Сегодня многие люди, близкие к эзотерике, и особенно те, у кого хорошо развит интеллект, считают себя духовными и пробужденными. Но откуда берется и на чем основана такая убежденность?
И кто так на самом деле считает? В большинстве случаев - их ум, эго-личность. И только тогда, когда мы начинаем понимать свои заблуждения о созданных нашим умом образах "я" и прозревать истинное, мы становимся на путь пробуждения.
Когда "многие знания – многие печали"
Как часто начитанность, параспособности, накопленный опыт и эзотерическая эрудиция принимаются за духовную продвинутость! И тогда многие знания становятся многими печалями. И не только потому, что, говоря словами Сократа, чем больше знаю, тем яснее понимаю, что ничего не знаю. А потому, что, отдавая должное интеллекту, образованности и развитому мышлению, мы, как правило, не учитываем, что чем мощнее ментал, тем больший за ним нужен контроль, чтобы он не стал непреодолимым препятствием, через который мы смотрим на Мир. Нужна смелость, чтобы отслеживать, как цепко высокий профессионализм держит в своих границах и не пускает в другой мир. Нужна честность, чтобы признать, что накопленная эзотерическая информация неиспользованным грузом накапливается в памяти, а мы, как и прежде, смотрим на Мир через фильтры ума, подчиняемся слепым реакциям, а потом виним себя за то, что поступили в противовес знаниям и тому духовному уровню, на который претендуем.
Некоторые, утилизируя свою компетентность, становятся гуру и убедительно вещают то, что сегодня актуально и что людям хочется услышать.
Но почему же мы, зная, как важно не давать волю эмоциям и стараясь быть спокойными, не выдерживаем и раздражаемся, когда нас возмущает чьё-то поведение? Зачем волнуемся с поводом и без, даём волю страхам, если понимаем, что таким образом наносим себе вред? Отчего обижаемся на любимых, хотя сами не раз говорили, что обычно это реакция ранимой самооценки? То есть почему нам далеко не всегда удаётся применять теоретическую информацию и сделать её практическими умениями? И мало того – потом мы ругаем себя за это и утверждаемся в своём несовершенстве.
Потому что обретение знаний, медитации и техники саморегуляции – это не контроль над неосознаваемыми образами «я» — субличностями, которые мгновенно автоматически меняются, когда в нас порхают мысли и переживания, когда мы переключаемся с одного действия на другое, когда выполняем свои многочисленные социальные роли. Потому что эти разрозненные, обособленные, не признающие друг друга «я», имея свой характер, предпочтения и требования, не имеют хозяина — объединяющий их, регулирующий центр. И «я духовный человек» совсем не похож на «я сотрудник в офисе», а «я мама» – на «я клиентку в банке». Их несогласованность и различные потребности порождают внутренние конфликты, приводящие к страданиям, а их умозаключения переходят в стойкие убеждения, способные сломать жизнь.
В психологии наработаны методы, когда, выделяя 6-7 главных субличностей, их стараются примирить и убедить, что у них общая цель – принести человеку спокойствие и удовлетворение. Но это не есть интегрирующий их центр, способный прекратить отождествление с образами «я» и привести их к обнулению. Это под силу лишь осознающему Я Есть.
Но соединению с Ним никак не способствует то, что многие искатели говорят о Нём не из своего, а из чужого опыта – уж очень хочется, зная себя далеко не идеальными, предъявить себя совершенными. И такое индульгирование (самопотакание) закрепляет в субличности «я пробуждённый» и углубляет отделённое «я». А сознание пробуждается только при абсолютной честности с собой и при безусловной искренности, когда нет желания что-то при этом обрести.
Можно следовать канонам и пытаться не терять спокойствие, прощать себя и других, стараться никому не навязывать своё мнение, принимать то, что не нравится, и исцелять старые раны. Это важно и нужно. Но надо учесть, что при этом кардинально ничего не меняется: контроль над собой рано или поздно ослабевает, «многие знания» не приносят пользы, и опять одно «я» обиделось и изранило отношения, другое «я» обвинило себя, третье страдает, не видя выхода, четвёртое чувствует себя несчастной жертвой, пятое снова усиливает мысли о собственной ущербности… Потому что сознание осталось в линейной плоскости личности, в хаотическом танце образов «я», в слепых реакциях, в контактировании не с реальностью, а своим отношением к ней, не с живыми людьми, а со своими представлениями о них.
А на глубинном уровне это порождает конфликт между личностью (совокупностью ложных «я», тянущих на себя одеяло), Душой, которую эти ложности ограничивают в материализации призвания и предназначения (см. Божественная суть Триединства Духа, Души и Тела), и Духом, стремящимся проявиться через человека и реализовать его миссию Быть Тем, Кто он Есть.
Как образы «я» приводят к Свободе
«Чтобы познать себя, познай, кем ты не являешься» — советуют мудрецы, убедившись, что без этого не прийти к Истинному Я. Потому что стоит исследовать любую субличность, и она приведёт в Исток. А оттуда становится очевидным, что все многоликие «я» порождены умом-эго, и они честно проявляют те качества, которые соответствуют представлениям личности, каким должен быть, скажем, родитель, друг, коллега и т. д., чтобы получить любовь и уважение окружающих.
При этом, если углубиться в эмоции, сопровождающие эти «я» (страхи, неуверенность, сомнение, раздражение и т. д.), проясняются породившие их мысли. И раскрывается то, что мы не предполагали, или предпочитали не знать. Но главное — не останавливаться на этом. К примеру:
— «Я руководитель/ учитель/ лидер/гуру».
Возможно, за этим образом прячется стремление проявить своё Естество, но из-за незнания себя Настоящего оно проявляется в чувстве собственной важности, иногда в наивном демонстрировании себя «таким», иногда в манипулировании другими и хитром их принижении. А кто-то уловит, что подобный статус помогает ему выделиться/ поднять самооценку/ почувствовать себя умнее и квалифицированнее других/ самоутвердиться/ компенсировать свою несостоятельность в какой-то другой области. И он даже согласится с тем, что за этим скрывается хорошо скрываемое неприятие себя.
Какой у вас статус? Как вы его проявляете? Что он вам даёт? Какие вызывает эмоции? Мысли? Важно не только признать, что это личина я-эго: это лишь укрепляет субличность. Существенно, кто это осознаёт. А то, откуда пришло это узнавание, и есть Источник. В Нём и происходит знакомство с собой Настоящим. Его невозможно описать – ведь у Божественного нет определений. Но в нём появляется чувство своей безграничности, полноты, самодостаточности, совершенства…
Какими же смешными и наивными отсюда видятся все ухищрения маленького «я»! И нет гордыни, которая возносит над другими. И успех, не приписываемый своему «я», служит и себе, и людям, и Богу.
— «Я неудачник».
Причиной всех неуспехов является отделённость от Жизни того «я», с которым мы отождествлены, и поэтому реальность воспринимается как источник страданий. И Душа через неудачи устремляет человека к глобальному осознаванию, Кто он Есть и чем для него является Жизнь.
Но ведь то, что «я такой», только мысль, не правда ли? И она осознаётся. Взгляните на неё отстранённо, из своей глубины, из Я Есть Присутствие. Наблюдайте, как придуманное умом убеждение тает, а ум, теряя свою важность, успокаивается и уходит с позиции узурпатора власти. При этом вы как сознание расширяетесь далеко за границы тела и сливаетесь с самой Жизнью. Исчезает отделённость.
Задержитесь в этом переживании себя как Реальность. А потеряв эту частоту (она пока непривычна), к ней можно вернуться в любой момент: ведь это наше Естество.
— «Я жадный».
Обычно эта субличность рождается из подавленного страха бедности, корень которого — страх смерти как инстинкт самосохранения. И он толкает брать, достигать и с неохотой тратить то, что заработано тяжким трудом.
Если быть честным, этот страх нетрудно осознать. А если ощутить его в себе как сгусток энергии и наблюдать за ним из той глубины, откуда пришло осознавание этого страха, он постепенно растворится. Значит, этот страх не Я. Но появится осознание себя бесформенным сознанием. На этой вибрации мы просто Есть. Без своей истории, без мыслей, без каких-либо качеств и представлений о себе.
— «Я завишу от мнений окружающих».
Погрузитесь в это состояние. Один почувствует неуверенность в себе, и он вспомнит, как она формировалась. Другой признается себе в боязни разоблачения. Третий распознает заниженную самооценку и причину этого.
Это ложное или Истинное Я? Откуда вы это узнали? Нырните в глубину, из которой вы только что это осознали. Наблюдайте за этим состоянием, ничего не ожидая, и вы убедитесь, что там любое «я» с его энергетикой, мыслями и идеями о себе растворяется. И нет страхов, страданий, неуверенности, чувства неполноценности… Ничего нет. И, возможно, вы непочувствуетедаже Я, а лишь то, что называютЕстьность.
— «Я духовный человек».
Эта обычная для искателей субличность. Она уводит от сущностного восприятия людей, деля их на тех, кто занимается эзотерикой, а кто нет. И даже в обществе единомышленников возникает не всегда осознаваемое сопоставление, кто более продвинут. А там, где присутствует сравнение, там разделение ("я и другой" или "я и другие"), которое укрепляет обособленность и усиливает ум-эго.
Погрузитесь вовнутрь себя, в ту глубину, где абсолютная тишина и нет мыслей, эмоций, объяснений. Никого и ничего нет. А вы Есть. Просто Есть. Без своей истории, без мыслей о себе, без каких-либо качеств. Есть только Присутствие, которое неописуемо, потому что Оно никак себя не объясняет. И нет того, кто занимается духовностью, кто Пробуждённый или Просветлённый, кому можно прикрепить какие-либо определения и ярлыки. И нет Пути, потому что нечего искать. Есть просто возврат к своей Природе, которую невозможно потерять.
Чтобы выйти из капкана образов «я» и обрести внутреннюю свободу, следует на собственном опыте убедиться, что любые субличности – это ложные мысли и концепции о себе, облачённые в образ, и они — иллюзорны. Но мы наделяем их силой, потому что идентифицируем себя с ними, забывая, что это только оценки ума-эго.
И так уж мы устроены, что, если не убегать от неприятных осознаваний, а отстранённо их исследовать из Источника, в котором произошли эти осознавания, растворяется любая «таковость», а образы как социальные роли (я родитель/ сын/ начальник/ подчинённый/ духовный искатель и т. п.) обнуляются. То есть, когда нет «я», некому претендовать на авторство, мы растождествляемся со своими функциональными ролями, и они теряют над нами власть. Трансформируется их эгоистический характер, исчезают их требования и претензии. Они наблюдаются как игра, которую ум безмолвно созерцает, а их действия направляются Любовью и Осознанием.
Что значит быть осознанным, или Когда мы становимся на путь Пробуждения
В работе с образами «я», да и с любыми своими убеждениями, можно сделать крайне важный вывод: наш враг не реальность, а её интерпретации — искажённые представления собственного ума. А не вовлекаться в его оценки, не принимать за истину ментальные объяснения, то есть не отождествляться с тем, за что потом, возможно, придётся расплачиваться жизнью, можно только в осознанности.
Сознание и осознание ум не может ни описать, ни истолковать. Это уровень Истинного Я, которым нужно стать.
Но, чтобы при этом не обольщаться, следует учесть: осознанность – это отстранённое видение при полном отсутствии любых интерпретаций, объяснений и мнений. Это отсутствие отношения как со знаком плюс, так и со знаком минус. И это не равнодушие, безразличие или холодная безэмоциональность — просто нет «я», которому нужны определения, чтобы проявить себя. Поэтому в осознавании нет деятеля – осознающего, находящегося на частоте ментала. Это сущностный процесс переживания того, ЧТО происходит, и на него нет реакций ума-эго. Всё видится, как в зеркале, просто КАК оно есть. И одновременно с видением происходит осознавание. А осуществляет этот процесс само осознающее сознание, которое находится в состоянии беспристрастного свидетельствования. Оно всё видит в единстве позитива и негатива, но без их оценочного разделения.
Случай из практики
Семья 63-летней В. (муж и младшая дочь с ребёнком), переехав два года назад в другую страну, никак не могла привыкнуть к новой жизни. Муж был близок к депрессии, а дочь рвалась назад, в свой родной город. И вдруг, как гром среди ясного неба, их поражает известие, что в России, где осталась старшая дочь, зверски избит и сброшен с 9-го этажа её 23-летний сын, аспирант, полиглот, интеллектуал, любитель живописи… Не стоит говорить о шоке, боли утраты и слезах… А через неделю – новый удар. В автобусе, когда В. шла к выходу, водитель так резко затормозил, что она упала, и с ушибом в плече, сломанной ключицей, синяками на лице и руке «скорая» увезла её в больницу. «Почему Бог так жесток со мной?» — плача, повторяла несчастная женщина.
Жесток ли, если этот инцидент отвлёк её от горя и переключил на физическую боль, необходимость лечиться, посещать врачей, обратиться к адвокату и собирать нужные документы? А муж и дочь, вернувшись с похорон, не только подавленные, но и потрясённые тем, что следователь отказался искать виновников гибели парня, квалифицировав это дело как самоубийство, стали другими глазами смотреть на окружающих, не придавать такого значения бытовым проблемам, ценить то, что не замечали раньше, и перестали говорить о возвращении. А В. задумалась: если душа внука покинула тело в таком раннем возрасте, какое в этом послание им, оставшимся?
Духовный сон – это сознание на вибрациях ментала, и потому оно отражает действительность через фильтры ума-эго. А мы слепо отождествляемся с этим восприятием, которое воплощается в образах ложного «я», в их мыслях и вердиктах.
Путь к Пробуждению – это бдительность, которая обеспечивает пребывание сознания в безмолвии, в настоящем моменте, когда нет мыслей и идей о себе. И если эта частота теряется, внимание тут же её восстанавливает, и мы возвращаемся в свою Суть.
Пробуждение — это не белая пушистость и постояное блаженство, а знание себя как бесформенное, безграничное сознание, в котором существует всё и все. Оно отстранённо и безоценочно свидетельствует То Что Есть в вечном «сейчас» и одновременно его осознаёт. Это сознание на частоте Сущности.
А задача каждого — обнаружить своё Присутствие в Бытии как неоспоримый факт, почувствовать и расширить ту Искру Света, которая является Источником нашей Божественности.
Источник: Эсфирь Гербер
Обсуждения Образы я и путь к Пробуждению
А человек из жизни земной в жизнь вечную, через уроки земного опыта к божественной сути.