Притчи – это сконцентрированная мудрость, воплощённая в коротком сказочном сюжете. Поэтому притчам «все возрасты покорны». Емкие и многогранные, они всегда направлены к Свету и таят высокий духовный смысл. И за каждой притчей следует урок осмысления заложенной в ней мудрости.
Не настаивая на определённом понимании духовного смысла, притчи дают возможность каждому трактовать его по-своему. Обычно он не лежит на поверхности, но затрагивает чувства и заставляет задуматься. А сердце и разум соединяются в осознанности. Она расширяет и углубляет восприятие, и рождаются неожиданные прозрения.
Здесь я делюсь ими и теми осмыслениями, которые возникли при чтении нескольких замечательных историй.
Две притчи о помощи
Любой может оказаться в ситуации, когда он остро нуждается в физической, энергетической, материальной и психической поддержке. Но, пока человек живёт не в истинном, а в ложном «я», в его, вроде бы бескорыстном, желании помочь другому, как правило, затронуто эго. Чем оно руководствуется, если может находиться только над или под кем-то? Не осознавая, из какого мотива исходит желание помочь, можно превратить слабого в зависимого. Вольно или невольно сделать человека инфантильным, лишить уверенности, обесценить его возможности. А помогая кому-то из неосознанного желания, чтобы он осуществил собственные мечты, можно сломать ему жизнь. А что происходит, когда в нашем понимании кто-то нуждается в помощи и мы её оказываем, несмотря на то, что о ней не просили?
Бедняк и мешочек денег
Мудрец, путешествуя с группой учеников, как-то сказал им:
— Если вы оказываете помощь, когда об этом не просят, она обычно отклоняется. Помощь следует только предложить.
— Это не так! Это не духовно! Людям нужно помогать даже без их просьбы! — зашептались молодые люди.
Учитель заметил их негодование, но промолчал.
Вскоре они подошли к мосту, который соединял два берега реки. Перейдя его, Мастер приготовил мешочек с деньгами и велел положить его на середину моста, когда он увидел, что по нему идёт нищий. Вскоре бедняк оказался рядом с ними.
— Ты заметил яркий мешочек? – спросил Учитель.
— Нет! Я столько раз шёл здесь, что сейчас решил проверить, могу ли я пройти этот мост с закрытыми глазами.
Одни, боясь самостоятельности и ответственности или не веря в свои силы, клянчат о помощи/ настаивают на ней/ требуют. Другие отвергают её, потому что, страдая, легче манипулировать окружающими, привлекать их внимание, то есть энергию, и при этом обвинять всё и всех в своих несчастьях. Третьи…
За всем этим стоит страх. В отождествлении с ним не видна его ложность. А не зная, Кто Я Есть, не виден выход из тупика. Но если человек боится изменений, он предпочитает страдать, и великодушное желание помочь ему не находит отклика. Разве можно кого-то насильно сделать счастливым?! Поэтому «помощь следует только предложить», говорит мудрец.
Обычно, лишь дойдя до предела мучений, люди решаются обнаружить их причину, и тогда они сами просят помочь им разобраться с их неудачами и страхами. Тогда они готовы принять истину, что освобождение из плена страданий возможно только изнутри. Что это упорная внутренняя работа, которая приводит к серьёзным изменениям, и для них нужно созреть. И что помогающий – лишь «палец, указывающий на Луну».
За страданием всегда стоит фантомный образ «страдающего», которому мозг верит. И, только углубившись в себя, можно его распознать и разоблачить его идеи и убеждения, характер и манеру поведения, способы защиты и оправдание себя. Только он сам может выявить, откуда взялась эта субличность, какая она конкретно, какие повлекла за собой провальные мысли и эмоции. И лишь его собственная устремлённость позволяет этому «тёмному» персонажу привести себя в Источник Света, где всё возникает и всё исчезает. (Это подробно описано в статье Духовный рост – это возвращение сознания к осознанности.)
Тогда этот негативный ментальный персонаж выполняет свою позитивную духовную задачу, и в сознании, а значит в жизни, действительно происходят изменения.
Самое ценное, что можно сделать для человека — помочь ему осознать, что, только перестав переносить ответственность за своё состояние на кого-то и ждать помощи извне, он может открыть в себе ту внутреннюю Силу, от которой всё исходит. Именно она оказывает самую ценную поддержку в самый нужный момент.
Притча о бабочке
В коконе бабочки появилась маленькая щель, из которой она старалась выйти наружу. Проходивший мимо мужчина остановился и стал наблюдать. Прошло довольно много времени, щель не увеличивалась, и, боясь, что бабочка погибнет, он решил помочь ей. Перочинным ножом он разрезал кокон, и бабочка тотчас вышла из него. Он ждал, что она расправит крылья и с лёгкостью взлетит. Но она поникла, пригвождённая к земле. Без собственных усилий покинуть кокон её крылья не окрепли, и маленькая бабочка до конца жизни волочила по земле своё слабое тельце.
Сострадание и милосердие заложено Богом в природу человека. Но что скрывается за праведным намерением поддержать и спасать кого-то? Речь не идёт о ситуации, когда мы бежим к упавшему ребёнку или бросаемся в воду, чтобы спасти утопающего. Тем более что в этих порывах нет ложного «я».
Личность не знает Божественную Силу Сознания, от которой всё исходит. Живя в ментальном «я», она доверяет ему как деятелю и лелеет персонажи «я помогающий/ спасающий/ высокодуховный». В этих субличностях тонко завуалированное духовное эго идентифицирует себя через идею «я лучше других». И поэтому, осознанно или нет, оно тайно (или открыто) ждёт от облагодетельствованного этого подтверждения/ благодарности/ какого-то ответа. Направленное на себя, эго бескорыстным быть не может. А его поведение определяет ум-мозг (ум – это мозг в действии). Он активизирует нейронные цепочки, связанные с убеждениями и эмоциями из прошлого, и человек, веря возникшим мыслям и переживаниям, становится заложником этой бессознательной программы.
Чтобы выйти из такого алгоритма, пробуждённое сознание задаётся вопросами: «Какое «я» стоит за желанием помочь? Зачем я это делаю? Чтобы утвердиться в своей силе? Убедиться в собственной доброте или щедрости? Проявить свою духовность?" и т.д.
В осознанности ясно, кому дать рыбу, а кого научить пользоваться удочкой. Когда чем-то конкретным поддержать, а когда не мешать человеку пройти сквозь трудности, которые призваны сделать его сильнее.
В соединении с Душой очевидно, что у неё вообще нет цели спасать кого-то. Она просто излучает свой преобразующий свет, и в нём тот, кто искренне стремится к изменениям, поднимается сам. Душа же просто любит. Любит за то, что ты есть, любит таким, какой ты есть. А если она находит нужным помогать, то знает, что делится тем, что получила от Бога.
(Часть вторую см. здесь)
Источник: Эсфирь Гербер
Обсуждения Уроки осмысления из притч