Есть только два способа бытия, два основных типа намерения – намерение, всегда заканчивающееся смертью и намерение, ведущее к бессмертию. Мы живём в проявленном мире, в котором всё заканчивается смертью.
Можно к этому относиться по-разному – печалиться, когда умирает близкий человек, и облегчённо вздыхать, когда умирает враг. Но в Мироздании ничего не бывает бесцельным или случайным, у Бога ничего не бывает бессмысленным или ошибочным, следовательно, ограниченность продолжительности жизни так же имеет свой смысл.
Есть несколько причин сравнительно короткой жизни человека. Здесь мы не будем говорить о насекомых, жизнь которых очень коротка и о других формах жизни. Первой и главной причиной небольшой продолжительности жизни человека является его Божественная душа – Психическое существо, которое, практически, и является человеком. А то, что мы называем человеком – физическое, витальное и ментальное тела – это только средства, необходимые для существования в этом проявленном мире. Что это действительно так, можно легко убедиться, если вы попытаетесь осознать себя во время ходьбы.
изнутри своё тело идущим – вы можете это сделать на улице или ещё где-то во время ходьбы. Но обращать внимание на идущее тело надо всегда внезапно. Вы можете это сделать дома, прохаживаясь взад-вперёд по комнате. При этом вы можете осознать, что тело не является вами, а вы тот в теле, который наблюдает за ним. Это упражнение можно несколько усложнить, например, когда вы смотрите на что-либо, то обратите внимание, что вы, смотрящий, находитесь позади глаз и смотрите во внешний мир через свои глаза, как через окна. Более того, вы можете «увидеть» себя во время беседы с другим человеком, при этом вы будете осознавать себя как бы изнутри. Я сказал – «как бы», так как вы при этом будете своим внешним зрением одновременно воспринимать своего собеседника.
Кроме того, вы можете исследовать внутри самого себя различные эмоциональные состояния и различные реакции эго при взаимоотношениях с другими людьми. И все эти способы осознания и исследования самого себя вам ясно покажут, что вы – это тот, кто находится внутри вас и исследует все эти состояния. Но когда мы говорим о смерти человека, то имеем в виду в первую очередь смерть его тела при этом витальное и ментальное тела, уходят каждый на тот план сознания, которым человек соответствовал при жизни. Здесь для краткости специально не говориться о тех сторонах процесса умирания, которые имеют своё начало в раннем возрасте, и могут продолжаться в течение всей жизни человека до его старости.
Представим себе современного человека с его материальными интересами и удовольствиями, который бы жил не восемьдесят или сто лет, а тысячу лет. Тысячу лет серой никчемной жизни. Шри Ауробиндо о современном человечестве выразился даже более категорично, назвав его «ничтожным человечеством». Конечно же, он не имел в виду, что эта характеристика относится ко всему человечеству, но к подавляющему его большинству. Человек эволюционирующее существо и такая длительная и серая жизнь в значительной степени может задержать процесс эволюции сознания человека.
Психическое существо после смерти человеческого тела уходит на психический план и там оно решает, какой следующий опыт человеческой жизни оно должно пройти. Это для него необходимо, так как, проходя череду человеческих жизней, оно растёт и постепенно приобретает возможность влиять на человеческое сознание, чтобы в дальнейшем направить его на путь его истинного предназначения.
У каждого человека своя судьба, которая во многом зависит от потребности Психического существа в получении определённого опыта. Конечно же, всеядное человеческое эго будет стремиться управлять отношением человека к реальности мира, и будет пытаться привязать его к значимостям проявленной реальности. Но всё это будет происходить в «рамках дозволенного», так как у каждого человека своя судьба. И теперь мы можем сказать, что продолжительность жизни человека определяется его судьбой, через которую Психическое существо получает свой опыт. Но есть ещё одна важная причина – в течение своей жизни человек так же получает свой опыт, который отражается на его наследственном аппарате. И его дети в чём-то будут носить в себе несколько отличающуюся генетическую программу от той, которую имели их родители в своём детстве. Возможно, она будет более совершенной, но в любом случае судьба родившегося человека будет не похожа на судьбу его родителей.
У каждого Психического существа есть своя судьба, и оно должно пройти через определённую череду человеческих жизней, чтобы достичь зрелости и выполнить своё предназначение. Хотя возможны такие случаи, когда человек оказывается в состоянии, в котором он должен сделать выбор между привязанностями к значимостям проявленного мира и путём, ведущим к его истинному предназначению. И, несмотря на призыв, идущий из его истинного сердца, предпочтёт ценности проявленного мира, то в этом случае Психическое существо может оставить его. И его место тут же займёт сущность того плана сознания, который был созвучен сознанию человека, захваченного значимостями этого проявленного мира.
Таким образом, продолжительность человеческой жизни от рождения и до смерти, вполне достаточна, чтобы Психическое существо и человек получили необходимый опыт. Увеличение продолжительности жизни современного человека, только замедлит эволюцию его сознания.
Если говорить о других формах жизни на планете Земля, то продолжительность их жизни зависит от их предназначения в биосфере Земли. Поэтому, некоторые из них остаются неизменными уже многие миллионы лет, другие формы жизни исчезли с лица Земли, так как выполнили своё предназначение. И совсем не важно, участвовал ли человек в их уничтожении, или же они вымерли сами, потому что время их существования пришло к концу. Всё в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец. И для человека это будет продолжаться до тех пор, пока он будет частью низшей природы и находиться под её полным контролем.
Целью намерения, ведущего к бессмертию, не является само бессмертие, но бесконечное совершенство. Но совершенство может быть и разрушительным, смертельным, бессмысленным и ведущим к небытию. Любые извращения так же могут стремиться к своему совершенству. Можно предполагать, что к бессмертию ведёт то стремление к совершенству, которое не имеет своего предела, но стремление к любому совершенству не имеет своего предела. Но не любое стремление может быть реализовано, оно может оставаться беспредельным и в то же время быть ограниченным внешними обстоятельствами или же внутренними возможностями. Можно привести пример искушение Иисуса Христа сатаной. Искушение всегда происходят на границе возможного, допустимого, позволенного. И если бы небыло ограничений, то в Мироздании воцарился бы хаос. Поэтому любые стремления, ведущие к деградации, и любая деструктивная свобода могут реализовать себя в ограниченных пределах.
Но стремление к совершенству, основанием которого является состояние любви, сострадания, стремление к истинному единству и свободе, прекрасному, радости бытия и познания его беспредельной реальности – не имеет своих пределов. А всё, что Божественным ограничено в своих пределах, должно быть трансформировано в свою противоположность. И в этом бесконечном процессе, устремлённом к беспредельному высокому совершенству, нет места для современного ограниченного человечества. Но это не означает, что грядёт апокалипсис, в котором сгорит современная человеческая цивилизация. Условия жизни на Земле навсегда останутся школой для тех людей, которые однажды услышат зов своего истинного сердца, и вольются в поток Божественного намерения, ведущему к бесконечному совершенству.
В потоке Божественного намерения все значимости этого проявленного мира имеют другое предназначение и другой смысл, они служат своеобразной лестницей, опираясь на ступени которой человек может бесконечно восходить в направлении всё более высокого совершенства. Значимости современного мира станут для духовного искателя только вехами на его бесконечном пути, которые по мере его восхождения будут приноситься в жертву пламени жажды знаний.
Не следует понимать жажду знаний, как какой-то один аспект жизни, или как необходимость, которой человек вынужден следовать для поддержания своего существования. Жажда знаний – это воздух, которым человек дышит, это устремлённость всех процессов в человеческом существе, обеспечивающих эту устремлённость, и это смысл намерения жизни человека. Любая активность человека насколько бы она малой или великой ни была, осуществляется ради утоления неутолимой жажды знаний. Все аспекты существования человека в этом проявленном мире, служат только одной цели – беспредельной устремлённости к совершенству, что для человека становится возможным только на пути утоления неугасимой жажды знаний.
Человек должен стать частью Божественного потока намерения, устремлённого к высочайшему совершенству. И никакие соблазны проявленного мира не могут остановить его внимание и заставить задержаться, очаровав своими ложными совершенствами. И всё это не должно быть ради бессмертия или даже ради продления жизни, или же ради каких-то других благ, служащих вознаграждением за устремлённость человека к Божественному совершенству. Устремлённость человека не должна быть, даже в немногом, ради удовлетворения каких-то человеческих значимостей. Не может человек подниматься в гору, крепко держась за валуны, разбросанные у основания горы. Человек должен принести в жертву своей устремлённости к Божественному совершенству все свои прежние привязанности, и даже всю свою жизнь, не оставив для себя ничего, что могло бы задержать его на пути его устремлённости. Но это не значит, что он должен освободиться от всего, что обеспечивает его жизнь в этом проявленном мире. Он должен использовать всё необходимое для своей жизни в этом физическом теле, без которого, особенно в начале внутреннего пути, никакая работа не может быть сделана.
Источник: Петр Зорин
Обсуждения О смерти и бессмертии