Наверное, главное отличие науки от религии — это здоровый скептицизм. Истина скептика — информация профильтрованная дотошным честным сомнением. Никаких догм. Чистое знание. На его основе строятся научные теории.
«Истиной» же духовного искателя может стать буквально, что угодно.
«Истиной» же духовного искателя может стать буквально, что угодно.
Чем фантазия фантастичней, тем интересней в нее верить. Эдакое «волшебство» для взрослых, где место Гарри Поттера занимает Карлос Кастанеда.
Дров в огонь подбрасывают проповедники, неистово рекламирующие неизвестное и непознаваемое. Побуждают стремиться к Богу, изображают его мистическим гарантом запредельного благополучия. Но ни увидеть, ни потрогать реального Всевышнего нельзя. В итоге мечтой искателей становится миф.
В Бога приходится верить как получается. Сотни религий и учений приравнивают слепую веру к знанию. Каждое на свой лад. И считают заблудшими всех прочих. Поэтому Бога представляют настолько по-разному… На религию и эзотерику часто навешивают ярлык «бред», и дальше не заглядывают. Дескать, все ясно… «То» — для чудиков, наивных лопухов и клиентов психиатров. Понять такое отношение несложно. Духовные искатели себя дискредитируют сами, никто не помогает.
Просветление — это бренд
Иногда, покупая престижную вещь, платишь не столько за качество, сколько за марку — то есть за имидж качества. Например, телефоны Vertu, или автомобили Rolls-Royce. А в духовной среде самые раскрученные бренды — Бог и Просветление. Их не дают открыто вкусить, а только пиарят. Тысячелетиями.
К этому делу я и сам наравне с другими фанатиками приложил руку. Теперь вношу уточнения…
Про Бога наслышаны все с давних времен. Просветление — тоже древний бренд, но только сегодня его популярность пришла в массы. В эзотерической среде — это самый желанный фетиш, эдакий духовный успех сродни олигархии в социуме. Быть просветленным почетно. Можно называть себя садовником, если занимаешься садом, или рыбаком, если рыбачишь.
А кому же тогда называться просветленным?
Я не стану упоминать классические и современные критерии просветленности. Они все равно прозвучат так же абстрактно, как описание Бога в любой религии. Потрогать и проверить чужое просветление невозможно. То есть представиться просветленным может, кто угодно — и полезно это понимать во избежание заблуждений.
Все было бы проще, кабы к титулу этому относились нейтрально. Ну, просветлел кто-то, всякое бывает… Но просветление для большинства увлеченных темой — сродни великому геройству, словно человек стал крутым запредельно. Зачем, вообще, о просветлении говорят? Если знаешь, как облегчиться от душевных терзаний, почему бы не акцентироваться на этом?
А все дело в том, что просветление для большинства искателей — не реальный духовный опыт, а очередной идеал для сбегания из настоящего и халявный способ причащения к духовной элите. Я вовсе не говорю, что Бога и просветления нет. Лишь побуждаю вычислять иллюзии, если, конечно, интересует правда. А самоутверждение — тоже вполне естественно. С кем не бывает.
Если уж так увлекают недоказуемые мистические концепции, допустите, что высшие силы не хотят, чтобы мы удовлетворялись одними фантазиями о них — даже самыми возвышенными.
Любопытство
У меня была клиентка, уверенная, будто я провожу над ней какие-то магические манипуляции интимного характера. Разубедить было невозможно. Ее крепкая некритичная вера кругом находила доказательства этой фантазии. А ведь мы даже не виделись. Наша человеческая иррациональность побуждает объяснять неизвестное происками потустороннего. Возможно, все дело в неутоленном любопытстве. Кто мы? Откуда? Зачем все это? Слишком много важных вопросов скрывает завеса тайны. Религии дают недоказуемые ответы. Побуждают в них просто верить. Нарекают слепую веру праведной, а честные сомнения — грешными.
Представьте ученого, жаждущего познать, что было до Большого взрыва, породившего вселенную. Но вместо честного исследования, он принимается фантазировать и прислушиваться к знакам… На выходе — очередная религия… Духовность — не какой-то сплошной самообман. Но очень уж часто ей нарекают свои фантазии.
В противоположную крайность съезжает наука, когда рассматривает мистический опыт через окуляр психиатрии и констатирует одни отклонения. Такой подход — так же груб, как и некритичная вера в возвышенные галлюцинации домашнего изготовления.
Духовные фетиши
Пытаясь прикоснуться к «идолам» йоги и буддизма, я и сам просидел в медитации несколько тысяч часов. И когда что-то начало получаться, то был несказанно удивлен некоторым открытиям. Пока я простодушно верил в тонкие материи, то даже не подозревал, как сильно в глубине души в них сомневался.
Когда удалось к ним прикоснуться на практике, то подивился, как много бреда вокруг них действительно закручено. Реально есть то, что можно назвать чакрами. Они реально работают примерно так, как это описывают классические источники. Реально есть только момент «сейчас», а будущее и прошлое — мысли. Реально осознать себя пространством бытия, о котором так упоенно рассказывают мастера.
Но эти явления настолько труднодоступны и одновременно раскручены, что эта прогалина между неизвестным и желанным образует чудовищных объемов плацдарм для воображения.
Желанное «не желает» оставаться неизвестным. Ум угадывает в нем вожделенные черты, очеловечивает, приписывает все лучшие очертания и вкусы из прожитой жизни. В общем, энергично заполняет информационные пробелы собственным творчеством. Искателям рассказывают, что высшее познается душой. Они обращают внимание во внутрь, и обнаруживают лик своего бессознательного, который принимают за потусторонний. Одна из самых сложных и важных задач на пути самопознания — уметь отличать фантазии от правды, ожидаемое от неизвестного.
Весь курьез в том, что духовный опыт действительно удивителен. Скажу больше: я и близко не подозревал, как сильно душа умеет удивляться. Если представить, что интерес — первая стадия, удивление — вторая, а изумление — третья, то есть еще несколько стадий для которых слов просто не придумали. Сама суть и духовного пути, и современной психологии — в подлинности.
Ты признаешь настоящее. Перестаешь витать в мороке будущих и прошлых событий. Начинаешь удовлетворяться реальным, одновременно растешь и раскрываешь свой потенциал без искусственных образцов для подражания. Больше ни себе, ни жизни ничего не указываешь, а чутко прислушиваешься к ее песне… и пробуешь подпевать в унисон.
Дров в огонь подбрасывают проповедники, неистово рекламирующие неизвестное и непознаваемое. Побуждают стремиться к Богу, изображают его мистическим гарантом запредельного благополучия. Но ни увидеть, ни потрогать реального Всевышнего нельзя. В итоге мечтой искателей становится миф.
В Бога приходится верить как получается. Сотни религий и учений приравнивают слепую веру к знанию. Каждое на свой лад. И считают заблудшими всех прочих. Поэтому Бога представляют настолько по-разному… На религию и эзотерику часто навешивают ярлык «бред», и дальше не заглядывают. Дескать, все ясно… «То» — для чудиков, наивных лопухов и клиентов психиатров. Понять такое отношение несложно. Духовные искатели себя дискредитируют сами, никто не помогает.
Просветление — это бренд
Иногда, покупая престижную вещь, платишь не столько за качество, сколько за марку — то есть за имидж качества. Например, телефоны Vertu, или автомобили Rolls-Royce. А в духовной среде самые раскрученные бренды — Бог и Просветление. Их не дают открыто вкусить, а только пиарят. Тысячелетиями.
К этому делу я и сам наравне с другими фанатиками приложил руку. Теперь вношу уточнения…
Про Бога наслышаны все с давних времен. Просветление — тоже древний бренд, но только сегодня его популярность пришла в массы. В эзотерической среде — это самый желанный фетиш, эдакий духовный успех сродни олигархии в социуме. Быть просветленным почетно. Можно называть себя садовником, если занимаешься садом, или рыбаком, если рыбачишь.
А кому же тогда называться просветленным?
Я не стану упоминать классические и современные критерии просветленности. Они все равно прозвучат так же абстрактно, как описание Бога в любой религии. Потрогать и проверить чужое просветление невозможно. То есть представиться просветленным может, кто угодно — и полезно это понимать во избежание заблуждений.
Все было бы проще, кабы к титулу этому относились нейтрально. Ну, просветлел кто-то, всякое бывает… Но просветление для большинства увлеченных темой — сродни великому геройству, словно человек стал крутым запредельно. Зачем, вообще, о просветлении говорят? Если знаешь, как облегчиться от душевных терзаний, почему бы не акцентироваться на этом?
А все дело в том, что просветление для большинства искателей — не реальный духовный опыт, а очередной идеал для сбегания из настоящего и халявный способ причащения к духовной элите. Я вовсе не говорю, что Бога и просветления нет. Лишь побуждаю вычислять иллюзии, если, конечно, интересует правда. А самоутверждение — тоже вполне естественно. С кем не бывает.
Если уж так увлекают недоказуемые мистические концепции, допустите, что высшие силы не хотят, чтобы мы удовлетворялись одними фантазиями о них — даже самыми возвышенными.
Любопытство
У меня была клиентка, уверенная, будто я провожу над ней какие-то магические манипуляции интимного характера. Разубедить было невозможно. Ее крепкая некритичная вера кругом находила доказательства этой фантазии. А ведь мы даже не виделись. Наша человеческая иррациональность побуждает объяснять неизвестное происками потустороннего. Возможно, все дело в неутоленном любопытстве. Кто мы? Откуда? Зачем все это? Слишком много важных вопросов скрывает завеса тайны. Религии дают недоказуемые ответы. Побуждают в них просто верить. Нарекают слепую веру праведной, а честные сомнения — грешными.
Представьте ученого, жаждущего познать, что было до Большого взрыва, породившего вселенную. Но вместо честного исследования, он принимается фантазировать и прислушиваться к знакам… На выходе — очередная религия… Духовность — не какой-то сплошной самообман. Но очень уж часто ей нарекают свои фантазии.
В противоположную крайность съезжает наука, когда рассматривает мистический опыт через окуляр психиатрии и констатирует одни отклонения. Такой подход — так же груб, как и некритичная вера в возвышенные галлюцинации домашнего изготовления.
Духовные фетиши
Пытаясь прикоснуться к «идолам» йоги и буддизма, я и сам просидел в медитации несколько тысяч часов. И когда что-то начало получаться, то был несказанно удивлен некоторым открытиям. Пока я простодушно верил в тонкие материи, то даже не подозревал, как сильно в глубине души в них сомневался.
Когда удалось к ним прикоснуться на практике, то подивился, как много бреда вокруг них действительно закручено. Реально есть то, что можно назвать чакрами. Они реально работают примерно так, как это описывают классические источники. Реально есть только момент «сейчас», а будущее и прошлое — мысли. Реально осознать себя пространством бытия, о котором так упоенно рассказывают мастера.
Но эти явления настолько труднодоступны и одновременно раскручены, что эта прогалина между неизвестным и желанным образует чудовищных объемов плацдарм для воображения.
Желанное «не желает» оставаться неизвестным. Ум угадывает в нем вожделенные черты, очеловечивает, приписывает все лучшие очертания и вкусы из прожитой жизни. В общем, энергично заполняет информационные пробелы собственным творчеством. Искателям рассказывают, что высшее познается душой. Они обращают внимание во внутрь, и обнаруживают лик своего бессознательного, который принимают за потусторонний. Одна из самых сложных и важных задач на пути самопознания — уметь отличать фантазии от правды, ожидаемое от неизвестного.
Весь курьез в том, что духовный опыт действительно удивителен. Скажу больше: я и близко не подозревал, как сильно душа умеет удивляться. Если представить, что интерес — первая стадия, удивление — вторая, а изумление — третья, то есть еще несколько стадий для которых слов просто не придумали. Сама суть и духовного пути, и современной психологии — в подлинности.
Ты признаешь настоящее. Перестаешь витать в мороке будущих и прошлых событий. Начинаешь удовлетворяться реальным, одновременно растешь и раскрываешь свой потенциал без искусственных образцов для подражания. Больше ни себе, ни жизни ничего не указываешь, а чутко прислушиваешься к ее песне… и пробуешь подпевать в унисон.
Игорь Саторин
Обсуждения Просветление. Истина. Духовные фетиши