"Мой партнёр продолжает есть мясо и употреблять алкоголь, а я нет. По-моему, из-за этого у нас стали портиться отношения. Неужели придётся расстаться?»; «Скажи как психолог: это нормально, что медитировать мне теперь интереснее, чем встречаться за чашкой кофе с подругами?».
«Я не могу больше заниматься своим бизнесом — он не дхармичный. Как думаешь, может, это у меня из-за практики «едет крыша»?».
Такие признания я нередко слышу на консультациях от тех, кто практикует йогу, буддизм, эзотерику и другие духовные течения. Моя задача как психотерапевта — способствовать расширению осознавания клиента, а также привносить в наш контакт ощущение безопасности, открытости и близости. Так что неудивительно, что через некоторое время человек начнёт всё больше рассказывать о своих потаённых тревогах и пробовать с моей помощью выяснить: нормально ли то, что с ним происходит? Адекватен ли он вообще?
Но в психотерапевтической работе я не расскажу, как вам жить. Терапевт не претендует на роль наставника или некоего носителя истины — наоборот, поиски ответов происходят на мировоззренческом поле клиента. И если всплывает тема адекватности, я задаю встречный вопрос: «А что такое норма для тебя? Какую жизнь тебе нужно проживать, чтобы чувствовать себя «нормально»?
И тут мы обычно сталкиваемся с первым открытием — как значительна разница между «выглядеть адекватным в чьих-то глазах» и «самому быть в норме», то есть ощущать себя в этой жизни хорошо, на своём месте. Без внутренней удовлетворённости своим бытием внешние соответствия не приносят покоя.
Второе открытие: норма оказывается довольно условным понятием. Кто-то искренне счастлив и глубоко одухотворен, проживая жизнь домохозяйки/домохозяина со всеми сопутствующими хлопотами, кто-то горит своей работой по 12 часов в день и верит, что так меняет мир к лучшему, а для кого-то становится принципиально важным проводить отпуска в медитационных ретритах и встречаться за чашкой кофе (скорее, чая) с единомышленниками.
Но если какой-то единой универсальной нормы не существует, то что делать, когда философские или религиозные убеждения входят в противоречие с реальностью? На этот случай я написала небольшой чек-лист. Если любая духовная практика является важной частью вашей жизни или вы собираетесь сделать её такой, то имеет смысл периодически проверять: она действительно идёт вам на пользу? Понять это можно по следующим проявлениям.
- Физическое здоровье. Ни под каким благовидным предлогом вы не наносите физического ущерба ни себе, ни окружающим. Принцип непричинения вреда первичен, когда мы говорим о настоящем духовном пути.
- Эмоциональное благополучие. Ваша практика со временем способствует улучшению отношения к себе. Все попытки духовного роста из состояния внутренней войны и неприятия себя «грешного» не добавляют нам сострадательности и мудрости, а значит, настоящего роста в этом нет.
- Широкий кругозор. Ваша система убеждений поощряет критическое мышление и возможность выбора. Нет запрета на то, чтобы задавать вопросы, проверять верность постулатов на своем опыте, изучать другие религии или течения внутри вашей религии.
- Толерантность. Вы остаётесь способными с уважением и интересом относиться к существованию иных мнений, а также дискутировать и даже выносить критику по отношению к «своему» учению.
- Социальные связи. Вам удаётся находить точки близости даже с теми людьми, которые в меньшей степени разделяют или вовсе не разделяют ваши философские взгляды. Если же вера побуждает разрушать социальные связи со всеми несогласными, отказываться от семьи, друзей, коллег — это очень подозрительный признак.
- Экологичность. Об истинной духовности мы можем судить по тому, в какой мере мы становимся более сострадательными, менее высокомерными и осуждающими.
- Психологическая независимость. Отмечайте, помогает ли ваша система убеждений становиться более самостоятельным и устойчивым в своих решениях, а не бегать за каждым ответом к некоему источнику «истинного знания», будь то учитель или книга.
- Баланс. Предусматривает ли ваш духовный путь возможность (при желании) завести семью, зарабатывать деньги, регулировать степень своей погружённости в практику? Чем взрослее мы становимся и чем больше задач на себя берём, тем актуальнее становится вопрос баланса во всём.
Источник: Анна Парвати
Обсуждения Как понять, что вы занимаетесь духовной практикой адекватно?