Любое намерение человека всегда имеет направленность, основной целью которой является жизнь, и в её потоке формируются всевозможные варианты намерений, обеспечивающих жизнь. Для человека это не только благополучные внешние обстоятельства, но и его стремления к познанию самого себя и познанию реальности мира.
Здесь мы остановимся на процессе познания самого себя. Вначале зададим себе вопрос: с какой стати человеку пришло в голову эта идея – исследовать самого себя. И она пришла давно, уже древние греки знали важность познания самого себя. Вернее – познавания, так как познать себя человек никогда не сможет. Познать, значит завершить познание, а в действительности, завершить познание самого себя невозможно, потому что человек – космическое беспредельное существо, поэтому, он может познавать себя, но завершить это самопознание – невозможно. И этому есть две причины. Одну из них мы уже здесь назвали, второй причиной является единство всех знаний. Другими словами, абсолютно все знания представляют собой единое целое. А то, что люди разделили единое знание на множество самостоятельных направлений, то это произошло от человеческой близорукости. Современный человек не способен охватить своим разумом всё беспредельное «дерево жизни», в котором отдельные изолированные знания – это только его ветви.
Проявленный мир, который человечество изучает со всех сторон – это очень малая часть реальности Мироздания, которую можно сравнить с песчинкой, на поверхности земного шара, а земной шар – это мироздание. Учёные умы изучают эту песчинку со всех сторон и занимаются этим в течении многих тысячелетий и до конца исследований этой ничтожно малой части реальности мироздания им потребуется ещё множество тысячелетий, а может быть и миллионы лет, потому что Мироздание – это живой организм, который в каждом мгновении своего бытия становится другим. И даже само изучение его не только внешнее, но и исследование самого себя, изменяет его. И это одна из причин, почему оно – Мироздание – не будет познано никогда! Есть и другая, очень важная причина непознаваемости реальности мироздания, – методы и средства, используемые наукой – неадекватны изучаемому объекту, потому что изучить и понять реальность Мироздания, которое мы называем телом Бога, можно, только идя внутренним путём самопознания. Полное познание извне проявлений Бога невозможно, какие бы изощрённые средства и способы для этого ни применялись человеком, потому что субстанция мироздания не имеет своих пределов и в глубину своих всё более тонких структур, которые недоступны пониманию человека. Можно сказать, что человек способен познать только то, что соответствует уровню его сознания – мы помним, что познание возможно по созвучию. И, кроме того, продолжительность человеческой жизни очень мала, и даже продолжительность существования современной цивилизации по космическим масштабам, занимает очень небольшой отрезок времени. Для человека, живущего в проявленном мире, Мироздание статично, и астрономы могут в доказательство этому привести множество примеров.
Мы уже говорили о том, что любой человеческой активности, предшествует определённое направленное намерение, т.е. человек уже заранее предполагает, в каком направлении он должен действовать и как действовать, чтобы получить, например, необходимые для него знания. Но тогда мы можем спросить, а кто подсказывает человеку эти предположения и направление, в котором он может найти желаемые знания? Конечно, можно сказать, что это подсказывает человеку интуиция, но что является источником её, остаётся неясным. Другими словами, человека на пути знаний должен кто-то вести, подсказывая ему те направления, которые однажды приведут его к ожидаемым знаниям. Это может быть внешняя информация, полученная человеком из текстов, прочитанных им, и это может быть другой человек, который знает путь, ведущий к знаниям. Но, конечно же, первый человек, получивший знания о внутреннем пути, был провидцем, которому его Божественная душа дала для этого все необходимые знания, и была проводником и учителем в его внутренней духовной работе.
Как мы уже прежде говорили, в человеке пересекаются все планы сознания и их вибрации в какой-то степени отражаются на фоне хаоса, который как тонкая атмосфера заполняет каждое живое существо. Можно сказать, что каждый план сознания создаёт в тонкой атмосфере хаоса, заполняющего человека, свои едва заметные вибрации, и человек, в зависимости от его предрасположенностей, воспринимает, как смутное влечение те из них, которые соответствуют этим влечениям. И как только внимание человека обращается к этим едва заметным влечениям, соответствующие вибрации тут же усиливаются и влечение возрастает. Через внимание вибрации определённого плана сознания проникают в сознание человека и подчиняют его своей воле, а мы помним, что любое эмоциональное состояние имеет свою волю и стремится через сознание человека реализовать себя во внешней мире. И если человек часто или длительно концентрирует на чём-то своё внимание, то этим самым он создаёт в себе постоянную связь с тем планом сознания, который созвучен его интересам. Но эта связь может не сформироваться, если человек часто и длительно занять чем-то посторонним, не соответствующим его основным интересам, которые могут быть связаны как с внешними значимостями, так и с внутренним путём. Поэтому, человек должен прилагать определённые усилия, чтобы в период реализации своих стремлений, не отвлекаться на какие-то посторонние влечения.
На путях знаний человек, исследующий свои состояния, может обнаружить, что количество энергии, необходимой для удержания внимания направленным к объекту познания, у него ограничено и его намерение удерживать своё внимание сосредоточенным на познаваемом, в значительной степени ослабевает, и работа его становится непродуктивной. В таком случае, человек должен ещё, насколько это возможно, продолжать свою работу, для того, чтобы использовать оставшуюся порцию энергии до конца. После чего, какое-то время заняться чем-то посторонним и снова сосредоточиться на прежней, основной, работе. Когда энергия внимания использована до конца, тогда следующая порция для этой же самой работы будет выделена в значительно большем объеме. И если человек, таким образом, снова и снова возвращает своё внимание к одной и той же работе, то однажды ему будет дана возможность пользоваться ею в неограниченном количестве. Это тоже захваченность, но она может открыть человеку возможность исследовать такие глубины самого себя, которые совершенно недоступны для тех, которые только из любопытства иногда обращают своё внимание на какие-то внутренние состояния.
Основная трудность, с которой встречаются все духовные искатели на внутреннем пути самопознания связана с изменением позиции, с которой человек осознаёт реальность этого мира с его значимостями. Для обывателя мир, в котором он живёт – это мир форм и все его стремления и цели направлены от одной формы к другой. На духовном пути формы занимают второе место, а на первый план выходят процессы, определяющие направление стремлений человека. Духовный искатель, значимости этого мира рассматривает как средства своей внутренней работы. И это меняет всё – путь познания самого себя становится средством трансформации всего своего существа.
Источник: Петр Зорин
Обсуждения Через хаос к знаниям