Духовную работу можно представить как подъем по лестнице. Но это только внешняя аналогия, потому что на духовное восхождение человек не затрачивает какие бы то ни было силы. Конечно, он может попробовать, используя свою волю и энергию, сделать это, но результат будет во всех подобных случаях равен нулю.
Причина неудач при использовании собственных усилий состоит в том, что движение духовным путем возможно только по созвучию с той частью реальности, в которую духовный искатель хочет войти. Это можно сравнить с движением по бесконечному коридору, который перекрыт последовательно множеством дверей. И каждая из дверей звучит одним из звуков октавы. Если человек, подошедший к двери, сумеет издать звук соответствующей частоты, то дверь откроется перед ним без всякого ключа. Следующая дверь звучит другую, более высокую, ноту октавы, и, чтобы ее открыть, следует быть созвучным этой ноте.
Все ценности материального мира звучат в одной из низких октав, и внешняя часть человеческого существа (здесь имеется в виду физическое, витальное и ментальное тела), принадлежащая этому миру, созвучна ему, и человек, таким образом, оказывается запертым в ловушке низшей природы. Чтобы выйти за пределы этой ловушки, ему необходимо перейти в следующую октаву звучания. Но при этом он вновь окажется в следующей ловушке, которая звучит на октаву выше.
Человек может что-либо выбирать, или же менять, или как-то действовать только в пределах тех возможностей (или тех звучаний, если использовать эту аналогию), на которые он способен. А его физическое, витальное и ментальное тела являются производными низшей природы, и могут звучать только те ноты, которые принадлежат ей. Он может даже и не знать, что существуют другие октавы звучания и отвергать любую информацию о том, что за пределами известного ему мира, с его ценностями и его полярностями, есть что-то ещё.
Людей, привязанных к ценностям материального мира, можно сравнить со страдающими цветной слепотой, которые видят мир в черно-белом цвете. Таким людям совершенно бесполезно описывать зеленый луг, усыпанный прекрасными цветами, или говорить о голубом бездонном небе. Они не поймут вас и даже не захотят понимать то, что вы будете говорить им, потому что могут воспринимать только то, что лежит в пределах тех вибраций, которые созвучны ценностям материального мира. И до тех пор, пока человек будет созвучен только внешнему проявленному миру, у него ни на мгновение не появится побуждение заглянуть за его пределы. Для того чтобы у человека появились интересы к чему-либо еще, кроме материальных ценностей, необходимо, чтобы в нем самом зазвучала нетрадиционная для материального мира нота из следующей октавы. Только тогда он начнет искать во внешнем мире то, что созвучно его внутреннему звучанию. Можно сказать так, что человек привязывается во внешнем мире к тому, что соответствует ему самому, и ищет в этом мире только то, что звучит в нем самом. Откуда же возьмутся в нем какие-то «звучания», не соответствующие этому миру?
Человек – универсальное существо, и поэтому в нём есть нераскрытые возможности как для беспредельного роста его сознания, так и для падения его в темные пределы бессознательности. Из всех этих возможностей у человека открыта только узкая часть из них, которая привязывает его к материальному миру. Для того чтобы перед человеком открылся путь восхождения или же нисхождения, необходимо раскрыть соответствующие им возможности. Для этого могут быть использованы как внешние, так и внутренние влияния. Наш мир, к сожалению, так устроен, что при помощи внешних влияний можно в человеке раскрыть только его низкие возможности, и этому есть очень важная причина.
Дело в том, что внешние влияния могут проникнуть в сознание человека только через его органы чувств, которые являются каналами связи человека с низшей природой. И в редких случаях внешние органы чувств используются для восприятия чего-либо светлого и высокого. Это может произойти только тогда, когда сознание человека будет готово принять вибрации более высокой реальности. Но чтобы это стало возможным, необходимо изменить сознание, в нем должны открыться те возможности, благодаря которым человек станет способным воспринимать «звучания» более высокой октавы реальности. Это может произойти только в одном случае, когда внутренняя истинная часть человеческого существа – его центральное существо и его истинное «Я» - сделают это.
Здесь необходимо остановиться на особенностях спектра вибраций сознания. И неважно, о каком сознании идет речь: или о сознании тела, физического ума, витала или ментала, или же сознания внутренней истинной части человеческого существа. Для сознания, имеющего низкие вибрации, являются недоступными те уровни сознания, которые имеют более высокую частоту вибраций. Но сознание, имеющее высокую частоту вибраций, способно проникать на любые более низкие уровни. Это можно сравнить с ситом, через крупные ячейки которого могут свободно пройти крупные элементы любого сыпучего вещества, размеры частиц которого меньше, чем размеры ячеек. Но через более мелкое сито они уже не могут пройти. В то же время очень мелкие частицы могут свободно пройти через любые ячейки большего размера.
Сознание человека, его ментал, витал и физический ум обращены во внешний материальный мир, который имеет относительно низкую гамму вибраций. И так как эти части человеческого существа созвучны вибрациям материального мира, то между человеком и проявленным миром устанавливается определенное равновесие «по созвучию». И это является тупиком в эволюции сознания, в котором человек должен или ходить по кругу или же топтаться на одном месте.
Существуют только два направления, в которых возможно движение Вселенной в каждой ее точке и в каждом её живом существе – или эволюция и восхождение сознания, или же инволюция и его деградация. Или, другими словами, возможен путь возрастания энтропии, и тогда наша Вселенная идет к своему закату, или же уменьшение энтропии - и тогда она вечна. Возникновение жизни на Земле, что можно рассматривать как частный случай для Вселенной, которая противостоит возрастанию энтропии, свидетельствует о том, что Вселенная вечна, и ожидать её угасания, и даже делать какие-то расчеты на эту тему – бессмысленно. Следовательно, хождение современного человечества по кругу – это временное явление, и недалеко то время по историческим масштабам, когда оно сделает очередной шаг в эволюции своего сознания.
Не следует думать, что техническая эволюция или революция имеют отношение к эволюции сознания. Мы живем в век технической революции - и одновременно в век духовной девальвации, сознание современного цивилизованного человека становится все более примитивным, и, соответственно, растут потребности в удовольствиях. Все ценности: материальные, культурные и духовные - получили свое материальное выражения в деньгах, которые стали богом для подавляющего большинства людей на Земле, и это в еще большей мере ограничило сознание людей.
Невольно возникает довольно печальная картина-метафора, в которой все человечество в сомнамбулическом состоянии ходит по кругу, в центре которого столб, облепленный денежными купюрами различного достоинства, с золотым тельцом на вершине. Люди ничего не слышат и не видят и не отводят своих завороженных и восхищенных глаз от такого всепоглощающего зрелища. Среди них и священнослужители, и люди науки, но большинство почему-то похожи друг на друга. Вокруг этого многомиллиардного человеческого шевелящегося кольца снуют худощавые, гибкие, в черных сюртуках и узких брючках молодые и не очень люди и активно разворачивают лица людей в сторону золотого тельца, если у кого-то из них появляется желание посмотреть куда-то еще. Но среди этого зачарованного шествия есть те, которые удивленно поглядывают по сторонам: похоже, они вышли из сомнамбулического состояния и пытаются понять, что же в действительности происходит.
Некоторые из них даже пытаются пробраться во внешнюю часть этого бесконечного человеческого кольца, но всевидящие служители в черных костюмах и белых перчатках останавливают их и пытаются затолкать обратно; и когда это не удается, то суют им в карманы пачки денег. Этот последний аргумент для некоторых «проснувшихся сомнамбул» кажется очень убедительным, и они послушно возвращаются в эту бесконечную человеческую карусель поклонения золотому тельцу.
И только очень немногим удается преодолеть этот кордон и они уходят к белеющим снежными вершинами горам, только им одним видимыми тропами. Но их очень мало! Возможно, для того чтобы нашлось хотя бы несколько человек, сбросивших с себя сомнамбулическое состояние, нужны это многие миллиарды спящих, которые сквозь страдания и материальные невзгоды видят сны, в которых они богаты и в их распоряжении есть все мыслимые удовольствия. У других сны – надежды, у третьих – сны, приносящие разочарование, но их усилия проснуться не завершаются пробуждением, так как, чтобы это произошло, они должны знать, как это сделать.
Стремление проснуться не принадлежит человеку, оно возникает потому, что его будит его внутренняя истинная часть – его центральное существо и его истинное «Я».
Сознание человека располагается между внешним миром и внутренней истинной частью человеческого существа. Чтобы материальный мир с его реальными ценностями адекватно воспринимался человеком, необходимо, чтобы он осознавал то, что воспринимает его истинная часть, а для этого он должен быть развернут в её сторону. Мы знаем, что восприятие – это взаимодействие, при котором воспринимающий обязательно меняется в соответствии с тем, что он воспринимает. И если бы изначально человеческое сознание было бы повернуто в сторону его истинной части, то люди не были бы привязаны к ценностям материального мира, и у них не возникали бы проблемы с возможностью выполнять духовную работу. Это связано с тем, что сознание человека в этом случае соответствовало бы вибрациям его истинной части.
Внешняя часть человеческого сознания и его ум имеют только мнения о событиях внешнего мира и его ценностях, которые не являются знаниями, и поэтому человеческая жизнь полна неведения и заблуждений. И это позволяет низшей природе держать человека в плену всевозможных заблуждений. Но такое положение дел не может продолжаться вечно, так как человек предназначен быть сознательным инструментом высочайшего Божественного, а не низшей природы. В связи с этим истинное «Я» человека, достигнув состояния зрелости, постепенно берет управление человеком в свои руки. И для этого оно в первую очередь перестраивает его сознание, открывая в нем возможности, имеющие высокие вибрации. В связи с этим прежние ценности материального мира для человека постепенно приобретают духовное значение. Истинное «Я» – это искра Божественного, которое здесь на Земле делает свою работу, и для этой цели Им был избран человек. Поэтому мы не можем говорить, что человек выбирает, каким путем ему идти. Возможно, тем, который ему предоставила низшая природа, и тогда он будет привязан к ценностям материального мира, или же путем, которым поведет его истинное «Я».
Здесь следует остановиться на способах, которыми пользуется истинное «Я» человека, чтобы изменить его сознание, без чего он остается цивилизованным животным. Истинное «Я» (Психическое существо) дает свою оценку событиям, в которых участвует человек «голосом совести». Оно способствует осознанию человеком ничтожности материальных ценностей, и оно направляет сознание человека на восприятие отношения ко всему сущему, которое он может осознать в своей душе. И, кроме того, оно ослабляет, а затем и обрывает привязанности к материальным ценностям этого мира, что становится возможным только потому, что истинное «Я» человека раскрывает в его сознании возможности, имеющие более высокую октаву звучания.
Мы однажды говорили о том, что раскрывающиеся возможности нуждаются в пище, которая соответствует уровню их вибраций. Поэтому, когда истинное «Я» открывает более высокие возможности человека, то он, прежде живший интересами окружающего его мира, неожиданно начинает стремиться к чему-то нетрадиционному для его прежних интересов. Открывшиеся и открывающиеся возможности будут настаивать на адекватной для них «пище», и человек вначале смутно, а затем все более и более осознанно будет искать тот путь, который соответствует его духовному предназначению.
Но тогда почему человек считает, что это он делает усилия на духовном пути, хотя из сказанного здесь ясно, что есть силы, которые управляют человеком, стремясь привязать его к материальному миру? И, кроме того, истинное «Я» человека, или его психическое существо, открывая в сознании человека более высокие возможности, этим самым определяет и его интересы в материальном мире, и способ его взаимоотношений с этим миром, и даже его цели. Почему же человек считает, что все это его работа или же его состояния, которые могут быть как разрушительными, так и созидательными?
Все дело в отождествлении, при котором человек различного рода состояния и переживания, реально ему не принадлежащие, осознает как свои собственные. Отождествление – это созвучие, которое может объединить человека с любым объектом, после чего человек осознает его как часть самого себя. Такого рода объединение может быть на уровне различного рода витальных переживаний, и на уровне ума, и даже на физическом уровне, и тогда мы можем говорить о стигматах. Поэтому усилия, которые делает его истинное «Я», человек воспринимает как свои собственные усилия, а вибрации различного рода сущностей или даже планов бытия воспринимает как свои собственные эмоциональные переживания. Но отождествления могут быть и другого рода, когда человек считает, что он – это только его тело или же некоторые его вещи являются частью его самого, иногда более важной, чем он сам. И вообще человек в своей жизни постоянно с чем-то или с кем-то отождествляется. Разница в степени отождествления.
Прежде мы уже говорили о том, что человек представляет собой целый спектр вибраций: от низших, соответствующих темным планам бытия низшей сферы миров, до высших, соответствующих планам богов. Различные люди отождествлены преимущественно с какой-то одной частью своего спектра вибраций, отсюда их интересы во внешнем мире, их способ выражения себя, и даже их речь будут выражением этой части спектра. Правда, здесь есть одна особенность, связанная с человеческим эго.
Эго можно сравнить с кривым зеркалом, которое искажает все, что в нем отражается. Оно не позволяет человеку видеть себя таким, какой он есть в действительности, и оно искажает значение всего, что происходит во внешнем мире, и значение каждого объекта внешнего мира. В самом начале духовного пути эго устремляется вместе со своим носителем к поиску истины, вместе с ним осознает всевозможные несовершенства, в том числе и те, которые относятся к нему самому. И оно даже с готовностью жертвует некоторыми наиболее грубыми своими частями во имя той истины, к которой устремляется человек. Но приходит время, и эго неожиданно для себя осознает, что его возможности познания самого себя могут привести к его собственному разрушению, что оно подобно скорлупе яйца, которая не может расти вместе с птенцом, заключенным внутри. И еще оно осознает, что является только средством, необходимым для роста человеческого сознания, что придет время, когда человек обязательно превзойдет его и выйдет за его пределы.
И тогда эго меняет свою тактику – оно навязывает человеку идею его собственной духовной значимости. И если человек недостаточно искренен в своей внутренней работе, то эго может успокоиться, так как его положение как первого советника человека останется незыблемым до конца жизни своего формального хозяина. Дело в том, что эго держит в своих руках ключи от дверей, ведущих вовнутрь человеческого существа, и для собственной надобности оно может допустить влияние всевозможных низших сил и перевести человека в другую сферу деятельности под прежней вывеской... но уже псевдодуховной.
Источник: Пётр Зорин
Обсуждения Духовный путь. Свидетель на духовном пути