У невежества нет начала, но оно имеет конец. У знаний есть начало, но нет конца Б. К. С. Айенгар.
Йога позволяет нам покинуть берега привычных представлений о жизни и в глубинах безбрежного океана своей Души найти бесценную жемчужину истинного знания.
Йога позволяет нам покинуть берега привычных представлений о жизни и в глубинах безбрежного океана своей Души найти бесценную жемчужину истинного знания.
Путь к нему нам укажет Свадхьяя. Свадхьяя — четвёртый принцип Ниямы «Йога-Сутр» Патанджали. Нияма (санскр. नियम, niyama) — духовные принципы, на основе которых человек формирует отношение к самому себе. Если Яма — это комплекс моральных заповедей, которые человек соблюдает по отношению к внешнему миру, то Нияма — это самодисциплина, придерживаясь которой в своей жизни, человек приходит к гармонии со своим внутренним «Я». В «Йога-сутрах» Патанджали приводит пять ниям:
Shaucha (Шауча) — очищение на всех планах, в частности, физическом, ментальном, эмоциональном
Santosa (Сантоша) — развитие состояния удовлетворённости настоящим;
Tapah (Тапас) — тапас, аскетизм, самодисциплина;
Sva̱dhya̱ya (Свадхьяя) — самоизучение, самопознание;
Ishvarapran̤idha̱na̱ni (Ишвара Пранидхана) — осуществление деятельности во благо всех живых существ.
На санскрите слово «Свадхьяя» (Sva̱dhya̱ya̱) состоит из слов: «сва», что означает ‘само’, ‘самостоятельно’, и «адхьяя» — ‘постижение’, ‘изучение’, ‘осознание’, ‘обозревание’. Согласно тексту «Йога-сутр» (сутра 2.44), следующий Свадхьяе в своей жизни и утвердившийся в ней обретает способность глубокой концентрации на определённом божестве, приближается к высшим силам и обретает возможность постичь высшие истины.
Путём самообозревания достигается соединение с желаемым божеством(«Йога-сутры» Патанджали, 2.44)
Есть несколько толкований этого принципа. Первое его значение — самоанализ, самопостижение, самообразование, осознание себя как целостной структуры в различных аспектах: психическом, ментальном, эмоциональном и духовном; второе — изучение священных писаний, духовной литературы, ведических источников духовных знаний; третье — чтение вслух мантр (выполнение джапы).
Необходимо практиковать Свадхьяю ежедневно. Несомненно, трудно отрешиться от повседневной рутины, но найти час-два и посвятить их духовному самосовершенствованию или чтению духовной литературы необходимо. Растворяясь в череде преходящих явлений в жизни, в сутолоке дня, выделить время мыслям о Высшем необычайно важно. На каком ключе ваша жизнь звучит в большей мере? Сопоставьте, сколько энергии вы затрачиваете на вопросы материального мира, а сколько времени вы посвящаете миру духовному? Встав на путь духовного самосовершенствования, нужно правильно расставить приоритеты.
Свадхьяя — постижение истинной сути своего «Я»
Если ты тщательно всё обдумаешь, несомненно, придёшь к заключению, что только самоосознание способно в корне и полностью уничтожить всю боль и удовольствия, поэтому страстные усилия должны быть направлены только на самопознание«Йога Васиштха»
Если на миг остановиться и подумать: что, в сущности, такое наша жизнь? Погоня за эфемерным счастьем, которое мы сами выдумали себе в непрекращающейся, беЗконечной суете обыденной жизни, или просто скучное бесцельное прозябание, когда человек не видит смысла жизни и плывёт по течению. В большинстве случаев, представление людей о жизни ошибочно. Многие из нас каждый день, просыпаясь рано утром, заставляют себя идти на нелюбимую работу только лишь потому, что она даёт средства для существования, да-да, именно существования, а не жизни. Ведь вряд ли можно назвать жизнью все наши действия, которые мы проделываем ежедневно.
Мы словно роботы, выполняем каждый свои функции, не задумываясь над истинным смыслом того, что делаем и для чего. Это не приносит радости и не даёт ощущения полноты жизни, потому что она фальшивая, подменённая в нашем сознании на единственно возможную для нас. Мы, при кажущейся свободе, на самом деле пребываем в рабстве у всего, что нас окружает, в первую очередь, своих с каждым днём возрастающих желаний и потребностей.
Йога призвана нам помочь стать лучше, избавиться от омрачений, наполняющих нашу жизнь. Осознав всю бренность и бессмысленность своего существования, направленного на удовлетворение материальных потребностей, мы начинаем понимать, основная цель жизни — взрастить дух свой. Поэтому неизбежно каждый человек начинает свой путь духовного самосовершенствования, чтобы разорвать путы материального мира и освободиться от иллюзии земных ценностей, раскрыть свой внутренний свет, и озарять им не только свой путь, но и делиться с теми, кто ещё в самом начале пути. Постепенно практикуя морально-нравственные принципы, мы начинаем замечать, как продвигаемся вперёд. Так что, мы не должны упускать любой возможности для саморазвития. Одной из таких возможностей и является Свадхьяя.
Ступив на чудесный Путь самопознания, душа претерпевает трудности, будучи заточённой в тело, подверженное влиянию гун материальной природы, приковывающих её к круговороту перерождений в материальном мире. Необходимо научиться волевым усилием ограничить проявления своего эго, требующего постоянного удерживания сознания на материальных потребностях личности. Тем не менее, для души, достигшей восприятия истинного блага и настоящей истины, обратной дороги уже нет. И чем эффективнее процесс нашего самопознания, тем лучше мы сможем выявить свои сильные и слабые стороны и использовать силу во благо, уничтожая слабости. Всё знание уже есть в нас. Мы должны только суметь «раскрыть» его. Двигаясь по Пути, в каждый момент мы лишь «припоминаем» то, что уже знаем, только это знание сокрыто от нас и открывается постепенно по мере повышения уровня осознанности.
Когда мы узнаём новую мысль и признаём её верною, нам кажется, что мы давно знали её и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. Только не заглушай её ложью, и рано или поздно она откроется тебе. Лев Толстой
Джняна-йога — поиск истинного знания
Учение йоги подразделяется на несколько частей, каждая из которых ведёт человека, вставшего на путь Йоги, к познанию своего истинного «Я», к расцвету и росту его души. Хатха-йога, например, помогает научиться управлять своим физическим телом, так как оно является храмом Духа, и мы должны проявлять необходимую заботу о своём теле, являющимся средством выражения высшего «Я» в человеке. Раджа-йога поможет раскрыть весь внутренний потенциал, развить умственные способности, научиться контролировать ум и укрепить силу воли. Ответвление Бхакти-йоги призвано пробудить безусловную любовь и бескорыстие, что приведёт к постижению единства бытия. А вот Джняна-йога (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga — ‘знание’) — это путь познания и изучения, она позволит окунуться в изумительный мир истин, лежащих в основе бытия. Йога мудрости, как её ещё можно назвать, позволит найти ответы на такие вопросы, вроде: «Кто я и зачем я здесь?
Какова цель моей жизни? Что существует за пределами видимой реальности? Что ждёт меня после ухода из этой жизни?» Свадхьяя — основа для практикующего Джняну-йогу, ибо именно с неё начинается путь познания, постижения своей природы. Познавая себя с помощью Свадхьяи, мы не только находим ответы на не дающие покоя душе вопросы, но и приходим к пониманию, что возможность быть счастливым скрыта в каждом из нас, а мы сами лишаем её себя, будучи погружёнными сознанием в иллюзорные представления о мире. Самопознание приведёт к освобождению от ложных взглядов, изменится мировоззрение и постепенно придёт осознание себя как части единого целого.
Свадхьяя — повторение мантр
Как было уже сказано выше, плодами практики Свадхьяи являются возможности глубокой концентрации на божестве. Достигается это в процессе повторения мантр. Важно не просто повторять текст мантры, необходимо понимать её смысл. Читая мантру, посвящённую определённому божеству, мы выражаем ему своё почтение. Божество, опекающее мантру, при правильном, корректном её произнесении, не искажая смысл, ритм, может проявить свою суть, и произносящий мантру может пережить его реальность.
Чтобы постичь божественные духовные истины, следует применять в жизни те наставления, которые были открыты вам в Ведах. Поэтому важно практиковать повторение мантр. Мы можем очистить окружающее пространство пением Вед. Даже простое прослушивание Вед способно очистить ум, когда вы внимаете их звукам с благоговением, они способны поднять вас на более высокий уровень. Считается, что звуки, произносимые на санскрите, пребывают в гармонии с вибрациями космоса, так что даже если просто слушать или читать писания на санскрите, то это может оказать благотворное влияние на человека и поспособствует его духовным поискам.
Свадхьяя — часть Крийя-йоги
Патанджали объединил три последних принципа Ниямы в Крийя-йогу. Таким образом, практикуя Тапас, Свадхьяю и Ишвара-Пранидхану, мы осуществляем определённые действия по самоочищению, самонаблюдению и глубокому самоосознанию. Практическая йога позволяет подготовиться к практике медитации, а также постепенно снижает воздействие клешей (омрачений) на сознание.
Тот, кто знает моральные заповеди и не применяет их для исцеления от омрачающих страстей, уподобляется больному, который носит с собой мешок с лекарствами и никогда ими не пользуется, и это прискорбное упущениеГампопа
Практикуя Тапас как самоочищение, мы освобождаемся от влияния самскар на подсознательном уровне посредством пранаям, хатха-йоги, мудр, бандх, практики брахмачарьи, ахимсы и концентрации ума. Это процесс искоренения, а точнее «сжигания», невежественного восприятия, избавление от авидьи. Практика Свадхьяи предполагает детальное изучение собственного «Я» в различных аспектах его проявления как целостной структуры. Это процесс «видения» собственного сознания. И, наконец, Ишвара-Пранидхана предполагает погружение в глубинные слои сознания с целью единения с высшим «Я». Это процесс слияния с внутренним сознанием. Благодаря практике Крийя-йоги, клеши постепенно отступают, причины омрачений более не оказывают влияние на ум, и мы, таким образом, приближаемся к возможности достижения состояния самадхи.
Приобретение основополагающих знаний о йоге из писаний
Свет, покой, радость и блаженство ищи не снаружи, но внутри. Истина должна быть найдена в глубине твоего собственного существа. Твоя жизнь несовершенна без духовного Сознания. Твоя жизнь бесплодна без праведности, отречения, медитации и самосознанияСвами Шивананда Сарасвати
Самыми древними священными писаниями считаются Веды. Слово «Веды» (वेद, veda) на санскрите означает ‘знание’, ‘мудрость’, ‘разум’. Поэтому Веды учат нас именно осмыслять прочитанное, постигать глубинный смысл. Чтение этого светлого источника древней мудрости позволяет нам в современной суматошной жизни погрузиться в необъятные дали ушедших времён, когда, казалось бы, даже воздух был другим, и прикоснуться к священной мудрости духовных истин. Это не просто хранилище мантр, гимнов, мандал. Мудрецы прошлого поделились своим духовным знанием и опытом в Ведах, и теперь мы имеем возможность прикоснуться к этим божественным истинам, которые помогут нам начать осмысленную и осознанную жизнь. Изначально знания передавались устно от учителей к ученикам, которые, в свою очередь, заучивали мантры наизусть путём постоянного повторения. Ввиду того, что Веды сохранялись благодаря постоянному самоизучению, они также относятся к практике Свадхьяи.
Позже они были зафиксированны письменно. Составителем Вед считается мудрец Ведавьяса, который разделил их на четыре части: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Первый ценнейший источник духовного знания, который был составлен мудрецами прошлого около XVI в. до н.э., — Ригведа — ‘веда гимнов богам’ — считается одним из древнейших религиозных источников знания в мире, священное собрание мистических гимнов, записанных на санскрите. Самаведа — веда мелодий, или веда напевов. Атхарваведа — сборник мантр и волшебных заговоров и исцеляющих заклинаний. Яджурведа — сборник мантр для жертвоприношений. Заключительная часть Вед — Упанишады (Веданта) — описывают, как можно достичь четырёх целей: дхармы, артхи, камы и мокши. Можно постичь их с помощью накопления знаний — видьи, которая состоит из двух форм: высшего знания, приводящего к мокше, и низшего, материалистического, создающего привязанности и не ведущего к духовной истине.
Каждая Веда состоит из нескольких разделов: Ригведа состоит из 28, но из них лишь два дошли до нашего времени, остальные были утрачены. В Яджурведе также сохранились лишь два раздела из 17. Самаведа имеет тысячу разделов, 998 — утеряны.
Свадхьяя — источник вдохновения на Пути
Свадхьяя подразумевает также изучение других духовных писаний. Читая священные тексты, ведическую литературу, мы открываем сокровищницу духовных знаний, которые нам оставили Великие учителя прошлого. С почтением и уважением мы прикасаемся к этому священному источнику духовной мудрости. При этом мы устанавливаем связь с духовным мастером. Погружаясь в источники духовной мудрости, мы входим в соприкосновение с возвышенным духом тех, кто оставил нам это сокровище. Таким образом, мы поднимаемся в духе до их уровня во время чтения их творений.
Необходимо также иметь ввиду, что просто читать духовную литературу — мало, важно понимать внутренний смысл, скрытый в каждой мысли автора, проявленной в его произведении. После прочтения следует проанализировать, порассуждать, усвоить и применить к своему жизненному опыту, пропустить «через себя», ибо просто принимая на веру, учитывая авторитетность писания, мы не постигаем его суть, оно не проникает в подсознание, остаётся на поверхности восприятия и скорее всего скоро забудется. Это лишь информация, которая возможно сделает вас «подкованным» в вопросах духовной тематики, но не более того. Нужно приобрести знание, а оно основывается только на собственном опыте. Анализируя прочитанное, применяя его в жизни, сопоставляя с уже полученным вами опытом на Пути, мы получаем драгоценный опыт и растём. Иначе — стоим на месте, блистая цитатами чужих мыслей и духовных озарений.
Так, книги Великих духовных мастеров оказывают нам поддержку в трудные минуты жизни и являются мотивацией на Пути духовного самосовершенствования. Что может послужить нам также источником вдохновения на Пути? Не только древние ведические писания, но и книги современных авторов. Помимо чтения духовной литературы, под «Свадхьяей» нередко также понимают и общение с Учителями, духовными наставниками, просмотр лекций и посещение семинаров по духовной тематике. Любое «погружение» в духовную атмосферу так или иначе влияет на наше сознание, повышает вибрации энергий и позволяет выйти на более высокий уровень осознанности.
Не стоит забывать, что встав на Путь саморазвития, мы растём, и наше мировоззрение меняется, значит, перечитывая духовное произведение спустя какое-то время, можно постичь больше или иначе воспринять, чем ранее было усвоено, познано. Сознание воспринимает из прочитанного лишь то, что резонирует с уровнем духовного развития читающего. Так что не ленитесь брать ранее прочитанную книгу второй раз, возможно, до этого вы что-то упустили или недопоняли. Любая книга — это ваш учитель. И вы не сможете достичь заложенных в ней жемчужин мысли, если вы ещё не готовы воспринять эти истины.
Shaucha (Шауча) — очищение на всех планах, в частности, физическом, ментальном, эмоциональном
Santosa (Сантоша) — развитие состояния удовлетворённости настоящим;
Tapah (Тапас) — тапас, аскетизм, самодисциплина;
Sva̱dhya̱ya (Свадхьяя) — самоизучение, самопознание;
Ishvarapran̤idha̱na̱ni (Ишвара Пранидхана) — осуществление деятельности во благо всех живых существ.
На санскрите слово «Свадхьяя» (Sva̱dhya̱ya̱) состоит из слов: «сва», что означает ‘само’, ‘самостоятельно’, и «адхьяя» — ‘постижение’, ‘изучение’, ‘осознание’, ‘обозревание’. Согласно тексту «Йога-сутр» (сутра 2.44), следующий Свадхьяе в своей жизни и утвердившийся в ней обретает способность глубокой концентрации на определённом божестве, приближается к высшим силам и обретает возможность постичь высшие истины.
Путём самообозревания достигается соединение с желаемым божеством(«Йога-сутры» Патанджали, 2.44)
Есть несколько толкований этого принципа. Первое его значение — самоанализ, самопостижение, самообразование, осознание себя как целостной структуры в различных аспектах: психическом, ментальном, эмоциональном и духовном; второе — изучение священных писаний, духовной литературы, ведических источников духовных знаний; третье — чтение вслух мантр (выполнение джапы).
Необходимо практиковать Свадхьяю ежедневно. Несомненно, трудно отрешиться от повседневной рутины, но найти час-два и посвятить их духовному самосовершенствованию или чтению духовной литературы необходимо. Растворяясь в череде преходящих явлений в жизни, в сутолоке дня, выделить время мыслям о Высшем необычайно важно. На каком ключе ваша жизнь звучит в большей мере? Сопоставьте, сколько энергии вы затрачиваете на вопросы материального мира, а сколько времени вы посвящаете миру духовному? Встав на путь духовного самосовершенствования, нужно правильно расставить приоритеты.
Свадхьяя — постижение истинной сути своего «Я»
Если ты тщательно всё обдумаешь, несомненно, придёшь к заключению, что только самоосознание способно в корне и полностью уничтожить всю боль и удовольствия, поэтому страстные усилия должны быть направлены только на самопознание«Йога Васиштха»
Если на миг остановиться и подумать: что, в сущности, такое наша жизнь? Погоня за эфемерным счастьем, которое мы сами выдумали себе в непрекращающейся, беЗконечной суете обыденной жизни, или просто скучное бесцельное прозябание, когда человек не видит смысла жизни и плывёт по течению. В большинстве случаев, представление людей о жизни ошибочно. Многие из нас каждый день, просыпаясь рано утром, заставляют себя идти на нелюбимую работу только лишь потому, что она даёт средства для существования, да-да, именно существования, а не жизни. Ведь вряд ли можно назвать жизнью все наши действия, которые мы проделываем ежедневно.
Мы словно роботы, выполняем каждый свои функции, не задумываясь над истинным смыслом того, что делаем и для чего. Это не приносит радости и не даёт ощущения полноты жизни, потому что она фальшивая, подменённая в нашем сознании на единственно возможную для нас. Мы, при кажущейся свободе, на самом деле пребываем в рабстве у всего, что нас окружает, в первую очередь, своих с каждым днём возрастающих желаний и потребностей.
Йога призвана нам помочь стать лучше, избавиться от омрачений, наполняющих нашу жизнь. Осознав всю бренность и бессмысленность своего существования, направленного на удовлетворение материальных потребностей, мы начинаем понимать, основная цель жизни — взрастить дух свой. Поэтому неизбежно каждый человек начинает свой путь духовного самосовершенствования, чтобы разорвать путы материального мира и освободиться от иллюзии земных ценностей, раскрыть свой внутренний свет, и озарять им не только свой путь, но и делиться с теми, кто ещё в самом начале пути. Постепенно практикуя морально-нравственные принципы, мы начинаем замечать, как продвигаемся вперёд. Так что, мы не должны упускать любой возможности для саморазвития. Одной из таких возможностей и является Свадхьяя.
Ступив на чудесный Путь самопознания, душа претерпевает трудности, будучи заточённой в тело, подверженное влиянию гун материальной природы, приковывающих её к круговороту перерождений в материальном мире. Необходимо научиться волевым усилием ограничить проявления своего эго, требующего постоянного удерживания сознания на материальных потребностях личности. Тем не менее, для души, достигшей восприятия истинного блага и настоящей истины, обратной дороги уже нет. И чем эффективнее процесс нашего самопознания, тем лучше мы сможем выявить свои сильные и слабые стороны и использовать силу во благо, уничтожая слабости. Всё знание уже есть в нас. Мы должны только суметь «раскрыть» его. Двигаясь по Пути, в каждый момент мы лишь «припоминаем» то, что уже знаем, только это знание сокрыто от нас и открывается постепенно по мере повышения уровня осознанности.
Когда мы узнаём новую мысль и признаём её верною, нам кажется, что мы давно знали её и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. Только не заглушай её ложью, и рано или поздно она откроется тебе. Лев Толстой
Джняна-йога — поиск истинного знания
Учение йоги подразделяется на несколько частей, каждая из которых ведёт человека, вставшего на путь Йоги, к познанию своего истинного «Я», к расцвету и росту его души. Хатха-йога, например, помогает научиться управлять своим физическим телом, так как оно является храмом Духа, и мы должны проявлять необходимую заботу о своём теле, являющимся средством выражения высшего «Я» в человеке. Раджа-йога поможет раскрыть весь внутренний потенциал, развить умственные способности, научиться контролировать ум и укрепить силу воли. Ответвление Бхакти-йоги призвано пробудить безусловную любовь и бескорыстие, что приведёт к постижению единства бытия. А вот Джняна-йога (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga — ‘знание’) — это путь познания и изучения, она позволит окунуться в изумительный мир истин, лежащих в основе бытия. Йога мудрости, как её ещё можно назвать, позволит найти ответы на такие вопросы, вроде: «Кто я и зачем я здесь?
Какова цель моей жизни? Что существует за пределами видимой реальности? Что ждёт меня после ухода из этой жизни?» Свадхьяя — основа для практикующего Джняну-йогу, ибо именно с неё начинается путь познания, постижения своей природы. Познавая себя с помощью Свадхьяи, мы не только находим ответы на не дающие покоя душе вопросы, но и приходим к пониманию, что возможность быть счастливым скрыта в каждом из нас, а мы сами лишаем её себя, будучи погружёнными сознанием в иллюзорные представления о мире. Самопознание приведёт к освобождению от ложных взглядов, изменится мировоззрение и постепенно придёт осознание себя как части единого целого.
Свадхьяя — повторение мантр
Как было уже сказано выше, плодами практики Свадхьяи являются возможности глубокой концентрации на божестве. Достигается это в процессе повторения мантр. Важно не просто повторять текст мантры, необходимо понимать её смысл. Читая мантру, посвящённую определённому божеству, мы выражаем ему своё почтение. Божество, опекающее мантру, при правильном, корректном её произнесении, не искажая смысл, ритм, может проявить свою суть, и произносящий мантру может пережить его реальность.
Чтобы постичь божественные духовные истины, следует применять в жизни те наставления, которые были открыты вам в Ведах. Поэтому важно практиковать повторение мантр. Мы можем очистить окружающее пространство пением Вед. Даже простое прослушивание Вед способно очистить ум, когда вы внимаете их звукам с благоговением, они способны поднять вас на более высокий уровень. Считается, что звуки, произносимые на санскрите, пребывают в гармонии с вибрациями космоса, так что даже если просто слушать или читать писания на санскрите, то это может оказать благотворное влияние на человека и поспособствует его духовным поискам.
Свадхьяя — часть Крийя-йоги
Патанджали объединил три последних принципа Ниямы в Крийя-йогу. Таким образом, практикуя Тапас, Свадхьяю и Ишвара-Пранидхану, мы осуществляем определённые действия по самоочищению, самонаблюдению и глубокому самоосознанию. Практическая йога позволяет подготовиться к практике медитации, а также постепенно снижает воздействие клешей (омрачений) на сознание.
Тот, кто знает моральные заповеди и не применяет их для исцеления от омрачающих страстей, уподобляется больному, который носит с собой мешок с лекарствами и никогда ими не пользуется, и это прискорбное упущениеГампопа
Практикуя Тапас как самоочищение, мы освобождаемся от влияния самскар на подсознательном уровне посредством пранаям, хатха-йоги, мудр, бандх, практики брахмачарьи, ахимсы и концентрации ума. Это процесс искоренения, а точнее «сжигания», невежественного восприятия, избавление от авидьи. Практика Свадхьяи предполагает детальное изучение собственного «Я» в различных аспектах его проявления как целостной структуры. Это процесс «видения» собственного сознания. И, наконец, Ишвара-Пранидхана предполагает погружение в глубинные слои сознания с целью единения с высшим «Я». Это процесс слияния с внутренним сознанием. Благодаря практике Крийя-йоги, клеши постепенно отступают, причины омрачений более не оказывают влияние на ум, и мы, таким образом, приближаемся к возможности достижения состояния самадхи.
Приобретение основополагающих знаний о йоге из писаний
Свет, покой, радость и блаженство ищи не снаружи, но внутри. Истина должна быть найдена в глубине твоего собственного существа. Твоя жизнь несовершенна без духовного Сознания. Твоя жизнь бесплодна без праведности, отречения, медитации и самосознанияСвами Шивананда Сарасвати
Самыми древними священными писаниями считаются Веды. Слово «Веды» (वेद, veda) на санскрите означает ‘знание’, ‘мудрость’, ‘разум’. Поэтому Веды учат нас именно осмыслять прочитанное, постигать глубинный смысл. Чтение этого светлого источника древней мудрости позволяет нам в современной суматошной жизни погрузиться в необъятные дали ушедших времён, когда, казалось бы, даже воздух был другим, и прикоснуться к священной мудрости духовных истин. Это не просто хранилище мантр, гимнов, мандал. Мудрецы прошлого поделились своим духовным знанием и опытом в Ведах, и теперь мы имеем возможность прикоснуться к этим божественным истинам, которые помогут нам начать осмысленную и осознанную жизнь. Изначально знания передавались устно от учителей к ученикам, которые, в свою очередь, заучивали мантры наизусть путём постоянного повторения. Ввиду того, что Веды сохранялись благодаря постоянному самоизучению, они также относятся к практике Свадхьяи.
Позже они были зафиксированны письменно. Составителем Вед считается мудрец Ведавьяса, который разделил их на четыре части: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Первый ценнейший источник духовного знания, который был составлен мудрецами прошлого около XVI в. до н.э., — Ригведа — ‘веда гимнов богам’ — считается одним из древнейших религиозных источников знания в мире, священное собрание мистических гимнов, записанных на санскрите. Самаведа — веда мелодий, или веда напевов. Атхарваведа — сборник мантр и волшебных заговоров и исцеляющих заклинаний. Яджурведа — сборник мантр для жертвоприношений. Заключительная часть Вед — Упанишады (Веданта) — описывают, как можно достичь четырёх целей: дхармы, артхи, камы и мокши. Можно постичь их с помощью накопления знаний — видьи, которая состоит из двух форм: высшего знания, приводящего к мокше, и низшего, материалистического, создающего привязанности и не ведущего к духовной истине.
Каждая Веда состоит из нескольких разделов: Ригведа состоит из 28, но из них лишь два дошли до нашего времени, остальные были утрачены. В Яджурведе также сохранились лишь два раздела из 17. Самаведа имеет тысячу разделов, 998 — утеряны.
Свадхьяя — источник вдохновения на Пути
Свадхьяя подразумевает также изучение других духовных писаний. Читая священные тексты, ведическую литературу, мы открываем сокровищницу духовных знаний, которые нам оставили Великие учителя прошлого. С почтением и уважением мы прикасаемся к этому священному источнику духовной мудрости. При этом мы устанавливаем связь с духовным мастером. Погружаясь в источники духовной мудрости, мы входим в соприкосновение с возвышенным духом тех, кто оставил нам это сокровище. Таким образом, мы поднимаемся в духе до их уровня во время чтения их творений.
Необходимо также иметь ввиду, что просто читать духовную литературу — мало, важно понимать внутренний смысл, скрытый в каждой мысли автора, проявленной в его произведении. После прочтения следует проанализировать, порассуждать, усвоить и применить к своему жизненному опыту, пропустить «через себя», ибо просто принимая на веру, учитывая авторитетность писания, мы не постигаем его суть, оно не проникает в подсознание, остаётся на поверхности восприятия и скорее всего скоро забудется. Это лишь информация, которая возможно сделает вас «подкованным» в вопросах духовной тематики, но не более того. Нужно приобрести знание, а оно основывается только на собственном опыте. Анализируя прочитанное, применяя его в жизни, сопоставляя с уже полученным вами опытом на Пути, мы получаем драгоценный опыт и растём. Иначе — стоим на месте, блистая цитатами чужих мыслей и духовных озарений.
Так, книги Великих духовных мастеров оказывают нам поддержку в трудные минуты жизни и являются мотивацией на Пути духовного самосовершенствования. Что может послужить нам также источником вдохновения на Пути? Не только древние ведические писания, но и книги современных авторов. Помимо чтения духовной литературы, под «Свадхьяей» нередко также понимают и общение с Учителями, духовными наставниками, просмотр лекций и посещение семинаров по духовной тематике. Любое «погружение» в духовную атмосферу так или иначе влияет на наше сознание, повышает вибрации энергий и позволяет выйти на более высокий уровень осознанности.
Не стоит забывать, что встав на Путь саморазвития, мы растём, и наше мировоззрение меняется, значит, перечитывая духовное произведение спустя какое-то время, можно постичь больше или иначе воспринять, чем ранее было усвоено, познано. Сознание воспринимает из прочитанного лишь то, что резонирует с уровнем духовного развития читающего. Так что не ленитесь брать ранее прочитанную книгу второй раз, возможно, до этого вы что-то упустили или недопоняли. Любая книга — это ваш учитель. И вы не сможете достичь заложенных в ней жемчужин мысли, если вы ещё не готовы воспринять эти истины.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Свадхьяя. Познание духовного начала