышению уровня своего сознания.
И все усилия, которые он прилагает в своей внутренней работе, сводятся к стремлению освободиться от всевозможных внешних и внутренних влияний, привязывающих его к земному проявленному миру значимостей. Тогда можно сказать, что внутренний путь духовного искателя подобен восхождению по спиральной лестнице, каждая ступень которой является планом сознания. И каждому уровню сознания или каждому плану сознания соответствует своё состояние «здесь и сейчас». Путь духовного искателя не может опираться на ментал человека или на его физический ум, потому что они проявляют активность во времени, а восхождение по планам сознания происходит в состоянии «здесь и сейчас», которое находится за пределами потока времени. Состояние «здесь и сейчас» каждого следующего, более высокого плана сознания, отличается от предыдущего уровня сознания более глубокой неподвижностью и покоем.
Кроме того, внутреннее внимание может удерживать какое-то состояние по желанию человека. Фактически, все свойства внутреннего внимания принадлежат сознанию, в том числе и человеческая воля – это так же функция сознания. Другими словами, сознание человека можно было бы назвать человеком, а всё остальное – это только средства, при помощи которых сознание реализует себя в этом проявленном мире. Но, зная это, мы должны согласиться с недостаточностью такого утверждения, потому что в любой направленной активности, в том числе и сознания, обязательно присутствует соответствующее намерение, содержащее в себе план этой активности.
Другими словами, некто или нечто создаёт направленную структуру в сознании человека, которая и определяет не только его личность, но и направленность его деятельности. Этими создателями структур сознания являются Психическое существо и эго, каждое из которых стремиться использовать сознание человека в своих интересах и для этого использует свои способы. Психическое существо постепенно трансформирует сознание, повышая уровень его вибраций, а эго всевозможными внешними соблазнами стремиться привязать его к разного рода материальным ценностям и значимостям для человеческой личности.
Таким образом, духовный искатель, исследуя свой внутренний мир приходит к выводу, что основным исследователем является Божественная душа в нём или Психическое существо, а сознание является только средством, при помощи которого это исследование реализуется. Да и усилия вол, которые прилагает человек в своей внутренней работе, так же находится под влиянием его Божественной души. Эго же в свою очередь стремится ослабить волю человека, в связи с чем, его защита от всевозможных внешних влияний и внутренних деструктивных состояний становится недостаточной, что делает его послушным инструментом низшей природы.
Источник: Петр З.
Обсуждения Усилия на духовном пути