Восхождение сознания по планам бытия до плана Богов осуществляется внутри человеческого тела, единственным путеводителем на этом пути является глубокий покой, который в своей центральной части достигает своей абсолютности.
Покой – это не просто неподвижность, – это тотальная неподвижность всех частей человеческого существа, включая его ум и сознание. Человек, осознающий покой, воспринимает его как плотную и неподвижную субстанцию. Причем, через центральную часть этой субстанции, если представить ее в виде столба энергии или света, проходит нечто похожее на струну, прочную и абсолютно неподвижную.
Эта струна является своеобразным мостом между материей человеческого тела и супраментальными планами бытия. Этот столб покоя, проходящий внутри человеческого существа, состоит из многих слоев, и человек в начале своего внутреннего пути прикасается только к внешней его части, которая еще в некоторой степени текучая и не достаточно неподвижная. Чтобы подняться на ближайшую, более высокую ступень сознания необходимо, чтобы эта субстанция покоя пропитала все части человеческого существа.
И только поднявшись на ближайшую более высокую ступень сознания или план разума, человек может осознать, что существуют более глубокие уровни покоя, имеющие большую неподвижность. Совмещая всего себя целиком с этим, еще более глубоким покоем, который также воспринимается как определенной плотности субстанция, человек может подняться на более высокий план сознания. Наконец, человек достигает плана богов, это он воспринимает не только как глубокий покой, но и интенсивную ананду, ни где-то там вверху, а во всем своем существе. На этом уровне он осознает тщетность всего материального, к которому он прежде был привязан, в том числе и к своему телу. Все обесценивается и остается только полнота переживания ананды плана богов.
При этом, человек может потерять центральную нить глубочайшего покоя, которая как мост соединяет его с супраментальными планами реальности. И все это создает впечатление, что план богов точно некий предел, крыша всех миров низшей сферы, не пропускающая сознание человека подняться за пределы их плана бытия. Захваченный интенсивной анандой и глубокой неподвижностью покоя человек как бы теряет ориентацию. В это время ему трудно осознать, что есть еще более глубокий покой в центре того, который он уже испытывает. Во всех случаях, когда человек поднимается по планам миров, ведомый все более возрастающим покоем, он воспринимает его не только внутри себя но и над своей головой и даже вокруг себя.
Для того, чтобы осознавать, что есть более высокий план бытия, к которому может привести более глубокий покой, духовный искатель не должен позволять быть захваченным ни тем покоем, ни той анандой, которую он испытывает на более высоких планах бытия. Очень важно, не быть захваченным! Но, чем выше восходит человек по планам сознания, тем труднее это сделать. Необходимо научиться устойчивости в позиции свидетеля, только это позволит быть незахваченным.
Здесь необходимо остановится на переживании человеком состояния ананды. Ананда может переживаться на всех планах бытия, но чем более низкими будут эти планы, тем короче ее вспышки, которые человек воспринимает как удовольствия. Это одна из причин, почему удовольствия преходящи, как бы интенсивны они ни были. И это же является причиной вечного поиска человеком различного рода удовольствий, среди которых ведущее место занимает секс. На уровне плана богов человек переживает уже непрерывную ананду, которая точно Ниагара заполняет все его существо.
Каждый план реальности имеет свою атмосферу, которую человек может переживать как определенные эмоциональные состояния. например, это может быть состояние ужаса, когда человек соприкасается с планами смерти. это может быть состояние тоски и вселенского одиночества, когда человек испытывает на себе влияния атмосферы миров, более высоких, чем миры смерти, но еще достаточно мрачных. Существует еще множество других, все более высоких планов сознания, которые человек переживает как определенные эмоциональные состояния.
И через все эти планы сознания, или планы реальности, что одно и то же, проходит единый яркий луч, соединяющий мрачные глубины материи с высочайшими супраментальными мирами. На каждом из планов бытия этот луч несколько преломляется, теряя свою интенсивность, и от него отходят множество тончайших ветвей, прикоснувшись к которым человек может испытать удовольствие. Это ананда, но на каждом плане бытия она своя и по интенсивности и по окраске и даже по своей всеохватности. Но во всех случаях она – производное от супраментальной ананды.
Каждый план сознания имеет свою частоту и амплитуду вибраций. Наиболее низкие частоты имеют миры мрака и смерти, и чем выше подниматься по ступеням сознания, тем более высокими по частоте будут вибрации сознания этих планов. Когда человек осознает внутри себя состояние покоя, то он должен помнить, что это состояние всегда относительно, и соответствует наиболее высоким вибрациям каждого плана сознания. Разумеется, на темных и низких планах реальности даже самые высокие вибрации не воспринимаются человеком, как состояние покоя.
Впервые человек встречается с состоянием покоя на привычном для него плане сознания. Стремясь сохранить в себе это состояние, и наблюдая за всевозможными низкими проявлениями, которые относятся к привычному для него плану сознания, человек этим самым приближается к нижним границам более высокого плана реальности, а затем и переходит эти границы, приобретая более высокое сознание. В дальнейшей работе все повторяется, но на более высоком уровне до тех пор, пока человек не поднимется до плана Сверхразума (плана богов).
Дальнейшее восхождение сознания возможно только в одном случае, когда он будет продолжать оставаться отстраненным свидетелем даже величайшей ананды Сверхразума. Здесь, на плане богов между атмосферой этого плана реальности и золотой нити, берущей начало в супраментальных мирах и уходящей в глубь миров низшей сферы, уже нет никаких промежуточных слоев. На этом плане сознания человек впервые без всяких искажений соприкасается с абсолютной супраментальной истиной. Древние риши не могли преодолеть этого последнего препятствия, чтобы достичь своего физического бессмертия, не сумев удержать отстраненное восприятие этой высочайшей для низшей сферы миров реальности.
Здесь человек встретился с еще одной трудностью – когда его внимание отвлекалось на другие части его существа, функция которых была необходима для его физического существования, мост, связывающий сознание человека с супраментальным планом реальности переставал существовать. В случае со Шри Ауробиндо, когда он оставил свое тело, поток супраментального света постепенно иссяк, в результате чего тело, потеряв защиту от тления, стало нуждаться в погребении.
Этот шаг, когда Шри Ауробиндо оставил свое тело, был необходим, так как благодаря ему, стало возможным быть полностью сосредоточенным на сохранении моста между супраментальным планом сознания и Землей (после того, как тело было оставлено, оно стало принадлежать Земле, как и все умершие тела). Шри Ауробиндо ушел, совсем не потому, что его тело было невозможно трансформировать по каким-то причинам. В его возможностях было исправить в своем теле любые недостатки, но его уход был необходим для Земли, для тех, которые своими путями пойдут в направлении духовного предназначения человечества.
Путеводителем на этом восходящем пути для духовного искателя является его истинное «Я», а затем Высшее «Я», которое он найдет у себя над головой. По мере восхождения человек открывает у себя над головой все более высокое «Я», и если это называть реализацией, то тогда человек по мере своего восхождения своего сознания неоднократно получает реализации, которые в корне меняют его мировоззрение (видение и понимание мира, а также отношение к миру).
К сказанному следует добавить, что если сознание человека, следуя внутренним витальным побуждениям, опускается на самый низший уровень вибраций привычного для него уровня сознания, то он может в дальнейшем легко перейти на более низкий уровень сознания. В дальнейшем, если такого рода нисхождение не будет чем-либо остановлено, человек может опуститься до полной деградации. Нисхождение на более низкие планы сознания происходят более успешно, чем восхождение на более высокие, потому что в человеке его древняя животная сущность находится только в дремлющем состоянии и бывает достаточно незначительного внешнего или внутреннего толчка или события, чтобы человек начал свое нисхождение к пределам своей деградации.
Здесь необходимо остановиться на динамической стороне духовной практики, которая позволит духовному искателю пропитать свое существо вибрациями более высокого плана сознания. Осознав в себе состояние покоя, и удерживая его, как сосуд до краев наполненный водой, следует начинать ходить. Движения должны быть такими, чтобы внутренний покой полностью сохранялся. Затем можно совершать другие действия, необходимые для выполнения каких-либо работ, но при этом обязательно фиксировать в себе то состояние покоя, которое было получено во время медитации. Добившись еще более глубокого покоя следует применять эту же самую методику и в дальнейшем.
И каждый раз состоянием покоя должны быть пропитаны все части существа, а не только физическое тело. О том, сделана ли эта работа можно будет легко узнать и по своим движениям, и эмоциям, и речи. При этом человек может обнаружить, что тот покой, которому он хочет быть адекватным во всех своих проявлениях, кроме того, содержит в себе волю к определенной упорядоченности не только отношений человека с реальностью мира, но и своего внутреннего мира, в котором не должно быть ничего, что может быть помехой для духовной работы.
При этом для человека не должно быть важным ни скорость, с какой выполняется эта работа, ни оценка её кем бы то ни было. И еще, на определенной стадии внутренней работы у человека появляется способность осознавать влияние на него различных вещей и вообще всего, с чем приходится соприкасаться его сознанию. Одни из этих вещей могут его тянуть вниз, другое способствовать его восхождению.
Здесь будет уместным обратить внимание на динамическую сторону работы с сознанием человека, которая используется для его деградации. Во всевозможных ночных клубах, на концертах совершаются всевозможные действия, которые соответствуют низкому уровню сознания человека, таким образом закрепляя в нем низкие вибрации темных витальных планов.
Эта струна является своеобразным мостом между материей человеческого тела и супраментальными планами бытия. Этот столб покоя, проходящий внутри человеческого существа, состоит из многих слоев, и человек в начале своего внутреннего пути прикасается только к внешней его части, которая еще в некоторой степени текучая и не достаточно неподвижная. Чтобы подняться на ближайшую, более высокую ступень сознания необходимо, чтобы эта субстанция покоя пропитала все части человеческого существа.
И только поднявшись на ближайшую более высокую ступень сознания или план разума, человек может осознать, что существуют более глубокие уровни покоя, имеющие большую неподвижность. Совмещая всего себя целиком с этим, еще более глубоким покоем, который также воспринимается как определенной плотности субстанция, человек может подняться на более высокий план сознания. Наконец, человек достигает плана богов, это он воспринимает не только как глубокий покой, но и интенсивную ананду, ни где-то там вверху, а во всем своем существе. На этом уровне он осознает тщетность всего материального, к которому он прежде был привязан, в том числе и к своему телу. Все обесценивается и остается только полнота переживания ананды плана богов.
При этом, человек может потерять центральную нить глубочайшего покоя, которая как мост соединяет его с супраментальными планами реальности. И все это создает впечатление, что план богов точно некий предел, крыша всех миров низшей сферы, не пропускающая сознание человека подняться за пределы их плана бытия. Захваченный интенсивной анандой и глубокой неподвижностью покоя человек как бы теряет ориентацию. В это время ему трудно осознать, что есть еще более глубокий покой в центре того, который он уже испытывает. Во всех случаях, когда человек поднимается по планам миров, ведомый все более возрастающим покоем, он воспринимает его не только внутри себя но и над своей головой и даже вокруг себя.
Для того, чтобы осознавать, что есть более высокий план бытия, к которому может привести более глубокий покой, духовный искатель не должен позволять быть захваченным ни тем покоем, ни той анандой, которую он испытывает на более высоких планах бытия. Очень важно, не быть захваченным! Но, чем выше восходит человек по планам сознания, тем труднее это сделать. Необходимо научиться устойчивости в позиции свидетеля, только это позволит быть незахваченным.
Здесь необходимо остановится на переживании человеком состояния ананды. Ананда может переживаться на всех планах бытия, но чем более низкими будут эти планы, тем короче ее вспышки, которые человек воспринимает как удовольствия. Это одна из причин, почему удовольствия преходящи, как бы интенсивны они ни были. И это же является причиной вечного поиска человеком различного рода удовольствий, среди которых ведущее место занимает секс. На уровне плана богов человек переживает уже непрерывную ананду, которая точно Ниагара заполняет все его существо.
Каждый план реальности имеет свою атмосферу, которую человек может переживать как определенные эмоциональные состояния. например, это может быть состояние ужаса, когда человек соприкасается с планами смерти. это может быть состояние тоски и вселенского одиночества, когда человек испытывает на себе влияния атмосферы миров, более высоких, чем миры смерти, но еще достаточно мрачных. Существует еще множество других, все более высоких планов сознания, которые человек переживает как определенные эмоциональные состояния.
И через все эти планы сознания, или планы реальности, что одно и то же, проходит единый яркий луч, соединяющий мрачные глубины материи с высочайшими супраментальными мирами. На каждом из планов бытия этот луч несколько преломляется, теряя свою интенсивность, и от него отходят множество тончайших ветвей, прикоснувшись к которым человек может испытать удовольствие. Это ананда, но на каждом плане бытия она своя и по интенсивности и по окраске и даже по своей всеохватности. Но во всех случаях она – производное от супраментальной ананды.
Каждый план сознания имеет свою частоту и амплитуду вибраций. Наиболее низкие частоты имеют миры мрака и смерти, и чем выше подниматься по ступеням сознания, тем более высокими по частоте будут вибрации сознания этих планов. Когда человек осознает внутри себя состояние покоя, то он должен помнить, что это состояние всегда относительно, и соответствует наиболее высоким вибрациям каждого плана сознания. Разумеется, на темных и низких планах реальности даже самые высокие вибрации не воспринимаются человеком, как состояние покоя.
Впервые человек встречается с состоянием покоя на привычном для него плане сознания. Стремясь сохранить в себе это состояние, и наблюдая за всевозможными низкими проявлениями, которые относятся к привычному для него плану сознания, человек этим самым приближается к нижним границам более высокого плана реальности, а затем и переходит эти границы, приобретая более высокое сознание. В дальнейшей работе все повторяется, но на более высоком уровне до тех пор, пока человек не поднимется до плана Сверхразума (плана богов).
Дальнейшее восхождение сознания возможно только в одном случае, когда он будет продолжать оставаться отстраненным свидетелем даже величайшей ананды Сверхразума. Здесь, на плане богов между атмосферой этого плана реальности и золотой нити, берущей начало в супраментальных мирах и уходящей в глубь миров низшей сферы, уже нет никаких промежуточных слоев. На этом плане сознания человек впервые без всяких искажений соприкасается с абсолютной супраментальной истиной. Древние риши не могли преодолеть этого последнего препятствия, чтобы достичь своего физического бессмертия, не сумев удержать отстраненное восприятие этой высочайшей для низшей сферы миров реальности.
Здесь человек встретился с еще одной трудностью – когда его внимание отвлекалось на другие части его существа, функция которых была необходима для его физического существования, мост, связывающий сознание человека с супраментальным планом реальности переставал существовать. В случае со Шри Ауробиндо, когда он оставил свое тело, поток супраментального света постепенно иссяк, в результате чего тело, потеряв защиту от тления, стало нуждаться в погребении.
Этот шаг, когда Шри Ауробиндо оставил свое тело, был необходим, так как благодаря ему, стало возможным быть полностью сосредоточенным на сохранении моста между супраментальным планом сознания и Землей (после того, как тело было оставлено, оно стало принадлежать Земле, как и все умершие тела). Шри Ауробиндо ушел, совсем не потому, что его тело было невозможно трансформировать по каким-то причинам. В его возможностях было исправить в своем теле любые недостатки, но его уход был необходим для Земли, для тех, которые своими путями пойдут в направлении духовного предназначения человечества.
Путеводителем на этом восходящем пути для духовного искателя является его истинное «Я», а затем Высшее «Я», которое он найдет у себя над головой. По мере восхождения человек открывает у себя над головой все более высокое «Я», и если это называть реализацией, то тогда человек по мере своего восхождения своего сознания неоднократно получает реализации, которые в корне меняют его мировоззрение (видение и понимание мира, а также отношение к миру).
К сказанному следует добавить, что если сознание человека, следуя внутренним витальным побуждениям, опускается на самый низший уровень вибраций привычного для него уровня сознания, то он может в дальнейшем легко перейти на более низкий уровень сознания. В дальнейшем, если такого рода нисхождение не будет чем-либо остановлено, человек может опуститься до полной деградации. Нисхождение на более низкие планы сознания происходят более успешно, чем восхождение на более высокие, потому что в человеке его древняя животная сущность находится только в дремлющем состоянии и бывает достаточно незначительного внешнего или внутреннего толчка или события, чтобы человек начал свое нисхождение к пределам своей деградации.
Здесь необходимо остановиться на динамической стороне духовной практики, которая позволит духовному искателю пропитать свое существо вибрациями более высокого плана сознания. Осознав в себе состояние покоя, и удерживая его, как сосуд до краев наполненный водой, следует начинать ходить. Движения должны быть такими, чтобы внутренний покой полностью сохранялся. Затем можно совершать другие действия, необходимые для выполнения каких-либо работ, но при этом обязательно фиксировать в себе то состояние покоя, которое было получено во время медитации. Добившись еще более глубокого покоя следует применять эту же самую методику и в дальнейшем.
И каждый раз состоянием покоя должны быть пропитаны все части существа, а не только физическое тело. О том, сделана ли эта работа можно будет легко узнать и по своим движениям, и эмоциям, и речи. При этом человек может обнаружить, что тот покой, которому он хочет быть адекватным во всех своих проявлениях, кроме того, содержит в себе волю к определенной упорядоченности не только отношений человека с реальностью мира, но и своего внутреннего мира, в котором не должно быть ничего, что может быть помехой для духовной работы.
При этом для человека не должно быть важным ни скорость, с какой выполняется эта работа, ни оценка её кем бы то ни было. И еще, на определенной стадии внутренней работы у человека появляется способность осознавать влияние на него различных вещей и вообще всего, с чем приходится соприкасаться его сознанию. Одни из этих вещей могут его тянуть вниз, другое способствовать его восхождению.
Здесь будет уместным обратить внимание на динамическую сторону работы с сознанием человека, которая используется для его деградации. Во всевозможных ночных клубах, на концертах совершаются всевозможные действия, которые соответствуют низкому уровню сознания человека, таким образом закрепляя в нем низкие вибрации темных витальных планов.
Источник: Пётр Зорин
Обсуждения Препятствие плана Богов